Изготовление календарей: креатив, материалы, отделка
За несколько дней до наступления Нового года в российских офисах начинается суета с корпоративными подарками. К этому моменту должны быть получены от типографий и других подрядчиков корпоративные календари, фарфоровые чашки с логотипами и прочая «сувенирка»: значки, конфеты, медали, а отдел маркетинга уже составил список лиц, кому эти подарки должны быть доставлены.
Процесс создания дизайна календаря в любом рекламном агентстве
В соответствии с пословицей «Готовь сани летом» пиарщики крупных компаний уже в августе начинают работать с рекламными агентствами и типографиями, организуя выпуск настенных или настольных календарей на будущий год. А у дизайнеров рекламных агентств к этому времени появляется вдохновение и рождаются первые креативные идеи.
Анализируя предоставленные нам крупным рекламным агентством «ИМА-пресс» материалы (за что выражаем свою благодарность), мы классифицировали настенные календари по уровню сложности исполнения (см. таблицу).
Простой, но вовсе не низкий уровень исполнения проиллюстрируем на примере календаря, который был сделан для компании «Байер КропСайенс», являющейся одним из ведущих партнеров компаний — производителей качественных продуктов питания, кормов и волокна. Задачей дизайнера было обыграть тему сельского хозяйства, поля которого обрабатываются препаратами марки «Бетанал».
«Календарь считается хорошим, – поясняет директор по развитию рекламного агентства «ИМА-пресс» Виктор Кухарский, — когда в нем несколько креативных идей, или по-русски “придумок”».
Виктор Кухарский
Здесь креатив — в использовании стиля оформления первых полос советских газет и журналов. В результате органично соединены и могучие трактора на наших полях, и юмор, и, если хотите, ностальгия. Благодаря этому календарь будет отлично смотреться и в кабинетах фермеров и агрономов, и в Минсельхозе. С точки зрения полиграфии выполнение календаря никаких технологических сложностей не несет: офсетная печать, резка, листоподборка и соединение пружиной. Поэтому мы отнесли его к простому уровню исполнения.
К среднему уровню исполнения можно отнести календарь, выполненный для ФГУП «Гознак». Идея его проста, и «придумок» почти нет, зато он требовал внимательной и трудоемкой работы. Дизайнеры получили из фондов Гознака порядка пяти сотен почтовых марок, отсканировали их, обработали и разместили как пазлы на двенадцати полосах календаря. Конечно, такой календарь будет прежде всего интересен филателистам. Отметим, что здесь плохо читается календарная сетка, да и марки с расстояния двух метров выглядят как цветные пятна, хотя, без сомнения, календарь информационен.
Уровень сложности исполнения | Дизайн | Конструкция | Полиграфия | Используемые материалы |
---|---|---|---|---|
Простой
|
Фото с дисков. Обычная общая тематика: море, горы, леса и города |
Листы календаря на пружине. Календарь без упаковки |
Офсетный способ печати. Без смесевых красок |
Мелованная бумага плотностью от 115 г/м2 |
Средний |
Постановочные фото; содержательность |
Листы календаря на пружине. Дополнительные материалы. Календарь пакуется в короб |
Офсетный способ печати, дополнительный способ печати. Использование смесевых красок |
Бумага плотностью от 170 г/м2 |
Высокий |
Постановочные фото, содержательность, запоминаемость, трудоемкость верстки |
Листы календаря на пружине. Календарь пакуется в короб. В конструкцию календаря встраиваются дополнительные предметы |
Офсетный способ печати, дополнительный способ печати. Использование смесевых красок, выборочное лакирование, тиснение и т.д. |
Бумага плотностью от |
Обложка календаря выполнена из пластика желтого цвета, на который способом трафаретной печати нанесен логотип Гознака. Пластик имеет стилизованные под перфорацию марок вырубленные края. Между прочим, была предложена интересная идея изготовить для каждой полосы календаря вырубной штамп и выполнить перфорацию каждой марки. Но высокую стоимость изготовления 12 штампов не потянул даже Гознак.
Календарь на 2005 год (заказчик — ФГУП «Гознак»)
Квартальный календарь на 2008 год, посвященный 190-летию основания Гознака. В его дизайне использованы орнаменты, розетки, сетки и почему-то два логотипа (одного достаточно): вверху и внизу. Применялись офсетная печать плюс смесевая краска, тиснение фольгой и выборочное лакирование (заказчик — ФГУП «Гознак»)
Еще один пример — календарь для компании «НОВАТЭК», которая является крупнейшим в России независимым переработчиком природного газа и вторым по добыче природного газа в России после ОАО «Газпром».
По конструкции календарь напоминает привычный отрывной, только гораздо большего формата. Обложка календаря запечатана металлизированной краской. Каждая полоса посвящена одному дню года и выполнена на офсетной бумаге. Металлический профиль с винтами является переплетом календаря. Вся конструкция крепится на картон толщиной 3 мм с отверстиями для бечевки, которая играет роль и ручки и вешалки. Календарь помещается в короб, выполненный из гофрокартона, с логотипом компании.
Сувенирная продукция для ФГУП «Гознак»: 1 — короб для календаря на 2006 год; 2 — пакет для календаря; 3 — тетради со сказками с иллюстрациями Ивана Билибина
Календарь на 2007 год (заказчик — компания «НОВАТЭК»)
Использование в настенном календаре часового механизма (заказчик — «Ресо гарантия»)
Короб для календаря из гофрокартона
Теперь перейдем к календарям высокого уровня сложности исполнения, хотя отметим, что эти границы весьма условны. Календарь для «НОВАТЭК» на 2008 год — конструкция, которая издалека напоминает кожаную сумку, но при ее открытии перед нами возникают содержательные, отпечатанные офсетным способом листы календаря. Каждая полоса календаря посвящена отдельному народу Крайнего Севера. Фотографии выполнены английским фотографом Брайеном Александером, который специализируется на съемках северной природы. В дизайне полос использованы орнаменты, а названия месяцев приводятся на местных диалектах. В таком же стиле выполнен и настольный календарь из дерева и бумаги.
Настенный и настольный календари на 2008 год (заказчик — компания «НОВАТЭК»)
Календарь, выполненный по заказу Владимира Потанина
Напоследок расскажем, наверное, о самом сложном в российской истории дизайна по уровню «придумок» календаре, который был выполнен для Владимира Потанина. У него есть дочка (не фирма), чемпионка мира по катанию на гидроцикле, и это отражено в нижнем левом углу полос календаря: способом трафаретной печати голубой краской на заднюю пластиковую основу нанесена плашка, символизирующая этот вид спорта. Чтобы плашка была видна в любой месяц года, основные и прокладочные листы календаря вырубались. Для оформления календаря использовались постановочные кадры, на которых Анастасия Потанина в корейских нарядах запечатлена на фоне корейских пейзажей. За вес в 3,5 кг календарь заслуживает попадания в «Книгу рекордов Гиннесса». Кроме того, стоит отметить и трудовой подвиг работников польской типографии, где изготовлен этот календарь.