КомпьюАрт

11 - 2007

M-real реструктурирует бизнес

Дмитрий Гудилин

Программа реструктуризации

Консолидация отрасли и ключевые сегменты рынка

Инвестиции

Фабрики M-real Kangas и Aanekoski

Поступавшие в течение последнего года известия о закрытии производственных мощностей M-real и продаже активов компании, в частности группы Map, вызывали тревогу, тем более что M-real занимает ведущие позиции в большинстве основных сегментов российского рынка печатных бумаг и картонов. Ответ на вопрос, что происходит с компанией, позволил получить состоявшийся в конце сентября пресс-тур, в ходе которого российские журналисты встретились с топ-менеджерами M-real: президентом Микко Хеландером (Mikko Helander), вице-президентом и главой подразделения Consumer Packaging Микой Юкио (Mika Joukio), а также вице-президентом и главой подразделения Publishing Грегори Геттингером (Gregory Gettinger). Кроме того, в программу пресс-тура вошло посещение фабрик по производству бумаги и картона Kangas и Aanekoski.

Программа реструктуризации

В конце 90-х годов перспективы развития рынка оценивались весьма оптимистично, в результате чего ряд крупнейших производителей бумаги, включая M-real, инвестировали значительные средства в увеличение своих производственных мощностей. Однако реальная ситуация в 2000-х годах не оправдала прогнозов: цены на сырье, в частности древесину, и энергоресурсы постоянно растут; экспорт за пределы Европы имеет тенденцию к уменьшению ввиду высокого курса евро и растущего производства бумаги и картонов в Азии; цены же на готовую продукцию в Европе в последние несколько лет снизились на 20-25% из-за дисбаланса предложения и спроса. В результате европейские производители бумаги оказались перед необходимостью реструктуризации бизнеса и закрытия избыточных производственных мощностей.

Микко Хеландер, президент M-real

Микко Хеландер, президент M-real

M-real стала первым крупным европейским производителем бумаги, начавшим масштабную реструктуризацию. В марте 2006 года Совет директоров компании инициировал переоценку имеющихся видов бизнеса. В октябре того же года началась реализация программы реструктуризации, которая была расширена в феврале 2007-го. Эта программа предусматривает следующие меры:

  • продажа непрофильных активов;
  • закрытие избыточных мощностей;
  • снижение издержек.

В настоящее время результаты этой программы даже превосходят запланированные величины. В частности, выручка от продажи активов — группы Map и фабрик по изготовлению картонной упаковки — составила около 680 млн евро вместо запланированных
500 млн евро, перевыполнены и планы по снижению издержек (140 млн евро в год). Реализация программы реструктуризации позволила M-real стабильно повышать рентабельность, улучшить финансовое положение и снизить уровень задолженности. Так, в первое полугодие 2007 года по сравнению с первым полугодием2006-го, несмотря на снижение объема продаж с 2819 до 2792 млн евро, операционная прибыль увеличилась с 14 до 35 млн евро, а показатель прибыли на инвестированный капитал вырос с 1,1 до 2,0%.

Закрытие двух фабрик в Великобритании и Швеции, а также остановка двух бумагоделательных и одной картоноделательной машин на действующих предприятиях уменьшили мощности компании на 555 тыс т в год и будет способствовать восстановлению баланса предложения и спроса на бумагу и картон.

В начало В начало

Консолидация отрасли и ключевые сегменты рынка

Руководство M-real придает большое значение консолидации европейской бумажной отрасли, необходимой для разработки производителями бумаги совместной стратегии развития. По мнению Микко Хеландера, оздоровлению рынка должна способствовать фокусировка и концентрация ресурсов основных игроков на отдельных сегментах рынка.

Ключевыми сегментами рынка для M-real являются производство материалов для потребительской упаковки (подразделение Consumer Packaging) и журнальных бумаг (подразделение Publishing).

M-real — один из ведущих европейских производителей журнальной бумаги

M-real — один из ведущих европейских производителей журнальной бумаги

Подразделение Consumer Packaging объединяет мощности по производству упаковочных картонов (второе место в Европе), крафт-лайнера с беленой лицевой стороной (первое место в мире), упаковочной и этикеточной бумаги, а также основы для обоев (первое место в мире). В настоящее время на долю M-real приходится около 28% производимых в Европе упаковочных картонов. Картоны изготавливаются на четырех фабриках, расположенных в Финляндии. Также M-real является крупнейшим в мире производителем химикотермомеханической (ХТМ) целлюлозы, которая придает картонам особо высокие механические качества.

M-real сегодня

Компания M-real производит печатные бумаги для изготовления журналов, книг и разнообразной печатной рекламы, упаковочные картоны и белые топ-лайнеры, бумаги для упаковки, этикеток, обоев, а также офисные бумаги. В 2006 году оборот M-real составил 5,6 млрд евро. Компания является собственником 20 фабрик в семи европейских странах и располагает представительствами в более чем 70 странах, в том числе в России. M-real является третьим по величине европейским производителем журнальных и мелованных чистоцеллюлозных бумаг, а по объемам изготовления упаковочного картона и немелованных чистоцеллюлозных бумаг (в том числе офисных) занимает второе место в Европе. Около 80% продукции M-real поставляется в европейские страны.

На долю России в 2006 году пришлось примерно 3% от общих продаж компании, что в натуральном выражении составило более 200 тыс. т, а в денежном — около 200 млн евро. В московском представительстве компании работают 30 человек. Около 10% использованной M-real древесины импортируется из России.

M-real ответственно относится к природопользованию — все фабрики компании сертифицированы на соответствие требованиям стандарта ISO 14001.

Акцент на развитии производства материалов для потребительской упаковки обусловлен не только хорошими позициями M-real в соответствующих сегментах рынка, но и благоприятными тенденциями в этом бизнесе. В частности, в 2007 году увеличились потребности в картоне, что обеспечило хорошую загрузку производственных мощностей, а кроме того, впервые за несколько лет выросли цены на упаковочный картон.

На европейском рынке журнальных бумаг M-real занимает третье место. При этом компания располагает очень сильным брендом Galerie, который объединяет пять марок мелованных чистоцеллюлозных бумаг: Galerie Lite, Galerie Brite, Galerie One, Galerie Fine и Galerie Art. Бумаги Galerie производятся на четырех фабриках, три из которых расположены в Финляндии, а одна — в Швеции. В число крупнейших потребителей бумаг Galerie входит и Россия. Отличительной особенностью бумаг Galerie является сочетание высокой пухлости, непрозрачности и белизны, что обеспечивает возможность экономии краски и использования бумаги меньшей массы. Кроме того, M-real предлагает заказчикам ряд интересных сервисных услуг, например помощь в управлении цветовоспроизведением, изготовление кукол-образцов изданий, а также консультации и обучающие семинары.

Производство материалов для картонной упаковки — стратегическое направление бизнеса M-real

Производство материалов для картонной упаковки — стратегическое направление бизнеса M-real

В настоящее время прогнозы на развитие журнального рынка оптимистичны, что должно позитивно сказаться на росте спроса на мелованные бумаги. Благодаря выводу из эксплуатации европейскими производителями оборудования с годовой мощностью 1,7 млн т мелованной бумаги, загрузка европейских предприятий в 2007 году должна составить 95%, что является очень хорошим показателем и создает предпосылки для роста маржи.

В начало В начало

Инвестиции

В настоящее время на рынке наблюдается дефицит целлюлозы, что дестабилизирует положение производителей бумаги. Поэтому важным стратегическим решением M-real стали инвестиции в размере около миллиарда евро в строительство завода по производству целлюлозы в Уругвае — совместный проект с рядом других крупных производителей бумаги. Запуск нового завода мощностью около 1 млн т в III квартале этого года позволит M-real полностью обеспечить свои потребности в целлюлозе за счет собственного производства.

Планируется, что на фабрики M-real ежегодно будет поступать от 250 до 280 тыс. т произведенной в Уругвае высококачественной эвкалиптовой целлюлозы. Ожидается, что за счет очень низкой себестоимости этой целлюлозы затраты на производство чистоцеллюлозных бумаг снизятся на 30-40 млн евро в год.

В рамках программы реструктуризации M-real планирует ограничить инвестиции главным образом вложениями в совершенствование имеющегося оборудования.

В начало В начало

Фабрики M-real Kangas и Aanekoski

Экскурсии на фабрики Kangas и Aanekoski позволили убедиться в высочайшей культуре производства на предприятиях M-real. Несмотря на кризис в бумажной отрасли, бумаго- и картоноделательные машины на фабриках работают с полной загрузкой.

M-real Kangas

Как и многие предприятия финской целлюлозно-бумажной промышленности, фабрика Kangas была основана, когда Финляндия еще входила в состав Российской империи. Интересной особенностью этого предприятия является то, что оно расположено в центре города, что обусловливает повышенные требования к экологичности производства. В Kangas эксплуатируются две бумагоделательные машины общей мощностью 310 тыс. т в год (850 т в день). В настоящее время штат фабрики составляет 240 человек, а годовой оборот — более 200 млн евро.

Фабрика M-real Kangas

Фабрика M-real Kangas

После модернизации, с 2001 года, обе машины делают бумагу Galerie One, которая имеет плотность от 65 до 150 г/м2 и отличается сочетанием высокой пухлости, белизны и непрозрачности. Высокая пухлость и непрозрачность достигаются за счет применения ХТМ-целлюлозы из осины, а повышенная степень белизны — благодаря гипсовому меловальному слою. Galerie One хорошо подходит для изготовления самой разной печатной продукции — от журналов и книг до материалов для почтовой рассылки. Она пригодна как для рулонной офсетной печати с сушкой, так и для листовой офсетной и цифровой печати.

Изготовленная на фабрике Kangas бумага экспортируется в Россию, Польшу, Великобританию, США и многие другие страны мира.

Производственный комплекс M-real Aanekoski

Производственный комплекс в городе Aanekoski включает предприятия по изготовлению целлюлозы и компонентов покрытия для бумаги, фабрики по производству бумаги и картона (персонал 310 и 180 человек соответственно), собственную электростанцию, а также офисный комплекс. Первое предприятие здесь было создано в 1896 году, в 1899-м начат выпуск картона, а в 1906-м — бумаги.

Производственный комплекс M-real Aanekoski

Производственный комплекс M-real Aanekoski

Бумажная фабрика Aanekoski в настоящее время располагает одной бумагоделательной машиной, на которой в 1989 году было начато производство бумаги Galerie Art. С 1993 года эта бумага любой плотности имеет трехслойное мелование, а с 1999-го в состав ее покрытия вводится производимый в Aanekoski пигмент на базе карбоната кальция.

Galerie Art — чистоцеллюлозная бумага трехслойного мелования с высочайшими показателями гладкости и белизны, предназначенная для изготовления высокохудожественных изданий, журналов премиум-класса, имиджевых рекламных изданий, обложек журналов, а также постеров. Galerie Art позволяет снизить расход печатных красок и технологична с точки зрения послепечатной обработки: она хорошо фальцуется, пригодна для тиснения фольгой, рельефного тиснения, перфорации и других операций.

Картоноделательная машина в M-real Aanekoski

Картоноделательная машина в M-real Aanekoski

На фабрике Aanekoski выпускается глянцевая и матовая бумага плотностью от 115 до 300 г/м2. Годовая мощность бумагоделательной машины составляет 185 тыс. т. Примерно 66% бумаги Galerie Art отгружается заказчикам в листах. Крупнейшим импортером Galerie Art является Россия, причем российские заказчики предпочитают именно листовую глянцевую бумагу.

Картонная фабрика Aanekoski имеет годовую мощность185 тыс. т. В 2002 году проводилась модернизация картоноделательной машины, после которой был налажен выпуск картонов Carta Solida (Galerie Vision) и Carta Integra (Galerie Image) с использованием отбеленной ХТМ-целлюлозы.

Структура картона Carta Integra включает два слоя из отбеленной химической целлюлозы, между которыми расположен базовый несущий слой из ХТМ-целлюлозы. Лицевая сторона картона имеет двухслойное мелованное покрытие, а оборот — однослойное покрытие. Картон Carta Solida имеет сходное строение, но его оборотная сторона — немелованная.

Преимуществом ХТМ-целюлозы является сочетание достоинств химической и механической целлюлозы, благодаря чему картон характеризуется как высокой белизной и гладкостью, так и жесткостью, а также пухлостью.

Carta Integra выпускается плотностью от 170 до 330 г/м2, а Carta Solida — от 185 до 320 г/м2. Эти картоны рекомендуется использовать для изготовления фармацевтической, косметической, сигаретной и пищевой упаковки, а также для почтовых карточек и открыток, обложек тетрадей, упаковок CD- и DVD-дисков, рекламных материалов и папок.

* * *

Хочется надеяться, что предпринятые производителями бумаги меры позволят им в кратчайшие сроки преодолеть кризис. К сожалению, одним из важных условий стабилизации положения в бумажной отрасли является рост цен на бумагу и картон. Избежать этого невозможно из-за стабильного подорожания древесины и энергоресурсов, поэтому к росту цен надо быть готовым…

В начало В начало

КомпьюАрт 11'2007

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства