Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

12 - 2008

Печатное оборудование и наше завтра

Стефан Стефанов, канд. техн. наук, профессор Московского гуманитарного университета, директор департамента технологической поддержки компании «Полиграфические системы»

Полиграфия завтра

Печатные машины и их значимость для развития полиграфии

Направления развития печатного оборудования

Технологии, которые изменят ситуацию в полиграфии

Будущее — это цифровые технологии печати

Эра вычислений

Изменения: какие и где их можно ожидать

Идеи как катализаторы развития цивилизаций

Заключение

Кто предвидит последствия, не сотворит великого.
Арабская пословица

Уйдя от всех мирских забот, вдруг понимаешь с удивлением,
Какое счастье нам дает миг, посвященный рассуждениям...
Лорд Томас Вокс

Полиграфия завтра

Суть полиграфии можно определить одной фразой: перенос текста и/или изображения с печатающих элементов формы на поверхность запечатываемого материала.

Высокий, плоский, глубокий и трафаретный способы печати являются базой всех технологий печати, применяемых в полиграфии вчера и сегодня. Однако всех интересует, что будет завтра.

Новые многослойные фотополимерные формные материалы создали предпосылки для возрождения технологий способа высокой печати. Возможно, мы станем свидетелями того, что малые и средние тиражи газет, журналов и книжной продукции снова будут печататься технологиями способа высокой печати. Высокая печать воспроизводит тонкие штрихи и текст лучше других. Разные по твердости и эластичности слои печатной формы исключают приправку перед печатью тиража, что снижает время подготовки машины к печати тиража и способствует повышению качества печати.

Офсетные технологии способа плоской печати с увлажнением в будущем будут вынуждены потесниться под натиском технологий высокого и глубокого способов печати. Самое вероятное направление развития аналоговых офсетных технологий — это технологии способа плоской печати без увлажнения. Наиболее реальное направление развития цифровых офсетных технологий — это технологии такого способа плоской печати, как электрография, которые и сегодня входят в основной блок цифровых технологий печати.

Прогресс ожидается и в струйной печати, например в цифровых технологиях способа трафаретной печати, у которых качество отпечатка близко к фотографическому.

Большие тиражи будет захватывать глубокая печать, особенно в области упаковки, массовых иллюстрированных журналов и продукции без разрыва печатного сюжета — обоев, декоративных оттисков для каширования картона, гофрокартона и дерева в мебельной и строительной промышленности.

В начало В начало

Печатные машины и их значимость для развития полиграфии

До изобретения печатных машин при печати на печатных прессах определяющей была печатная форма — от нее зависели и время подготовки издания к печати, и себестоимость продукции, и качество печати. Однако печатник (чаще он же выполнял функции художника и издателя) мог применять разные печатные формы по технологии изготовления и по способу печати. Все зависело только от его желания и понимания рациональности и выгоды.

Печатные машины стали определять технологию печати, способ печати и геометрию поверхности печатной формы: она должна быть либо плоской, либо иметь форму цилиндрической поверхности или ее части. Были изобретены технологии создания вторичных печатных форм с использованием матриц и литья — плоские и круглые стереотипы. Для ротационных печатных машин потребовались быстрозакрепляющиеся краски и много рулонной бумаги. Высокая скорость работы диктовала другой уровень изготовления механизмов. Дерево, как материал для изготовления отдельных деталей печатных машин, больше не применялось. Все детали печатных машин стали делать из металла. Листовые печатные машины были снабжены самонакладами и автоматизированными приемками оттисков. Появились многокрасочные листовые и рулонные машины. Рулонные машины превратились в агрегаты, работающие одновременно с несколькими рулонами — сегодня до 12.

Полиграфическая промышленность стала печатать не только газеты и книжно-журнальную продукцию, но и промышленную печатную продукцию: упаковки, этикетки, обои, бумажные и пленочные покрытия для мебельной и строительной промышленности. Развитие капиталистического рынка и рекламы создало новое направление в полиграфии — печатную рекламу. Бумажная промышленность производила все большие объемы бумаги, отличающейся широким ассортиментом, высоким качеством и большим разнообразием форматов.

Продолжая печатать на бумаге и картоне, полиграфисты освоили и новые материалы: пленки, пластик, фольгу, жесть, гофрокартон, стекло, промышленную продукцию (ручки, осветительные приборы, бутылки, елочные игрушки, майки и кепки, природные продукты — яйца, орехи и апельсины).

Полиграфисты из печатников превратились в организаторов и исполнителей заказов на печатную продукцию. С развитием полиграфической промышленности полиграфисты в какой-то мере стали заложниками производителей оборудования и расходных и запечатываемых материалов, требований заказчиков и особенностей рынка печатной продукции и печатной рекламы.

Полиграфические предприятия стали специализироваться на разных видах печатной продукции и технологий печати, в результате возникли газетные и книжно-журнальные предприятия и комбинаты, типографии и фабрики литографии, офсетной и глубокой печати.

Этот процесс достиг своего пика в конце ХХ века. Печатные машины, определяющие капиталовложения, производительность, печатную технологию, качество печати и готовой продукции, стали главным звеном в полиграфии. Чтобы поменять технологию печати, необходимо заменить печатную машину, изменить технологии и оборудование допечатной подготовки издания и даже технологии послепечатной обработки, а следовательно, и готовую печатную продукцию и ее заказчиков.

В начало В начало

Направления развития печатного оборудования

Появление новых технологий печати потребует создания нового печатного оборудования и материалов для его изготовления. Можно сказать, что оборудование становится более производительным не только за счет скорости, формата печати, красочности, но и за счет быстрой переналадки для перехода с одного тиража на другой, регулировки, текущего обслуживания и управления в процессе печати тиража. Цифровые технологии управления и программное обеспечение в перспективе будут определяющими в печатном и не только печатном оборудовании.

Сегодня и листовые печатные машины стали агрегатами. На рынке уже предлагают листовые офсетные машины с 18 печатными секциями, листовые офсетные машины линейного и ярусного построения с двойными лаковыми секциями, с печатью «лица» и «оборота» за один прогон листа без его переворота. Предложены даже листовые офсетные машины с лаковой секцией в начале или в середине самой машины. Сегодня офсетные машины не только печатают и лакируют, но и приклеивают выборочно фольгу, а при производстве этикеток и упаковок с использованием флексографии не только печатают, но ламинируют, лакируют, наносят нумерацию, проводят разные виды тиснения, бигуют, перфорируют, рицуют (надрезают) и высекают.

Рулонные офсетные машины поражают скоростью работы и гигантскими возможностями —
до 90 тыс. об./ч одновременно с 12 рулонами. Они выдают газетно-журнальную продукцию в упакованном виде с впечатанными адресами получателей. Это уже целые фабрики по производству печатной продукции.

Ширина бумажного полотна в глубокой печати достигает 432 см.

В начало В начало

Технологии, которые изменят ситуацию в полиграфии

Полиграфия возвращается к истокам, к своему началу, но на новом витке диалектического развития. Цифровые технологии печати изменили основные принципы полиграфии.

Вследствие внедрения цифровых технологий управления оборудованием и технологическими процессами полиграфическая индустрия переживает сегодня революционные преобразования. Печатные машины с цифровым управлением и с переменными изображениями на печатной форме при каждом обороте формного цилиндра (технология цифровой печати) сделали возможным выпуск изданий с внесением изменений в содержание (без изменения формы) печатной продукции в процессе печати тиража, что позволило изданиям стать персонифицированными.

Таким образом, промышленные полиграфические технологии, развиваясь, стали диаметрально противоположными — произошел переход от множества идентичных экземпляров издания к бесконечному разнообразию вариантов в тираже одного издания. При аналоговых технологиях печати производство печатной продукции проводили заводами, если было необходимо разнести тираж по времени или местности. Сегодня при использовании цифровых технологий печати издания печатают по требованию — даже тиражом от одного экземпляра, в любое время и в любой точке земного шара, где имеется печатная машина, работающая с использованием любой цифровой технологии печати.

На заре зарождения полиграфической промышленности — книгопечатания — весь процесс изготовления текстовых и иллюстрационных печатных форм был сосредоточен в руках одного человека, вырезавшего, например, на доске или на металле текст, иллюстрации и другие элементы оформления страницы печатной продукции. Изобретение литер и набора текста из отдельных литер явилось первым шагом в автоматизации переработки текста для печатных изданий. Допечатная стадия разделилась на два звена: репродукционное — подготовка иллюстраций и наборное — подготовка текста: ручной или машинный набор, фотонабор или компьютерный набор.

Несколько столетий репродукционная и наборная стадии подготовки издания к печати осуществлялись специалистами различного профиля с применением разных технических средств. С течением времени совершенствовалось оборудование этих процессов, расширялись их возможности, повышалась квалификация персонала, углублялась его специализация.

Появились такие профессии, как наборщик ручного набора, линотипист, монотипист, корректор, метранпаж, стереотипер, верстальщик, коплист, травильщик, фотограф, ретушер, оператор фотонабора, оператор цветоделителя-цветокорректора, художник-иллюстратор, художник-шрифтовик, дизайнер.

В течение последних двух десятилетий XX века и в начале XXI века в полиграфии произошли, можно сказать, революционные процессы, касающиеся интеграции допечатных, печатных и послепечатных технологий. Развитие лазерных и компьютерно-цифровых технологий заставляет потесниться традиционные аналоговые технологии. Сегодня дизайнер сам набирает и даже составляет текст, подбирает изображения для иллюстраций и проводит их подготовку к печати, верстает страницы издания, выводит фотоформы (пленки) или печатные формы. Он может напечатать тираж на принтере, плоттере или печатной машине с использованием цифровых технологий печати. Ему неважен способ и технология печати. Он в этом не разбирается, поскольку в этом нет необходимости. Ему важны качество печати и производительность. Для него печатная машина цифровой печати — это всего лишь периферийное устройство в большой компьютерной системе. Сегодня, в начале ХХI века, замена одной печатной машины цифровой печати на другую, отличающуюся по формату печати, красочности, производительности, способу и технологии печати, не требует не только больших капиталовложений, но и почти никаких изменений в структуре и организации производства, в замене специалистов и исполнителей. Можно безболезненно менять принтеры разных форматов и технологий печати, можно к компьютерной системе присоединять печатные машины цифровой печати или отправлять файлы по каналам связи, по Интернету либо на любом носителе и печатать тираж или единичные экземпляры издания в любой точке земного шара, где имеется цифровая печатная машина.

Производство матричных игольчатых принтеров прекратилось, а изготовители печатной продукции этого даже не заметили.

В начало В начало

Будущее — это цифровые технологии печати

Струйная печать — одна из распространенных цифровых технологий печати, сегодня является незаменимой для печати единичных экземпляров плакатов шириной до 5 м. У струйной печати большой потенциал. Развитие идет в направлении увеличения форматов и производительности, улучшения качества печати и печати на новых материалах. Сегодня принтеры и плоттеры построены по одной схеме, которая заметно отличается от схем построения машин других технологий печати. Именно здесь ожидался прорыв, и он уже произошел: в Израиле создана многокрасочная секционная машина струйной печати линейного построения.

Появление технологии глубокой печати MAN Roland (на выставке drupa 95) и элкографии (на выставке drupa 2000) говорит о возрождении способа глубокой печати на новом этапе как базы цифровых технологий печати.

Технология глубокой печати MAN Roland не получила дальнейшего развития, а элкография, возможно, себя еще покажет.

Напомним, что элкография — это технология печатания, при которой разделение поверхности печатной формы на печатающие и пробельные элементы происходит за счет изменения физических свойств печатной краски, нанесенной на поверхность формного цилиндра. Под действием экспонирующей головки краска меняет свои физические свойства. В основе этого явления лежит эффект электрокоагуляции, суть которого заключается в превращении жидкой краски в гель под действием электрического импульса. Толщина слоя краски, превращенной в гель, зависит от величины импульса, который определяется яркостью участка изображения. Идея способа глубокой печати — создание тона за счет изменения количества краски на оттиске — реализована в элкографии посредством изменения структуры самой печатной краски. Эта технология печати является цифровой и аналоговой формы не имеет. Элкография была изобретена канадским химиком Андре Кастенье в середине ХХ века.

Сильная сторона технологий способа глубокой печати — воспроизведение на оттиске полутонов изображения за счет разной толщины красочного слоя. Все, как в природе, — чем толще слой, тем больше красящего вещества, а следовательно, более насыщенный цвет (тон, оттенок). Все остальные способы печати создают полутона за счет изменения площади одинакового по толщине красочного слоя — принцип автотипии.

В настоящее время элкография представляет собой нежные ростки новой технологии печати. Что в перспективе будет доминировать — элкография или другая цифровая технология печати с разнотолщинными слоями краски сегодня не скажет никто. Однако можно утверждать: лидирующими и определяющими станут цифровые технологии печати.

В начало В начало

Эра вычислений

Начало ХХI века — период цифровых технологий и цифрового компьютерного «мышления» через вычисление.

Цифровое мышление и цифровые методы информационного обеспечения полиграфических процессов активно внедряются в технологический цикл «оригинал — оттиск». Появились и стали привычными такие термины, как «цифровая печать», «цифровой офсет», «цифровой формный материал», «цифровая печатная форма», «цифровая печатная машина», «цифровые технологии управления».

Однако объединение текстовой и изобразительной информации при подготовке издания к печати происходило постепенно – на это потребовалась почти половина ХХ века.

Диалектический круг эволюционного развития полиграфических технологий в наши дни замкнулся. Отдельные независимые технологии объединились в единое целое, создавая систему процессов допечатной подготовки, печати, послепечатной обработки и даже реализации печатной продукции.

В начало В начало

Изменения: какие и где их можно ожидать

Сегодня идет жестокая конкурентная борьба между аналоговыми и цифровыми технологиями печати за рынок печатной продукции. Цифровые технологии печати с легкостью теснят аналоговые технологии по способам печати, технологиям печати (прямые и офсетные), по качеству печати и уровню автоматизации, управления и цифрового программирования, по формату и красочности печати, по агрегатированию печатных и послепечатных технологий с использованием информации допечатных технологий.

Созданы цифровые технологии по всем четырем способам печати:

  • по способу высокой печати — мат­ричные игольчатые принтеры;
  • по способу глубокой печати — элкография;
  • по способу плоской печати — лазерные принтеры (электрография);
  • по способу трафаретной печати — струйные принтеры и плоттеры.

Аналоговые технологии печати в связи с этим отнюдь не пребывают в пассивном сопротивлении или даже в ступоре — они активно развиваются. Их направление развития продиктовано наличием слабого звена цифровых технологий — производительности, которая зависит от мощности, быстродействия и технических возможностей компьютерных систем.

Именно в этом секторе и происходит наступление аналоговых технологий печати, в связи с чем мы можем ожидать:

  • увеличения скорости работы лис­товых и рулонных печатных машин;
  • увеличения форматов печати;
  • увеличения красочности;
  • увеличения технологий по способу печати, работающих в линии;
  • увеличения послепечатных технологий, работающих в линии с печатными технологиями;
  • расширения системности печатных машин как подсистемы в объединении управленческих (организационных), допечатных, печатных и послепечатных технологий;
  • повышения уровня автоматизации предпечатных подготовительных операций печатной машины (это время в цифровых машинах близко к нулю), профилактических операций в процессе печати тиража и операций очистки машины по окончании печати тиража;
  • уменьшения времени подготовки машины при повторном печатании тиража.

Конечно, компьютерные системы развиваются и наращивают мощности как русские богатыри — не по дням, а по часам. Аналоговым технологиям печати становится все труднее держать удар. Многие ниши рынка печатной продукции рано или поздно перейдут к цифровым технологиям печати и цифровым печатным машинам.

Однако есть один критерий, по которому цифровые технологии пока бессильны в конкурентной борьбе с аналоговыми технологиями печати, — снижение себестоимости печатной продукции с увеличением тиража (обратная сторона медали возможности персонализации каждого отдельного оттиска в тираже). Как говорится, наши недостатки — это продолжение наших достоинств.

В начало В начало

Идеи как катализаторы развития цивилизаций

Даже гениальная идея не работает, если она не востребована обществом. Примеров тому немало. Достаточно вспомнить Леонардо да Винчи — для современников идеи этого самородка воспринимались как чудачество, а для нас они гениальны.

Полиграфия сегодня — не совсем то завтра, которое прогнозировали вчера. Развитие полиграфии можно охарактеризовать такой фразой, пусть и со слабой фатальной окраской: если что-то должно произойти, оно обязательно произойдет. И если рассматривать развитие как накопление случайностей, то случайность — это форма проявления (реализации) необходимости в общем и внутренней потенции процесса в частности.

Любая технология начинается с научного или технологического открытия, прорыва. Инновационные технологии, объединяясь, создают новый подход, который нарушает существующий статус-кво. Постепенно новый подход начинают принимать повсеместно. Он полностью изменяет имеющийся порядок вещей и становится нормой.

Анализируя технологические перемены, важно понять, где простое улучшение, а где инновация — нечто, отличающееся от прежнего настолько, что в состоянии полностью изменить ход явлений, вещей и событий.

В начало В начало

Заключение

Вместо заключения хочется привести исходные принципы трех философий:

  • Козьмы Пруткова: «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь»;
  • философии Ваби-саби: «Ничто не вечно! Ничто не закончено! Ничто не совершенно!»;
  • Шри Ауробиндо: «Труды наши не в том, чтобы вечно повторять уже свершенное человеком, но в том, чтобы достигать новых реализаций, совершенств невиданных и нежданных».
В начало В начало

КомпьюАрт 12'2008

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства