КомпьюАрт

4 - 2008

CtP от drupa до drupa

Михаил Кувшинов,
директор по стратегии
и маркетингу «Нисса Центрум»

Что было в 2004 году

Коммерческое развитие ситуации

Технические были и небыли

Инновации, хотя пока старые

Что нам покажут

Заключение

Первоначальной целью этой статьи было описать новинки CtP, показанные на drupa 2008, и рассказать о том, как изменились CtP-устройства за время, прошедшее с прошлой выставки. Но оказалось, что, если оглянуться назад, виден уже целый лес, а не отдельные деревья. Поэтому мы решили основное внимание уделить тенденциям — как коммерческим, так и техническим.

Что было в 2004 году

К drupa 2004 превращение, с коммерческой точки зрения, CtP из инновационного продукта не для всех в предмет широкого промышленного потребления в основном завершилось. В результате этого процесса всегда происходит удешевление продуктов и цены приходят в некоторое соответствие с себестоимостью. Времена сверхприбыли, когда 8-страничные аппараты продавались за полмиллиона долларов и дороже, прошли. Бурное техническое развитие продолжалось, но оно позволяло не поднимать цены, а лишь сохранять их уровень при улучшении потребительских характеристик. Рост конкурентного давления требовал повышения эффективности, и подходы разные игроки избрали тоже различные. Сценарий, в то время казавшийся автору основным, предусматривал объединение производства и продаж CtP и пластин для них в одной компании. Другой сценарий предусматривал фокусирование на производстве именно CtP, причем их реализация для крупных и мелких производителей на практике заметно различалась. Третий — сценарий универсального производителя и поставщика полиграфического оборудования.

С технологической точки зрения в 2004 году уже никто не оспаривал доминирующее положение CtP-технологии как таковой. Но для россиян тогда это было отнюдь не столь очевидно. Автора неприятно поразила звенящая пустота и скука на тех стендах, где показывали даже не CtP, а только фотонаборы. А вот о том, какими должны быть CtP, шел горячий спор. Кем-то было сказано, что компанию HP делают не принтеры, а порошок. Точно так же конструкцию CtP определяют используемые пластины, поэтому реально борьба шла между тремя принципиально разными технологиями: серебросодержащей (за которой стояла AGFA), термальной (KPG, Kodak Polychrome Graphics) и фотополимерной (Fujifilm). Конечно, такая градация — это намеренное упрощение. Мировые лидеры в своей области редко складывают все яйца в одну корзину. Каждый производитель серьезно работал не только в указанном сегменте и старался не афишировать предпочтения, предполагая остаться в выигрыше при всех вариантах развития событий. На публике же борьба проявлялась в несколько ином виде — между фиолетовым и термальным лагерями.

Наконец, с инновационной точки зрения тоже не обошлось без дискуссии. Были представлены первые беспроцессные пластины. Сторонники DI-технологии полагали, что CtP — всего лишь промежуточный этап и дни их сочтены. Производители устройств цифровой печати были еще категоричнее.

А совсем в другом сегменте шел глобальный процесс, последствия которого определили судьбу большинства игроков маленькой, по мировым масштабам, CtP-песочницы. Любительская фотография все стремительнее переходила с пленки на цифру.

В начало В начало

Коммерческое развитие ситуации

Четыре года назад автору казалось, что основную массу CtP-устройств будут выпускать и продавать производители пластин. Действительно, годовые продажи пластин заметно превосходят продажи CtP-устройств. AGFA, имевшая и собственное производство CtP, примерно в то же время поглотила американского производителя Autologic. Компания Fujifilm развивала производство, доставшееся от Crossifield, хотя обе компании не отказывались и от OEM-сотрудничества с другими производителями аппаратов. Еще один член большой тройки — KPG — будучи совместным предприятием Eastman Kodak и Sun Chemical, вроде бы не имел ресурсов на аналогичные поглощения и ставил на OEM CtP-аппараты. Наконец, компания Creo решила реализовать свое лидерство на рынке CtP, покусившись на долю в пироге производства пластин. Сконцентрировав все ресурсы на этом направлении, Creo приобрела небольшого американского производителя, заключила ряд соглашений с другими и стала представлять, по крайней мере, потенциальную угрозу для большой тройки.

Вот тут первый раз свою роль сыграл глобальный процесс перехода любительского фото в цифру. На протяжении всей своей истории Kodak была прежде всего фотографической компанией. Фирма имела значительные свободные средства, но при этом осознавала неизбежное иссякание главного источника своего благополучия. Похоже, менеджмент компании решил действовать на опережение: к началу 2005 года было принято решение брать все, что каким-то образом связано с полиграфией. В течение короткого промежутка времени был приобретен ряд компаний. К теме данной статьи относятся чуть менее 2 млрд долл., потраченные на выкуп 50% доли в KPG и поглощение Creo. Разношерстные продуктовые ряды удалось достаточно быстро слить во едино, хотя что-то, например Encad, не особенно прижилось. В целом Kodak вошел в новый цикл drupa с проработанным за три года видением будущего, опирающимся на существующие и перспективные разработки. И в мире, и в России (с долей 26,8% из суммарной базы на начало 2008 года в 430 шт.) бренд Kodak — неоспоримый лидер по продажам CtP.

Вроде бы в 2005 году все уже стало ясно: сформировалась большая тройка в составе AGFA, Fujifilm и Kodak — каждая из компаний производит и продает и пластины, и CtP-устройства. Но агония рынка любительского пленочного фото и мировой финансовый кризис в самое последнее время полностью изменили расклад. Сначала в 2007 году Fujifilm избавилась от своего производства CtP, существовавшего со времен поглощения Crossfield, продав его менеджменту предприятия. Образование в результате этого новой компании — производителя CtP под названием FFEI прошло без особого шума. В основном потому, что ничего не закрылось, а Fujifilm до этого активно сотрудничала со Screen на мировом рынке. В конце концов, японцев понять – голову сломаешь. Получается, что один из большой тройки по пластинам полностью расстался с собственным производством CtP. На российском рынке CtP под брендом Fujifilm занимают скромное пятое место с 10,5%, но это даже больше, чем в мире в целом.

Менеджмент AGFA в последние годы решал те самые задачи дольше и, похоже, с гораздо меньшим успехом. После позитивно оцененного приобретения Lastra понадобилось что-то делать с бизнесом пленочного фото. Оно срочно было продано менеджменту, но, ко всеобщему сожалению, слишком быстро обанкротилось, не проработав и года. Колоссальные выплаты тысячам уволенных сотрудников, предусмотренные европейским законодательством, легли на плечи AGFA. Неслучайно за последний год акции компании подешевели с 20 до менее чем 5 евро за штуку, а слухи о покупке AGFA кем-то уже стали привычными. Кстати, для клиентов AGFA по всему миру такой вариант ничего страшного не принес бы. Компании Crossfield, Linotype, BasysPrint, Luesсher в непростой экономической ситуации были в разное время выкуплены — и их клиенты ничего не потеряли. А менеджмент Esko героически защищался, но фирма полностью ушла из офсетного сегмента, рассталась с большей частью продуктового ряда и превратилась в нишевого игрока. А что делать тем, кто купил их оборудование? Недавно AGFA объявила о закрытии последнего своего завода по производству CtP и полном переходе на работу с OEM-поставщиками. Не секрет, что выпуском газетных фиолетовых CtP занимается бельгийская компания Punch Graphix, которая уже давно производила CtP Polaris, а после закрытия американского завода, доставшегося AGFA при покупке Autologic, — и их газетные фиолетовые CtP. Термальные коммерческие AGFA Avalon-N будет выпускать японская Screen. В России AGFA идет с долей в 11,2% на третьем месте по установленной базе CtP, всего на одно устройство обгоняя Heidelberg.

Так полностью расстался с собственным производством CtP второй член большой тройки по пластинам. Казавшаяся еще недавно очевидной тенденция объединения под одной крышей производства и продажи пластин и CtP потребовала коррекции. Да, о продаже CtP можно вести речь, но еще и о производстве необязательно. Теперь объяснение этому кажется очевидным. По мере удешевления CtP сохранять одновременно качество, технологическое лидерство и прибыльность все просто неспособны. Кто не может — сосредотачивается на том, что у них получается лучше.

Второй сценарий — фокусировку на производстве CtP — разные игроки тоже осуществляли с различным успехом. Графическое подразделение японской Dianippon Screen реализовало его, пожалуй, в самом выраженном варианте. Во-первых, фирма разрабатывает конструкцию, тестирует произведенное оборудование
и т.д. — однако именно производство осуществляется не сотрудниками Screen. Для этого используется краткосрочно арендованный персонал, предоставляемый специальными компаниями по заказу. Непривычно, но возможно благодаря японской точности и аккуратности. Зато производство может быть при необходимости как увеличено, так и без серьезных убытков резко сокращено либо в одночасье перепрофилировано. Вспомним, ведь именно колоссальные выплаты сокращаемым работникам делают сворачивание европейских и американских производств таким дорогим удовольствием. Во-вторых, Screen производит лишь часть CtP под собственным брендом. Значительная доля их аппаратов производится по OEM-соглашениям и продается под другими брендами: Acento, Topsetter, Dart, Luxel T, а теперь и Avalon-N — CtP производства Screen. Почему же на российском рынке Screen занимает скромное шестое место по рыночной доле в количестве штук с 10,1%? Потому, что это доля в продажах, а не в производстве. Компания является крупным производителем, но гораздо менее масштабным продавцом CtP. У нас в этом смысле — как везде. Логично засчитывать CtP той фирме, под брендом которой оно продано. Но с учетом подозрительности соотечественников к OEM-деятельности и активности дилеров Screen можно ожидать увеличения у нас доли Screen. По итогам продаж 2007 года Screen вышла на третье место, вплотную подойдя к ECRM, но значительно уступая лидеру.

Другой пример фокусировки на производстве аппаратов — компания ECRM. Если Screen ориентирована на относительно дорогие автоматизированные устройства, то ECRM нацелена на противоположный сегмент. Простые устройства, без каких-либо конструктивных преимуществ, но работоспособные и с маркетируемой ценой чуть ли не на уровне фотонаборного автомата обеспечивают фирме стабильную долю рынка. А в России, где важнейшим критерием традиционно является цена, ECRM с 16,7% по числу инсталляций занимает второе место после Kodak, обгоняя AGFA.

Остальные попытки сосредоточиться на производстве CtP оказались менее удачны. Наиболее яркий пример — уже упомянутая фирма Esko, полностью отказавшаяся от офсетных CtP. А ведь еще недавно компания, получившая активы легендарных Barco Graphics и Purup Eskofot, представляла все форматы офсетных CtP, вплоть до VLF. Возможно, причины этого неуспеха — в выборе неверной технологической концепции. Доля Esko в РФ в офсетных CtP небольшая — 1,4%. Второй пример — Escher Grad, устройства которой занимают без малого 7% российского рынка CtP по количеству штук, столько же, сколько семь последующих производителей, карликовых по рыночной доле в РФ, вместе взятых. Однако доверие к этой марке из-за уровня качества, сервиса и судебного процесса с крупнейшим российским клиентом подорвано, и некоторые владельцы CtP Escher Grad уже приобрели устройства других производителей. Подробно обсуждать остальных производителей с мизерной рыночной долей здесь бессмысленно. Назовем их доли на российском рынке для полноты картины: Luescher — 1,8%, DotLine и HighWater — по 0,9%, RIPit и Xante — по 0,7%, BasysPrint — 0,5%.

Возвращаясь к обсуждению коммерчески привлекательной, по MBA-понятиям, идеи, полагаться на чужое OEM-производство и зарабатывать на том, чтобы лепить свой лейбл, опасно. Heidelberg в 2002 году сильно обжегся на OEM-сотрудничестве с Creo. Эта компания, набрав вес, разорвала OEM-соглашение с не ожидавшими такого подвоха немцами, поставив их в довольно трудное положение. Фактически на налаживание производства собственной модели взамен Creo Trendsetter у них ушло 4 года. Хорошо, что их удалось благополучно пережить, срочно договорившись на OEM со Screen. Но к drupa 2008 Screen заявила о коренном повороте в своей стратегии — теперь это on demand-компания, то есть сфокусированная на цифровой печати. Основные ее новинки — именно из этой области. Если в цифровой печати японцы преуспеют, ничто не помешает им в одночасье пересмотреть OEM-политику или, например, отпускные цены для OEM-партнеров. Вот только любителям лепить лейблы заменить их будет некем.

Наконец, третий сценарий — универсального производителя и поставщика полиграфического оборудования — это путь, избранный Heidelberg. CtP — всего лишь дополнение к главному. Предсказать что-то экстраординарное по CtP в таком сценарии невозможно. После сильно затянувшейся паузы между объявлением собственной термальной линейки и началом реальных продаж Heidelberg наконец удалось привести в порядок свой CtP-портфель. Повторим, основные финансовые интересы производителя сосредоточены на рынке листовых печатных машин, а главная ставка на drupa 2008 сделана на захват доли в новом для фирмы сверхбольшом формате. Рыночная доля компании Heidelberg по CtP в РФ — 11,2%, что обеспечивает ей стабильное четвертое место.

В начало В начало

Технические были и небыли

До, во время и несколько лет после drupa 2004 мы все имели возможность ознакомиться с прогнозами нового Сципиона Африканского — Энди Трибута. Древний римлянин Сципион прославился тем, что каждую свою речь заканчивал словами: «Карфаген должен быть разрушен!» Г-н Трибут с не меньшим пылом предрекал скорую и неминуемую гибель термальной технологии CtP под напором фиолетовой. Результат в этих двух случаях оказался разным. Возможно, потому, что находившийся во цвете лет Сципион сам возглавил римскую армию, разрушившую Карфаген, а преклонного возраста Трибут всего лишь пишет статьи. В сегменте коммерческой печати победа досталась термальному CtP-оборудованию, заполучившему 2/3 мирового рынка. Причем это верхняя часть рынка — чем крупнее типография, тем больше шансов обнаружить там термал. Фиолетовый лагерь закрепился на своей достаточно большой доле в 1/3, причем в фотополимерном варианте. Если действительно подтвердится, что AGFA не будет показывать на drupa коммерческих фиолетовых CtP, то, значит, от серебра отвернулся его единственный апологет. Сосуществование же термальной и фиолетовой фотополимерной технологии в коммерческой печати пришло к равновесию и продлится, видимо, еще долго.

Xcalibur

Xcalibur

От термального куска этого пирога в первую очередь откусили Kodak и Screen. Kodak продает для коммерческой печати только термальные CtP и имеет беспрецедентно широкий ряд термальных пластин. Screen тоже фокусируется на термале. Японцам сильно помогли компании, продающие системы их производства, — Fujifilm и AGFA, у каждой из которых также неплохой портфель термальных пластин. В будущем все продаваемые по каналам и AGFA и Fujifilm термальные CtP будут OEM-моделями Screen. На российском рынке, впрочем, термальные CtP под брендом Fujifilm никогда не были представлены по маркетинговым причинам. Heidelberg после того, как довел собственный термальный CtP до ума, фактически полностью переориентировался на термал и получил оставшийся кусок термального пирога.

На «фиолетовом» куске пирога CtP для коммерческой печати поживилась прежде всего ECRM, особенно на бедных рынках вроде России или Индии. Просто их CtP-устройства бюджетного позиционирования без претензий на высшее качество наиболее точно подходят к доставшейся «фиолету» части пирога коммерческой печати. AGFA, похоже, рассталась с идеей позиционировать для качественной коммерческой печати фиолетовые решения1. Хотя несколько лет вместе с фиолетовым Gallileo существовал термальный Xcalibur, а затем Avalon, у которого даже появилась фиолетовая версия. Но к drupa 2008 весь коммерческий «фиолет» ушел, остался только термальный OEM. Вероятно, коммерческий неуспех фиолетовой технологии в высококачественной коммерческой печати закономерен и объясняется объективными свойствами пластин. Ведь, кроме AGFA, мало кому удалось преуспеть в этом сегменте. Esko покинула его, а небольшим компаниям вроде HighWater трудно добиться крупных продаж. Некоторых результатов достигла разве что Fujifilm, заодно продвигающая свои фиолетовые пластины на рынок коммерческой печати. Но теперь, после выделения FFEI, Fujifilm становится совершенно все равно — продавать их фиолетовые аппараты или термальные от Screen. Точно так же, как все равно, продавать термальные или фиолетовые пластины.

В газетном сегменте CtP в первых массовых устройствах использовался зеленый лазер. Им на смену пришли те же или близкие модели с фиолетовым лазером — казалось бы, о термале здесь никто и не думал. Но к моменту открытия drupa 2008 около трети мирового газетного рынка CtP принадлежит термальным системам, причем почти исключительно Kodak. Отчасти это вызвано тем, что Kodak удалось создать высокочувствительную («быструю») термопластину для газет. Ситуация в газетном сегменте далека от равновесия — в США и Японии термальная технология в газетах уже доминирует, в Европе и остальных странах Азии сильные позиции сохраняет «фиолет». По России нет независимо подтвержденных цифр отдельно по коммерческим и газетным инсталляциям, но борьба налицо.

Особенности газетных термопластин осложняют их использование с GLV-системами, а кроме того, КПД последних невысок, при том что скорость для газет — важнее всего. Screen предлагает для газет CtP, построенные по схеме с независимыми диодами. Надежность таких систем быстро падает с ростом числа диодов, поэтому предлагаются системы начального уровня по скорости. В результате почти весь газетный термальный сегмент принадлежит Kodak.

В фиолетовом газетном сегменте тон задает AGFA. Учитывая высокие объемы потребления пластин газетчиками, этот сегмент для AGFA важнее всего, и биться за него фирма будет до последнего. Производит газетные CtP для AGFA бельгийская Punch Graphix. Это необычная компания, зарабатывающая основные деньги на других, более прибыльных рынках и не стесненная финансово. Автор не был бы удивлен, если бы именно она приобрела AGFA, но это только частное мнение. В Европе заметную долю в газетных CtP имеет немецкая Krause, но после крайне неудачной крупной инсталляции в России наш рынок для этой фирмы надолго закрылся. Бюджетный фиолетовый газетный сегмент уверенно занимает ECRM.

Для полноты картины стоит упомянуть об одной уже старой новости. Это CtCP — CtP для аналоговых пластин, предназначенных для экспонирования в копировальной раме. Главное и единственное преимущество такой технологии — возможность использовать более дешевые пластины. Два устройства такого типа от компании BasysPrint работают в России, но судя по тому, что оба их владельца позже приобрели термальные CtP, а новых продаж который год нет, этот вариант не выдержал испытания отечественными реалиями. Однако идея получила новое рождение благодаря фирме Luescher. Конструкторы компании решили установить в свои изначально термальные аппараты множество мощных фиолетовых диодов. Обычные УФ-чувствительные пластины имеют некоторую чувствительность и к фиолетовому свету, поэтому могут быть экспонированы, хотя скорость сильно зависит от марки пластины. Сами CtP дороже аналогичных термальных, да и суммарная цена диодов в головке очень велика, а их со временем придется менять, но производитель обещает экономический выигрыш за счет использования более дешевых пластин. Насколько это так — покажет ближайшее будущее. Потребление CtP-пластин уже не только в Европе и США, но и в России превышает потребление аналоговых, и разница в цене стремительно сокращается. К сожалению, за счет быстрого подорожания последних.

По количеству установки 2007 года в РФ распределились как 86 к 48 в пользу термала, хотя ранее фиолетовых устройств продавалось больше.

Более экзотические методы CtP не получили заметного распространения. Струйные CtP-опыты Glunz&Jensen были продемонстрированы еще на drupa 2004, но пока не привели ни к чему определенному. Идея JetPrint печатать с помощью модифицированных принтеров Epson лаком на традиционной негативной пластине тоже не нашла торной дороги к кошелькам полиграфистов. Возможно потому, что и качество, и уровень надежности не внушали доверия.

В начало В начало

Инновации, хотя пока старые

Наверняка на drupa 2008 покажут что-то новое, перспективное. Если знать заранее, что там будет, — зачем вообще ехать? Поэтому обсудим то, что уже понятно. Цифровая печать, которая станет хитом и этой и других выставок в ближайшие годы, в круг тем настоящей статьи не входит. DI-технология, в которую когда-то интенсивно вкладывали Нeidelberg, KBA, Man Roland, Komori и др., заняла свою достаточно узкую нишу. Угрозы вытеснения ею классического офсета точно нет. Она осталась в портфеле только двух компаний — Presstek и Screen. Для небольшой американской компании Presstek DI-технология — важнейшее направление бизнеса и при всем желании отказаться от нее фирма не смогла бы. Зато им вполне комфортно и на небольшом сегменте, оставшемся свободным после ухода упомянутых грандов. Screen же, похоже, просто развивает все доступные ей направления цифровой печати с тем, чтобы где-то в этом секторе точно преуспеть.

В области CtP-инноваций интересны беспроцессные пластины. Они уже коммерчески доступны — за 2007 год российские потребители использовали 20 тыс. м2 беспроцессных пластин ThermalDirect. Капля в море от общего потребления, но масштаб уже промышленный! Ждем новых версий — обладающих большей тиражестойкостью, большей чувствительностью. Обещают уже беспроцессные варианты для газет.

Однако для «фиолета» беспроцессные пластины невозможны, если только вы не готовы накрыть печатную машину желтым колпаком. Поэтому остается вариант бесхимических пластин. Запад напирает на экологию, а нам еще важнее экономика. Сокращаем затраты на химию, на электричество, которое есть проявка, экономим на стоимости самой проявки. И вот тут интересно сравнить рекламируемую идею и реализацию. А то может оказаться, что химия и не нужна, а нужна некая жидкость вдвое дороже химии. Или вдруг выяснится, что проявлять пластину не надо, зато надо прогревать, а значит, экономия на электричестве и на проявочной машине исключается. В общем, есть чем поинтересоваться.

В начало В начало

Что нам покажут

Чтобы никого не обидеть, производители, о которых мы расскажем, расставлены по занимаемой ими рыночной доле в России. Компании с наименьшей (уже упомянутой) рыночной долей в РФ кратко упомянуты в разделе «Остальные».

Kodak

На drupa 2004 фирмы KPG и Creo, сегодня составные части Kodak, еще имели отдельные стенды. У KPG был термальный газетный аппарат Newsetter крайне необычной конструкции — плоскостной, с GLV-головкой. После слияния продуктовых рядов KPG и Creo он не выдержал конкуренции с Trendsetter NEWS, в частности потому, что головка Quantum последнего имеет вдвое большую оптическую эффективность2, чем GLV-головка. Все современные CtP Kodak — развитие разработок Creo.

Естественно, Kodak в течение всех последних лет позиционируется как универсальный поставщик решений для цифровой и традиционной печати. Как будет показано далее, это общемировая тенденция, которой следует большинство крупных поставщиков. CtP-новинки Kodak относятся к семейству Magnus, хотя заслуженный Trendsetter, теперь уже пятого поколения, также будет представлен. В формате B2 на смену Magnus 400 приходит модель 400II, отличающаяся увеличенным форматом, производительностью и возможностью перфорировать пластины не только в автоматической (как ранее), но и в ручной комплектации. Для Magnus 800 формата B1 представлена наиболее скоростная конфигурация 800Z, способная экспонировать 60 полноформатных пластин в час при разрешении 2400 dpi. При такой производительности актуальным становится время загрузки пластин в кассету — будут показаны аппараты Magnus 800Z и Magnus VLF, оснащеные уникальной опцией загрузки с паллеты. Первый Magnus XLF был установлен в феврале 2008 года в типографии LEYKAM Let’s Print недалеко от Вены, где в мае будет установлена рулонная печатная машина MAN Roland 80-страничного формата. Установка второго Magnus XLF в типографии запланирована на апрель. Широкий спектр программного обеспечения под брендами Prinergy и Insite обеспечивает потребности офсетной и цифровой печати. Естественно, акцент в пластинах — на беспроцессную технологию, но будут представлены и процессные новинки. Парадоксально, но одна из них уже поступила в полномасштабное производство и тестируется рядом российских клиентов, но ждет официального анонса на drupa.

На drupa 2008 Kodak представит концепцию новой платформы газетных CtP высшего уровня производительности Generation NEWS. Эти устройства будут интересны крупнейшим газетным типографиям и обеспечат скорость от 200 до 300 форм газетного формата broadsheet в час. Новые устройства не заменяют, а дополняют сверху линию Trendsetter NEWS, обеспечивая большую производительность и автоматизацию. Развитие популярной линии Trendsetter NEWS будет продолжено, на drupa будут представлены обновленные версии.

В газетных CtP Kodak Generation NEWS используется автоматическая загрузка, две или четыре кассеты суммарной емкостью до 1600 пластин (для толщины 0.3 мм). Система удаления прокладочной бумаги оборудована емкостью на 1800 листов. Экспонирование производится одной или двумя головками SquareSpot и обеспечивает повторяемость ±10 мкм. Максимальный формат пластин по окружности барабана — 660 мм, по оси барабана — 960 мм, опционально может быть увеличен до 1050 мм. Стандартное разрешение — 1200 или 1270 dpi, опция 2400 или 2540 dpi доступна для младшей модели. Стандартный 1-бит TIFF-интерфейс обеспечивает подключение к любой системе Workflow. При использовании с Prinergy в стандартном разрешении обеспечиваются линиатура до 200 lpi и стохастика Staccato 25 мкм.

ECRM

ECRM делает стратегический акцент на фиолетовую бесхимическую технологию, видя в ней будущее. Из аппаратных новостей — CtP всех форматов оборудованы 120-милливаттными диодами, что позволяет работать и с процессными, и с беспроцессными пластинами.

AGFA

В части CtP-оборудования это будет самый необычный стенд AGFA на drupa. Из CtP-устройств в новостях упомянут только термальный Avalon-N в 8-страничном и VLF-формате. Коммерческая часть CtP-экспозиции впервые в истории AGFA почти наверняка ограничится термалом, а вот о газетной части ничего не известно. Все же автору трудно представить себе стенд AGFA без фиолетовых газетных CtP. Может быть, покажут что-то из существующего портфеля, но, скорее всего, готовят сюрприз, например газетное решение на базе бесхимических пластин. По пластинам — акцент на бесхимическую технологию и в термале (Azura TS), и в «фиолете» (Azura V). Под брендом Apogee будет представлен весь комплекс софта AGFA для управления контентом, совместной работы типографии с заказчиком, управления цветом и препресс-участком. Ранее бренд Apogee использовался для продуктов, решающих только последнюю из упомянутых задач.

Heidelberg

Фирма Heidelberg выходит на drupa с забавным для русского уха лозунгом «HEI Performance». Выпуск печатных машин сверхбольшого формата сопровождается соответствующими по формату CtP. Это термальные аппараты под брендом Suprasetter. Аппараты этой серии меньшего формата получили более мощные головки, что позволяет поднять производительность при работе с беспроцессными и бесхимическими пластинами. Планируется показать только один фиолетовый Prosetter 74 SCL на фоне множества термальных Suprasetter различного формата. Огромное внимание Heidelberg уделяет комплексу своего программного обеспечения, объединенного брендом Prinect. C выходом печатных машин сверхбольшого формата естественным образом происходит развитие Prinect в направлении решения задач производства упаковки.

Prosetter 74 SCL

Prosetter 74 SCL

Fujifilm

Компания делает упор на цифровые технологии в целом. CtP упоминается в одной из четырех зон — в зоне офсетной печати. ПО XMF позиционируется как универсальное, в том числе для офсетной и цифровой печати. Пластины представлены беспроцессные термальные (Pro-T), бесхимические фиолетовые (Pro-V), процессные термальные и фиолетовые. Новостью, по крайней мере для автора, стало то, что бесхимическая пластина Pro-V требует секции прогрева в проявочной машине, но совместима с существующими CtP-устройствами. Ранее, напротив, сообщалось, что пластина потребует более мощных диодов, но не прогрева в проявочной машине. CtP-системы упомянуты кратко. Новинкой является Luxel V6-HD формата B2, дополнившая ранее объявленные V8-HS и V8-HD формата B1. Термальная часть CtP-портфеля традиционно строится на OEM Screen. Причем если аппараты форматов B1 и B2 идут под брендом Luxel T, то VLF — под родным именем Ultima.

Screen

На drupa 2004 стенд Screen был просто уставлен CtP-устройствами всех форматов. Именно тогда компания представила свои первые устройства VLF-формата, продажи которых начались в 2005 году. Уже тогда старшие модели фирмы были построены на базе GLV-головки, а младшие — по схеме с независимыми диодами. Накануне выставки drupa 2008 компания Screen сделала крутой стратегический поворот. Первая фраза пресс-релиза: «drupa 2008 отметит начало захватывающей новой эры, в которой Screen станет одним из лидирующих поставщиков цифрового печатного оборудования, сохраняя свои лидирующие позиции мирового поставщика CtP». На фоне развернутого описания цифровых продуктов на долю CtP приходится совсем немного места. Главной CtP-новинкой станет PlateRite Ultima 48000, предназначенная для удовлетворения потребностей вновь разрабатываемых GOSS International и Man Roland рулонных печатных машин формата до 96 страниц А4. Как новинки упомянуты также давно знакомые россиянам CtP PlateRite 8800 и PlateRite Niagarа и «разработанная в течение последних 18 месяцев» газетная PlateRite News 2000. Cистема управления рабочим процессом Screen Trueflownet предназначена для управления как допечатными устройствами, так и цифровыми печатными машинами.

Luescher

Luescher

Остальные

Luescher покажет уже достаточно хорошо известные УФ- и термальный варианты своего аппарата XPose!. Об участии в drupa Escher Grad, DotLine, HighWater, Xante/ RIPit пока информации нет. Punch Graphix (BasysPrint) представит газетные УФ-аппараты UV-Setters 400 и 800, для которых доступна одно- и многокассетная автоматизация.

В начало В начало

Заключение

В настоящее время технология CtP стала основной допечатной технологией и в России. Возможно, в нашей стране на 430 CtP и работает заметно большее число фотонаборов, но уже в 2006 году большая часть бумаги запечатывалась с CtP-пластин, потому что на CtP первыми перешли крупнейшие предприятия с высоким потреблением бумаги. В 2008 году произойдет перелом: по итогам года ожидается превышение потребления цифровых пластин над потреблением аналоговых. У нас уже пора, как это было в Европе несколько лет назад, называть CtP-пластины обычными, а аналоговые — как-то иначе. Практический вывод прост: ожидать технологических революций или кардинальных ценовых сдвигов в области CtP уже трудно. Эти устройства стали традиционной полиграфической техникой, риск и прелесть новизны ушли вместе с возможностью получить выигрыш на инновации. Сегодня, когда большинство новинок drupa 2008 уже анонсировано, можно спокойно оценить их и принять взвешенное решение.


1Хотя полуформатный фиолетовый Palladio ни разу не упомянут в новостях AGFA к drupa 2008, нельзя исключать его появления на стенде.

2Как известно из материалов разработчика — компании Silicon Light Machines, управляемая дифракционная решетка GLV отражает менее 50% падающего на нее светового потока. На ключе головки Quantum свет практически не теряется.

В начало В начало

КомпьюАрт 4'2008

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства