О проблемах издательского бизнеса
123-25 июня в Москве, в Центре международной торговли, прошел ежегодный профессиональный Форум российских издателей.
В рамках форума состоялся семинар для издателей и полиграфистов на тему «Новые полиграфические возможности для издателей и повышение ценности полиграфического бизнеса». На нем обсуждались насущные проблемы выпуска периодических изданий — журналов и газет — в России. В выступлениях почти всех докладчиков прозвучал призыв к тому, что хватит печатать периодику и книги за рубежом, хватит помогать Финлядии, Украине и Китаю развивать свою полиграфия — надо подумать и о нашей, российской.
Открыл встречу издатель и консультант, член Международной ассоциации издательских медиатехнологий (IFRA) Карл Малик.
Карл Малик
В его докладе вышеуказанные призывы, конечно, не звучали, а просто было отмечено, что с 2001 года количество платных ежедневных газет в России увеличилось более чем в два раза и на 2006 год составило 521 наименование. Было также сказано о возрастающей конкуренции между электронными и печатными СМИ в способах подачи информации.
Вторым выступающим был начальник систем распространения печатной продукции Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы Сергей Лобанов. Московский чиновник в своем коротком докладе отметил понимание значения свободной прессы Правительством Москвы, поэтому и делаются инвестиции в столичный издательский бизнес и в инфраструктуру распространения СМИ.
Сергей Лобанов
Эмоциональный доклад Олега Попцова был посвящен идее создания Российского союза печати, который объединил бы в своих рядах полиграфистов и издателей. Этот двухпалатный союз нужен для развития отрасли, поддержки инвесторов в лице частного капитала, лоббирования интересов в государственных структурах.
Олег Попцов с возмущением говорил о том, что сегодняшние налоги на производство полиграфической продукции просто разрушают полиграфию, которая «только что встала на ноги». Чтобы напечатать и издать журнал на мелованной бумаге в России, полиграфисты должны заплатить государству 15% пошлины и 18% НДС, а если напечатать то же самое за границей, то только 10% НДС.
Олег Попцов | Олег Попцов родился 28 мая 1934 года в Ленинграде. Образование: Высшая лесотехническая академия. Высшая партийная школа при ЦК КПСС. С 1968-го по 1990 год — главный редактор журнала «Сельская молодежь». В 1990 году — первый заместитель главного редактора газеты «Московские новости», председатель Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК). С 1996-го по 1997 год — обозреватель еженедельника «Общая газета», затем генеральный директор ОАО «Издательский дом “Пушкинская площадь”». С 1997-го по 2005 год — заместитель председателя Совета директоров и президент компании ТВЦ. C 2002 года по настоящее время — генеральный директор ПК «Пушкинская площадь». |
Вторая проблема, которую должны решить полиграфисты, по мнению Олега Попцова, — это износ 75% полиграфического оборудования. Затягивание с ее решением грозит информационной безопасности страны. Хотя мне кажется, что это преувеличение: то полиграфия поднялась с колен, то износ оборудования на 75%.
Как сложилась такая ситуация с налогами В 1993 году был принят Закон «О средствах массовой информации», после чего начали появляться как грибы после дождя новые издания. Однако в наследство от Советского Союза предприятиям достались небольшие полиграфические мощности. Поэтому тогда разрешили и стали стимулировать печать изданий за границей. Теперь российская полиграфия поднялась с колен и оказалась в ловушке.
|
Третья проблема связана с кадрами. Докладчик отметил, что в издательствах, выпускающих периодику, сейчас работают только 12% профессиональных журналистов, поэтому журналы теперь не читают, а пролистывают.
Думаю, проблема кадров касается не только периодики, но и полиграфии в целом. Например, мне вспомнился такой случай. Когда я работал на Гознаке, один из новых руководителей полиграфического производства попросил книгу С.Стефанова по основам полиграфии, чтобы открыть для себя и возможно, полюбить новую отрасль. |
Борис Каган
Борис Каган, директор по производству медиахолдинга «Эксперт», после выстраданного выступления Олега Попцова с юмором, но и со знанием дела рассказал о том, что наши полиграфические предприятия до сих пор не научились работать с издательствами. Например, издательство им ставит задачу поместить сувенирный вкладыш на второй полосе, а типография категорически отказывается: «Мы этого сделать не можем!» На Западе такого не услышишь — там будут думать и предложат вариант. Я бы добавил, что в 90% случаях представитель издательства в этот момент беседует с профнепригодным менеджером, как раз из оставшихся 88% посторонних, о которых говорил в своем докладе Олег Попцов.
Борис Каган также указал на проблемы, связанные с подготовкой издания в печать. В издательства пришли верстальщики, которые просто мало знакомы с полиграфией, имеющей свою специфику.
«ИнтерМедиаГруп» — одна из ведущих издательских компаний России, лидер в сегменте телегидов, создатель первой на российском рынке сети бесплатных рекламных газет. «ИнтерМедиаГруп» — это:
«ИнтерМедиаГруп» — часть группы компаний Hachette Filipacchi Shkulev и «ИнтерМедиаГруп», которая сегодня является уникальной издательской структурой на российском рынке. Акционерам удалось сформировать портфель из изданий, представляющих интерес для самого широкого круга читателей. Выпустив в феврале 1999 года первое в России сетевое издание из газет-телегидов «Антенна-Телесемь», компания достаточно быстро захватила лидерство в этом сегменте рынка. Сегодня региональные издания «Антенна-Телесемь» издаются по всей России. Газета-телегид позиционируется как еженедельник для семейного чтения, его ядро — это самая полная и подробная программа передач с анонсами фильмов, программ и сериалов, а также эксклюзивные материалы о знаменитостях из мира кино и телевидения. |
В конце своего доклада гуру нашей полиграфии Борис Каган коснулся экономики, сказав, что за границей рады получить прибыль 4-7%, а у нас этот известный факт почему-то вызвал аплодисменты и дружный смех в зале.
Игорь Суханов
В докладе Игоря Суханова, генерального директора ЗАО «ИнтерМедиаГруп», были четко сформулированы требования издателей к типографиям:
- высокое качество печати, цветная печать с сушкой;
- возможность использования при печати бумаги лучшего качества;
- гибкость в увеличении или уменьшении объема (полосности) издания;
- гибкость в использовании форматов издания;
- оптимальный график печати издания;
- широкие технологические возможности по размещению в издании вкладок, вклеек, не влияющих на график отгрузки издания;
- «прозрачность» ценообразования — бумага + сервис;
- гибкость сотрудничества — в первую очередь возможность работы издателя на давальческой бумаге.
В подтверждение своих слов об увеличении технологических возможностей, например по размещению вкладышей, Игорь Суханов привел статистику по выпускаемой ведущими издательскими домами российской периодике. Из гистограммы видно, что читателям больше интересны издания, которые выпускаются с приложениями.
Андрей Сулейков
Андрей Сулейков, вице-президент Московского полиграфического союза (МПС) и председатель Комитета по взаимодействию с государственными структурами, общественными организациями и СМИ, а одновременно и первый заместитель генерального директора ОАО «Полиграфический комплекс “Пушкинская площадь”» после завершения семинара любезно согласился ответить на наши вопросы.
КомпьюАрт: Андрей Владленович, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности МПС, тем более что ему на смену идет более конкурентный по возможностям Российский союз печати, предлагаемый Олегом Попцовым.
Андрей Сулейков: Наоборот, я только рад этой инициативе — создать обладающую большими возможностями организацию, которая, думаю, так же как и МПС, должна сосредоточить свою деятельность на следующих направлениях:
- создание благоприятной среды для развития полиграфического бизнеса, лоббирование интересов полиграфического сообщества, внутриотраслевая кооперация, законотворчество;
- разработка единых общеотраслевых стандартов в результате взаимодействия с предприятиями отрасли, поставщиками расходных материалов, клиентами типографий, консалтинговыми агентствами и т.д.;
- работа с государственными (правительствами РФ и Москвы, министерствами и ведомствами, профильными комитетами) и общественными организациями по лоббированию законодательных решений, необходимых сообществу полиграфистов;
- сотрудничество с общественными и государственными организациями Москвы с целью реализации и защиты прав предприятий полиграфической отрасли при возникновении спорных вопросов;
- представление интересов участников союза в исполнительных и законодательных органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в международных общественных объединениях и организациях.
И в конце хочу добавить, что на данный момент на полиграфическом рынке Москвы существует множество проблем и задач, связанных с налогообложением, ценовой политикой, конкуренцией, кадровыми перестановками, взаимоотношениями с государственными организациями и учреждениями. Работа Московского полиграфического союза направлена на подробный анализ и системное решение этих проблем.
Ситуация на рынке полиграфии требует от его участников особой сплоченности, все чаще по ключевым вопросам отрасли необходимо формирование единой позиции полиграфистов. Как показывает мировая практика, объединив усилия, полиграфисты смогут создать благоприятную среду для развития отрасли.
Общественная некоммерческая организация «Московский полиграфический союз» (МПС) была создана в апреле 2005 года при активной поддержке ведущих полиграфических предприятий г.Москвы с целью создания благоприятной среды для развития полиграфического бизнеса. Перед членами союза стоят задачи по выработке внутриотраслевых стандартов, производственной кооперации, содействию развитию и техническому совершенствованию участников рынка, активному участию в законотворческой деятельности и лоббированию интересов отрасли, повышению квалификации и профессионализма специалистов предприятий. В состав Московского полиграфического союза входят крупные, средние и малые предприятия полиграфического сообщества Москвы. По данным на сентябрь 2005 года, заявки на вступление в союз подали 142 компании. |