КомпьюАрт

1 - 2008

2007 год. Подводим итоги

По традиции в конце года редакция нашего журнала организовала опрос экспертов — представителей крупнейших российских поставщиков полиграфического оборудования и расходных материалов.

Какие изменения на рынках полиграфического оборудования и расходных материалов, на ваш взгляд, стали в 2007 году наиболее значимыми? Какие события и новинки вы можете отметить?

Михаил Харузин

Михаил Харузин, генеральный директор компании «Полиграфические системы»: «Рынок является довольно зрелым, а потому главной и вполне закономерной его особенностью становится ориентация поставщиков на потребности конкретных потребителей — заказчиков полиграфического оборудования или материалов. Поставщик обеспечивает потребителю всестороннюю комплексную поддержку, основанную на принципах долгосрочного партнерства, которая, в свою очередь, подкрепляется долгосрочными отношениями компаний-поставщиков с надежными производителями. Комплексный подход подразумевает не только грамотное предпродажное консультирование потребителя относительно выбора технологий, оборудования и материалов под конкретные задачи его производства, но и участие компании-поставщика в проработке финансирования сделок, монтаже и запуске оборудования, обучении персонала, гарантийном обслуживании и послегарантийном сервисе. Конечно, предложить грамотные решения и обеспечить полный сервис могут далеко не все поставщики. Но тем более очевиден отрыв лучших компаний от конкурентов и их привлекательность для серьезного потребителя, готового платить за качество.

Однако у такой позитивной для заказчиков картины есть и оборотная сторона. В условиях возросшей конкуренции существенно снижается прибыльность продаж, соответственно для многих этот бизнес в инвестиционном плане становится малопривлекательным, а продолжать успешно работать могут только самые эффективные поставщики. Результатом попыток оптимизации затрат становятся процессы слияний и поглощений.

Что касается тенденций изменения спроса, то можно отметить следующее: в области офсетного листового оборудования устойчиво растет интерес заказчиков к машинам с пятью, шестью и б ольшим числом красочных секций; стабильно растет спрос на цифровые печатные машины; все больше типографий уделяют самое пристальное внимание улучшению оснащения участков послепечатной обработки, покупая оборудование для производства книг и отделки упаковки. Еще одно важное изменение на рынке — практически сравнялись цены на расходные материалы в Москве и регионах, что повлияет на сбытовые структуры поставщиков.

Одним из важнейших событий этого года следует назвать реакцию рынка на закон о лизинге, который активно заработал. Как следствие, активизировалась работа лизинговых компаний на полиграфическом рынке и повысилась доступность финансовых средств для развития типографий — за год количество лизинговых сделок увеличилось в разы.

В жизни нашей молодой компании, которая в этом году отметила свой пятилетний юбилей, особо хочется отметить следующие события:

  • подписание эксклюзивного договора на продажу и сервис печатных машин популярнейшего чешского производителя Adast;
  • присвоение “Полиграфическим системам” статуса “Дилер № 1 в Европе” за самый успешный рост продаж систем CtP Screen с вручением высшей награды SCREENie “Микадо года среди международных дистрибьюторов”;
  • впечатляющий прорыв в сегменте оборудования для производства картонной и гофорокартонной упаковки, благодаря появлению в нашей обойме оборудования компаний Young Shin и Sun Engineering, выпускающих высекальные прессы и фальцевально-склеивающие линии. Рынок ждал именно такое оборудование — качественное и привлекательное по цене».

 

Михаил Кувшинов

Михаил Кувшинов, директор по стратегии и маркетингу компании «Нисса Центрум»: «Основная тенденция — рынок становится все более зрелым. Пусть этот процесс еще не завершен, но основные изменения уже произошли. Описывать особенности зрелого рынка можно долго — из-за его многогранности и сложности внутренних взаимосвязей. Остановлюсь лишь на основных признаках.

Во-первых, сегодня на российском рынке представлено все, что существует в мире. При этом основной интерес направлен на решения «золотой середины». В этом его кардинальное отличие от молодого рынка, на котором наибольшим спросом пользуются крайности — либо самое дешевое оборудование, либо элитное. Покупатели, то есть типографии, переходят от экстрима к норме, что способствует возврату инвестиций.

