Круговорот валов в полиграфии
На заметку руководителям типографий
Что лучше — заказать новые или восстановить старые?
Механическая обработка поверхности валика
Другие технологии восстановления валиков: преимущества и недостатки
Тара для транпортировки валиков
Качество печати определяется множеством факторов, один из которых — техническое состояние валиков красочного и увлажняющего аппаратов. От их состояния и ухода за ними зависит не только качество печати, но и исправность самой печатной машины.
В процессе работы валики подвергаются воздействию очень многих разрушающих факторов, таких как сила трения, высокая температура, поверхностно-активные вещества (ПАВ) красок и используемой в печати химии. Со временем валики требуется менять, в связи с чем перед типографией встает вопрос: брать новые валики или восстановить старые, а также как подольше сохранить валики в рабочем состоянии?
Что лучше — заказать новые или восстановить старые?
Конечно, можно приобрести и новые валики, но будет ли при этом обеспечен выход на качественную печать столь быстро, как запланировано? Ведь посадочные места притерлись со старыми шейками валиков и обеспечили то единственное правильно рабочее положение, которое дает высокое качество печати. Новые шейки трут по-новому, тем самым разбивая посадочное место, — в итоге можно получить обратный результат. Вроде и валики новые, и все отрегулировано, а полошение по всему печатному листу не проходит. Вывод один — нужно восстанавливать старые валики.
Восстановлением валиков занимается много фирм, но лишь некоторые из них обеспечивают высокое качество восстановительных работ. Какую же фирму выбрать, и как узнать, обеспечивает ли она требуемое качество?
Дмитрий Абрамов
На российском рынке вот уже 17 лет работает научно-производственная фирма «Политехника». Ее исполнительный директор Дмитрий Абрамов рассказал, что за эти годы было разработано и внедрено в производство несколько ноу-хау, одно из которых — бесчехловое увлажнение, позволяющее заменить в чехловых системах увлажнения чехловые валики на резиновые. За годы работы происходило развитие и распространение фирмы в регионы. У нее имеются представительства в Самаре, Узбекистане и Белоруссии. В «полиграфической» Тверской области открыто новое производство. По-прежнему продолжается научный поиск в области создания совершенных резиновых покрытий для валиков в полиграфии. Это валики не только для офсетной печати, но и для флексопечати. Дмитрий Абрамов отметил, что фирма имеет огромный опыт работы с термостойкими резинами, что не только позволяет восстанавливать валики для ламинаторов и красочных валиков газетных печатных машин, но и изготавливать их заново, обеспечивая неизменно высокое качество исполнения.
Используемая на производстве технология восстановления (изготовления) валиков позволяет снизить до минимума влияние человеческого фактора на качество изготовления валиков.
Подготовка валика
Перед тем как приступить к восстановительным работам над валиком, его необходимо предварительно подготовить к процессу.
В первую очередь валик проходит дефектацию. Данная операция позволяет выявить дефекты валика, такие как сколы, задиры, повышенный износ шеек. Затем с валика удаляют старое резиновое покрытие, после чего начинают восстанавливать шейки.
Валики, подготовленные к обрезиниванию
Обрезинивание
Прежде чем начать обрезинивание, тело валика покрывают клеем и устанавливают на резинонамоточном станке. Далее с роля резины необходимого диаметра на тело валика равномерно наматывается резина, а затем — слой специальной бумаги и термоусадочная пленка. Бумага является разделителем между термоусадочной пленкой и резиной. Полученный «рулет» загружают в печь, где происходит вулканизация валика.
Станок намоточный для обрезинивания валов
Вулканизация
В процессе вулканизации термоусадочная пленка сжимается и удаляет воздух между слоями намотанной резины, создавая избыточное давление. Под давлением слои резины спекаются (вулканизируются), образуя единое резиновое покрытие вокруг тела валика. После вулканизации валик поступает в цех механической обработки.
Механическая обработка поверхности валика
В первую очередь проводится торцевание, то есть зачистка торцов резинового покрытия. Затем валик размещают на шлифовальных станках, где при помощи шлифовального камня валик шлифуют и полируют, после чего проводят балансировку.
На шлифовальном станке проводится механическая обработка валика
Балансировка
Балансировку проводят статическую, в три этапа. Сначала выполняют грубую балансировку. Валик вывешивают на ножах и при помощи грузов выравнивают баланс. После этого валик попадает на балансировочный стенд, где проводят тонкую балансировку при помощи магнитов и особо точного высверливания балансировочных отверстий и канавок (в зависимости от вида валика).
Изготовление валиков на заказ
Бывают случаи, когда требуется изготовить валик на заказ по чертежам заказчика или по типовым чертежам валиков.
Технология изготовления та же, что и при восстановлении. Различие в одном: ось валика изготавливается на токарном станке с последующей балансировкой.
Совет технологу типографии
Для правильного ухода за валиками разработаны специальные очищающие комплексы. В настоящее время на рынке расходных материалов предлагаются химические средства для ухода за валиками и офсетными резинами производства Huber, GmbH.
Немецкая фирма Huber, GmbH производящая химию для офсетной печати, предлагает смывочный комплекс для профилактической очистки и восстановления рабочих свойств красочных валиков Rollo Vital. Также компания выпускает смывочные средства для ежедневного ухода за красочными валиками.
Комплекс состоит из очищающей пасты и шампуня. Используется комплекс два раза в месяц
Calcium Remover Gel
В зависимости от вида смывочной системы (ручная, полуавтомат, автомат) выбирается и средство
Для очистки резиновых валиков увлажнения компания Huber предлагает средство D.A.I.95, удаляющее остатки краски и бумажной пыли с валиков увлажнения и восстанавливающее рабочие свойства поверхности валиков.
Немаловажно удалять кальциевый налет с валиков красочного аппарата — так называемое остекленение валиков. Для этой цели служит препарат Calcium Remover Gel.
Другие технологии восстановления валиков: преимущества и недостатки
Существует еще две технологии восстановления валиков, которые имеют свои преимущества и недостатки.
Одна из технологий заключается в том, что резину наматывают не с роля, а тонкими лентами. Данная технология позволяет делать валики чуть дешевле, чем при намотке резины сразу на всю ширину валика, но у получившегося таким образом валика есть один существенный недостаток — это бороздки, которые возникают на стыке полос. Данные полосы не исчезают даже после шлифования. В результате на печатной машине при использовании таких валиков очень трудно, а фактически невозможно получить ровный слой краски.
Другая технология подразумевает использование экструдера и заключается в том, что ось валика, предварительно смазав клеем, помещают в экструдер, через который наносят резину в расплаве, в результате получается валик, который требует минимальной механической обработки в дальнейшем. Но бывают случаи, что валики, полученные таким образом, в работе начинают самопроизвольно «раздеваться» (то есть происходит отслоение резины от оси валика).
Качество резины
Особое внимание следует уделить качеству используемых резин.
Очень часто для удешевления продукции компании сами изготавливают резину, которая имеет нестабильное качество. Для различных валиков нужна и разная резина, поэтому между различными партиями резины следует очень тщательно очищать оборудование, что порой не делается, в результате, например, при изготовлении 100 кг резины с непочищенного оборудования выходит 25 кг брака, который в работу пускать нельзя ни в коем случае. Кроме того, многие компании сами производят и каландрирование резины, что опять же приводит к потере качества, поскольку используемые для этого каландры не обеспечивают равномерность толщины по площади резинового листа. Самые качественные валы, естественно, получаются из сырья, приобретенного у предприятий, специализирующихся на производстве сортовой сырой каландрированной резины.
Тара для транпортировки валиков
Немаловажную роль в обеспечении качества резинового покрытия валиков играет тара.
Чтобы не повредить валики в дороге или при хранении, они должны быть вывешены. Для этого была разработана специальная тара, представляющая собой ящик с ложементами, на которых шейками закрепляются валики. Таким образом, резиновое тело валика находится в вывешенном состоянии и не соприкасается со стенками и дном ящика.
Дмитрий Абрамов показывает специальную тару для транспортировки восстановленных валов. Основное условие — поверхность валика не должна соприкасаться с упаковкой
Восстановленные валики для малоформатной офсетной печатной машины «Ромайор»
И все-таки хотелось бы максимально продлить срок службы валиков. Чтобы обеспечить валикам долголетие, за ними нужен хороший уход. Очень важно осознавать, что резина, покрывающая валик, от соприкосновения с масляной основой краски, с бумажной пылью, с основаниями добавок в краски и прочими ПАВ изменяет свои свойства и размеры. А неправильный уход за ней вообще приводит к катастрофическим последствиям, снижая срок службы валиков или сразу выводя их из строя.