Вам слово, нарисованный персонаж!
Иллюстрации Андрея Ткаленко ярки и ироничны. Особенно обращают на себя внимание его работы, выполненные в нетрадиционном для России жанре комикса. В стиле комикса Андрей создает даже рекламные буклеты для весьма солидных заказчиков. Меня заинтересовал этот вид графики, и я решила задать Андрею Ткаленко несколько вопросов.
КомпьюАрт: Андрей, расскажите, пожалуйста, немного о себе: где вы родились, учились, работали.
Андрей Ткаленко: Родился в городе Харькове, окончил архитектурный факультет Харьковского государственного университета строительства и архитектуры. Сразу после завершения учебы приехал в Москву. Несколько лет работал веб-дизайнером. В то время российский сектор Интернета как раз начал активно развиваться, так что работы было очень много. Некоторое время спустя подход к созданию интернет-сайтов стал меняться, большое количество графики сменилось лаконичным «легким» дизайном, да и мне этот вид деятельности окончательно надоел, тема себя исчерпала, и я почувствовал, что созрел для работы над иллюстрациями и комиксами.
КА: Как вы выбрали профессию художника?
А.Т.: Я ее не выбирал, это она меня выбрала. С самого раннего детства я рисовал, в школе посещал различные кружки рисования, брал уроки у преподавателей, два года занимался на курсах рисунка при университете перед поступлением. Так что, даже учась в архитектурном, твердо знал, что быть мне не архитектором, а художником. В Харькове на тот момент были только два вуза, дающие художественное образование: Полиграфический институт и архитектурный факультет ХИСИ (в то время он еще так назывался). Но в Полиграфический институт было сложно поступить без связей, а поскольку их у меня не было, то и выбора не оставалось. Впрочем, я нисколько не жалею, что окончил архитектурный.
КА: На сайте с вашим портфолио (http://www.drew.ru/) представлены не только иллюстрации, но и дизайнерские работы по оформлению компакт-дисков. Скажите, ваш опыт в качестве дизайнера ограничивается только CD?
А.Т.: Сейчас я дизайном почти не занимаюсь, потому что считаю, что рисовать у меня получается лучше. Скажем, я не возьмусь за разработку фирменного стиля какого-нибудь банка. А оформление CD — это совсем другое дело. Это органичный сплав работы художника и дизайнера. Причем я не люблю, когда заказывают исключительно обложку, мне нравится подходить к делу комплексно.
КА: Как вы считаете, насколько вообще возможно совмещать эти две сферы работы: дизайн и иллюстрацию?
А.Т.: Зачастую дизайнеры, причем прекрасные дизайнеры, не очень хорошо рисуют, но это не мешает им создавать восхитительные вещи. А вот художникам, которые работают в сфере разработки игр, иллюстраций, комиксов, некоторые дизайнерские навыки были бы очень полезны. Так что мой опыт веб-дизайнера очень мне пригодился.
КА: А в чем именно состоит, на ваш взгляд, польза дизайнерских навыков для художников?
А.Т.: Художников учат всему: искусству построения композиции, умению красиво соврать в рисунке — так, чтобы зритель поверил, колористике, но именно поэтому у них, как правило, иначе расставлены приоритеты. Для художников, за исключением выпускников полиграфических вузов, существует приоритет изобразительной составляющей над общей гармонией целого. Поясню. Сделав картинку, такой художник ставит на второе место то, как она вписана, например, в дизайн CD, соотносится со шрифтом и т.д. Его восприятие как бы дискретно, лишено целостного подхода. Дизайнер сталкивается с той же проблемой, но с другой стороны — у него «проваливается» картинка.
КА: По образованию вы архитектор. На вашем сайте в графе «Род занятий» указано, что вы художник. Сфера вашей деятельности довольно широка: вы занимаетесь и иллюстрацией для журналов, и оформлением компакт-дисков, и рисуете комиксы. Что из этого огромного поля деятельности вам ближе?
А.Т.: Наверное, оформление CD, поскольку я сам немного занимаюсь музыкой, и мне понятна эта сфера. И комиксы. Хотя к комиксам у меня сейчас довольно сложное отношение, прежде всего из-за ситуации с ними в нашей стране.
КА: В России комиксы явление, как мне кажется, пока еще новое и набирающее обороты. Какие перспективы у комиксов в нашей стране?
А.Т.: Этому «новому» и «набирающиему обороты явлению» уже лет двадцать. В 1988 году была организована комикс-студия КОМ, в начале 90-х она «скончалась», а художники, состоявшие в ней, занялись кто чем. Так что я и мои «соратники по борьбе» — не первое поколение художников-комиксистов нашей необъятной родины. Да и нам на смену идет следующее. За все это время прорыва так и не произошло, были только отдельные попытки что-то печатать, но рынок так и не сформировался, потому что экономика России перевернута с ног на голову. Ну где еще распространитель печатной продукции получает прибыль не с продажи, а заранее, только за то, что твой журнал просто положат на прилавок? А деньги это очень большие. Насчет перспективы комиксов в нашей стране у меня нет никакого оптимизма. И я не уверен, что она когда-нибудь появится. Поэтому к комиксам у меня уже выработалось двоякое отношение.
КА: С чего началось ваше увлечение комиксами? Чем именно вас привлекает этот вид графики? Расскажите подробнее о данной сфере вашей деятельности.
А.Т.: В детстве я увлекался мультипликацией, читал все, что мог достать по этой теме. Даже пытался что-то создавать с помощью ручной механической камеры. Знаете, были такие, заводились, как будильник? Да, и еще, конечно же, альбомы Бидструпа! Но меня сильно угнетали две вещи: во-первых, трудоемкость и продолжительность процесса создания мультфильма, а во-вторых, нужна была серьезная техническая база. Когда именно состоялся переход от увлеченности мультипликацией к комиксам, я не помню, но меня всегда завораживал (даже сейчас!) момент вкладывания слов в уста нарисованного персонажа. Вот только что он был просто статичным рисунком и вдруг заговорил! А значит — «оно живет!» От этого наваждения я так и не смог избавиться, так что на многих иллюстрациях я врисовываю какую-нибудь реплику.
КА: В США комиксы — это довольно серьезный пласт культуры: под комиксы отведены отдельные магазины, герои комиксов живут в голливудских блокбастерах и т.д. В СССР же все комиксы были сосредоточены максимум на половине полосы журнала «Веселые картинки». Чем обусловлен интерес к комиксам у наших соотечественников, как вы считаете?
А.Т.: Ну, во-первых, это такая же часть индустрии развлечений, как, скажем, компьютерные игры. А во-вторых, уже подросло поколение, воспитанное не под влиянием коммунистической пропаганды о том, что комиксы — это что-то низкопробное, глупое и детское, а совсем на других идеях. Меня, как и всякого умного и начитанного человека, всегда возмущало высокомерное отношение к комиксам: я этого никогда не читал, но это по определению не может быть хорошо!
КА: Вы участвовали в нескольких выставках, посвященных комиксам, как в России, так и за рубежом. Что это за мероприятия?
А.Т.: В России это прежде всего «КомМиссия». Она проходит в Центре современного искусства «Марс» каждую весну, собирая в стенах галереи работы самых разных художников комиксов и любителей. В прошлом году начал свою работу питерский фестиваль рисованных историй «Бумфест». Кроме того, можно назвать «Комикс Андеграунд», а также выставку Lucca comics&Games в Италии. Были организованы выставки, меня пригласили поучаствовать, и я предоставил свои работы.
КА: Я обратила внимание на рекламу, которую вы выполняете в стиле комикса для Nike, «Маалокс» и других крупных заказчиков. Как вам кажется, в чем преимущество такого вида рекламы?
А.Т.: В первую очередь такая реклама рассчитана на молодое поколение. Nike выпустила книжки-буклеты с рекламными комиксами большим тиражом, и их расхватали моментально, пришлось даже допечатывать. А что касается эффективности такой рекламы, то думаю, что она работает, так как жанр рекламного комикса становится все более популярным.
КА: Вы сами придумываете историю для комикса или заказчик приходит с уже готовой, оставляя вам создание графической части комикса?
А.Т.: Как правило, у заказчика уже есть если не сценарий, то хотя бы схема сюжета. Часто я помогаю доработать его, предлагаю свои варианты, но, к сожалению, ко мне не всегда прислушиваются. В таких случаях, конечно, очень тяжело и не слишком-то приятно работать. Бывает, попадаются упрямцы со своим видением. Лучше всего, когда мне доверяют. Впрочем, это общая проблема.
КА: Расскажите о процессе создания работ. Вы делаете наброски на бумаге или работаете сразу в графических пакетах?
А.Т.: Прежде всего я делаю эскизы в карандаше и отсылаю их заказчику. После того как все утверждено и устраивает его, делаю контур, сканирую и только потом довожу до ума на компьютере. Сам рисунок всегда выполняю на бумаге, не люблю «планшетный» контур. Из графических пакетов пользуюсь в основном Photoshop. Недавно начал активно применять Paintek. Другие программы использую по мере надобности.
КА: Кто ваши заказчики? Как вы их находите?
А.Т.: Они сами меня находят. Как правило, через сайт. Бывает, что кто-то меня им рекомендует. Заказчики самые разнообразные — от рекламных агентств до метал-групп.
КА: Расскажите о своей работе для журналов.
А.Т.: Работал и работаю для российских журналов «GQ», «Русский репортер», «Кино-парк», «Медведь», «РеАкция», «Хулиган», «Ну, погоди!», для украинских — мужского журнала «Эго» и журнала рисованных историй «К9», для чешского «Aargh!». Как я уже говорил, заказчиков я специально не ищу. Просто иногда мне пишут: «А почему бы вам не нарисовать для нас иллюстрацию?», а я отвечаю: «А и правда, давайте нарисую!»
КА: Какие заказы занимают ваше основное рабочее время?
А.Т.: Я делю свое рабочее время между иллюстрациями, рекламными комиксами и раскадровками к рекламным роликам и фильмам.
КА: Расскажите о самом интересном для вас заказе.
А.Т.: Самым интересным заказом стал рекламный комикс для компании Profit media о торговцах яблоками и их попытках продвинуть свой товар. Поскольку я был абсолютно свободен в том, какими станут персонажи и что они скажут, то комикс получился по-настоящему живой и забавный.
КА: Есть ли такая работа, которой вы гордитесь больше всего?
А.Т.: Это мой проект «Стерва» — в том мире есть только то, что я хочу там видеть. Да и в графическом отношении он мне нравится, получается крепкая профессиональная работа.
КА: Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.
А.Т.: Комикс-проект «Стерва», навеянный повестью «Пикник на обочине» братьев Стругацких, появился в 2005 году. С ним я участвовал в «КомМиссии 2005», а в следующем году комикс получил приз зрительских симпатий «Народная Любофф» и был отмечен итальянской компанией Tomatofarm. Впервые он был опубликован и продолжает публиковаться в фэнзине «Аль’манах».
Это история о «посещении» — о том, что после него появились обширные аномальные Зоны. Одна из таких Зон «накрыла» Москву, город был эвакуирован и закрыт. Лишившись своего гипертрофированного центра, страна рухнула, погрузившись в пучину дележа и кровавых разборок. На территории России образовалось несколько государств со своими карликовыми правительствами.
По периметру Зоны возвели неприступную стену с пулеметными вышками. И все же находились люди, проникавшие в Зону. У каждого из них были свои причины: кто-то пытался сбежать от режима, а «сталкеры» выискивали артефакты, оставленные пришельцами, чтобы потом продать их на черном рынке.
Детство, проведенное главной героиней — Стервой — в подмосковном детском доме, и ранняя трагическая гибель родителей сделали ее человеком замкнутым и целеустремленным. Главной ее страстью стало изучение Зоны, попытка понять ее внутренние механизмы. Она пытается отыскать в самом существовании Зоны какой-то высший смысл, не желая мириться с теорией о стихийности и случайности произошедшей трагедии. Зона стала для нее всем — средством и целью жизни, местом работы и отдыха, страха и радости, ненависти и свободы, основой ее существования.
КА: Над чем вы работаете сейчас?
А.Т.: Сейчас я завершаю очередную историю из серии «Стерва». Эта часть «Тени прошлого», к сожалению или к счастью, получилась очень длинной, а значит, «времяемкой». Уже есть предварительная договоренность о ее публикации с зарубежным издателем. Надеюсь, что следующий «Альманах рисованных историй» наконец напечатает не очередное продолжение, а окончание. Тогда можно будет начать следующую историю.
КА: Что вас вдохновляет?
А.Т.: Моя оранжевая трехрукая муза. Она сидит на шкафу и, когда в настроении, подкидывает мне пару забавных идей. А шкаф я беру с собой, когда выхожу из дома. Шучу, конечно. Вдохновляет обычно жизнь, прошлое и настоящее, чужое творчество. На этот вопрос нет однозначного ответа. Стивен Кинг написал об этом не одну книгу. Многие из его персонажей-писателей приходят во вполне объяснимую ярость, когда очередной поклонник спрашивает: «А где вы берет свои сюжеты?» Кто бы знал!