Во-вторых, заметно снизилась маржа при продажах. Типографиям это позволяет приобретать хорошее оборудование за разумные деньги. Для поставщиков снижение маржи — серьезный фактор отбора, поскольку выживают не все, а лишь наиболее эффективные. С учетом того, что большая часть крупных инсталляций происходит в рамках партнерских отношений поставщика и покупателя, серьезное преимущество получают те немногие поставщики, которые способны такие отношения не только устанавливать, но и поддерживать. Это означает следующее: способность предложить решение как можно большей части задач партнера за счет широкого спектра качественного оборудования; наработанный позитивный опыт сотрудничества на протяжении всего цикла использования оборудования: выбора, конфигурирования, поставки, запуска и обучения, гарантийного и постгарантийного сервиса, замены оборудования на новое. Как и во всем мире, крупные поставщики получают при этом ряд преимуществ. Неслучайно на выставке “ПолиграфИнтер-2007” был настолько очевиден отрыв немногих лидеров от гораздо более мелких конкурентов.

В-третьих, выросли и почти достигли мирового уровня требования заказчиков. Последствия этого — отсечение некачественного предложения, еще недавно составлявшего значительную часть рынка. Ужесточение конкурентного давления на поставщиков позволяет успешно работать только тем, кто может предложить комплексные решения мирового уровня.

События и новинки? Для “Нисса Центрум” знаковым стало завершение в общих чертах формирования продуктового ряда.

В конце 2006 года мы получили эксклюзивные права на EFI VUTEk и уже существенно перевыполнили плановые задания, хотя они в разы превышали достигнутый до нас уровень. В конце 2007 года мы начали продвигать монохромное цифровое печатное оборудование Oc й для производства книг и брошюр и уже достигли успехов. Мы выводим на российский рынок Canon ImagePress 7000 — решение, пользующееся чрезвычайным успехом в Европе, где установлено уже более 160 машин этой модели. В области цифровой печати портфель “Нисса Центрум” включает решения HP Indigo, Canon, EFI VUTEk, Oc й и не имеет аналогов на российском рынке.

В области решений для допечатной подготовки мы сохраняем лидерство не только по объемам продаж, но и по технологиям. В 2007 году произошел перелом в поставках беспроцессных CtP-комплексов — их инсталлировано около десятка. Запущены или пополнились крупнейшие российские CtP-комплексы: на Первом полиграфическом комбинате заработали две Magnus VLF, в ПК “Пушкинская Площадь” — уже пятая Trendsetter. Самый быстрый CtP в стране запущен в “Типографии Михайлова”. Серьезное развитие получили наши отношения с NELA.

Получение в начале 2007 года эксклюзивных прав сначала на резальное оборудование, а затем на машины КБС Wohlenberg привело к настоящему скачку продаж. Кажется, будто рынок только и ждал этого предложения. Линия City e в “Советской Сибири” была запущена в апреле, а уже к ноябрю произвела более 6 млн изделий. Аппарат Quickbinder рекламируется средствами “сарафанного радио” — довольными владельцами потенциальным покупателям. В Россию уже отгружается аппарат с серийным номером 100.

В середине 2007 года было подписано соглашение с Goodstrong. Эта компания из Тайваня является производителем высококлассных листорезальных машин. В настоящее время выполняется несколько контрактов на поставку двухножевых листорезок серии GMC TC-1600 со скоростью работы 300 м/мин.

Но, конечно, наиболее важным событием для нас стало получение с 1 января 2008 года эксклюзивных прав на Ryobi. А ведь по числу инсталляций это самая популярная марка печатных машин в стране. Недавно я был в типографии, где четырехкрасочная машина Ryobi “прошла” более 200 млн изделий и продолжает печатать с отменным качеством. Новости от “Нисса” не заставят себя ждать».

Леонид Герштейн

Леонид Герштейн, технический директор компании «ЯМ Интернешнл (СНГ)»: «Что касается рынка офсетных печатных машин, то он стабилен и имеет тенденцию роста. Важно, что увеличивается спрос на высокоавтоматизированные машины, которые позволяют уменьшить число операторов и более эффективно работать с короткими тиражами, поскольку автоматизация существенно сокращает время приладок. Поставляемые нами печатные машины Komori в полной мере отвечают этим требованиям.

Все большее значение при выборе печатных машин типографии придают надежности работы оборудования и затратам на его эксплуатацию. Повышаются требования к качеству сервиса оборудования и оперативности сервисной службы поставщика. Увеличение численности и повышение квалификации сотрудников в наших сервисных подразделениях как в Москве, так и во всех филиалах является одним из главных направлений развития “ЯМ Интернешнл (СНГ)”.

В 2007 году мы осуществляли коммерческое внедрение инновационных допечатных решений, которые были анонсированы компанией Fujifilm на выставке Ipex 2006.
В области расходных материалов для печати можно отметить тенденции унификации продуктового ряда наших поставщиков и модернизации существующих продуктов, которые позволяют улучшить качество выпускаемой продукции».

 

Дарья Лысковец

Дарья Лысковец, PR-менеджер «Гейдельберг-СНГ»: «Что касается новинок, то в первую очередь хочется сказать о новой разработке Heidelberg — революционном красочном аппарате Anicolor, появление которого вызвало большой интерес, множество споров и дискуссий. Думаю, что именно новые технологии определяют эффективность работы компании, являются важным преимуществом перед конкурентами и подтверждают ее лидерство и превосходство. В России Anicolor впервые был представлен на выставке “ПолиграфИнтер-2007”, где проходила демонстрация печатной машины Speedmaster SM 52-4 Anicolor. Во время каждой презентации машина переходила на новый тираж работ, демонстрируя преимущества нового красочного аппарата: отсутствие шаблонирования, абсолютно идентичные оптические плотности на плашках и соседних малых печатных элементах, равномерную подачу краски по всей площади листа и отсутствие разнооттеночности в тираже. Аппарат Anicolor без красочных зон с системой увлажнения позволяет сократить время приладки на 40% и количество бумажных отходов на 90%, он прост в использовании и требует применения лишь стандартных расходных материалов. Это, в свою очередь, приводит к повышению коэффициента использования печатной машины примерно на 25%. Технология Anicolor уверенно заявила о себе на российском рынке. После презентации на “ПолиграфИнтер-2007” нового красочного аппарата сразу было получено несколько заказов на него».

 

Александр Кушнаренко, компания «HGS»: «Возрос интерес к полностью автоматизированным CtP. Именно такие устройства поставляет фирма Screen для российского рынка.

Активно приобретаются печатные машины для УФ-красок. При этом печать УФ-красками выполняется фактически на любых материалах: бумаге, картоне, металлизированном картоне и металлизированной бумаге, на пластике и пленке...

Фирма MAN Roland совместно с двумя немецкими производителями печатных красок создала универсальные краски, которыми можно печатать высоконасыщенные иллюстрации как при односторонней, так и при двусторонней печати на бумагах разных типов. Результаты тестовой печати впечатлили российских полиграфистов.

Еще одна заметная тенденция — рост интереса к устройствам КБС в комплектации для нанесения полиуретанового клея».

 

Как вы оцениваете развитие рынка полиграфических услуг (столичного и региональных), какие изменения произошли на нем в 2007 году?

Леонид Герштейн: «В 2007 году на рынке полиграфических услуг, наряду с ростом, наблюдалась тенденция дальнейшего усиления конкуренции. В этих условиях типографии должны повышать эффективность своей работы, модернизируя парк оборудования. Это позволяет сократить непроизводительные простои, отходы и время производства полиграфической продукции.

Другое перспективное направление развития типографий — повышение уровня специализации».

 

Михаил Харузин: «Конечно, на этот вопрос наиболее полно и четко ответят сами типографии. Требования российского рынка сегодня весьма высоки, причем в ряде случаев можно говорить о том, что они даже превышают общеевропейские стандарты. Во всяком случае, в бурно развивающемся сегменте, связанном с производством упаковки, заказчики требуют затейливых и технологически более сложных конфигураций упаковки, чем могут обеспечить большинство машин, представленных на российском рынке. К счастью, оборудование из нашего ассортимента может решать такие задачи и удовлетворяет самым высоким требованиям. В области печати пользуются спросом формат В1 и выше, печать на пластике, УФ-печать в шесть красок и больше с последующим облагораживанием оттисков. Налицо всплеск интереса к книжно-журнальной продукции, особенно в регионах, там рынок развивается, на наш взгляд, более высокими темпами, чем в столице. Каких-то революционных изменений, впрочем, пока не наблюдается».

 

Дарья Лысковец: «На полиграфическом рынке растет количество заказов, вследствие чего небольшие компании, ранее не планировавшие развитие, проявляют инвестиционную активность. Соответственно число клиентов нашей компании тоже возрастает. Одна из тенденций отрасли — печать с двух сторон за один прогон. Так, на выставке “ПолиграфИнтер-2007” Heidelberg представила свое решение для подобной печати — машину с переворотом Speedmaster SM 74-8-P-H с функцией контроля качества AxisControl. Уникальная технология рубашек PerfectJacket Plus обеспечивает печать с переворотом без отмарывания. Машина экономит энергию, материал и занимает небольшую площадь».

 

Александр Кушнаренко: «Все больше типографий при обсуждении комплектации оборудования требуют максимально достаточную автоматизацию для быстрого перехода с одного заказа на другой. Все больше внимания уделяется повышению качества конечной продукции.

Михаил Кувшинов: «Этот вопрос, наверное, лучше задать заказчикам полиграфической продукции. Впрочем, я сам перед выставкой выступил в этой роли при печати каталога “Нисса Центрум”. Двести полос, 15 тыс. тираж — и только прекрасные отношения с руководством “Пушкинской Площади” позволили попасть в их график. Мне кажется, на недостаток заказов в 2007 году полиграфистам грех жаловаться. Видимо, рынок тоже не только растет, но и созревает».

 

Какой проект вашей компании, реализованный в 2007 году, стал наиболее значимым?

Дарья Лысковец: «Следует выделить такие проекты, как запуск второй очереди в ПК “Пушкинская Площадь”, включая первую в Москве печатную машину Speedmaster XL 105, а также комплексную поставку в типографию “СитиПринт”, в том числе Speedmaster CD 74 и программные и аппаратные продукты Prinect.

В 2007 году исполнилось 10 лет первому филиалу “Гейдельберг СНГ” в Новосибирске, было проведено большое количество туров для клиентов в разные страны мира — от Юго-Восточной Азии до Северной Америки — с посещением ведущих типографий.

В октябре 2007 года впервые в России состоялся “Менеджмент Форум”, организованный учебным центром Heidelberg — Print Media Academy. В нем приняли участие руководители полиграфических компаний из 13 городов России, Казахстана и Армении. Цель форума — предоставление актуальной информации по финансированию, менеджменту и маркетингу в полиграфии. Участники узнали о новых современных системах управления предприятием и приобрели бесценный опыт в ходе общения с международными экспертами и коллегами из других стран. Полиграфическая отрасль динамично развивается, одновременно повышается уровень конкуренции между предприятиями, поэтому для успешного ведения бизнеса современному руководителю не достаточно хорошо знать оборудование — ему необходимо грамотно управлять компанией».

 

Леонид Герштейн: «Хочется отметить проект, реализованный в типографии “Постпринт” (Москва), где была сдана в эксплуатацию пятикрасочная листовая машина с лакировальной секцией Komori Lithrone S29, которая может работать как с обычными, так и с УФ-красками. Для эффективного отвода тепла была использована централизованная система охлаждения с водно-гликольной смесью. Качество печати этой машины получило высшую оценку на конкурсе “Мэтр Полиграфии”, где типография “Постпринт” заняла первое место в номинации “Школа”. Машины Lithrone S29 получили главный приз как лучшее печатное оборудование на выставке “ПолиграфИнтер-2007”. В 2007 году машины серии S29 также были установлены в типографиях “Лазурь” (Реж), “НоваКард” (Нижний Новгород), “Экотек-Плюс” (Санкт-Петербург) и др.

Следует отметить и ряд инсталляций машин первого формата Komori Lithrone S40, две из которых (LS-540+C и LS-440+C) были выполнены почти одновременно после выставки “ПолиграфИнтер-2007”. На поставку нескольких машин моделей Komori Spica, Lithrone S29 и Lithrone S 40 в 2007 году были заключены контракты, а их установка у заказчиков будет выполнена в начале 2008 года».

 

Михаил Харузин: «Мы работаем по ряду направлений, в каждом из которых можно отметить интересные результаты.

Допечатные процессы: установка в московской типографии “50 копеек” одной из первых в Европе машин новейшей системы СtP Screen 8800. Эта мощная флагманская модель формата 1160Ѕ940 мм оснащена автозагрузчиком и проявочным процессором в линию, экспонирует 24 пластины полного формата в час и имеет возможность увеличения производительности до 48 пластин в час.

Печатные машины: в этом году отмечен взрыв интереса к печатным машинам Adast — к середине года было продано более 30 машин, так что заводу пришлось наращивать свои мощности. Отмечу также продажу первой новейшей пятикрасочной машины Adast 857 с лакировальной секцией формата В2, полностью соответствующей самым высоким современным стандартам, а также установку десяти машин модельного ряда Adast 707.

Нельзя не отметить и установку первой DI-машины Screen TruePress 344 в типографии “Вольф” (Киев). Эта высокопроизводительная цифровая офсетная машина формата А3 основана на беспроцессной технологии экспонирования офсетных пластин. На Screen TruePress 344 рентабельны даже сверхмалые тиражи.

Послепечатное оборудование: хочется упомянуть об интересном проекте по оснащению творческой мастерской Зураба Церетели мощным комплексом оборудования производства итальянской фирмы Smyth s.r.l., осуществленном совместно с компанией GFS Ltd. Комплекс оборудования нового поколения предназначен для производства книг в переплете высокого качества и включает заклеечную линию Freccia M531 для заклейки корешков книжного блока, две ниткошвейные машины Freccia 120 и 130, а также автоматическую крышкоделательную машину Freccia СМ41. Этот современный комплекс не имеет аналогов в России.

Однако наиболее значимым стал прорыв в секторе упаковки из картона и гофрокартона, связанный с началом поставок оборудования южнокорейской компании Young Shin (автоматические высекальные прессы) и японской фирмы Sun Engineering (фальцевально-склеивающие линии). Занимая нишу между дорогими европейскими брендами и сравнительно дешевым оборудованием китайских и тайваньских производителей, данное оборудование отличается европейским уровнем автоматизации, высоким качеством изготовления узлов и деталей, исключительной надежностью и стабильностью в работе, а также вполне разумными ценами.

К настоящему времени, в течение практически трех месяцев с даты начала сотрудничества, поставлены три фальцевально-склеивающие линии, две из которых — это модели Penguin 1150, ориентированные в основном на кашированную упаковку, в том числе из гофрокартона профиля В, и заключены еще два договора на поставку машин с шириной похода 1000 мм для склейки коробок с тремя и шестью точками склейки из сплошного картона и микрогофрокартона. Также в 2007 году был инсталлирован один автоматический высекальный пресс Revotec 1040 c максимальным форматом высечки 1040Ѕ730 мм и заключены договора на поставку еще трех автоматических прессов, в том числе машины с горячим тиснением фольгой. Помимо этого за тот же короткий период в данном сегменте были поставлены два тигельных пресса, кашировальная машина и заключен договор на поставку лакировальной машины. Интерес к качественному оборудованию в этом сегменте постоянно растет, и мы надеемся на успешные продажи в 2008 году.

Расходные материалы: здесь нам тоже есть чем гордиться — мы подошли к концу года с двукратным превышением плана по продажам СtР-пластин AGFA и химии KRUSE».

 

Михаил Кувшинов: «Мы работаем по нескольким направлениям, и по всем достигнуты значительные успехи.

Цифровая печать: в течение года в типографии LBL установлены четыре широкоформатных принтера Vutek, причем один из них — новинка 2007 года, широкоформатный УФ-принтер QS3200. Вообще, можно смело сказать, что прошедший год стал переломным для УФ-технологий, ориентированных на рынок рекламной печати. Был выполнен ряд установок цифровых печатных машин HP Indigo ws4500 для печати этикетки и гибкой упаковки как в исконно цифровых типографиях, таких как “СОВА” в Киеве (только цифровое печатное оборудование, в том числе первая листовая HP Indigo 3050 на Украине), так и на предприятии — лидере рынка флексопечати, в казанской типографии “Тафлекс” (поставка ws4500 и ABG Omega DigiCon).

Допечатное оборудование: уже упомянутые проекты на Первом полиграфическом комбинате, в компании “Пушкинская Площадь” и в “Типографии Михайлова”.

Послепечатное оборудование: три линии Wohlenberg City e — в “Советской Сибири”, “Немецкой Фабрике Печати” и “Идел-Пресс”. Автоматизированная резальная линия Wohlenberg-Baumann установлена в Казахстане. Также можно отметить автоматизацию резального комплекса формата VLF (1525Ѕ2050 мм) в PVG».

 

Александр Кушнаренко: «Установлено несколько высокоавтоматизированных CtP фирмы Screen разных форматов.

Проданы две печатные машины Roland 700 в комплектации для УФ-печати. При этом во время первой инсталляции печатной машины была проведена технологическая оптимизация, которая позволила получать одинаковый результат при использовании обычных и УФ-красок.

Также был подписан контракт на поставку печатной машины Roland 900-6, которая будет осуществлена в начале 2008 года.

В прошедшем году в выставке “Полиграф Интер” впервые принимала участие фирма System Brunner, которая является признанным лидером в вопросах стандартизации различных формных и печатных процессов, а также цветопробы. В рамках выставки был проведен семинар по стандартизации офсетной печати.

Еще можно отметить первую инсталляцию машины Horizon BQ-470 для работы и с термоклеем, и с полиуретановым клеем» .

 

Как вы оцениваете итоги выставки «ПолиграфИнтер-2007», стала ли она более эффективной после перехода на двухгодичный цикл?

Михаил Кувшинов: «Переход на двухгодичный цикл положителен, хотя это очень затратное мероприятие. Оптимален ли двухгодичный цикл или вариант в противофазе с drupa был бы предпочтителен — вопрос, но не самый срочный. Мы довольны тем, как провели “ПолиграфИнтер-2007”. Несомненно, по всем показателям участие в “ПолиграфИнтер-2007” стало наиболее успешным в истории “Нисса”. Принципиально важно, что выставка определила статусы игроков рынка в соответствии с объективной реальностью. Как приятно было видеть уважение в глазах партнеров, обсуждающих новые поставки, и гордость в глазах сотрудников! Наш 1240-метровый стенд был заполнен новинками, пришлось даже сделать путеводитель по нему. И уже сейчас можно отметить мощное позитивное влияние “ПолиграфИнтер-2007” на объем продаж. Реализуются сложные, инновационные, комплексные проекты, осуществляемые нами в рамках партнерских отношений с заказчиками».

 

Дарья Лысковец: «Итоги “Полиграф Интер-2007” превзошли наши ожидания. Мы установили новый рекорд по числу заключенных контрактов за все время участия “Гейдельберг-СНГ” в этой выставке. Нами продано 117 печатных секций машин Speedmaster в разных форматах, 11 CtP, много послепечатного оборудования, включая решения для производства упаковки (высекальные прессы и фальцевально-склеивающие машины). Большим успехом пользовалась и технология Anicolor, о чем свидетельствуют четыре подписанных контракта.

Новый режим проведения выставки способствовал росту интереса посетителей и позволил экспонентам основательно подготовиться и представить новейшие разработки. Для стран СНГ это главное событие полиграфической отрасли, которое отражает тенденции мировой полиграфической индустрии».

Михаил Харузин: «Эта выставка была первой в новом, двухгодичном цикле, и сегодня очевидно, что такой цикл оправдан как с точки зрения возможности продемонстрировать новинки техники и технологий, так и с экономической точки зрения. Ни для кого не секрет, что промышленные выставки такого масштаба — крайне затратные мероприятия. В то же время действительно важные новинки производители оборудования представляют не ежегодно. У нас в стране принято ориентироваться на выставку drupa, имеющую четырехлетний цикл, и один год — не тот срок, за который можно существенно обновить экспозицию. Поэтому двухгодичный перерыв между выставками “ПолиграфИнтер” можно только приветствовать.

Для нас выставка 2007 года стала важным этапом — мы с удовлетворением отметили свою принадлежность к первой десятке лидеров. Наш стенд площадью 400 м 2 был насыщен интересными новинками и всегда полон посетителей, уделяющих особое внимание вопросам технологии производства и экономики предприятия, а не просто техническим характеристикам оборудования. Мы хорошо выступили и сделали серьезный задел на будущее».

 

Леонид Герштейн: «Выставка “ПолиграфИнтер-2007” стала для полиграфистов России главным событием года и полностью оправдала наши ожидания.

Регулярные демонстрации оборудования в работе позволили показать широкому кругу российских полиграфистов проверенные технологические решения, которые интересны для малых, средних и больших типографий.

Однако выбранный цикл проведения выставки “ПолиграфИнтер” по отношению к другим крупнейшим полиграфическим выставкам мира не дает возможности показать на ней самые последние новинки.

Поэтому большие надежды мы связываем с выставкой drupa 2008. Мы постараемся, чтобы все русскоговорящие посетители стендов наших партнеров получили полную информацию о всех новых разработках, которые будут там показаны».

КомпьюАрт 1'2008

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства