КомпьюАрт

11 - 2008

Побольше б шрифтов хороших и разных

Уже не один год российский рекламно-издательский бизнес существует в условиях дефицита шрифтов. К сожалению, в отличие от наших западных коллег, у нас нет даже двух-трех шрифтовых поставщиков, а есть только компания «ПараТайп», которой фактически не с кем конкурировать. Одним из способов облегчения работы в такой ситуации является использование freeware-шрифтов. Мы решили обсудить эту проблему с нашим постоянным автором, известным московским дизайнером Владимиром Чуфаровским.

КомпьюАрт: Недавно в отечественном Интернете появился новый ресурс iFONT.ru, аналогов которому у нас вроде бы до сих пор не было. На нем отечественным пользователям предлагается более 7 тыс. бесплатных шрифтов. Вы хорошо осведомлены о ситуации как с современными шрифтовыми разработками, так и с теми шрифтовыми ресурсами в Интернете, которые доступны для бесплатного скачивания. Именно поэтому хотелось бы услышать ваше мнение об этом ресурсе.

Владимир Чуфаровский: Я готов ответить на ваши вопросы, но, тем не менее, сразу уточню, что кратко и однозначно оценить значимость этого ресурса не могу. Не желая вообще оставлять данный вопрос без ответа, скажу, что пока это условно-полезный ресурс, где есть условно-бесплатные шрифты, и это проистекает совсем не из того, что подавляющее большинство представленных там шрифтов кириллицу не поддерживает.

Для тех пользователей, которые живут в странах, где пользуются латиницей, этот сайт практически бесполезен. Более того, нетрудно предвидеть, что по его поводу на каком-либо англоязычном форуме посетители уже оттачивают свое остроумие, поскольку при формировании различных групп, входящих в шрифтовой комплект, подобранный для этого сайта, допущены многочисленные несообразности и прямые ошибки классификационного характера.

 

КА: Откуда тогда высокий рейтинг, ведь ссылки на этот ресурс стали фигурировать на других сайтах, например на таких, как www.kak.ru?

В.Ч.: Сложно сказать. Разумеется, какой-нибудь пытливый школьник или первокурсник-гуманитарий, будучи введенным в заблуждение создателями сайта iFONT.ru, может поверить, что составители действительно свели в группу «Модерн» шрифты, эстетически корреспондированные с графикой этой эпохи. Однако не только любой дизайнер, но даже первокурсник Полиграфа или Строгановки по поводу этих, с позволения сказать, открытий может в лучшем случае улыбнуться, тем более что подобного рода ошибки, допущенные составителями при комплектовании шрифтового набора, выложенного на этом сайте, исчисляются многими и многими десятками. Создается впечатление, что при формировании шрифтового комплекта этого сайта его составители во главу угла поставили количественные показатели. Именно поэтому, как я уже сказал ранее, какие-то шрифты с этого ресурса могут быть востребованы после кропотливых поисков. Однако не будем забывать о том, что даже пытливый школьник с помощью поисковика одномоментно может получить ссылки на десятки сайтов с бесплатными шрифтами и скачать оттуда столько шрифтов, сколько захочет. При этом на самых мощных и посещаемых из них составители классификационных ляпсусов не допускали, а потому к модернистским шрифтам там никто не причислит, например, безыскусные рукописные стилизации.

 

КА: С тем, что вы сказали, можно согласиться, однако как все же можно объяснить ситуацию с рейтинговыми показателями сайта и ссылками на него?

В.Ч.: Я бы не стал подвергать сомнению те показатели, которые фигурируют на сайте iFONT.ru, потому что шрифтовая тема как таковая, учитывая дефицит шрифтов в России, просто обречена на популярность. Однако в условиях реального наличия более грамотно скомпонованных конкурентных зарубежных ресурсов дальнейший рост популярности сайта iFONT.ru представляется маловероятным. Что касается ссылок, то в качественном отношении они могут быть весьма разными. Лично я видел только одну ответственную ссылку на этот ресурс — именно ту, о которой вы упомянули. Как бы претенциозно это ни звучало, но я убежден, что данная ссылка появилась на этом сайте, скорее всего, по недосмотру, а потому долго там оставаться не будет.

 

КА: Вам хорошо знакомы шрифтовые ресурсы Всемирной сети. Не могли бы вы дать какие-либо конкретные рекомендации по источникам freeware-шрифтов?

В.Ч.: Советую обратить внимание на фигурирующий в составе портала Microsoft ресурс microsoft/typography, где при желании можно найти множество ссылок на сайты, предоставляющие вполне качественные бесплатные шрифты.

Отмечу, что мою критику относительно сайта iFONT ни в коем случае не следует рассматривать как некий приговор, поскольку здесь все поправимо. Я не знаком ни с его создателями, ни с инвесторами, которые помогли воплотить в жизнь этот проект. Тем не менее я убежден, что все они заинтересованы в его развитии, а потому у них, безусловно, найдутся средства на то, чтобы пригласить специалиста, который будет содержать их шрифтовую подборку в порядке и вдумчиво пополнять ее. Более того, я уверен, что на этом сайте вместо нынешнего худосочного шрифтового вопросника вполне может появиться полноценный Форум, а может быть, и «забойный блог», где будут и квалифицированные комментарии основных событий из мира шрифтовой графики, и острые авторские дискуссии.

КомпьюАрт 11'2008

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства