КомпьюАрт

7 - 2008

drupa 2008: философия рынка полиграфии и тенденции развития

Стефан Стефанов, канд. техн. наук,
профессор Московского гуманитарного университета

Философия рынка и место полиграфии в нем как участника

Факты — упрямая вещь

Инновации drupa 2008

Новые горизонты полиграфии

Общие выводы по выставке drupa 2008

Сегодня — это то завтра,
о котором подумали вчера.
Слоган компании IBM

Философия рынка и место полиграфии в нем как участника

Равномерное поступательное развитие рынка на современном этапе невозможно, что и подтверждает практика ХХ и начала ХХI века. Рынок или насыщен, или после научно-технического либо военного прорыва начинает бурно развиваться до очередного насыщения и кризиса перепроизводства. Эти перепады и колебания сглаживают реклама и маркетинг, которые имеют свои колебания, но с запаздыванием. При перепроизводстве товаров и услуг реклама и маркетинг становятся более агрессивными и капиталоемкими, а это часть рынка. В стадии подъема рынка, спровоцированного новыми товарами и услугами, реализация которых не требует мощных рекламных и маркетинговых мероприятий, реклама и маркетинг переживают временный спад. Появляются новые игроки рынка со слаборазвитыми и низкокапиталоемкими рекламными и маркетинговыми отделами, которые решают скорее информационные, а не мотивационные задачи. Полиграфия является участником рынка, производя печатные издания (книги, журналы, газеты), печатную рекламу и промышленную печатную продукцию (этикетки, упаковка, обои, печать на промышленных изделиях и производство печатных материалов для отделки промышленной продукции). Полиграфия занимает на рынке выгодное положение, заполняя три ниши: собственно производство печатных изданий совместно с издательствами, услуги по изготовлению печатной рекламы и печать промышленной печатной продукции. Печатная реклама поддерживает полиграфию при спаде, а печатные издания и промышленная печать — при подъеме рынка. Поэтому рынок печатной продукции менее подвержен резким перепадам. Однако, как и у всех участников рынка, при подъеме рынка часть прибыли идет на развитие самой полиграфической промышленности — создание нового оборудования, материалов и технологий, а при спаде капиталовложения всегда низкие — в основном дорабатывается то, что уже было создано на подъеме рынка.

Элементы полиграфического процесса

Полиграфический процесс можно разделить на три этапа:

  • допечатный (до изготовления печатных форм включительно);
  • печатный (изготовление оттисков);
  • брошюровочно-переплетный (изготовление продукции) и отделочный (отделка продукции, изделия).

Допечатные технологии состоят из процессов по обработке оригиналов, получения фотоформ (как промежуточного продукта) до изготовления печатных форм включительно путем использования допечатных систем, контрольных устройств и вспомогательных материалов. Вспомогательные материалы не входят в готовую печатную продукцию. Этап допечатных технологий — получение фотоформ (технология CtF) — сегодня утрачивает позиции, уступая новой технологии CtP (прямое изготовление печатных форм: компьютер — печатная форма).

Печатные технологии состоят из процессов установки печатных форм в печатной системе, подготовки печатной машины к печати тиража и собственно печатного процесса — получения оттиска с применением печатных форм, печатных систем, контрольных устройств, основных материалов, входящих в структуру готового продукта, вспомогательных и запечатываемых материалов, красящих веществ, тонеров, лаков и фольги.

Послепечатные технологии включают процессы изготовления готового продукта и его облагораживания (при необходимости) с использованием соответствующего оборудования, основных и вспомогательных материалов и контрольных устройств.

Брошюровочно-переплетные и отделочные технологии часто объединяют в общий класс послепечатных технологий. Это оправданно, поскольку многие технологии в зависимости от решаемых задач являются либо брошюровочными, либо переплетными, либо отделочными.

Отделочные технологии не меняют форму печатного продукта, а только облагораживают его: меняют внешний вид, увеличивают его долговечность, привлекательность, спрос, статус, а иногда и ценность. Часто отделочные технологии, преобразуя печатный продукт, превращают его в произведение искусства, драгоценность, сокровище.

Технологии печати определяют допечатные и послепечатные технологии.

Мировой рынок сегодня переживает период спада. Полиграфическая промышленность новых рыночных государств — бывших социалистических стран по мощностям близка к насыщению. И наша полиграфия все больше входит в резонанс с мировыми тенденциями состояния рынка, поскольку полиграфия России в настоящее время является в основном потребителем оборудования, материалов и технологий.

Выставка drupa, как правило, отражает общие тенденции мирового рынка. И на drupa 2008 это было отчетливо видно: звучали громкие заявления типа «аналоговые технологии умирают», «цифровая печать — это будущее», «вся печать перейдет к струйным технологиям» при реальной практике экспозиций. Однако для специалистов, особенно для технологов, все было ясно заранее: спад мирового рынка отразится и на развитии полиграфии и ничего революционно нового на выставке drupa 2008 показано не будет. В фокусе внимания окажутся увеличение форматов печати и обработки оттисков, повышение автоматизации оборудования и качества материалов, усовершенствование вспомогательных операции и технологий, улучшение контроля качества, экологические проблемы и их решение.

Если выразить впечатление о тенденциях на выставке drupa 2008 одной фразой, то она получится такой: доработка созданного и показанного на выставке drupa 2004 и выдача желаемого за действительное.

Однако одна тенденция выставки показывает, что Россия в своем развитии все-таки находится на подъеме. И это сразу обращает на себя внимание. Россия — важный стратегический рынок для мировых производителей полиграфических технологий, материалов и оборудования, а потому в ходе выставки drupa 2008 были организованы многочисленные мероприятия для российских и русскоговорящих посетителей, — «Русские дни и вечера». На многих стендах имелись таблички «Мы говорим по-русски», а в путеводителе по выставке были отмечены все стенды (причем их было очень много, по крайней мере точно больше половины), где с посетителями могли разговаривать по-русски. Практика — критерий истинности теории. Поэтому вернемся к выводу «доработка созданного» и подкрепим его примерами с выставки drupa 2008.

В начало В начало

Факты — упрямая вещь

Допечатные технологии, материалы и оборудование

Agfa

Компания показала новую серию термальных CtP-пластин формата В1 и VLF, обладающих повышенным контрастом. Устройства Avalon N включают N8 (D1) и N16, N24 и N36 (VLF). В этом году планируется выпуск формных пластин для технологии CtP форматов N40 и N48 для 80- и 96-страничных рулонных печатных машин.

ECRM

Особое внимание компания уделяет экологичности своего оборудования. Оборудование CtP серии Mako оснащено лазерными диодами для экспонирования формных пластин Agfa и Fuji, чувствительных к фиолетовой зоне спектра и не требующих химической обработки. Как достижение демонстрировалась установка DPX 4 Eco для экспонирования полиэфирных формных пластин.

EskoArtwork

Компания показала две новые установки из серии Cyrel Digital Imager для экспонирования пластин и гильз большого формата для флексографии.

Fujifilm

Компания выпустила серию проявочных процессоров Z, снижающих потребление химических реактивов и энергии при обработке экспонированных формных пластин.

Heidelberg Speedmaster

Heidelberg Speedmaster

Heidelberg

Главная новость — формат экспонирования по технологии CtP существенно увеличился и достиг в устройстве Suprasetter 190 ширины 190 см.

Kodak

Установки Magnus для экспонирования по технологии CtP термальных формных пластин стали крупнее и быстрее. Максимальный формат экспонированных пластин — 1296x2260 мм, а производительность — 60 пластин формата В1 в час с автоматической загрузкой 500 пластин.

Разработана новая версия Electra XD наиболее популярной термальной формной пластины ElectraExel. Новая формная пластина имеет более высокое разрешение и требует меньше времени для обработки. Термальная формная пластина Electra NX для флексографии способна воспроизвести растр с линиатурой до 200 линий на дюйм (78 линий/см).

Punch Graphix (basysPrint)

Компания показала технологию CtP для УФ-экспонирования пластин с версиями для форматов В1 и В2. Предлагается выбор между автоматической или полуавтоматической версией с одной или несколькими кассетами.

Screen

Данная компания, как и остальные аналогичные фирмы, тяготеет к большим форматам и поэтому выпустила два новых устройства для экспонирования по технологии CtP формных пластин, предназначенных для изготовления печатных форм для рулонных печатных машин большого формата. Максимальный формат — 1600x2280 мм с производительностью от 28 до 51 пластин в час в зависимости от версии устройства.

Печатные технологии и оборудование

Листовые офсетные печатные машины

Mega Jprint 5P540 DC

Mega Jprint 5P540 DC

Akiyama

Были представлены две последние модели листовых офсетных машин — десятикрасочная машина для двусторонней печати и лакирования Mega Jprint 5P540 DC и четырехкрасочная машина Supertech 440.

Heidelberg

Компания продемонстрировала две новые широкоформатные версии машин Speedmaster, ориентированные на рынок упаковки, с шириной печати 145 и 162 см.

КВА

Фирма остается верна себе и всегда на шаг впереди других производителей листовых офсетных машин. У нее уже есть Rapida 106, но она продолжает совершенствовать свои большеформатные машины и на drupa 2008 показала офсетную машину формата 112x162 см и шестикрасочную машину Rapida 162, предназначенную для печати качественной упаковки.

Komori

Из новинок этой фирмы можно выделить пять решений, которые были представлены на выставке:

  • печать с расширенной добавленной стоимостью (традиционная офсетная печать плюс УФ-лакирование, холодная припрессовка фольги и рельефное тиснение в линию);
  • двусторонняя высокопроизводительная печать;
  • сверхбыстрая смена заказов;
  • многовариантная печать;
  • защита окружающей среды (экология).

Komori Lithrone

Komori Lithrone

MAN Roland

Концерн демонстрировал новую версию крупноформатной машины Roland 900 для двусторонней печати и Roland 50 формата В3 (36x52 см). Было показано и устройство холодной припрессовки фольги для формата В2 Inline Prindor Foiler.

Mitsubishi

Концерн выступал под девизом «Эффективное производство — максимальная прибыль», показывая три новые модели листовых офсетных машин новой серии Diamond V c максимальным размером листа 1050x750 мм — перфектор, тандем-перфектор и машину односторонной печати.

Mitsubishi Diamond v3000tp

Mitsubishi Diamond v3000tp

Ryobi

Наращивая форматы листовых офсетных машин, компания сделала важный и смелый шаг в формат В1, показав пятикрасочную машину с секцией лакирования Ryobi 1050 в двух модификациях (1050x710 и 1050x770 мм).

Sakurai

Форматные особенности этой японской фирмы были продемонстрированы и на этой выставке. Была показана версия шестикрасочной листовой офсетной машины Oliver формата 790x600 мм, оснащенная УФ-сушками, лакировальной секцией и удлиненной приемкой.

Sakurai Oliver 675

Sakurai Oliver 675

Рулонные офсетные печатные агрегаты

Goss

Была представлена новая 96-страничная офсетная рулонная машина Sunday 5000 с обновленной технологией рукавных офсетных полотен и системами смены заказа во время выполнения предыдущего заказа.

MAN Roland

В качестве основного конкурента американского производителя рулонных офсетных машин Goss немецкий концерн показал свою 96-страничную офсетную рулонную машину.

Машины с технологией цифровой печати

Agfa

Рулонная машина струйной печати Dotrix, показанная в экспозиции, предназначена для промышленного производства гибкой упаковки и складных картонных коробок. Машина работает со скоростью 24 м/мин на разных материалах с довольно широким спектром запечатываемой поверхности.

Agfa Dotrix

Agfa Dotrix

Canon

На стенде были представлены монохромные и полноцветные цифровые печатные машины, а некоторые из них были оснащены даже секциями дополнительной пятой краски или имитации выборочного лакирования. При этом демонстрировалась либо высокая скорость печати — до 134 страниц формата А4 в минуту, либо более низкая производительность (60 стр./мин), но высокое разрешение — 1200 dpi.

Сanon Imagepress c1+

Сanon Imagepress c1+

HP

Была показана самая скоростная рулонная машина цифровой печати HP Inkjet Web Press, работающая с максимальной скоростью 122 м/мин, что соответствует производительности 2600 страниц формата А4 в минуту. Некоторые эксперты называют ее гробокопателем аналоговых офсетных технологий. Компания HP считает, что эта машина будет работать в нескольких нишах рынка: книжной, газетной и прямой почтовой рассылки. Однако машина еще «сырая» и будет запущена в серийное производство лишь в конце 2009 года.

hp

hp

Еще была показана новая версия листовой машины HP Indigo 7000 с производительностью до 120 листов формата А4 в минуту, а также две рулонные печатные машины: WS 6000 — для печати этикеток и упаковки и WS 7200 — для печати коммерческой продукции большими тиражами.

Oce

ColorStream 10000 — новая рулонная тонерная печатная машина по технологии цифровой печати компании Oce. Производительность машины — 168 многокрасочных двусторонних оттисков формата А4 в минуту.

В многокрасочной машине цифровой печати JetStream 2200 используется пьезоэлектрическая технология струйной печати, работающая с бешеной скоростью — до 2180 страниц формата А4 в минуту при разрешении 600 dpi.

Широкоформатный принтер Oce ColorWave600 замечателен тем, что при технологии струйной печати красящее вещество в картриджах представляет собой твердые шарики. За счет нагрева они трансформируются в гель, выстреливаются печатающими головками и, попадая на запечатываемую поверхность, тут же застывают и схватываются практически на любом материале.

Oce Balls

Oce Balls

Ricoh

Компания бросила вызов комбинации аналоговой печати с последующей печатью переменных данных в области коммерческой и промышленной печати больших тиражей в одну или несколько красок на материалах с плотностью до 300 г/м2.

Screen

Большая часть экспозиции компании была посвящена струйным технологиям печати. Демонстрировалась рулонная печатная машина струйной печати Truepress Jet 520, которая работает с рулоном шириной 52 см с производительностью до 64 м/мин.

Xerox

Демонстрировалась новая рулонная монохромная цифровая машина Continuous Feed Printing Sytem 650/1300, определенная фирмой как высокоскоростная, способная печатать со скоростью до 1308 страниц двусторонней печати формата А4 в минуту при разрешении 650 dpi.

Цифровая широкоформатная печать

Agfa

Были показаны широкоформатные системы струйной печати для работы с гибкими и жесткими запечатываемыми материалами шириной до 250 см со скоростью от 13 до 44 м2/ч. Одна из них способна наносить и лак.

EFI Vutek

Компания показала широкоформатные струйные УФ-принтеры с шириной печати до 320 см, работающие со скоростью до 172 м2/ч.

Fujifilm

Особенностью широкоформатных струйных УФ-принтеров фирмы являются не формат печати и скорость, а возможность печатать с переменным размером капли, что особенно важно при создании тонких переходов цвета и синтеза осветленных оттенков, а следовательно, улучшает качество отпечатка.

HP

По заявлению данной компании, в ближайшие 10 лет цифровые технологии печати постепенно вытеснят аналоговые технологии и займут их ниши на рынке. Кто бы спорил с этим! Конечно, цифровые технологии печати потеснят аналоговые и даже создадут не просто новые рамки для старых аналоговых технологий, но и новые ниши на рынке печатной продукции. Заявление компании базируется на реальных достижениях, например на выставке drupa 2008 были показаны разрабатываемые широкоформатные принтеры, работающие на латексных чернилах на водной основе.

hp Designjet 65500

hp Designjet 65500

HP Scitex

Компания HP Scitex — подразделение компании HP — показала планшетный УФ-принтер HP Scitex FB6100, работающий со скоростью до 100 м2/ч на формате 320x200 см. Был показан и самый быстрый в мире промышленный планшетный широкоформатный принтер HP Scitex TJ8500 — 400 м2/ч при разрешении 336 dpi, шестикрасочная печать УФ-красками на максимальном формате 370x165 см.

Mimaki Europe

Компания показала УФ-принтер для экономичной прямой струйной печати на материалах большого формата без покрытия, в том числе на гофрированных пластиках, полиакрилах, неровных поверхностях запечатываемых материалов, с разрешением до 1200 dpi. Печать в семь красок, включая белую (CMYKLmLcW), плюс прозрачный лак. Максимальный формат печати — 310x160 см.

Roland

Компания показала свои широкоформатные принтеры последней модификации из серии SolJet Pro III, применяемые для производства наружной печатной рекламы и для изготовления интерьерной печатной продукции.

 

Комментарий:

Как видно из вышеперечисленного печатного оборудования, показанного компаниями на выставке, новизна заключается в форматах и производительности, при том что почти все оборудование базируется на технологии струйной печати. Фирмы соревнуются сами с собой или между собой по мелочам, не создавая ничего принципиально нового.

Послепечатное оборудование

Autobond

Компания показала двусторонний ламинатор с резальным устройством. Новизной он не блещет, однако технологию тиснения, совмещенную с ламинированием и использующую специальный каландр для нанесения текстуры на пленке, можно охарактеризовать как «две технологии в одном флаконе».

Bobst

Швейцарская фирма показала знакомое оборудование с новой начинкой в виде нового программного обеспечения для управления приводкой с использованием в качестве датчиков фотоэлементов.

Senator Technology (новое название компании Schneider Senator)

Новизна заключается только в имени компании и в уровне автоматизации процесса резки на известных механических системах с периферийным оборудованием.

C. P. Bourg

Компания представила на выставке новую версию машины клеевого бесшвейного скрепления (КБС) BB302 PUR, работающую с полиуретановыми клеями. Новшеством в ней является полная автоматизация настройки и возможность обработки блоков толщиной до 60 мм.

Horizon

Компания показала последнюю версию машины клеевого бесшвейного скрепления BQ-470 JDF с возможностью автоматизации на основе JDF.

Shoie

В показанных моделях фальцевальных машин и агрегатов новшеством является только полная автоматизация процесса их настройки.

Wohlenberg

Компания продемонстрировала новую версию машин из серии High Speed, имеющих более высокую скорость движения затла, оснащенных усовершенствованными подушками и совместимых с CIP4.

 

Комментарий:

Все новшества сведены до уровня повышения автоматизации с использованием новых программ или системы CIF.

В начало В начало

Инновации drupa 2008

К инновациям, продемонстрированным на выставке drupa 2008, можно отнести забытую технологию лентикулярной печати, изобретенную в середине ХХ века и показанную на выставке drupa 2004 компанией Heidelberg, но уже с усовершенствованной прямой печатью на растровом пластике. На выставке drupa 2008 многие фирмы, демонстрируя офсетное и цифровое печатное оборудование струйной печати, предлагали оттиски и отпечатки рекламно-информационного характера, изготовленные посредством технологии лентикулярной офсетной или цифровой печати. Компания DPLenticular совместно с производителем запечатываемых материалов (линзовые растры на листовом пластике) — компанией Pacur представила линейку 100-процентно полимерных материалов Lenstar для традиционной офсетной и цифровой печати, включая серию 40 LPI для выпуска печатной продукции с объемными и переливающимися эффектами на офсетном и струйном оборудовании сверхбольшого формата. Сегодня технология лентикулярной печати значительно усовершенствована: печать производится непосредственно на полимерном растровом материале на гладкой стороне с дополнительным использованием белой полупрозрачной краски, которую наносят последней. Сечение рельефного растра уже не треугольное, а дугообразное, что способствует увеличению глубины изображения и получению плавного переливающегося эффекта.

В начало В начало

Новые горизонты полиграфии

Технология струйной печати сегодня является по качеству печати главным конкурентом традиционной офсетной печати с увлажнением. Флексография, будучи технологией высокой печати, принципиально не могла достичь качества офсетного способа плоской печати. Было много маркетинговых и рекламных потуг разрушить этот фундаментальный порог между двумя способами печати. Были и обещания, и прогнозы, и даже «результаты», но все заглохло.

Частные лица и компании все чаще заказывают печатную продукцию через Интернет, и это отличная перспектива для полиграфической индустрии. Очень часто полиграфические предприятия работают с заказчиками (и не только с ними) по технологии Web-to-print. Предприятия общаются между собой посредством Интернета, заказывая расходные материалы, работая по кооперации, например для изготовления печатных форм по технологии CtF или CtP, посылая сверстанные полосы печатной продукции по электронным системам.

В начало В начало

Общие выводы по выставке drupa 2008

Нет генерального направления развития. Все сведено к усовершенствованию уже созданного и опробованного на практике. Выставка drupa 2008 не продемонстрировала новых тенденций. Нет технологических бурь, натиска и революций.

Много претенциозности, громких рекламных и маркетинговых заявлений.

drupa 2008 стала скорее площадкой для демонстрации рекламных и маркетинговых технологий, но не новых технических и технологических достижений в области полиграфической индустрии.

В начало В начало

КомпьюАрт 7'2008

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства