КомпьюАрт

8 - 2008

Стиль – это компромисс

Екатерина Суслова Екатерина Суслова

Евгений Васильев — дизайнер и иллюстратор. Его портфолио содержит очень разные по стилю работы. Некоторые иллюстрации — это четкие линии и яркие цвета, другие отличаются размытыми контурами и пастельными цветами, напоминающими утренний туман. При этом все работы очень качественные и запоминающиеся. В интервью, которое Евгений любезно согласился дать нашему журналу, он рассказал немного о себе и своих работах.

КомпьюАрт: Расскажите, пожалуйста, немного о себе: где вы родились, учились?

Евгений Васильев: Я из Гатчины, хотя теперь уже округляю и говорю, что из Питера, хотя на самом деле от Питера до моего родного города еще на маршрутке надо минут двадцать добираться. Живописное место, особенное летом — очень рекомендую. Там есть настоящий императорский дворец и парк, а летом — белые ночи, абсолютно такие же, как на Марсовом поле! В Гатчине я как раз и начал рисовать; ходил в детскую художественную школу, где честно рисовал кубики и шарики в течение четырех лет и где впервые понял, что ненавижу гипс. Я возненавидел его даже больше, чем восковые яблоки. То, что гипс убивает движение — общеизвестный факт, но в большинстве случаев он еще и убивает желание рисовать вообще, что произошло и со мной. В результате я подал документы и поступил на питерский журфак.

At the office. Набросок. 2008

At the office. Набросок. 2008

КА: Евгений, вы по образованию журналист. Как получилось, что вы сменили журналистику на иллюстрацию? С чего все началось?

Е.В.: Я всегда писал, чуть ли не с детского сада, и у меня постоянно в работе были большие романы, по пять-шесть школьных тетрадок. Главное — чтоб тетрадь была в клетку, тогда сколько угодно можно написать. После трех-четырех страниц слова сами уже идут на строчку, ложатся как нужно без остановок, успевай только темы придумывать. Зачем тратить остаток жизни на столь легкое дело? Я решил удариться в технологию, узнать побольше о печатном процессе и самому делать газеты и журналы. Поэтому сразу после окончания учебы пошел работать верстальщиком в газету, тем более что там время от времени разрешали вставлять в верстку свои карикатуры.

КА: Вы сейчас работаете где-то постоянно или предпочитаете быть фрилансером?

Е.В.: Я готов в одиночку заполнить иллюстрациями целый журнал сверху донизу, но прекрасно понимаю, что каждая редакция в пределах одного номера отдает одному иллюстратору только один или два материала, а то мозги арт-директора взорвутся. Поэтому в иллюстрации я всегда за фриланс. А в журнальном дизайне все наоборот — там можно и нужно быть на рабочем месте ежедневно. Однако мое будущее все-таки во фрилансе, потому что мне по душе нерегулярные рабочие дни, ночные лихорадки перед дедлайном, отсутствие отпуска и черный кофе.

КА: Расскажите о своей учебе в Британской высшей школе графического дизайна.

Е.В.: На тот момент, когда я все-таки решил пойти учиться дизайнерскому ремеслу, я уже пять лет проработал в разных местах, поэтому что-то о своей специальности, конечно, знал. Но знания мои были бессистемными. Поэтому огромное человеческое спасибо моим преподавателям Катерине Кожуховой и Ирине Волошиной — они сделали-таки из меня настоящего журнального дизайнера, вручили мне систему и объяснили, как она работает. И, что самое главное, именно в школе мне рассказали, что я могу все время рисовать. Бывает ведь такое, что до самых очевидных вещей не можешь додуматься своей головой — так же как, например, многие бездомные собаки не знают, что зимой можно есть снег, и из-за этого сильно страдают от жажды. В школе я встретил массу народа, как преподавателей, так и студентов, которые варятся в британской атмосфере, как в котле, и постоянно искрят идеями, что-то режут, клеят, над чем-то смеются, снимают на камеру, сканируют и бурно обсуждают. Согласитесь, обстановочка самая что ни на есть вдохновляющая.

КА: Насколько мне известно, вы занимаетесь как иллюстрацией, так и графическим дизайном и веб-дизайном. Что вам ближе?

Е.В.: Все зависит от людей, с которыми работаешь. Я вдохновляюсь сам, если вижу, что народ делает что-то по-честному и с интересом. Меня не останавливает необходимость посидеть пару дней с книжкой по флэшу, если я знаю, что это поможет мне наиболее эффективно решить свою задачу, а часто бывает даже наоборот — необходимость выучить что-то новое является катализатором идеи. Инструменты всегда останутся инструментами, будь-то 3d max или обычные акварельные краски. Отказаться от чего-то для меня всегда значит отказать в чем-то самому себе: я никогда не заявлю, что я ни при каких обстоятельствах не сделаю, например, веб-сайт. Скорее, я не смогу его сделать, если он мне непонятен или неинтересен.

Дипломная работа. Журнальная полоса к проекту Louder!

Дипломная работа. Журнальная полоса к проекту Louder!

КА: Как вам удается совмещать эти профессии?

Е.В.: От совмещения разнородных задач воображение становится более динамичным — это правило работает одинаково во всех областях деятельности. Однажды я взял гуашевые краски и трое суток писал гуашью просто из интереса, а после этого вдруг увидел, что и карандаш стал брать в руки как-то по-другому.

КА: Как проходит ваш рабочий день?

Е.В.: Утренние часы для меня всегда самые производительные, это самое подходящее время для генерации свежих идей. Солнечное время суток проходит за работой как-то незаметно. Часто мне кажется, что дни слишком уж короткие. Но с наступлением ночи можно набрасываться на работу с новыми силами. Очень помогает переключение с одного задания на другое в течение дня, особенно когда эти задания принципиально разные. Несколько раз в течение дня я обязательно прерываю работу и сажусь рисовать хотя бы на полчаса, как правило, разбираю работы других иллюстраторов. Illustrationmundo.com — это наше все. Нейт Вильямс велик не только своими гениальными иллюстрациями, но еще и тем, что организовал такой отличный ресурс для иллюстраторов. Так что мое рабочее место оборудовано не только мышью и планшетом, но еще и большим чистым листом бумаги, на который я постоянно скидываю изображения, которые возникают передо мной на экране.

Иллюстрация в журнал «Собака». 2008

Иллюстрация в журнал «Собака». 2008

КА: Расскажите, для каких журналов вам довелось делать иллюстрации.

Е.В.: Пока я был журналистом и дизайнером, я делал массу иллюстраций, не будучи иллюстратором в прямом смысле этого слова, и рисовал как хотел, не оглядываясь в ужасе на Нормана Роквелла и Гери Бейзмана. В Питере в газете «Мой район» где-то с год рисовал еженедельную карикатуру. Долгое время я рисовал в детских журналах в издательстве «Эгмонт» (там их несколько), в рубрике веселых новостей, комикс про зверят, колонку «История» и пр. Потом подрабатывал в журналах «Собака» и «Календарь» — так сначала назывался «Тайм-Аут», «собакин» родной брат. В издательстве Independent Media я немного рисовал для приложения к «Ведомостям» про недвижимость.

Иллюстрация в журнал «Собака». 2008

Иллюстрация в журнал «Собака». 2008

КА: Есть ли такая работа, которой вы гордитесь больше всего?

Е.В.: Я счастлив, что рисовал комиксы по текстам Артура Гиваргизова, когда был фрилансером в «Эгмонте». А.Гиваргизов — выдающийся детский писатель современности, несмотря на то, что профессиональный юмор в общей массе — безусловное зло. Рассказы Артура — исключение. Также я очень рад, что успел нарисовать три карикатуры в «Новый очевидец» Мостовщикова, в рубрику «Концерты». Жизнь этого журнала была яркой, но короткой.

КА: А над какого рода заказами вам работать нравится больше?

Е.В.: Как и всем, в идеале мне нравится работать над заказами, в которых у меня нет ограничений и исправлений со стороны заказчика. К счастью, чем дальше, тем больше появляется именно таких заказов, потому что люди знают, чего от меня можно ждать, и поэтому коррективы носят в основном технический характер.

Бой единорога со львом

Бой единорога со львом

КА: Сколько работ в месяц вы в среднем выполняете?

Е.В.: Месяц — очень условное деление, в особенности когда работаешь каждый день и всегда есть что-то, что уже закончено и начинается что-то новое. Технически на среднюю иллюстрацию уходит порядка двух-трех рабочих дней, за исключением тех случаев, когда иллюстрация появляется в голове в момент прочтения брифа. Скорее, здесь стоит измерять количество крышесносящих озарений на минуту жизни, а такие случаются и во сне, и в трамвае, и за обедом. Ежедневно. Значит, я делаю тридцать работ в месяц. Или шестьдесят. Иногда, может, и больше....

КА: Глядя на ваши иллюстрации, кажется, что вы все еще не нашли собственную манеру. Как мне показалось, среди ваших работ можно выделить два разных стиля. К примеру, работа «Вас встречают» отличается от ажурных линий иллюстрации «Серый день». Они различаются не только инструментами, которые вы использовали при их создании, но и общей манерой. Чем вы руководствуетесь при выборе той или иной манеры работы?

Е.В.: Что касается двух указанных работ, то здесь разница лишь в том, с «Вас встречают» я сидел и напряженно трудился в течение нескольких рабочих дней, изучал материал, менял композицию. Долго искал нужную машинку, которая бы встала в картинку, так, чтобы не возникало никаких вопросов. Перерисовал кучу строек для фона. А для того, чтобы нарисовать «Серый день», мне нужно было всего лишь дождаться, пока наступит пасмурная погода и выйти на балкон, весь набросок с начала до конца занял 40 минут. Кроме того, я просто не мог нарисовать ничего подобного «Серому дню» в газету про недвижимость, потому что они хотели векторную графику. В большинстве случаев форму определяет содержание, а собственный стиль — обычно компромисс, который иллюстратор находит с арт-директором. Стиль — это могильная плита, точнее бракосочетание с выразительностью — вещь абсолютно необходимая, но и крайне обязывающая.

КА: Как вы сами предпочитаете рисовать: на бумаге или с помощью графических пакетов? Почему?

Е.В.: Как и большинство, я сначала рисую все от руки, а потом вылизываю на компьютере, хотя мне кажется, что журнальной иллюстрации компьютер не нужен, потому что журнал обычно и так вещь сухая, поскольку сделана на компьютере. Поэтому я был бы счастлив, если бы в один день от компьютера пришлось отказаться вовсе. Идеальный вариант журнальной иллюстрации — пятно краски в духе Хуана Миро или литография Тулуза Лотрека.

КА: Кем из современных графических дизайнеров и иллюстраторов (как российских, так и зарубежных) вы восхищаетесь?

Е.В.: Можно перечислить вообще всех, что есть, потому что меня радует рисующий народ. На нашей территории актуальны несколько иные вещи, «нашинский» иллюстратор — существо еще не закосневшее в лапах агенства, ищущее, экспериментирующее. Меня вдохновляют все творчество Ostengruppe с начала до конца (ostengruppe.com/), Протей Темен (zungedesign.com/), студия abstrkt (abstrkt.ru), Галина Панченко (mari-art-i.livejournal.com/), мастер вектора Ив Орлов (orlov-iv.livejournal.com/), Влад Васильев (tzeh.ru/vv/), сообщество ru_illustrators (community.livejournal.com/ru_illustrators) и в первую очередь Виктор Меламед (mlmd.ru) — человек, который, собственно, и открыл мне страшную тайну, что нужно рисовать постоянно. Список не полный, а заграничные иллюстраторы вообще не упомянуты, слишком уж многих пришлось бы называть. Отвечая на этот ваш вопрос, я открыл браузер и попытался по линкам восстановить полный список людей, сайты которых регулярно просматриваю и рисунки которых мне нравятся, но на втором десятке уже понял, что перечислять не стоит. Поэтому еще раз — illustrationmundo.com. И это не считая того огромного пласта классических американских и европейских иллюстраторов, которые создали поле деятельности для современных мастеров.

«Вас встречают». Иллюстрация к приложению к газете «Ведомости» о недвижимости. 2008

«Вас встречают». Иллюстрация к приложению к газете «Ведомости» о недвижимости. 2008

КА: Что вас вдохновляет?

Е.В.: Вдохновляет, когда рисуешь — и не получается, рисуешь — и не получается, а потом раз — и получилось. Такое ощущение, что вроде одержал маленькую победу.

КА: Над чем работаете сейчас?

Е.В.: В настоящий момент мы c моими старыми журфаковскими друзьями готовим проект журнала louder! о звуке и экспериментальной электронике (или, по слогану, «о звуке и человеке»). Это не просто журнал для тусовщиков ради тусовки, а для тех, кто по-честному живет электронной музыкой, для ди-джеев, продюсеров, композиторов, для тех, кто работает в индустрии и ориентируется в том, что в сфере экспериментов со звуком происходит. Мы дружим с проектами experiment.ru и 56stuff.ru, мы постоянно обмениваемся идеями и обсуждаем литературную часть журнала. На мне лежит тяжелая и почетная задача создания живой модели, причем мне хочется не только грамотно сверстать louder!, но и отработать соответствующий ему графический стиль. Жесткие контрастные фотографии и скупо нарисованные векторные персонажи родом из стрит-арта и стенсила показались мне в этом смысле наиболее подходящими. Я бы очень хотел, чтобы louder! существовал, приумножая славу миллионов подпольных электронщиков, которые ежедневно, позабыв обо всем, экспериментируют со звуком.

КА: Расскажите о своих творческих планах, мечтах.

Е.В.: Хочется изучить языки и поездить по ближним странам, в первую очередь по Азии и Среднему Востоку, потому что именно оттуда, от восточного колорита, и распространяется повсюду вдохновение. Получается, что вдохновение — это мой самый главный план и мечта.

КомпьюАрт 8'2008

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства