КомпьюАрт

9 - 2008

Ламинирование или лакирование — что лучше?

Заказчику и технологу на заметку

Кирилл Увенчиков, старший менеджер по послепечатному оборудованию компании «ВИП-Системы»

Технология лакирования

Технология ламинирования

Что выбрать?

Обзор промышленных ламинаторов

Одной из основных и неотъемлемых частей производства полиграфической продукции является ее отделка.

Придание поверхности печатного листа матового или глянцевого оттенка, а также защита красочного слоя от механического воздействия и от действия окружающей среды представляет собой одну из важных стадий отделки. Добиться нужного эффекта можно несколькими способами, например отлакировать продукцию (покрыть оттиск слоем лака) или отламинировать ее (приклеить к поверхности оттиска ламинационную пленку).

О возможностях обеих технологий написано много статей и высказано множество мнений, но последнее слово при выборе той или иной технологии всегда остается за заказчиком, поскольку каждый способ имеет свои плюсы и минусы. И здесь клиенту важно найти оптимальное соотношение между ценой, качеством и возможностями типографии, хотя в последнее время многие типографии идут по пути кооперации и те работы, которые не могут сделать сами, отдают субподрядчикам. Теперь попробуем кратко описать эти технологии, остановившись более подробно на их положительных и отрицательных сторонах.

Технология лакирования

Лакирование печатным лаком

Данная технология наиболее проста в применении, так как печатный лак по своей природе представляет собой офсетную краску без пигмента и может наноситься через обычный красочный аппарат офсетной машины.

Ее достоинства:

  • большой выбор печатных лаков;
  • образование лаковой пленки под действием окисления.

В числе недостатков можно упомянуть:

  • слабый визуальный эффект;
  • тонкий слой лака;
  • желтоватый оттенок лакового слоя и пожелтение с течением времени;
  • долгое время высыхания;
  • применение ИК-сушки или обдува горячим воздухом для ускорения процесса высыхания;
  • использование отмарывающего порошка для предотвращения отмарывания и слипания оттисков.

Водно-дисперсионное лакирование

Достоинстава данной технологии:

  • простота процесса нанесения лака;
  • быстрота высыхания лака;
  • образование хорошего защитного слоя, предотвращающего истирание красочного слоя;
  • придание оттиску глянцевого оттенка при глянце не очень высокой степени.

Среди недостатков следует упомянуть:

  • наличие отдельной лаковой секции;
  • использование ИК-сушки или обдува горячим воздухом для ускорения процесса высыхания;
  • сложность подбора лака.

УФ-лакирование

Достоинставами данной технологии (по ней, кстати, изготавливается обложка журнала «КомпьюАрт») являются:

  • высокий глянец, который превосходит по данному показателю другие типы лаков;
  • создание прочного защитного слоя, снижающего воздействие окружающей среды и механическое истирание красочного слоя, по данному показателю УФ-лакирование превосходит другие типы лаков;
  • быстрое высыхание под воздействием УФ-излучения.

К недостаткам можно отнести:

  • использование отдельных лакировальных машин или нескольких лакировальных и сушильных аппаратов при лакировании «в линию»;
  • применение вытяжных систем;
  • использование праймера при нанесении УФ-лака «в линию»;
  • применение дорогих УФ-сушек;
  • высокая цена лака.
В начало В начало

Технология ламинирования

Процесс ламинирования может быть холодным и горячим.

При холодной ламинации используются пленки без предварительно нанесенного клеевого слоя. В процессе ламинирования на пленку наносится слой клея, после чего происходит процесс припрессовки пленки к бумаге. Данная технология в нашей стране развита слабо в силу высокой стоимости машин для холодного ламинирования и ограниченного спектра моделей, предлагаемых производителями данного оборудования. В настоящий момент лишь несколько европейских производителей поставляют на российский рынок машины для холодного ламинирования.

Одним из основных плюсов данной технологии является возможность использования более широкого спектра припрессовываемых пленок с различными эффектами. К минусам данной технологии, пожалуй, можно отнести узкий модельный ряд, крупные габариты машин и более сложный производственный процесс.

Общие недостатки обеих технологий:

  • необходимость использования ламинаторов;
  • увеличение времени на изготовление конечной продукции;
  • это более дорогая технология, чем некоторые виды лакирования;
  • невозможность выборочной ламинации.

Наиболее широко распространенной является технология горячего ламинирования. При горячей ламинации используются пленки с уже нанесенным клеевым слоем, расплав которого происходит под действием температуры. Процесс ламинирования выглядит следующим образом: пленка облегает вращающийся хромированный нагревательный вал, в этот момент происходит расплав клея, после чего под давлением выполняется препрессовка пленки к бумаге.

Существует две основные проблемы технологии горячей ламинации:

  • недостаточный прогрев клеевого слоя, при этом происходит частичный расплав клея;
  • слабый прижим пленки к оттиску, что приводит к неравномерной препрессовке пленки или появлению «серебра», что очень заметно на темных плашках.

Эта технология имеет следующие достоинства:

  • превосходный визуальный эффект — оттиск приобретает четко выраженный глянцевый или матовый оттенок;
  • прочный защитный слой, защищающий красочный слой от воздействия внешних факторов и осуществляющий изоляцию красочного слоя;
  • увеличение толщины листа, придание ему прочности;
  • возможность придания оттиску дополнительных визуальных эффектов с помощью специальных видов ламинационных пленок или специальных секций с особыми валами, придающими ламинации необходимый рельеф;
  • равномерный слой покрытия.
В начало В начало

Что выбрать?

Сложно сказать, какой вид отделки конечной продукции предпочтителен, поскольку в каждом конкретном случае нужно учитывать тип продукции, необходимый уровень защиты красочного слоя, срок службы данной продукции, соотношение «цена/качество», стоимость оборудования, расходных материалов и т.д.

В современной полиграфической продукции, представленной на рынке, часто присутствуют сразу несколько видов отделки, например ламинация и выборочная УФ-лакировка, что позволяет сделать ее более долговечной и усилить визуальный эффект выборочного лакирования.

В начало В начало

Обзор промышленных ламинаторов

Рассматривая оборудование для ламинирования, хотелось бы более подробно остановиться на промышленных рулонных ламинаторах горячего типа, так как данный вид ламинаторов все чаще применяется в современных типографиях различного класса, выпускающих разные типы продукции.

Существует три основных разновидности промышленных ламинаторов горячего типа, различие между которыми состоит в основном в построении нагревательного вала.

Ламинатор Amiga

Ламинатор Amiga

К первому типу относятся конструкции, где нагрев всего вала осуществляется за счет ИК-лампы или одного электротена, установленных в теле нагревательного цилиндра.

Данный тип ламинаторов используется в типографиях с небольшим объемом ламинирования, поскольку они имеют невысокую скорость работы (до 15 м/мин), которая зависит от температуры нагрева. Данный вид ламинаторов чаще всего встречается в полуавтоматическом исполнении, то есть с ручным накладом и автоматическим разделением отламинированных листов, но есть и автоматические модели.

Во втором типе ламинаторов нагрев всего вала осуществляется за счет горячей жидкости.

Ламинаторы данного типа применяются в типографиях с большими объемами ламинирования продукции, так как они имеют полностью автоматическую комплектацию и работают с большой скоростью (от 50 м/мин).

Пульт управления ламинатора Aspira

Пульт управления ламинатора Aspira

С одной стороны, ламинаторы данного типа позволяют поддерживать стабильную температуру по всей поверхности нагревательного вала, а с другой — данная система является инерционной, поскольку в случае необходимости понижения температуры вала на несколько градусов должно пройти достаточно времени, пока жидкость внутри вала отдаст всю избыточную энергию, соответственно потребуется время и для увеличения температуры вала.

В третьем типе конструкции нагрев вала происходит за счет нескольких электротенов, расположенных внутри ламинаторов. Данный тип ламинаторов используется в типографиях со средними и большими объемами ламинирования, имеет скорость работы от 30 м/мин и представлен полностью автоматическими моделями.

Ламинатор Sagitta

Ламинатор Sagitta

Преимуществами данного типа ламинаторов являются точная поддержка заданной температуры всего цилиндра и высокая скорость реакции на падение температуры в одной из зон путем увеличения мощности на нагревателе этой зоны. Подобный вид нагрева позволяет экономить электроэнергию при обработке малых форматов, поскольку можно отключать или устанавливать более низкую температуру на незадействованных зонах по сравнению с рабочими зонами.

Для более подробного рассмотрения некоторых моделей промышленных ламинаторов горячего типа в качестве примера обратимся к продукции чешской компании Komfi.

В ассортименте продукции данной компании представлены ламинаторы первого и третьего типов.

К первому типу относятся модели Aspira, Aspira 76, Aspira double и Amiga. Первые три модели из данного перечня являются полуавтоматическими, с ручной подачей материала с помощью ленточного конвейера и автоматическим разделением листа за счет перфорационного ножа и сепарационного валика.

В модели Amiga имеется автоматический стапельный самонаклад, построенный по типу самонакладов печатных машин с подачей листов за заднюю кромку. В данном ламинаторе разделение листов также осуществляется за счет перфорационного ножа и сепарационного валика.

Модели Aspira, Aspira double и Amiga предназначены для обработки листов максимального формата 52x74 см. Модель Aspira 76 способна ламинировать листы формата 76Ѕ102 см. Максимальная скорость работы всех моделей — 15 м/мин.

Вариант модульного построения машины Sagitta

Вариант модульного построения машины Sagitta

Во всех моделях имеется система, предотвращающая закручивание отламинированных листов. Качество препрессовки обеспечивает нижний прижимной вал, сделанный из специальной резины фирмы «Бетчер». Все управление машинами осуществляется с помощью центральных панелей и touchscreen-дисплея, на котором вводятся температура, длина листа и величина нахлеста.

К третьему типу относятся модели Delta, Delta Plus, Sagitta, Omega и Sirius. Все перечисленные модели имеют стапельный самонаклад с вакуумной системой подачи листов за заднюю кромку с помощью «паука» от печатной машины. У всех моделей нагрев вала происходит за счет электротенов, у моделей формата А2 устанавливается три электротена, у других моделей — шесть. У крупноформатных машин используются нагревательные валы большего диаметра для обеспечения стабильной работы на высоких скоростях. Нижний прижимной вал имеет такой же диаметр, что и вал нагрева, и сделан из специальной резины фирмы «Бетчер». Все модели оснащаются разглаживающей системой, предотвращающей закручивание листов после разделения. Для разделения листов используются ротационные ножи, которые надрезают край пленки, после чего под действием сепарационных валов, имеющих большую скорость по сравнению со скоростью отламинированного листа, происходит разрыв листов с очень аккуратной кромкой. На выходе может быть установлен вибростол либо стекерное устройство.

Модели Sagitta, Omega и Sirius имеют модульное построение, что облегчает обслуживание и наладку машин.

В начало В начало

КомпьюАрт 9'2008

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства