Метод разложения на множители для тоновой и цветовой коррекции
Разложение на множители снимков с большим динамическим диапазоном
Метод разложения на множители и повышение четкости
В графических редакторах, как платных, так и бесплатных, как правило, предусмотрены различные инструменты для уменьшения шума, усиления четкости, рисования и создания специальных эффектов. Число таких инструментов постоянно увеличивается, но большинство из них относительно мало востребованы. При этом неизменной популярностью у профессионалов пользуются такие инструменты, как «уровни» (Levels) и «тоновые кривые» (Curves).
К сожалению, во многих случаях эти инструменты тоновой и цветовой коррекции недостаточно эффективны. Рассмотрим такой пример. Представленное на рис. 1 изображение снято на цифровой фотоаппарат Сanon EOS 350. Экспозиция выставлена правильно, но фотография далека от идеала из-за плохого освещения под зонтом. Попробуем исправить данное изображение. Как показывает рис. 2, команда Auto levels не дает результата. Использование функции Levels (рис. 3) приводит к потере деталей на платье невесты. Редактирование тоновых кривых Curves (рис. 4) привело к частичной потере контраста, но все-таки дало сносный результат. Еще один фотошоповский фильтр Shadow/Highlight также обеспечил приемлемый результат, хотя и вызвал появление артефактов у контуров (рис. 5).
Конечно, улучшить результат коррекции можно, используя выделения, но это требует больше времени, а хороший метод должен быть простым и эффективным. Таким методом является разложение на множители.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Метод разложения на множители
Метод разложения на множители предполагает разделение изображения на три слоя: «Тени» (информация о полутонах), «Цвета» и «Детали» (рис. 6). При этом в изображение не вносятся изменения, но появляются новые возможности коррекции.
Рис. 6
Рис. 7
Когда все слои включены, вы видите исходный снимок. Чтобы сделать снимок светлее, попробуйте отключить слой теней (рис. 7). Если вам не нужен такой сильный эффект, то в слое теней можно подредактировать тоновую кривую. Сравните рис. 4, 5 и 7 — выводы очевидны.
Разложение на множители снимков с большим динамическим диапазоном
Об изображениях с большим динамическим диапазоном (High Dynamic Range, HDR) можно узнать в Интернете, например на следующих ресурсах: http://www.cambridgeincolour.com/tutorials/high-dynamic-range.htm, http://en.wikipedia.org/wiki/High_dynamic_range_imaging и http://www.hdrsoft.com. Этой темой интересуются и многие любители комбинированной съемки (см. http://www.flickr.com/groups/hdr).
Если кратко, то под HDR понимается съемка сюжета с разными экспозициями, а затем получение одного изображения, содержащего объединенную информацию о светах и тенях. В результате получаются необычные высококонтрастные сюжеты, что и объясняет популярность технологии HDR.
Разработано несколько программ для изготовления HDR-снимков путем создания одного файла из снимков с разной экспозицией.
На рис. 8 представлены снимки, выполненные фотокамерой Sony Alpha 100 с объективом Minolta
Рис. 8а
Рис. 8б
Рис. 8с
35-70 F4 при малой, средней и большой экспозиции. Результат объединения снимков при малой и большой экспозиции содержит полную информацию о тенях, но без коррекции будет выглядеть так же, как снимок с малой экспозицией.
На рис. 9 показан результат коррекции с помощью фильтра Photomatix (http://www.hdrsoft.com), на рис. 10 — с помощью гамма-коррекции (Gamma=2), а на рис. 11 — с помощью разложения на множители и отключения слоя тени. Как несложно убедиться, встроенный в Photoshop фильтр Shadow/Highlights бесполезен для данного снимка.
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
На рис. 12 приведен пример коррекции снимка, сделанного фотокамерой Canon EOS 350 с объективом Industar 61 (50 мм, F 2,8). Исходное изображение (см. рис. 12 а) с глубиной цвета 16 бит на канал получено из формата RAW. Рис. 12 б демонстрирует пример коррекции путем отключения слоя теней, а рис. 12 в — результат применения фильтра Photomatix.
Рис. 12а
Рис. 12б
Рис. 12в
Метод разложения на множители и повышение четкости
Нередко мы хотим сделать снимок ярче, удалить кажущийся «туман» между камерой и объектом. На рис. 13 представлен снимок девушки, сделанный фотокамерой Canon EOS 350 с объективом Yupiter 37 (135 мм, F 3,5). При разложении на множители для черно-белого снимка формируются два слоя: тени и детали (рис. 14). Сделаем слой теней ярче с помощью «уровней», а слой деталей — более контрастным с помощью «кривых» (рис. 15). Результат коррекции представлен на рис. 16.
Рис. 15а
Рис. 15б
Широкие возможности
Вариантов и идей применения описанного подхода множество. Например, слой цветов можно эффективно использовать для выделения по цветовому признаку. Слой с деталями предоставляет широкие возможности для рисования, которые намного лучше, чем инструменты большинства графических редакторов. Посмотрим, как можно интересно откорректировать рассмотренный выше портрет девушки. Для выделения глаз к слою «Детали» (рис. 17) применена кривая вроде той, что изображена на рис. 15. Результат показан на рис. 18.
* * *
В заключение отметим, что метод разложения не вносит изменений в исходный снимок, но дает массу новых возможностей для обработки. При этом кривые Curve превращаются в очень гибкий инструмент работы. Основное достоинство метода — независимая регулировка яркости и контраста. Хочется надеяться, что со временем он станет таким же популярным, как и инструменты «кривые» и «уровни».
В заключение покажем, что можно сделать за две минуты, используя грубое выделение и кривую для слоя теней (рис. 19).
Рис. 19