Мужской взгляд на иллюстрацию
Работы смоленского иллюстратора Дэна Петруленкова вы наверняка встречали во многих глянцевых журналах. В основном — в мужских,
таких как GQ, Men`s Health и др. Причем складывается такое впечатление,
что у Дэна в запасе целый набор стилей — для всех журналов он рисует по-разному. Но в формате каждого стиля его рука легко узнаваема.
Дэн согласился ответить на несколько наших вопросов.
КомпьюАрт: Расскажите немного о себе.
Дэн Петруленков: Я родился в городе Витебске, в Белоруссии. Родители там учились. Потом по распределению после института их послали в Гомель. Там я учился в художественной школе. Пытался поступить в институт в Витебске, но не удалось — завалил экзамен по белорусскому языку. В результате поступил на худграф в Смоленске.
КА: Чем увлекаетесь помимо иллюстрации?
Д.П.: Я всегда хотел стать художником, как отец. Рисовал с детства. Лет в 15 начал писать маслом. Полутораметровые авангардные картины сейчас сложены в деревенском сарае. После института начал работать дизайнером, чтобы зарабатывать на жизнь, а потом стал иллюстратором. Сейчас маслом пишу редко, в основном это темпера, гуашь или акварель. Рисую тушью, карандашами. Пока что ничего достойного. Наработка материала для чего-то стоящего, наверное, или просто лень.
Артемий Троицкий. Для рубрики «Попутчик» в журнал Car
КА: Как вы решили стать иллюстратором?
Д.П.: Когда иллюстрацию стали оплачивать как отдельный труд, я стал зарабатывать как фрилансер больше, чем на основной работе в офисе. Дело даже не в деньгах, а в возможности заниматься любимым делом и делать это небесплатно. До этого, работая дизайнером, я тоже рисовал иллюстрации, но это было как бы бесплатным приложением к дизайну. Иногда, заказав сайт, компания получала сразу фирменный стиль, серию иллюстраций, фасад, интерьер и открытку на день рождения директора.
Иллюстрация для журнала GQ
КА: С чего начиналась ваша карьера?
Д.П.: Меня пригласил однокурсник поработать в рекламном агентстве. Сперва занимался наружной рекламой — делал вывески, штендеры, брандмауэры, причем от дизайна до изготовления. Клеили пленки, варили конструкции, монтировали, лепили рекламу на щиты, в общем, было весело. Потом начали заниматься полиграфией — более чистой работой: буклеты, плакаты, визитки, фирменный стиль. Затем меня пригласили работать на телевидение. Мне было интересно все новое, и я согласился. Я рисовал заставки к передачам, титры, эффекты, перебивки и прочую видеокрасоту. Проработал я там год и вернулся опять в рекламу. Увлекся веб-дизайном и ушел в дизайн-студию. А однажды приехал к другу в Москву и остался там работать в компании «Промо». Три года пролетели, как месяц. После этого уволился и теперь работаю дома. Кроме иллюстраций, иногда рисую логотипы, сайты и прочее для разнообразия.
Иллюстрация для журнала Men`s Health
КА: Расскажите о вашем опыте дизайнерской работы.
Д.П.: Было очень много дизайнерских работ. Темп работы был скоростной, поэтому в основном получался хлам. На портфолио приличных работ набрать можно, но я не хочу себя позиционировать в качестве дизайнера. Это все-таки долгая и трудная работа, включая плотное общение с заказчиками, постоянные обсуждения, переделки. Иллюстрацию нарисовал в свое удовольствие — и всем счастье.
КА: Кто, помимо журналов, является вашими клиентами?
Д.П.: Это и дизайн-студии, и рекламные компании. Я предпочитаю не работать напрямую с частными клиентами. Для общения с заказчиком нужно иметь железные нервы. Да и времени не остается на само рисование, если полдня обсуждать картинку, которую можно сделать за час. Конечно, бывают разные клиенты, но больше всего запоминаются те, которые хотят за свои деньги изменить законы изобразительного искусства.
Для журнала Rolling Stone
КА: К слову о журналах — для каких вам довелось работать?
Д.П..: Для многих: GQ, Men`s Health, «Афиша», «Большой город», Rolling Stone, «Медведь», Playboy, «Русская жизнь», Russian Life, Extreme Force... Всех и не упомнишь.
КА: Вы иллюстрируете много мужских журналов. Это ваш сознательный выбор или воля судьбы?
Д.П.: В мужские журналы пишут авторы-мужчины, и их мне интереснее иллюстрировать. А в женские... рисовать девушек с новыми шмотками мне быстро надоест. Ну и все-таки в моем стиле иллюстрации в женском журнале будут смотреться как трэш, как мне кажется.
Иллюстрация для журнала GQ
КА: Клиенты сами находят вас или вы ищете их?
Д.П.: Сам не ищу. Меня находят через разные сайты типа revision.ru, illustrators.ru, ЖЖ, сайты фриланса. С разных проектов, где я участвовал, заходят. Не сказать, чтобы валом валят, но пару раз в неделю предлагают нарисовать что-нибудь новенькое. Это не считая постоянных заказчиков. Часто через знакомых находят, а в основном коллеги-иллюстраторы «сливают» заказы, когда сами заняты. Или когда никто не берется, то отправляют ко мне. Раньше хватал все подряд, видимо из-за голодного прошлого, а сейчас уже берусь только за самое интересное.
КА: С кем из них вам наиболее интересно работать и почему?
Д.П.: Конечно, интереснее работать с теми, кто слабо представляет, что именно ему нужно нарисовать, и при этом доверяет мне как художнику.
КА: Работы для разных журналов у вас часто очень различаются по стилю. Мне показалось, что как иллюстратор вы достаточно гибки. Я ошибаюсь?
Д.П.: В общем-то, нет. Хотя я стараюсь придерживаться одного стиля. Не дай бог нарисуешь что-нибудь, что окажется похожим по стилю на другого иллюстратора. Но рисовать всегда одинаково очень скучно. Поэтому я все равно экспериментирую.
КА: Что вообще для вас стиль? Должен ли он быть у иллюстратора, или прежде всего нужно думать о специфике продукта заказчика?
Д.П.: Так или иначе иллюстратор, имеющий свой стиль, более востребован и лучше продается. А должен быть стиль или нет — это решать самому иллюстратору.
Обложка для журнала Russian Life
КА: Что нравится вам больше — создавать персонажей или рисовать иллюстрации с сюжетом?
Д.П.: Мне больше нравится работать над иллюстрациями с сюжетом. Хотя в работе над персонажем тоже можно много чего сказать.
КА: Есть ли у вас любимый сюжет?
Д.П.: Любимого как такового нет. В данный момент я работаю над темой «баня» — он сейчас и есть любимый.
КА: Какой своей работой вы гордитесь больше других? Расскажите подробнее об истории ее создания.
Д.П.: Я бы не сказал, что горжусь, но обычно больше всего мне нравится последняя работа. Бывают, конечно, и исключения, но все быстро меняется. Сегодня это нравится, а завтра ломаю кисти и иду в машинисты.
Для журнала Men`s Health
КА: Могли бы назвать самую нелюбимую из своих работ?
Д.П.: Больше всего я не люблю сажать и копать картошку. И наверное, она так плохо растет из-за моего халатного отношения к сельскому труду. А если серьезно, то нелюбимых работ много, но я их никому не показываю. Где-то напечатали и забыли. А получаются они таковыми из-за разгильдяйства и лени в основном. Иногда из-за особого «таланта» заказчика. А бывает, что ничего не выходит, все валится из рук, идей нет совсем. Творческий тупик. Зато после него наступает особый всплеск художественной активности!
КА: Вы живете в Смоленске. Есть ли сложности в сотрудничестве с московскими заказчиками?
Д.П.: Сложностей никаких нет. Бывает, конечно, такой тип заказчика, которому обязательно нужно встретиться и что-то обговорить. Но с такими я просто не работаю. И по телефону не люблю с ними общаться. Если человек не может сформулировать в трех предложениях, что именно ему нужно, то работать с ним будет сложно.
КА: Почему вы решили работать на дому?
Д.П.: Я фрилансер, потому что мне так удобно. Хочу работаю, хочу отдыхаю.
КА: Что вас вдохновляет?
Д.П.: Вдохновляет все. Куда ни гляну — везде что-то вдохновляет.