КомпьюАрт

10 - 2007

Графическое оформление рубрик и оглавления

Николай Дубина info@prodtp.ru

Рубрики

Пробельная строка как рубрика

Оглавление

В прошлой статье было обещано продолжить рассказ о правилах рубрицирования, однако, поразмыслив, автор посчитал, что оставшийся нерассмотренным академический материал желающие смогут без труда найти в справочниках Мильчина или Жилинского.
А вот о графическом решении рубрицирования и оформлении оглавления почти нигде не говорится, поэтому в настоящей статье более целесообразно обсудить именно эти вопросы.

Рубрики

Оформление рубрик в основе своей определяется пробельным прямоугольником abcd, который находится над участком требующего надписи текста (рис. 1). Графические возможности на этой площади столь же многообразны, как, скажем, на титульном или спусковом прямоугольнике, на прямоугольнике обложки и т.п.

В пределах прямоугольника abcd может уместиться довольно большое число комбинаций шрифтовых и графических элементов, причем возможно движение по двум направлениям: по вертикалям и по горизонталям, а также их комбинирование.

Прямоугольник abcd может быть шире полосы набора (рубрики с выступом), он даже может быть превращен в многоугольник путем частичной врезки в текст. Рассматривая возможные комбинации, не следует забывать, что многие из приемов набора, применяемые на обложках, чужды набору внутри книги, поскольку мешают читателю воспринимать текст.

Остановимся на некоторых особо распространенных приемах оформления рубрик.

Рис. 1

Укорачивание

Укорачивание (сдваивание, страивание строк) заключается в том, что рубрика, которая может поместиться при данной ширине набора, например, в две строки, набирается в три или более строк (рис. 2). Этот прием может служить для выделения, разгона или компенсации правленого текста.

Рис. 2

Движение рубрики в горизонтальном направлении

Возможны три варианта движения рубрики в горизонтальном направлении:

  • «движется» только рубрика, останавливаясь в любой желаемой точке (рис. 3 а);
  • вместе с рубрикой «движется» первая текстовая строка — рубрика берется с отступом, равным абзацному, который задается любого желаемого размера (рис. 3 б);
  • «движется» только первая текстовая строка, при этом совмещаются вертикали конца рубрики и абзацного отступа (рис. 3 в).

На рис. 3 схематически представлено движение одной строки, однако двигаться в пределах пробельного прямоугольника может и комплект строк, набранных с выключкой вправо или влево (и обретающих соответствующее направление динамики), — рис. 4.

Рис. 3

 

Рис. 4

Выступ за полосу набора

Выступ за полосу набора (рис. 5) довольно неудобен при верстке, особенно в случаях выступа форточки.

Рис. 5

Надпись целиком выходит за пробельный прямоугольник

Надпись может целиком выходить за пробельный прямоугольник, располагаясь сбоку от текста (рис. 6), однако следует учитывать, что движение в вертикальном направлении ограничивает возможности рубрикации.

Рис. 6

Рубрика врезается в набор

Распространенным случаем врезки рубрики в набор являются форточки. Прием широких форточек (например, в половину ширины полосы набора) может применяться как компромисс между красной строкой и рубрикой в подбор. Нередко бывают случаи, когда красные строки неприемлемы вследствие частоты, рубрики же в подбор делают текст монотонным. Тогда и следует использовать широкую форточку.

Пример более сложной для набора врезки рубрики представлен на рис. 7.

Рис. 7

Косые компоновки

Расположение рубрики под углом к горизонтали относится к акцидентным приемам и на практике применяется очень редко.

В начало В начало

Пробельная строка как рубрика

В старых изданиях пробельная строка применялась более широко, чем сейчас, — в ряде книг пробельной строкой отбивался каждый текстовой абзац. Наличие пробельных строк облегчало чтение, так как абзацы тогда были длиннее, чем принято в наше время.

Сегодня пробельная строка применяется для размежевания отдельных частей текста, например в произведениях художественной литературы, когда эти части не имеют специальных рубрик. Длинные, не имеющие прямых связей друг с другом отрывки текста завершаются концовками, звездочками и т.п. Если же подобные отрывки коротки и многочисленны (иногда все произведение состоит из подобных отрывков, связанных только общим лейтмотивом), целесообразно использовать пробельные строки, которые в данном случае служат своего рода рубрикой.

Другие распространенные случаи использования пробельной строки:

  • для усиления имеющейся рубрики: в некоторых изданиях можно встретить пробельные строки перед каждой рубрикой, идущей в подбор. В случае нескольких ступеней-рубрик, идущих в подбор, пробельная строка может применяться в тех, что выше по значимости;
  • перед строкой, начинающейся инициалом, когда последние идут в подверстку (без рубрики в данном месте). Здесь пробельная строка не только заменяет рубрику, усиливая в этом смысле инициал, но и является графическим приемом (белое поле перед инициалом);
  • в больших цифровых таблицах, на каждой пятерке или десятке строк (на пятерках или нулях). Здесь пробельные строки являются приемом условного отделения, облегчающим пользование таблицами;
  • в указателе перед каждой новой буквой алфавита, когда эти буквы не даются в виде заголовков. В этом случае пробельные строки также являются приемом условного отделения.

Зачастую трудно провести четкую грань между тем или иным значением пробельной строки. Важен учет пробельной строки как архитектурного приема (если мы говорим об архитектонике книги), понимание этого приема и умение в нужный момент использовать его. В широком смысле пробельная строка всегда в той или иной мере обозначает отсутствующую рубрику.

В начало В начало

Оглавление

С вопросом рубрикации тесно связана проблема набора оглавления. Оглавление играет в книге очень важную роль — это та страница, по которой зачастую происходит первое знакомство с книгой, поэтому к его набору следует относиться особенно ответственно.

Прежде всего упомянем основные ошибки при наборе сложных оглавлений:

  • обилие отступов (обилие вертикалей), придающих оглавлению неприятный и беспокойный, а следовательно, неудобный для использования вид;
  • малое число строк, идущих без отступа, что при сложном оглавлении (с большим числом отступов и большим числом красных строк) деформирует полосу набора;
  • непродуманное в графическом отношении построение, при котором:

- оглавление начинается строками с отступом,

- красные строки снабжаются отточиями, чего следует по возможности избегать путем соответствующего построения оглавления,

- обильное число степеней (например, в справочном издании) дается красными строками, что создает впечатление нагромождения. Искать нужные места в оглавлении удобно по вертикалям, но не по красным строкам,

- красные строки приходятся лишь над одной-двумя строками, набираемыми без отступа (это производит такое же неблагоприятное впечатление, как обычная текстовая полоса, разрезанная большим числом рубрик в красную строку).

Вышеупомянутых ошибок при разметке оглавления следует избегать.

Существуют всего три основных способа установки строк в оглавлении (рис. 8):

  • красная строка;
  • безотступный набор;
  • отступ.

Комбинациям из этих трех способов подчиняются все виды обычного набора оглавления. Дополнительные возможности создает только усиление или ослабление шрифта, а также варьирование порядка применения перечисленных приемов. Например, при выделительном начертании шрифта строка с отступом подчиняет строки без отступа.

Рис. 8

Использование выделительного начертания шрифта дает возможность показать подчиненность и при установке на одной вертикали (рис. 9). В некоторых случаях подобный прием может быть применен и к большому числу степеней рубрикации.

Рис. 9

При разметке оглавления первым является вопрос о том, какие рубрики будут назначены без отступа. Во многих случаях целесообразно размещать без отступа рубрики, которые определены в качестве рабочих. Обычно по количеству они преобладают, поэтому вполне естественно придать им наилучшее расположение для чтения, тем более что при этом будет подчеркиваться прямоугольная форма полосы. Однако при простой двухстепенной (например, главы/параграфы) рубрикации целесообразно размещать без отступа названия более значимых рубрик — несмотря на количественное преобладание параграфов над главами, последние могут идти без отступа, а параграфы — с отступом (рис. 10). В этом случае вследствие простоты конструкции не нарушается ясность оглавления и не страдает четкость прямоугольника полосы набора — есть только две вертикали, поэтому глазу легко ориентироваться. Как бы далеко ни отстояли строки глав друг от друга, глаз легко воспринимает такую конструкцию. Если же в подобную комбинацию добавляются красные строки и отступы, картина меняется (рис. 11). Обилие вертикалей и боковые провалы могут мешать глазу ориентироваться. Далеко отстоящие строки глав также плохо ориентируют глаз и «не держат» прямоугольника полосы набора.

Рис. 10

 

Рис. 11

 

Рис. 12

Оглавление может выиграть, например, при таком наборе, как на рис. 12. К сожалению, универсального решения не существует, и надо рассматривать каждую ситуацию отдельно.

Завершая тему рубрицирования книги, хотелось бы напомнить о его важности. Рубрики — каркас книги. В этом смысле книгу можно сравнить с железобетонным сооружением: текст — бетонная масса, рубрики — стальная арматура.

В начало В начало

КомпьюАрт 10'2007

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства