КомпьюАрт

11 - 2007

Эволюция и классификация технологий печатания

Стефан Стефанов

Эволюция технологий печатания

Необходимость в классификации технологий печатания

Цель и задачи классификации

Фрактал как модель эволюции и схема классификации

Наше завтра

Эволюция технологий печатания

Технология — сопряженность физического и информационного (мыслеконструкций) пространств. Эти пространства связаны символистическими, языковыми и математическими операциями для создания информационного слепка объекта, процесса, явления, системы или чего бы то ни было и проектирования, позволяющего по информативной структуре получать модель природных объектов. Технология — это взаимодействие носителей разума с окружающей средой [5].

Полиграфические технологии содержат:

  • способы сопряжения пространств — процессы, операции, условия, режимы;
  • средства сопряжения пространств — оборудование, механизмы, устройства, приборы;
  • материальные носители сопряжения пространств — основные и вспомогательные материалы;
  • средства управления и контроля сопряжения пространств и оценки полуфабрикатов и конечного продукта — специалисты, программы, системы управления.

Базой полиграфических технологий являются технологии печатания, определяющие допечатные, печатные и послепечатные процессы [16].

Суть печатного процесса [3] — перенос изображения (текст, иллюстрации, оформительские, вспомогательные и контрольные элементы) с печатной формы на запечатываемую поверхность:

  • при печати с использованием красящего вещества (краски, чернил, цветного лака или тонера) для получения оттиска (отпечатка) за счет изменения цвета отдельных частей запечатываемой поверхности;
  • при выборочном (фрагментарном) лакировании с использованием бесцветного лака для получения изображения за счет изменения глянца, фактуры или других оптических свойств отдельных частей запечатываемой поверхности;
  • при тиснении с применением красящего вещества для изменения рельефа, фактуры и цвета отдельных частей запечатываемой поверхности;
  • при тиснении без использования красящего вещества для изменения рельефа и фактуры отдельных частей запечатываемой поверхности.

Базой печатного процесса является печатная форма [3], на которой формируется изображение [16].

Технология печатания состоит из трех звеньев:

  • печатная форма с изображением (текст, иллюстрации и прочие элементы);
  • процесс переноса изображения с печатной формы на запечатываемую поверхность с участием печатной системы и красящего вещества, которое в некоторых технологиях печатания может и отсутствовать;
  • запечатываемый материал со своей структурой, цветом, протяженностью и формой.

Развитие (эволюция) имеет два аспекта:

  • динамический, который дает возможность непосредственно наблюдать процесс развития, превращения, модификации и перехода одного в другое;
  • статический, который позволяет сопоставлять между собой представителей разных стадий развития данной структуры, причем в том порядке, в каком идея зарождалась, реализовывалась, модифицировалась и развивалась в направлении усложнения или упрощения с переходом на новый уровень.

Как и все другие ремесла, полиграфия (первая ее стадия — книгопечатание) возникла из практической потребности людей в сохранении и распространении информации [1] во времени и пространстве.

Эволюционное развитие технологий печати подтверждается пятью признаками:

  • социальная необходимость способствовала увеличению производительности и тиражей, улучшению качества печати и печатной продукции в целом;
  • избыточность идей — изобретенных технологий печати более чем достаточно для удовлетворения социальной необходимости. Происходит естественный отбор и возникает неравномерность в распространении и развитии разных технологий печати, вплоть до отмирания некоторых из них с возможностью возрождения по прошествии времени. Отсюда и сентенция: новое — хорошо забытое старое;
  • неравномерность и неодинаковость внедрения изобретений. Многие из них остаются на бумаге как идеи, большинство не выдерживают испытания на начальной стадии, другие модифицируются в процессе адаптации и только меньшинство находят широкое применение;
  • модификация используемых на практике технологий печатания. Изменение условий применения, появление новых материалов и меняющиеся требования рынка вынуждают потребителей технологии ее модифицировать;
  • идея является базой для создания и модификации множества технологий печати. Например, идея высокой печати (рельефная печатная форма) реализована при печати краской в традиционной высокой печати, во флексографии, ксилографии и линогравюре, при лакировании, гренировании, а также при тиснении фольгой и без фольги.

В начало В начало

Необходимость в классификации технологий печатания

Эволюция технологий печати приводит к возникновению множества идей. Большинство из них так и остаются лишь идеями, другие находят минимальное практическое применение, небольшая часть получает широкое распространение. Последние переживают период развития, расцвета и увядания, после чего становятся историей, уступая место новым идеям. Для того чтобы разобраться в этом на первый взгляд хаосе технологий, порожденном случаем и социальной необходимостью, необходима система классификации.

Классификация — это распределение понятий, предметов и явлений по классам, отрядам и разделам с учетом их общих признаков и различий.

Классификация вносит порядок, определяет направления развития и превращает хаос в систему, точнее в структуру, которая делает информацию наглядной, легко запоминающейся и упрощает алгоритм ее записи для хранения и архивирования. В качестве примера вспомним таблицу Д.И.Менделеева, классификацию растений и животных Карла Линнея, классификацию кристаллов Е.С.Федорова…

Формальная логика есть не что иное, как учение о свойствах, общих для всякой классификации [12]. Согласно ей два ученика, числящихся в одном классе, тем самым принадлежат к одной и той же школе, а следовательно, к одному и тому же окружному управлению образованием. К этому и сводится вся теория силлогизмов. Каково же условие, при котором правила логики имеют силу? Для этого необходимо, чтобы принятая классификация была неизменной по своим параметрам.

Классификация не может быть закончена, если появляются новые элементы, которые подлежат классификации [12]. Эти затруднения встречаются особенно часто, если дело касается бесконечных совокупностей. Положим, что мы проводим классификацию элементов подобной совокупности и что принцип этой классификации основывается на некоторой зависимости между классифицируемыми элементами и всем их собранием в целом. Может ли подобная классификация когда-нибудь быть закончена? Бесконечная совокупность (открытое множество) обладает тем свойством, что к ней без конца можно прибавлять новые элементы (подобно опросному листу, который никогда не будет закрыт в ожидании новых опрашиваемых). Всякий раз, когда к этой совокупности прибавляют новые элементы, она меняется. Может измениться зависимость между этой совокупностью и уже классифицированными элементами, а поскольку согласно этой зависимости элементы распределяются в ту или иную группу, то может случиться, что при ее изменении элементы придется перемещать из одних групп в другие. Пока могут быть введены новые элементы, существует вероятность того, что всю работу придется выполнять заново. В случае бесконечной совокупности никогда не настанет такой момент, когда новых элементов, которые нужно вводить в нее, больше не будет. Следовательно, классификация открытого множества не может быть закончена.

Отсюда вытекает различие между двумя видами классификаций:

  • применимых к элементам конечных совокупностей, которые не нарушаются введением новых элементов;
  • применимых к элементам бесконечных совокупностей, когда структура совокупности эволюционирует и без конца меняется после введения новых элементов (создания новых технологий и отмирания устаревших).

Все, что было сказано о классификациях, применимо и к определениям. Всякое определение в действительности является классификацией [12]. Оно отделяет предметы, удовлетворяющие определению, от тех, которые ему не удовлетворяют, и разбивает их на два класса. Определение, как и всякая классификация, следовательно, может быть или не быть законченным и полным (закрытым или открытым).

Мы хотим рассмотреть подходы к построению иерархической классификации элементов множества, эволюционирующего в описанном выше смысле. Общая идея состоит в следующем. Мы введем в рассмотрение некоторый набор признаков, характеризующий данный элемент. При этом целесообразно выбирать такие параметры (признаки), которые обусловлены строением элементов и характеризуют их функции. Более того, нужно следить за тем, чтобы набор этих признаков отвечал иерархической структуре совокупности соответствующего уровня — характеризовал функции элементов данного уровня иерархии. Признаки должны быть описаны посредством некоего дерева, вершина которого отвечает объекту в целом [6]. При этих условиях каждый элемент совокупности (каждая технология печати) характеризуется некоторым набором особенностей, то есть цепочкой, идущей от корня дерева к одной из концевых вершин.

Необходимо следить за тем, чтобы ближе к «корню» располагались параметры (признаки), определяемые высоким уровнем функционирования технологии, тогда как дальше от «корня» должны размещаться признаки, определяемые более низким уровнем технологичности (отличиями технологий друг от друга).

В начало В начало

Цель и задачи классификации

Классификация технологий печати должна однозначно определять место существующих и новых технологий относительно друг друга. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • выявить и выделить значащие параметры классификации;
  • создать стержень и схему классификации с определением взаимосвязей классификационных параметров;
  • определиться с терминологией, отказавшись от неопределенности и многозначности некоторых понятий, используемых как термины.

В начало В начало

Фрактал как модель эволюции и схема классификации

На заре естествознания Галилей утверждал, что книга природы написана на языке окружностей и треугольников. В середине XX века стало ясно, что книга природы написана на языке фракталов [17]. Причудливые очертания береговых линий и замысловатые извилины рек, изломанные поверхности гор и причудливые очертания облаков, кроны деревьев и сети кровеносных сосудов — все это фракталы. Одни фракталы — формы облаков и береговых линий — постоянно меняют свои очертания, другие, подобно деревьям или кровеносным сетям, сохраняют свою структуру неизменной, но эволюционирующей. Общим для обоих типов фрактальных структур является их самоподобие. Самоподобие — это основное свойство, обеспечивающее выполнение во фракталах закона единства в многообразии объектов природы и творений человека. Для названных объектов характерно определенное чередование в единстве: порядка и беспорядка, случая и необходимости, хаоса и гармонии, знания и незнания, прогрессивности и консерватизма, желаний и возможностей, бесконечного и конечного.

Удивительная простота фрактальных алгоритмов и наглядность их структурных форм сделали фрактальную геометрию эффективным средством для описания объектов природы [17] и творений человека. При фрактальном подходе рассмотрение структуры как целого через разветвления разного масштаба изменило взгляд человека не только на природу, но и на продукты творчества в области науки, техники, культуры и экономики, на поведение отдельного человека, групп людей и поколений.

В основу исследования фрактальной структуры технологий печати как продукта человеческой деятельности был положен ряд основополагающих теоретических принципов:

1. Совокупность технологий печати, меняющая свой состав из новых, работающих, устаревших и отмирающих технологий, состоит из структурно-функциональных звеньев, связанных в единую многоуровневую сеть. Функциональная составляющая каждой технологии влияет как на все остальные технологии, так и на структуру в целом, способствуя вытеснению старых технологий и созданию новых, развиваясь или сопротивляясь в зависимости от стадии своего развертывания.

2. Совокупность технологий печати — открытое множество, которому свойственны изменения как по количеству технологий, так и по степени их актуальности (новые, внедряемые, работающие, ведущие, устаревшие, имеющие только историческое значение и возрожденные).

3. Основой функционирования технологии печати является структура печатной формы и запечатываемого материала. Эти две структуры обладают свойством самоподобия и являются древовидными фракталами, эволюционирующими под активным воздействием деятельности человека и его индивидуальных особенностей, случая и социальной необходимости.

4. Параметры (признаки), систематизирующие функциональные взаимосвязи технологий печати, существуют во всех технологиях и образуют подструктуры древовидного фрактала в целом.

5. Взаимодействие случая, социальной необходимости и деятельности человека (изобретателя, инженера, технолога и производственника) происходит через резонанс внешних условий, творческий потенциал отдельного человека и поколений творческих людей.

6. Освоение технологий печати способствует их эволюции и постоянному обновлению.

7. Структуры печатной формы и запечатываемого материала в виде древовидного фрактала характеризуются устойчивостью функции как в совокупностях технологий печати, так и внутри каждой технологии.

8. Показателем устойчивости структур печатной формы, красящего вещества и запечатываемого продукта служит получение печатного продукта после каждого переноса изображения с печатной формы на запечатываемый материал.

9. Для каждой технологии или группы технологий печати создается свое красящее вещество со своей структурой, особенностями признаков и печатных свойств, своя форма и свое печатное устройство. В некоторых технологиях печати красящее вещество и печатное устройство могут отсутствовать.

10. Технологии печати приспосабливают к структуре запечатываемого материала. Только печатная бумага создается под разные технологии печати.

В начало В начало

Наше завтра

Завтра никогда не наступает. Классификация постоянно эволюционирующих технологий печати навсегда останется незаконченной и открытой для уточнения и развития, не являясь конечной совокупностью технологий даже для одного поколения специалистов. Технологии печати образуют бесконечную совокупность технологий в целом. Тем не менее классификация технологий печати всегда будет способствовать структурированию наших знаний, а также улучшению взаимопонимания между заказчиками, изготовителями и потребителями печатной продукции.

 

Литература:

1. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. 357 с.

2. Заславский Г., Сагдеев Р., Усиков Д., Черников А. Слабый хаос и квазирегулярные структуры. М.: Наука, 1991. 235 с.

3. Каган Б.В., Стефанов С.И. Словарь полиграфических терминов. М.: Репроцентр М, 2005. 588 с.

4. Лапатухин В.С. Способы печати. Проблемы классификации и развития. М.: Книга, 1976. 272 с.

5. Лем С. Сумма технологий. М.; СПб.: АСТ, 2002. 668 с.

6. Ляпунов А. Проблемы теоретической и прикладной кибернетики. М.: Наука, 1980. 333 с.

7. Мандельброт Б. Фракталы, случай и финансы. М.; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2004. 255 с.

8. Немировский Е.Л. Мир книги. М.: Книга, 1986. 287 с.

9. Пайтген Х.-О., Рихтер П. Красота фракталов. М.: Мир, 199. 175 с.

10. Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства. М.: Книга, 1991. 351 с.

11. Попов В. Общий курс полиграфии. 4-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1952. 503 с.

12. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983. 550 с.

13. Раскин А. Современное состояние и перспективы развития печатных процессов. М.: МПИ, 1988. 48 с.

14. Романо Ф. Современные технологии издательско-полиграфической отрасли. М.: ПринтМедиа центр, 2006. 454 с.

15. Ситников В. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. М.: ЭКСМО, 2004. 415 с.

16. Стефанов С.И., Фидель В.Р. Полиграфия как сумма технологий. М.: Унисерв, 2006. 311 с.

17. Тихоплавов В.Ю., Тихоплавов Т.С. Гармония хаоса, или Фрактальная реальность. СПб.: Весь, 2003. 340 с.

18.. Штоляков В.И. Оборудование и технологии печати. М.: МГУП, 2004. 138 с.

В начало В начало

КомпьюАрт 11'2007

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства