Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

12 - 2008

Офсетные машины формата xxl

Анна Перова, директор по маркетингу, ООО «КБА РУС»
Вячеслав Румянцев, канд. техн. наук, ЗАО «НИИполиграфмаш»

Конструкции машин сверхбольшого формата

Печать плакатов

Печать упаковки

Печать книг

Вопросы при покупке машин-гигантов

Сначала зададимся вопросом, что такое сверхбольшой формат и какие машины можно отнести к машинам такого формата.

Обратимся к ISO 216 и ГОСТ 9327. В табл. 1 приведена часть форматов листов из указанных стандартов.

Данные форматы являются «чистыми» форматами трех серий: А, В и С. Форматы серии С — это дополнительные форматы к сериям А и В, поэтому на них останавливаться не будем. Форматы печатных машин несколько больше форматов, указанных в стандартах, поскольку в них предусматриваются поля на допечатную и послепечатную обрезку листов, для клапанов листопроводящей системы и на высечку из листов заготовок. Для рассматриваемого вопроса принципиального значения дополнительные поля не имеют. Поэтому в качестве базы будем использовать не форматы конкретных машин, а форматы стандартов.

Понятно, что машины форматов А2-В2 и А1-В1 (половинных и одинарных форматов) не могут быть отнесены даже к машинам большого формата, каковыми в свое время считались машины с форматом, превышающим 84x108 см. Такая классификация машин существовала в СССР, просто о ней забыли. Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать машины, имеющие формат АО-В0 и еще больше.

Машины двойного формата АО-В0, в ряде изданий называемые машинами сверхбольших форматов, но таковыми не являющиеся, уже многие годы работают в типографиях. К ним относятся, например, хорошо известные машины «Планета-Вариант» 6-го формата (89x126 см), та же машина 7-го формата (100x140 см). Нелишне напомнить, что в российских типографиях машины двойного формата появились почти 50 лет тому назад (например, Roland-VI, PVO-6, PZO-6, отечественные ПОЛ-6). Эти машины (формата, близкого к А0) можно отнести к машинам больших форматов.

Таблица 1. Форматы листов

Обозна-чение

Формат,

мм

Обозна-чение

Формат,

мм

Обозна-чение

Формат,

мм

Условное название, используемое

для характеристики формата/машины

2А0

1189x1682

2В0

1414x2000

2С0

1297x1834

-

А0

841x1189

В0

1000x1414

С0

917x1297

Двойной формат

А1

594x841

В1

707x1000

С1

648x917

Одинарный формат

А2

420x594

В2

500x707

С2

458x648

Половинный формат

С появлением в типографиях машин большого формата возникло несколько проблем. В первую очередь это проблемы смежного оборудования, которое должно работать совместно с печатной машиной, а также проблема материалов. К машинам больших форматов необходимо было иметь формное оборудование аналогичных форматов, одноножевые бумагорезальные машины с большой длиной реза, соответствующие фальцмашины. Кроме того, нужны формные пластины, листовая бумага или бумага в рулонах, из которых можно было бы нарезать листы больших форматов, офсетные резинотканевые пластины и т.д.

Тогда же стала актуальной и кадровая проблема. Печатникам невысокого роста, не отличающимся косой саженью в плечах, просто не хватало размаха рук для нормальной работы с листами больших форматов, особенно при ручном сталкивании стоп. Многие печатники переходили на машины меньших форматов. В этих условиях вынужденной мерой был возврат к работе с листами одинарного формата, что позволяло сохранить кадры печатников, но снижало производительность оборудования. Этому процессу способствовало еще и то, что на многих машинах того времени существовала проблема волнистости хвостовой части листа (максимального для машины формата) при выводе его из последнего печатного аппарата, что серьезно ухудшало внешний вид изданий. А вакуумные разглаживающие устройства для придания хвосту листа плоскостности тогда еще не были разработаны. Именно эти причины заставляли типографии работать на машинах двойных форматов с листами одинарного формата, из-за чего возникали конфликты с вышестоящим руководством.

Можно отметить и еще одну причину недоиспользования в то время машин большого формата. Известно, что при перпендикулярной или комбинированной фальцовке на внутренней стороне тетрадей, в головочной ее части, возникают морщины, складки — так называемые петухи. Это морщины тем заметнее, чем больше сгибов и чем толще бумага. Поэтому перед фальцовкой листы больших форматов обычно разрезают на листы меньшего формата (в самой печатной машине или на одноножевой бумагорезальной машине), чтобы количество сгибов не превышало трех-четырех.

Кроме того, с падением тиражей целесообразность использования машин большого формата во многих типографиях западных стран (по крайней мере, в 80-х —начале 90-х годов) уменьшилась. Неслучайно стали активнее использоваться машины форматов, не превышающих формат В1. На таких машинах было проще работать, проблема наличия у печатников косой сажени в плечах уже не стояла столь остро. Аналогичная ситуация сложилась в середине 90-х годов и у нас стране. Достаточно вспомнить, что б/у машины больших форматов в очень хорошем состоянии продавались по ценам машин 4-го формата. Тем не менее желающих их приобрести было не очень много.

Сказано это только для того, чтобы еще раз отметить, что машины большого (двойного) формата и проблемы, с ними связанные, не являются для типографий России и других стран чем-то новым, а машины двойного формата не следует относить к машинам сверхбольшого формата.

Машинами сверхбольших форматов следует считать те, у которых форматы близки к 2А0 и 2В0, то есть вдвое больше больших форматов. К таким машинам сегодня можно отнести только машины двух германских фирм: KBA и manroland.

Таблица 2. Данные по машинам сверхбольших форматов

Параметр

Фирма manroland

Фирма KBA

Roland 900 XXL (7b)

Roland 900 XXL (8)

Rapida 185

Rapida 205

Максимальный формат по бумаге, мм

1200x1620

1300x1850

1300x1850

1510x2050

Максимальная скорость работы, об./ч

12 000

10 000

11 000

9000

Диапазон по бумаге, картону, г/м 2

(опционально возможны другие диапазоны)

0,1-0,6

0,1-0,6

0,1-0,6

0,1-0,6

В табл. 2 приводятся некоторые данные по машинам сверхбольших форматов, взятые из проспектов и сайтов соответствующих фирм.

Машины сверхбольшого формата стали предлагаться на рынке несколько лет назад. За прошедшее время в типографиях различных стран установлены уже десятки подобных машин. Когда в 2004 году немецкий концерн КБА впервые представил полиграфической общественности листовые офсетные машины «Рапида 185» (1300 x 1850 мм) и «Рапида 205» (1510x 2050 мм), в качестве целевого рынка для этих машин в первую очередь рассматривалась плакатная печать. Первая «Рапида 205» была показана в работе именно на плакатной фабрике Ellerhold. Россия в этом плане не отставала от Европы — первая в Восточной Европе «КБА Рапида 205» в пятикрасочном исполнении была запущена в эксплуатацию осенью 2005-го в типографии PVG (Санкт-Петербург), специализирующейся на производстве наружной рекламы.

Общий вид печатной машины Roland 900XXL (7b)

Общий вид печатной машины Roland 900XXL (7b)

Правда, на фоне сотен машин формата В1, изготовленных и установленных в типографиях за то же время, количество сверхбольших машин не покажется столь впечатляющим.

Конструкции машин сверхбольшого формата

Последние инновации в этой форматной области были произведены на рубеже 60-70-х годов и уже не соответствовали требованиям современного рынка. С производственно-экономической точки зрения изготовление машины такого формата зависит не только от самого формата, но и от уровня автоматизации и связанной с ним универсальности. Поэтому конструкторы использовали для этих машин высокий уровень автоматизации и некоторые компоненты оснащения сегодняшних машин большого и среднего формата, маштабировав их для супергигантов.

Автоматическое устройство смены форм на «КБА Рапиде 205»

Автоматическое устройство смены форм на «КБА Рапиде 205»

В гигантских машинах вес стапеля может достигать трех тонн. И этот вес должен подаваться на самонаклад и подниматься на нем.

Машины-гиганты оснащаются красочными и увлажняющими аппаратами, гарантирующими высочайшее качество печати. Короткий красочный аппарат с 16 валиками обеспечивает быстроту реакции, экономию макулатуры и быструю смывку. Однопоточная подача краски позволяет избежать перегрева красочного аппарата. Эта конструктивная деталь способствует стабильной текучести краски благодаря поддержанию постоянной вязкости. Кроме того, все красочные растирочные цилиндры имеют необходимые отверстия, чтобы впоследствии без больших затрат можно было установить систему охлаждения красочных аппаратов. К тому же это способствует быстрому достижению баланса «краска — влага». В результате высокая стабильность процесса печати обеспечивает высочайшее качество. Концепция построения красочного аппарата характеризуется к тому же низкими затратами на сервис и юстировку, а также быстрым монтажом и демонтажом валиков. Капитальные затраты в случае замены валиков относительно невелики.

Размеры машины супербольшого формата особенно бросаются в глаза при сравнении с печатником

Размеры машины супербольшого формата особенно бросаются в глаза при сравнении с печатником

На машинах сверхбольших форматов целесообразно печатать упаковку, географические и топографические карты, плакаты, афиши. Небольшие тиражи теперь проще изготавливать на струйных плоттерах, а для некоторых видов продукции годятся и трафаретные печатные машины или станки. Что касается книжной продукции, то, конечно, на листах сверхбольших форматов можно разместить много книжных страниц. Но, как уже отмечалось, при фальцовке больших листов в несколько сгибов неизбежно возникает проблема «петухов». Поэтому после запечатывания большие листы целесообразно разрезать на листы меньших размеров.

В начало В начало

Печать плакатов

Благодаря новым супергигантским машинам открываются абсолютно новые пути в производстве плакатов (табл. 3). Это могут быть City-Light, Maga-Light, 18/1 или другие стандарты. При этом значительно снижается количество частей плакатов, а нормальные стрит-постеры могут полностью печататься на одном листе.

При производстве плакатов большое значение имеет уменьшение количества отпечатываемых фрагментов. Поскольку при этом часто возникает необходимость в производстве маленьких тиражей, очень важным становится время переналадки для каждой отдельной части. Многие виды плакатов благодаря использованию машин сверхбольших форматов теперь можно печатать целиком, что позволяет значительно удешевить их производство.

Лакировальная секция с камерным ракелем и растровым валиком на «Рапиде 205»

Лакировальная секция с камерным ракелем и растровым валиком на «Рапиде 205»

В начало В начало

Печать упаковки

Машины такого класса могут применяться в печати не только уличных постеров, но и гигантской упаковки. В большинстве случаев гигантская упаковка печатается на нескольких листах, а затем собирается (зачастую вручную). Теперь ее можно печатать целиком, благодаря чему, помимо экономии на печати, отпадает необходимость в послепечатной обработке. Кроме того, увеличение формата предоставляет дополнительные возможности для оформления дизайна упаковки.

Таблица 3. Пример использования машин супербольших форматов при печати плакатов. Количество частей листа в производстве плакатов (выбор)

Наименование плаката

Отношение

к DIN A1

Формат, см

Количество частей

Машина

1/1, лист

А1

59x84

4 штуки

Ра 185

2/1, двойной лист

2xА1=А0

84x119

2 штуки

Ра 185

3/1, тройной лист

3xА1=А0+А1

84x178

1 часть

Ра 185

4/1, четверной лист

4xА1

119x168

1 часть

Ра 185

Постер City-Light

 

119x175

1 часть

Ра 185

1,4x2м (I, PL)

 

140x200

1 часть

Ра 185

Couloir Metro (F)

 

150x200

1 часть

Ра 185

8/1 листа

8xА1

168x238

2 части

Ра 185

Колонна City-Light

Примерно 8xА1

119x350

2 части

Ра 185

16/1 листа

16xА1

238x336

4 части

Ра 185

18/1 листа, Mega-Light

18xА1

252x356

4 части

Ра 185/205

24/1 листа, европлакат

24xА1

238x504

6 (или 5) частей

Ра 185/205

6x3 м (I, PL)

 

290x590

6 частей

Ра 205

Суперпостер

Примерно 36xА1

372Ч526

8 частей

Ра 205

В начало В начало

Печать книг

Для многостраничных тетрадей оптимально подходит тонкая бумага с малой массой 1 м2. Словари, библия и издания энциклопедического типа — вот область применения такой бумаги. При относительно небольших тиражах возникает естественный вопрос, на чем печатать. На листовой машине большого формата или на рулонной машине обычного формата? Одним из общепризнанных достоинств рулонных машин является возможность печати на бумаге с малой массой 1 м2 с получением на выходе уже сфальцованной тетради. Кто сейчас помнит листовые машины больших форматов двусторонней печати («резина к резине»), на которых в основном печаталась книжно-журнальная продукция? Их вытеснили рулонные машины.

В начало В начало

Вопросы при покупке машин-гигантов

Говоря об оснащении производства машинами сверхбольших форматов, нельзя забывать о сопутствующих моментах. Например, на каком оборудовании изготавливать печатные формы, производить высечку? На чем подрезать бумагу? Если стопу листов необходимо переворачивать, то с помощью какого оборудования? Снова возникает проблема с ростом специалистов, работающих на печатной машине (чтобы вставить печатную форму в систему автоматического ее закрепления на формном цилиндре, печатник должен поднять ее на вытянутых руках). Кроме того, стоимость такой машины в комплекте с формным и вспомогательным оборудованием окажется немалой. Вывод из всего этого один: решение о закупке машины сверхбольшого формата требует тщательной и всесторонней проработки многих вопросов.

В начало В начало

КомпьюАрт 12'2008

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства