КомпьюАрт

12 - 2008

CtP — итоги и перспективы

Михаил Кувшинов, директор по стратегии и маркетингу компании «Нисса Центрум»

Экономический фон последних месяцев оказывает определяющее влияние на всю полиграфическую отрасль. Вынести его за скобки вряд ли возможно, да и ни к чему — ведь если кого-то и интересуют итоги и перспективы развития допечати в 2008 году, то именно в текущих реалиях. Но начнем с уже такой далекой выставки drupa.

Выставка drupa 2008 стала первой за последние годы, на которой допечатные технологии вообще и CtP в частности оказались в тени. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, пленочные технологии окончательно уступили свои позиции CtP. Западные офсетные типографии уже много лет назад не только перешли на прямой вывод форм, но и успели продать свои подержанные фотонаборы в другие страны, в частности в Россию. Так что купить качественный новый фотонабор невозможно, а б/у в хорошем состоянии — все труднее. Так что спорить о том, что именно CtP-технология является современной, уже не с кем. Несогласных не осталось. Во-вторых, практически утихли споры вокруг цвета лазера. Все крупнейшие поставщики CtP определенно предпочли термальную технологию. К традиционно термальным Kodak и Screen присоединились и те, кто ранее продвигал фиолетовую технологию. Так, AGFA свернула ряд линий фиолетовых CtP, включая широко разрекламированный фиолетовый «Авалон», и поставляет термальные аппараты. Компания Heidelberg, выпустив аппараты VLF-формата, также сосредоточилась на термальных решениях. Фирма Fujifilm, как и свойственно японцам, поступила иначе. Она продала производство фиолетовых CtP и оказалась вне дискуссии, выпуская пластины обоих типов. В итоге фиолетовый лагерь состоит из мелких производителей, не имеющих достаточных маркетинговых ресурсов для отстаивания своей точки зрения. И спор о лидирующей CtP-технологии утих сам собой, что, впрочем, не означает смерти фиолетовых CtP и пластин. Напротив, их выпускают и будут выпускать, хотя и в несколько раз меньше по сравнению с термальными. Но недавние утверждения о доминировании фиолетовой технологии и вытеснении ею термальной сегодня вызывают лишь улыбку. В-третьих, основной маркетинговый шум переместился в область цифровой печати. Не вдаваясь в эту интересную тему, отметим, что только самые горячие головы предрекают полное вытеснение офсета, но даже они говорят, что произойдет это совсем нескоро. А раз офсетные машины будут печатать – им понадобятся пластины. А раз другой технологии, кроме CtP, для их изготовления нет и не предвидится — нет и темы для дискуссии. Итак, отсутствие шума связано с созреванием CtP-технологии.

Зрелая технология на практике означает отсутствие возможности у производителей получать сверхприбыль. Действительно, за последние десять лет при увеличении скоростей и возможностей цены на CtP снизились в несколько раз. Многие производители не выдержали конкуренции и свернули свои продуктовые линии, перейдя на продажу OEM-продуктов. Новинок на рынке CtP тоже мало. На drupa крупными игроками были представлены всего две новые платформы: VLF Suprasetter от Heidelberg, естественным образом дополняющий новые печатные машины этого формата, и газетный Generation NEWS от Kodak со скоростью до 350 пластин в час, атакующий нишу самых производительных газетных аппаратов. (Автор по понятным причинам не считает новинками аппараты, поставляемые по OEM-соглашениям.) Но обе принципиальные новинки — явно специализированные, предназначенные не для средней типографии. Для покупателя созревание технологии в первую очередь означает стабилизацию цен и конструктивных особенностей. С одной стороны — подешевело, но дальше существенно дешеветь не будет, с другой — чего-то принципиально нового ожидать не приходится. С учетом отсутствия альтернативной технологии — самое время покупать.

Так оно в нашей стране и было — до октября. За три квартала продажи CtP похоже превзошли рекордный 2007 год. Но с октября все изменилось. Суть кризисных проблем в российской полиграфии, по мнению автора, в огромной степени ментальная. Ближайшее будущее стало очень неопределенным. Да, объективный фактор присутствует — кредиты стали и более дорогими, и менее доступными. Но и сегодня нашим специалистам по работе с кредитными учреждениями удается найти приемлемые решения. По некоторым ходовым видам оборудования есть вариант лизинга на год с удорожанием 0%. Однако даже с докризисными предложениями по финансированию сделки оборудование приобретается в меньшинстве случаев. Хотя возможности финансирования очень удивляют клиентов, большинство все равно предпочитает переждать. И это естественно — ментальная составляющая, она же непредсказуемость завтрашней ситуации, важнее. Это плохо — потому что неуверенность может продолжаться неопределенно долго, и это хорошо — потому что, когда настроения начнут улучшаться, положительный эффект будет быстрым. Сегодня частные типографии приостановили инвестиции в полиграфическое оборудование — независимо от того, есть собственные средства или нет, есть возможность получить кредит или нет. Когда ситуация изменится — сказать трудно именно из-за ментальной структуры проблем. Но как не вечно процветание, так и не вечен кризис. На выходе из него те, кто выживет, начнут инвестировать в оборудование. И здесь допечатное оборудование находится в достаточно выигрышном положении.

Это в эпоху процветания покупается всё. В кризис, если уж владелец бизнеса решается на инвестиции, их объект должен быть либо насущно необходим, либо сулить быстрый возврат инвестиций. CtP в некоторых случаях может удовлетворять этим критериям. Фотонаборные автоматы, по-прежнему верой и правдой служащие в средних и малых типографиях, находятся на грани физического износа. Время устранения неисправности все удлиняется, их частота растет. Всё это означает риск потери клиента, которого с радостью примет другая типография. Риск, который может оказаться неприемлемым. То есть средняя типография может оказаться перед насущной необходимостью вложиться в собственный первый CtP. Это должна быть недорогая, простая и надежная машина — компактная и с минимумом требований по дооснащению помещения (что тоже требует затрат, и существенных), обязательно с налаженным сервисом. В продуктовом ряду Kodak — это Magnus 400. Ее конкуренты, естественно, тоже имеют свои предложения. Вариант б/у оборудования заслуживает внимания и будет рассмотрен отдельно. Вряд ли при наличии нескольких надежных вариантов имеет смысл рисковать, выбирая экзотическую на нашем рынке машину — для нее не будет возможен должный сервис, о котором тоже далее отдельно. Вопрос автоматизации зависит от конкретной ситуации, но скорее он не очень нужен малой типографии.

Вариант оптимизации возврата инвестиций может быть актуальным и для достаточно крупной типографии. Покупка дополнительного печатного оборудования в такой типографии вряд ли актуальна — из-за снижения загрузки надо чем-то загружать имеющийся парк. Инвестиции в допечатное оборудование размером всего в несколько процентов от стоимости печатной машины могут значительно поднять эффективность всего производства. Грамотно выбранный CtP может заметно снизить процент брака по пластинам, поднять рентабельность малых тиражей за счет сокращения приладки. Это характерно не только при первоначальном внедрении CtP, но и при замене CtP прошлых поколений. В нашей практике немало случаев перехода с фиолетовых CtP разных производителей на термальные Kodak. При этом процент брака по пластинам заметно падает, а время приладки сокращается. Оба эффекта имеют одну причину — на порядок более стабильный процент растра на пластине. Для крупной типографии обязательным требованием оказывается не просто высокая производительность, но и возможность ее будущего роста. Автоматизация в подавляющем большинстве случаев нужна, причем полная. Сокращение трудозатрат, которое было полезным вчера, сегодня — вопрос выживания бизнеса. Наша непростая практика продаж CtP в кризисных условиях подтверждает сказанное. Автоматизированный, быстрый и модульный Magnus 800 становится все более востребованным, о чем говорят уже опубликованные новости об инсталляциях.

Подержанное оборудование в период кризиса становится и более привлекательным из-за возрастания цен, и более доступным из-за разорения типографий. Долгоживущее механическое оборудование, например тигельный пресс, очень выгодно купить подержанным. На другом конце спектра стоят компьютеры и электроника — они так быстро устаревают, что подержанные покупать нет смысла. На этой линейке CtP, насыщенные электроникой и программным обеспечением, стоят ближе к компьютерной технике. Более того, бурное развитие CtP-технологии породило немало тупиковых веток. Самое печальное, что несколько таких уже сегодня непригодных к использованию аппаратов недобросовестные поставщики сумели продать в Россию. В период кризиса такая активность безусловно возрастает. Так что если решаться покупать подержанное оборудование — то никакой экзотики, только модели, хорошо зарекомендовавшие себя в отечестве. Кроме того, с обязательным сервисным обслуживанием.

Мы плавно перешли к вопросу сервиса. Определяющий по важности вопрос становится еще важнее. Предельно цинично: что делать компании — продавцу оборудования в кризисных условиях? Помнится, в русской сказке Иван-царевич на змее летит из подземного царства, а змея все время кормить надо — иначе упадет. Сначала в ход идут запасы корма, затем собственный провиант Ивана. Потом он начинает жир с себя срезать и наконец доходит до мяса. Так и компания-продавец по мере развития кризиса может дойти до ситуации, когда все резервы мобилизованы и надо «резать мясо», в том числе и продажи, и сервисную службу. Но резать сервис будут только в том случае, если он планово убыточен. А он будет убыточным по экзотическим продуктам, инсталлированная база которых — раз-два и обчелся. По массовым продуктам, инсталлированная база которых исчисляется десятками или сотнями, да с учетом сокращения стоимости рабочей силы, сервис никто резать не станет. Для покупателя это еще больше усиливает целесообразность выбора распространенного в России оборудования. Поставляя новинки, никто сегодня не будет вкладываться в дополнительный склад запчастей или обучение инженеров. Поставщики экзотического оборудования уволят и тех специалистов, что работают у них сейчас. То есть когда встанет вопрос инвестиций в оборудование, а это время рано или поздно придет, выбирать безопаснее из крупных поставщиков, предлагающих популярные продукты и сохранивших соответствующий сервис. Все тот же Kodak с лидирующей долей CtP на отечественном рынке и налаженным сервисом снова окажется в выигрышном положении.

Сказанное весьма очевидно, но никто и не собирался открывать Америку. Вряд ли объективно дно ситуации сегодня достигнуто, но, в конце концов, кризис — это момент, когда больше нельзя двигаться по инерции, надо принимать решение. Для каждой компании в правильности этих решений — залог нового развития.

CtP-пластины не просто неотделимы от работающих с ними аппаратов, они определяют все развитие технологии — и технически и коммерчески. За уходящий год принципиальная картина по CtP-пластинам не изменилась, но без интересных новинок не обошлось. Начнем, однако, с пластин, о которых новостей нет. Расставаясь с большей частью своего портфеля фиолетовых CtP, компания Agfa, единственный производитель серебросодержащих пластин, похоже, утратила коммерческие перспективы технологии. Почему — вопрос уже академический, но если кратко, то это экология, отпугивающий часть клиентов монополизм, невозможность реализации беспроцессной или бесхимической технологии и т.д. По словам представителей крупнейшего производителя процессоров для серебросодержащих пластин компании Glunz&Jensen, фирма рассматривает возможность прекращения их производства из-за мизерного спроса. Впрочем, при необходимости сама Agfa способна обеспечить спрос на процессоры. Основная часть мирового потребления CtP-пластин — термальные процессные. Технологии за десять с лишним лет отработаны, новинки очень редки. В этом классе Kodak представил на drupa 2008 пластины Electra XD, разработанные для удовлетворения всех потребностей в печати. Пластина имеет высокую чувствительность, разрешение, достаточное даже для печати 10 мкм стохастики, тиражестойкость без обжига 400 тыс. — то есть может применяться для подавляющего большинства задач. Еще важнее доступность. Не секрет, что о подавляющем большинстве новых марок пластин мы узнаем за год-два до их начала поставок в Россию. Это, к сожалению, верно для всех анонсированных на drupa пластин, за единственным исключением. Kodak Electra XD доступны не просто сразу после анонсирования — их тестирование в России началось с февраля этого года и многие типографии уже перешли на новинку. Думаю, такая особенность извиняет описание именно этой марки. В области фиолетовых процессных пластин новинок не замечено. Более того, где ранее объявленные продукты? Да простит мне читатель обширную цитату с сайта эксклюзивного российского поставщика пластин Fujifilm (http://www.yam.ru/article/st_ipex06fuji.pdf):

«Одной из знаковых новинок Fujifilm на Ipex-2006 стали новые фотополимерные CtP-пластины повышенного разрешения Brillia HD LP-NV2. Напомним, что четыре года назад, когда на выставке Ipex-2002 компания Fujifilm впервые представила экспонируемые фиолетовыми лазерами фотополимерные CtP-пластины, немногие верили в их перспективность. Считалось, что из-за относительно невысокого разрешения они не выдержат конкуренции с термальными пластинами. С появлением Brillia HD LP-NV2 у противников фотополимерной технологии фактически не осталось аргументов: теперь для нее созданы пластины самого высокого качества, которые устойчивы к УФ-отверждаемым краскам и позволяют воспроизводить регулярные растры с линиатурой 200 lpi (при относительной площади точек 1-99%), гибридные растры с линиатурой до 300 lpi, а также стохастические растры».

К сожалению, по прошествии двух лет такое чудо, как фиолетовая пластина с разрешением термальной, больше нигде на сайте не упоминается, зато есть пластина LP-NV с вдвое меньшим разрешением. С учетом того, что на западных сайтах о ней пишут, напрашивается вывод — может быть это политика в России?

В области фиолетовых фотополимерных пластин основное внимание в текущем году было привлечено к анонсу их бесхимических вариантов. У Fujifilm это PRO-V, у Agfa продукт пока не получил имени. Несомненно, отказ от химии благоприятен и для экологии, и для повышения стабильности формного процесса. Осталось дождаться их реальной доступности в нашей стране.

Бесхимические термальные пластины, напротив — реальный продукт. Пластины Agfa Azura успешно используются в России. Конечно, процессор для бесхимических пластин нужен. Да и отсутствие химии — скорее маркетинговый прием, ведь нужна специальная жидкость, да и жидкие отходы образуются, хотя их действительно гораздо меньше. Интересно и то, что Agfa активно ведет работы в этой области. На drupa она анонсировала новую версию беспроцессной пластины с повышенной чувствительностью.

Беспроцессные пластины, которые в России используются еще шире, являются исключительно термальными. Фиолетовые беспроцессные пластины вообще вряд ли возможны — ведь вы не накроете печатную машину на время их монтажа желтым колпаком. Полная экологическая чистота в нашей стране, к сожалению, чаще лишь эмоциональный фактор. Причины выбора — коммерческие. Не нужно закупать, хранить и уничтожать химию. Не нужно покупать, обслуживать и подключать к воде процессор. Да и места он не занимает. Достоинства их таковы, что компания Kodak, давно производя коммерчески доступные беспроцессные Thermal Direct, установила повышенную цену на эти пластины. Конечно, они ведут разработки, и на drupa было анонсировано следующее поколение пластин с большей чувствительностью. В США начались поставки беспроцессных систем в газетные типографии. Но в России определяющим фактором является цена. Поэтому очень важно, что на рынке наконец появились конкурирующие с Thermal Direct пластины Fujifilm PRO-T. Будем надеяться на продуктивность такой конкуренции.

В завершение констатируем, что технологии CtP-пластин находятся на стадии высокого развития, основные новости приходят из инновационного сегмента бесхимических и беспроцессных пластин. Но и те и другие как сегодня, так и в ближайшие годы будут занимать относительно небольшую долю в мировом потреблении.

КомпьюАрт 12'2008

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства