Высшее дизайнерское образование в России
В настоящей статье мы представляем читателям ВУЗ, в котором российские студенты могут получить диплом дизайнера, — Британскую высшую Школу дизайна (г.Москва), образованную в 2003 году для обучения и профессиональной подготовки российских студентов по передовым международным образовательным программам в области дизайна. С момента своего открытия школа развивается благодаря тесным партнерским связям с факультетом креативных и культурных индустрий Университета Хартфордшира (Великобритания).
Британская высшая Школа дизайна является членом международной ассоциации Teaching Designers Network (TDN), британского профессионального союза British Design & Art Direction (D&AD) и Международного совета ассоциаций по графическому дизайну ICOGRADA. Сегодня она успешно развивает два основных направления подготовки дизайнерских кадров. В первую очередь это британские программы высшего образования, в ходе которых студенты в течение нескольких лет получают фундаментальную подготовку на уровне мировых стандартов качества с последующим присвоением международных академических наград и возможностью продолжить обучение в Великобритании. Срок обучения составляет от 3 до 4 лет в зависимости от выбранной формы нагрузки.
Программы британского высшего образования охватывают следующие области деятельности, где применяется дизайн:
- Graphic Design and Illustration («Графический дизайн и иллюстрирование »);
- Interior and Spatial Design («Дизайн интерьера»);
- Product Design («Промышленный дизайн»);
- Fashion Design («Дизайн одежды»).
Уникальное преимущество Британской высшей Школы дизайна заключается в получении британского высшего образования, хотя обучение проходит в России. Такую возможность предоставляют учебные программы, аккредитованные Quality Assurance Agency — независимым Агентством по контролю академического качества. Главный принцип состоит в том, что курсы британского высшего образования, предлагаемые в России, являются полноценными и завершенными с точки зрения сертификации выпускников и получения соответствующих международных академических наград со стороны Университета Хартфордшира.
Другое направление образовательной деятельности школы — учебные программы, разработанные в рамках стандарта дополнительного образования и предназначенные для переквалификации и непрерывного развития практикующих дизайнеров на краткосрочных курсах, проходящих в июле — августе:
- летний интенсив по дизайну интерьера;
- летний интенсив по промышленному дизайну;
- летний интенсив по графическому дизайну и визуальным коммуникациям;
- летний интенсив по каллиграфии и типографике.
Для занятий со студентами школа располагает следующими классами (ресурсами):
- дизайн-мастерские и студии;
- семинарские и лекционные комнаты;
- компьютерные классы — Apple Macintosh и PC;
- мастерская офортной печати;
- печатный центр;
- цифровая студия фото- и видеосъемки;
- центр макетирования и прототипирования;
- центр карьеры;
- центр информационных ресурсов.
Британская высшая Школа дизайна постоянно развивает и улучшает свои информационные и технические ресурсы, стремясь максимально эффективно поддерживать образовательный процесс. Достаточно сказать, что среди дизайнерских школ в России ресурсами подобного уровня не обладает ни одно учебное заведение — частное или государственное.
Школа располагает специально оборудованными студиями и мастерскими для занятий различными видами дизайна, несколькими компьютерными классами, печатным центром и профессиональной цифровой студией для проведения фото- и видеосъемки. В качестве структурных единиц функционируют центр макетирования и прототипирования, центр информационных ресурсов и центр карьеры.
В связи с развитием специальности Fashion Design осенью 2008 года состоится открытие мастерской для будущих дизайнеров одежды, оснащенной профессиональным оборудованием для работы с разнообразными материалами и технологиями конструирования и пошива одежды.
Куратор курса Дмитрий Карпов, руководитель и креативный директор дизайн-студии SoldisЗа последние 15 лет куратор курса Дмитрий Карпов получил два базовых образования, стажировался в британском University of Middlesex и шесть лет охранял рубежи нашей Родины в пограничных войсках. В настоящее время он работает с транснациональными брендами и лидерами российского рынка в качестве креативного директора коммуникационного агентства Soldis, параллельно продолжая создавать разнообразные иллюстрации для «Студии Артемия Лебедева». Успешно сочетает умение быстро придумывать, много видеть и хорошо убеждать. Вовлечение в практические области графического и интерактивного дизайна позволяет ему работать с межпредметными связями между визуальными коммуникациями, социальной психологией и культурологией. «Главное требование к будущему студенту — способность понимать задачу и находить средства для ее реализации. Эти способности проявляются у каждого по-своему. Кто-то пользуется трехмерной графикой, кто-то лепит из пластилина, вырезает из картона, складывает в единую композицию, рисует вручную шрифты, фотографирует — и в результате у одного получается то же самое, что другой сделал в нескольких слоях Photoshop. Правильно и то и другое. Главное — суметь донести идею. Я часто интересуюсь у коллег-дизайнеров, как они пришли к преподавательской деятельности. Как правило, все они добились успеха в своей профессии. Так вот, главный мотив один и тот же — передавая опыт студентам, мы сами классифицируем свой багаж знаний, который был накоплен до этого. Второй немаловажный фактор связан с особенностью обучения интерактивному дизайну. Это очень быстро развивающееся направление, и, чтобы давать студентам действительно актуальную информацию, нужно постоянно находиться на пике индустрии. Те знания, которые были актуальны буквально два года назад, сегодня уже сложно приводить в пример — они устарели, смотрятся архаично, изменилась даже техническая база. У нас с коллегами постоянно рождаются новые идеи, команда расширяется, и я рассматриваю успехи курса как результат командной работы. Огромный недостаток российской дизайн-среды состоит в том, что у людей быстро повышается самооценка при недостаточном уровне компетенции и навыков. Первое и основное качество, которое я стараюсь развить у студентов, — это желание продолжать учиться. Ведь здесь нет седовласых старцев, которые делятся своей мудростью, есть двунаправленный обмен информацией, знаниями, опытом, открытиями… Если же говорить более предметно, то сейчас мы больше внимания обращаем на вопросы, связанные с интерактивными развлечениями и играми, ведь интерактивный дизайн не ограничивается рамками интернет-проектов. Ребята учатся представлять свои работы — таким образом, вырабатываются навыки презентации. Также они должны знать о маркетинговых коммуникациях и о том, как устроена индустрия дизайна. На одном из первых занятий мы с преподавателями просим ребят принести три-четыре примера своих работ и сохраняем их в своем архиве. Потом мы сравниваем их с дипломными проектами. Если применять математические величины, то я бы назвал это ростом на 600-800%. У каждого года свои особенности. Например, для прошлого курса нам было важно внести нашу национальную специфику и эстетику в выполняемые проекты. В этом смысле интересен проект www.wowrussia.com, который долго обсуждался международным интернет-сообществом. Фактически он является квинтэссенцией курса — в нем есть комбинация и хорошего технического бэкграунда, и оригинальная идея, и интересная творческая реализация. Приятно, что проект, созданный в рамках учебы, оказался настолько ярким и востребованным. Мы стараемся каждый семестр делать по две-три практические работы, которые будут оцениваться не преподавателями, а конкретными людьми из индустрии». |
Елена Марус, телеканал Russia Today, закончила Британскую высшую Школу дизайна в 2007 году:«К моменту получения своих долгожданных университетских дипломов я уже точно знала, что мировой экономике без меня будет гораздо лучше, чем со мной, а пополнять эшелоны переводчиков с английского и немецкого я совершенно не собиралась. Зато увлеклась дизайном и случайно сделала аж полтора сайта. Процесс мне очень нравился, но результат вгонял в тоску. Мне почти сразу попалась на глаза информация о курсе в “Британке”. О школе я слышала давно, а вот курс был новый. Программа, список преподавателей и дипломы студентов меня так впечатлили, что пришлось собирать чемоданы и переезжать из Челябинска в Москву. В результате успешно окончила курс по программе дополнительного образования “Дизайн в интерактивной среде” в июне 2007 года. — Чем вам особенно запомнился курс? — Запомнился бессонными ночами перед просмотрами и сдачами, бурными лекциями и крышесносящими заданиями Димы Карпова, безумной энергией Майка Лисянского, деятельной критикой Антона Финицкого... Групповой работой над проектами, несусветной подготовкой диплома и совершенно неповторимой атмосферой “Британки”. — Расскажите о вашем любимом реализованном проекте. Какими достижениями на данный момент вы особенно гордитесь? — А вот тут я вам сразу на два вопроса отвечу. Мой самый любимый из уже реализованных и к тому же самый известный и титулованный проект — сайт wowrussia.com. Этот жизнерадостный англоязычный сайт о нашей необъятной и необъяснимой Родине был сделан как часть дипломного проекта в школе. Сдав диплом, автор допилил свое детище напильником и выпустил в большой Интернет. И началось. Материалы про “ваурашу” опубликовали на kak.ru, — Чем занимаетесь в настоящее время? — Я тружусь на телеканале Russia Today. Скоро у них появится кардинально новый и очень необычный сайт. Проект довольно крупный, трудный и очень интересный. Надеюсь, результат будет достойный. — Какой совет вы можете дать абитуриентам, желающим обучаться по данной программе? — Приготовиться много работать, много спрашивать и много думать». |
Сейчас требуются также специалисты по созданию сайтов с высоким уровнем образования, в том числе художественного. Для их подготовки в школе предлагается учебный курс дополнительного профессионального образования «Дизайн в интерактивной среде» продолжительностью два учебных семестра. Курс подготовлен совместными усилиями ведущих специалистов «Студии Артемия Лебедева» и Британской высшей Школы дизайна.
Курс «Дизайн в интерактивной среде» рассчитан прежде всего на практикующих графических дизайнеров, желающих получить углубленные знания в области интерактивного дизайна для дальнейшей специализации в данной сфере.
Постановка задачи, разработка и результат
Программа курса делится на несколько учебных модулей, связанных между собой и направленных на развитие определенных навыков. В первом семестре делается упор на изучение основных принципов создания интерактивного дизайна, анализ концепции построения интерактивной среды, выявление основных проблем и способов их решения на техническом, художественном и коммерческом уровнях. Во втором семестре акцент смещается на развитие управленческих компетенций: критический анализ, логика и независимость творческого дизайнерского мышления, способность к эффективной коммуникации и четкому выражению идей в создаваемых проектах.
Учебная нагрузка составляет в среднем 12-16 часов в неделю. При планировании расписания максимально учитываются предпочтения работающих слушателей (занятия ведутся по вечерам в будние дни и в выходные).