КомпьюАрт

6 - 2008

Автоматизация допечатных процессов при создании гравюрных изображений

Владимир Токарев, Дмитрий Апанович (фирма «ЭПО»)

Резцовая гравюра — одна из старейших техник, которая до сих пор с успехом используется в изобразительном искусстве. Она берет свое начало от резьбы ювелирных изделий и различных домашних украшений из металла или на металле, хотя если заглянуть дальше вглубь веков, то мы найдем схожую технику, применявшуюся при выполнении резьбы по кости, камню или дереву. В XV веке ювелиры для проверки своей работы стали заполнять углубления цветной краской и делать своеобразный оттиск на подходящем для этого материале. Это были образцы, предназначенные для облегчения работы оружейных дел мастеров и ювелиров, создававших сложные композиции. Именно так, утверждают искусствоведы, и появилась резцовая гравюра, образцами которой мы можем восхищаться сегодня.

Первыми примерами печатной продукции, сделанными с использованием резцовой гравюры, были игральные карты, имевшие хождение в бассейне Рейна (главной судоходной реки в Западной Европе). Старые мастера добивались большой убедительности в передаче облика человека, его анатомического строения, перспективного и композиционного решения художественного произведения. Многие гравюры отличаются точной передачей деталей быта, фактурой различных материалов, так создавались образы, наполненные глубоким философским и духовным смыслом.

Для техники резцовой гравюры характерна четкая ритмика линий, в основу которой положены параллельные линии или линии, образующие косую сетку. Линии резцовой гравюры точно очерчивают и моделируют объем. Частота линий, их изменяющиеся ширина и насыщенность передают светотеневую характеристику изображения. В то же время определенная ограниченность, заложенная в самой сути резцовой гравюры, привела к тому, что в XVII веке ее вытеснили офорт и его разновидности. А с появлением и развитием фотомеханических способов ведущая роль резцовой гравюры как способа репродуцирования в значительной мере была утрачена. За техникой резцовой гравюры еще долгое время (вплоть до XIX века) сохранялась прерогатива изготовления географических карт, видов городов и репродукций большого размера. А со второй половины XIX века резцовая гравюра применялась для изготовления государственных ценных бумаг и денежных знаков.

Гравюра на металле, где печатающие элементы углублены и создаются с помощью штихеля, название и назначение которого сегодня знает далеко не всякий образованный человек (граверов, ювелиров и полиграфистов в расчет не берем), — чрезвычайно сложный и длительный процесс. Стальной штихель, ведомый рукой мастера, с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины, образуя при этом сеть параллельных линий, изменяющих свою глубину и ширину. При этом параллельные не означает обязательно прямые.

Рис. 1. Портрет (а) и архитектурное сооружение (б) выполнены художником вручную в стиле резцовой гравюры

 

Рис. 1. Портрет (а) и архитектурное сооружение (б) выполнены художником вручную в стиле резцовой гравюры

Рис. 1. Портрет (а) и архитектурное сооружение (б) выполнены художником вручную в стиле резцовой гравюры

Выпуск ценных бумаг и денежных знаков во все времена был связан с использованием сложных и трудоемких технологий. Защита от подделки всегда являлась первостепенной задачей. Кроме того, первыми широко распространенными способами печати были высокий и глубокий. Если проанализировать современное состояние производства денежных знаков и ценных бумаг, то легко заметить, что резцовую гравюру в той или иной мере применяют все изготовители данного вида специальной полиграфической продукции. Естественно, что воспроизводить резцовую гравюру необходимо близким по сути способом, поэтому металлографский способ печати, широко используемый в практике специальных полиграфических предприятий, в данном случае подходит оптимально.

Что же оставалось делать коммерческим предприятиям, получившим в начале 90-х годов лицензии Министерства финансов РФ на право выпуска защищенной продукции, но не получившим законодательно закрепленную возможность приобретения металлографского оборудования? Офсетный, высокий и трафаретный способы печати — вот на что можно было рассчитывать, то есть во всех случаях это плоскость, третьей координаты в изображении на оттиске нет. Это нас, полиграфистов фирмы «ЭПО», не напугало, и мы принялись экспериментировать: рисовали, печатали, анализировали. Пример такого изображения, выполненного в стиле резцовой гравюры, приведен на рис. 1 (автор С.К.Подъяблонский). Для разработки ценных бумаг мы применяли различное программное обеспечение, в наших планах была и программа для создания изображений в стиле резцовой гравюры. Наряду с великолепными авторскими работами необходимо было создавать современные работы — спрос определяет предложение, и мы этим занялись. Результатом стала первая версия того продукта, о котором мы и хотим рассказать. Начнем с того, что приведем несколько рисунков, созданных в стиле, а точнее по мотивам резцовой гравюры. Хочется отметить, что в настоящее время идет создание нескольких подобных программ, и это говорит только о том, что творческая мысль не стоит на месте и, как всегда, в соревновании победу одержит сильнейший.

Работы, приведенные на рис. 2, сделаны в программе Strokes Maker, позволяющей в довольно короткий срок создать векторное изображение в стиле резцовой гравюры, состоящее из кривых линий, которое вполне подходит для дальнейшей работы с ним в таких графических редакторах, как Adobe Illustrator или Corel DRAW. Почему важна именно векторная картинка?

Попробуем разобраться, что же делают программы векторизации растровых изображений. Для этого определимся с двумя понятиями — растровое и векторное изображение.

Растровое изображение — файл данных или структура, представляющая собой прямоугольную сетку пикселов или разноцветных точек на мониторе компьютера, бумаге и других отображающих устройствах или материалах.

Векторная графика — использование геометрических примитивов, таких как точки, линии, сплайны или многоугольники, для представления изображений в компьютерной графике.

Рис. 2. Портреты первых лиц государства с точки зрения допечатной подготовки, как правило, представляют собой цветные полутоновые изображения. В нашем случае для проверки возможностей программы Strokes Maker мы рискнули выполнить портреты первых лиц России в стиле резцовой гравюрыРис. 2. Портреты первых лиц государства с точки зрения допечатной подготовки, как правило, представляют собой цветные полутоновые изображения. В нашем случае для проверки возможностей программы Strokes Maker мы рискнули выполнить портреты первых лиц России в стиле резцовой гравюры

Рис. 2. Портреты первых лиц государства с точки зрения допечатной подготовки, как правило, представляют собой цветные полутоновые изображения. В нашем случае для проверки возможностей программы Strokes Maker мы рискнули выполнить портреты первых лиц России в стиле резцовой гравюры

Основное преимущество векторной графики — это сохранение высокого качества изображения при его масштабировании. При любом увеличении или уменьшении фрагмент графического объекта будет выглядеть именно так, как должен выглядеть. Например, если увеличить участок окружности, заданный растром, то мы в итоге увидим на экране монитора набор пикселов. Если же увеличить участок окружности, заданный в векторном варианте, дуга так и останется дугой — четкой и плавной. В связи с этим задача программы векторизации заключается в том, чтобы на базе исходного растрового изображения построить векторную картинку с конкретными линиями различной кривизны и продолжительности. В частности, это предполагает поиск на растровом поле примитивов геометрических фигур — таких, например, как линии различной (заданной) кривизны, окружности или дуги как частного случая окружностей. Программы векторизации очень часто применяются дизайнерами, например, при создании векторных изображений по исходным растровым изображениям. Примером такого подхода может служить фотография, полиграфический оттиск или рисунок, при обработке которого преследуется цель точного повторения исходного изображения, но с переводом его в векторную форму, то есть в более высокий качественный уровень. Думаем, что многим дизайнерам такую задачу приходилось решать неоднократно.

Целью программы Strokes Maker не является векторизация исходного растрового изображения «один в один». Ее цель совершенно иная: используя векторный аппарат, дать на выходе расчет положения каждого отдельного штриха или объекта. В отличие от «фильтров», применяемых для создания растровых гравюр, в векторном изображении, сгенерированном программой Strokes Maker, не произойдет потери качества при изменении масштаба изображения. Дуга штриха всегда будет плавной и мягкой. Пересечения штрихов всегда будут четкими, без неприятного эффекта «заплывания», особенно при пересечении под острым углом. Такое изображение можно распечатать в любом формате, начиная от размера почтовой марки и заканчивая любым необходимым форматом. При использовании плоттеров и уст­ройств автоматической гравировки дизайнер получает для работы файл с траекториями и характеристиками штрихов, что в принципе невозможно в случае применения растровых изображений.

Комментарий главного редактора

Для организации технологии допечатного процесса верстки ценных бумаг руководство фирм, имеющих лицензии на выпуск защищенной полиграфической продукции, обычно выбирает один из трех подходов.

Первый — закупка программного обеспечения для верстки ценных бумаг за рубежом. Этот подход дорог. Сумма вложений составляет сотни тысяч долларов, зато быстро, без проблем и головной боли, однако впоследствии наблюдается снижение качества дизайна выпускаемой защищенной продукции. Этот «золотой» путь выбран в начале 90-х годов прошлого века полиграфическими предприятиями Гознака.

Второй подход — разработка программного обеспечения собственными средствами: ставятся задачи программистам, и в течение нескольких лет у фирмы-лицензиата появляются свои программы для верстки ценных бумаг. Результатом являются ощутимая экономия средств и развитие профессиональных навыков дизайнеров. Кроме того, возможна продажа подобных программ. Этот путь выбран фирмами «ЭПО», «НТ-Граф» и т.д.

Третий подход — использование технических возможностей известных графических программ Corel Draw, Adobe Illustrator и пр. Это самый дешевый и, возможно, тупиковый путь в дизайне. Названия фирм приводить не имеет смысла.

С целью более полного раскрытия темы «О гравюрных изображениях», а также для разбавления «черно-белого» стиля публикации CMYK-ованным цветом предлагаю иллюстрацию, которая выполнена с помощью технологии создания цветных гравюрных изображений. Данная технология разработана А.Ю.Крыловым и В.Н.Токаревым в конце 90-х годов прошлого века.

Немного сюрреалистичная работа носит название «Начало пожара в деревенском музее». Изображение примечательно не только цветом, но и тем, что в нем растровый полутон (огонь, дым, освещение полотен) совмещен со штриховыми линиями

Немного сюрреалистичная работа носит название «Начало пожара в деревенском музее»

При создании резцовой гравюры художник старается повторить контур и объем исходного объекта линиями, переходящими в светлых местах в пунктир. Механизм передачи полутонов основывается на изменении ширины штриха с его переходом в пунктир и на величине красочного слоя, если это печатный оттиск, полученный с резцовой гравюры. Длина, ширина, частота и насыщенность штрихов — все эти элементы создают эффект объемности и четкости, что присуще именно данному виду гравюры. Однако в самом начале было поставлено условие, что в программе Strokes Maker решается задача на плоскости, а не в объеме.

В программе Strokes Maker для построения изображения используются векторные примитивы. В прос­тейшем случае примитив — это траектория разнообразных кривых, а в частном случае — прямая линия. По исходному растровому изображению, даже невысокого качества, рассчитываются длина линий, толщина кривых, прерывистость, пунктирность и рельефность. Например, на более темном участке растрового изображения линия будет утолщаться, а на светлом — становиться тоньше, ну а на совсем светлом перейдет в пунктир. Длина штриха в пунктире начинает увеличиваться в полутонах, пока после некоторого предела пунктирные линии не сольются в непрерывную, широкую линию в тенях.

В то же время линии повторяют рельеф исходного растрового изображения. При выполнении резцовой гравюры на металле это самая трудоемкая часть работы, требующая особого терпения и твердой руки, но данная процедура в программе Strokes Maker выполняется автоматически — с возможностью быстрого варь­ирования различными вариантами рисунка в стиле резцовой гравюры. Собственно, все, что требуется от дизайнера, — это подобрать устраивающие его параметры и заданную штриховку.

Упрощенно процесс штриховки можно представить следующим образом:

1. Программа автоматически заполняет заданную область определенным набором кривых, например волнистыми линиями.

2. Для каждой кривой рассчитывается изменение траектории в соответствии с заданным тоном изображения («рельефность»), по которому проходит в данной точке кривая. Например, на светлом фоне кривая будет отклоняться вправо по ходу движения, на темном — влево.

3. Для каждой кривой определяются участки непрерывности, то есть участки кривой, проходящие по областям с порогом ниже заданного, остаются, а все остальные отбрасываются.

4. Последовательно для каждой точки каждой кривой рассчитывается зависимость ширины линии от плотности изображения. Чем выше плотность тона на изображении, тем шире становится линия. Аналогично этому рассчитывается зависимость для пунктирных линий.

Творческая составляющая программы сводится к комбинированию различных типов штриховок. На самом деле это довольно мощная функция, причем весьма увлекательная для дизайнеров. Чтобы получить пару тысяч штрихов на изображении, достаточно выделить соответствующую область, задать параметры, запустить процесс рендеринга и насладиться результатом. Если что-то не понравилось — меняем область, параметры, комбинируем несколько типов штриховки и получаем новый вариант изображения. Процесс можно повторять до тех пор, пока вы не получите желаемый результат. Причем каждая комбинация параметров дает уникальное изображение высокого качества.

Особо следует отметить возможность комбинирования различных штриховок. Утилита рассчитана на профессионалов, и акцент в ней делается скорее на мощность, чем на простоту. Возможность комбинирования различными типами штриховки — инструмент, заведомо недоступный художникам-граверам по металлу.

При штриховке областей Strokes Maker позволяет комбинировать штриховки двух основных тонов: черного и белого с разным типом линий. Располагая поверх друг друга различные типы штриховок, можно добиться очень интересных результатов. Например, непрерывный узор может трансформироваться в квадраты с точкой в центре или перекрестья. Помимо линий и кривых в качестве исходных примитивов в ближайших версиях Strokes Maker можно будет использовать и другие типы изображений.

Кроме монохромных комбинаций можно создавать цветные (оттенок задается статически, из палитры или непосредственно считывается с растрового изображения; также реализован режим автоматического расчета, когда цвет штриха вычисляется с учетом его положения на оригинале).

Немаловажной особенностью программы является возможность масштабирования макета с пересчетом штриховых шаблонов. Например, есть картинка с конкретным размером, выполненная в Strokes Maker. Если возникло желание увеличить ее размер, то все штриховые шаблоны будут пересчитаны по имеющимся параметрам. То есть шаг и толщина штриха в новом формате останутся без изменения. Иными словами, увеличенное изображение будет содержать большее количество штрихов. Уменьшенное изображение — соответственно меньшее количество штрихов, рассчитанных по заданным изначально параметрам.

Strokes Maker — уникальный инструмент, предназначенный для расширения возможностей дизайнеров, работающих в области художественной графики. Эта программа существенно облегчает жизнь профессиональным дизайнерам. Любители компьютерной графики тоже получат удовольствие от работы с нею. Например, с помощью этой программы можно сделать из семейных фотографий иллюстрации, выполненные в технике резцовой гравюры.

Вместо вывода хотелось бы отметить, что сегодня техника резцовой гравюры практически нигде не применяется из-за сложности изготовления подобных изображений. Мы надеемся, что Strokes Maker позволит художникам в полной мере использовать проверенную временем технологию и делать совершенно новые, неповторимые и высококачественные иллюстрации. Недаром говорят, что все новое — это хорошо забытое старое, но на новом уровне развития техники.

КомпьюАрт 6'2008

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства