КомпьюАрт

8 - 2008

IV Биеннале графического искусства в Санкт-Петербурге

(фестиваль «Белые Интер Ночи — БИН 2008»)

Сергей Погорелый serpo@list.ru

В Санкт-Петербурге завершилась IV Биеннале графического искусства. Выставка учреждена и проводится Фондом развития графики «Современная графика» при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга. Как и три предыдущих года, главным идеологом и организатором этого фестиваля был известный российский художник Олег Яхнин. Первый опыт проведения биеннале графики (в 2002 году в Выставочном центре Союза художников) подтвердил огромный интерес и необходимость в подобных мероприятиях. Поэтому Олег Яхнин вместе с творческой группой специалистов стал развивать и продолжать эту идею. Торжественное открытие «БИН 2008» состоялось 18 июня, в период белых ночей, отсюда и название фестиваля — «Белые Интер Ночи». В этом году выставка проводилась на всех выставочных площадях Союза художников Санкт-Петербурга.

Олег Яхнин. Логотип выставки

Олег Яхнин. Логотип выставки

 

Сергей Погорелый. Девочка-весна

Сергей Погорелый. Девочка-весна

Главный принцип биеннале — все представленные произведения должны быть выполнены на бумаге. Такой подход дает возможность в полном объеме показать многообразие форм, технологий, различных методов, школ и направлений графического искусства, основой для которого является бумага. Ключевая задача «БИН» — представить всевозможные направления графики, технологии и манеры во всем их многообразии, популяризировать графику в обществе и содействовать ее развитию. В оргкомитет выставки и жюри вошли известные коллекционеры, искусствоведы, меценаты, организаторы, арт-менеджеры, представители генеральных спонсоров из Петербурга и других городов России и даже из других стран. Благодаря разнообразию графических произведений, биеннале дает наглядное представление о современном мире, о заботах, радостях и чаяниях людей.

В выставочный проект входят различные виды графического искусства, тесно связанные с книгой. Наряду с уже традиционными номинациями, такими как «Станковая графика (акварель, пастель, рисунок, смешанные техники)», «Печатная графика (все виды печатной графики)», «Экслибрис», «Иллюстрация», «Авторская книга», «Фотография», «Графические объекты (инсталляция, объемная графика)» на четвертой биеннале появились новые: «Бумажные объекты» и «Бумага авторского литья». Последняя была особенно познавательна и любопытна, так как в ней рассматривалась авторская бумага ручной выделки — не частый гость на художественных выставках.

Анатолий Черных. Рудольф Нуриев, или Что такое платить по счетам

Анатолий Черных. Рудольф Нуриев, или Что такое платить по счетам

Основная концепция IV Биеннале графики — искусство книги. Проект 2008 года «Искусство книги XXI век» расширил границы конкурсного раздела выставки и познакомил ее посетителей с удивительным миром книги — от иллюстраций, книжных знаков, эстампов и отдельных листов к различным произведениям до уникальных авторских экземпляров книг, где ручной переплет, книжный блок и оформление издания становятся оригинальными произведениями, входящими в состав общего целого. Но биеннале не ограничивалась только экспозицией в залах Союза художников. Среди культурных мероприятий, проведенных в рамках графического форума, хотелось бы отметить наиболее яркие: презентацию проекта «Мастерская авторского переплета» издательства «Вита-Нова», открытие проекта «Библиотека книжной графики» и однодневную конференцию «Иллюстрация смысла: от обложки до шрифта».

Никола Зверев. Полосатые Масюлики

Никола Зверев. Полосатые Масюлики

Еще одно событие, состоявшееся в рамках биеннале и несомненно значительное в культурной жизни Северной столицы, — это открытие библиотеки книжной графики в новом помещении библиотеки «Измайловская». Знаменательно, что открытие библиотеки совпало с днем рождения организатора и автора проекта «БИН» Олега Ях нина. Среди замыслов ее организаторов — собрание книжной и печатной графики, творческие встречи с художниками, издателями и коллекционерами, любителями и ценителями графического искусства, мастер-классы, лекции, постоянная экспозиция из коллекций петербургских издательств. Предполагается проведение выставок книжной графики, иллюстраций, экслибрисов, редких книг, авторских книг, книжного дизайна.

Виктор Тимофеев. Иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита» М.Булгакова

Виктор Тимофеев. Иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита» М.Булгакова

 

Дмитрий Петровский. Плакат «Шрифтовая революция в отдельно взятой стране» на основе авторского шрифта Vivat Petr к 300-летию введения в России гражданского шрифта

Дмитрий Петровский. Плакат «Шрифтовая революция в отдельно взятой стране» на основе авторского шрифта Vivat Petr к 300-летию введения в России гражданского шрифта

К открытию четырех просторных залов новой библиотеки были приурочены три первые экспозиции: ретроспектива плаката «Ленинград — Санкт-Петербург», выставка «Книжные раритеты» (из коллекции издательства «Вита-Нова») и выставка автолитографий к песням и стихам Владимира Высоцкого, выполненных художником Михаилом Шемякиным и подготовленных к выпуску упомянутым издательством. До этого они демонстрировались единственный раз — в Театре на Таганке в дни празднования 70-летия Владимира Семеновича. Последняя из упомянутых экспозиций предворяет выпуск книги этого известного поэта и барда.

Отдельно хотелось бы отметить предоставленные для публичного показа уникальные издания XVIII-XIX веков, оригинальные иллюстрации, коллекции экслибрисов и, пожалуй, самое необычное — коллекции книжных замков XIX века. Последние, как живописные полотна, выставлялись в трех рамах.

Подводя итог завершившейся выставки, можно смело сказать, что смотр прошел успешно, а благодарные участники и зрители будут ждать «БИН 2010».

КомпьюАрт 8'2008

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства