С Новым, 2059-м годом!
Предновогодняя пора — время подводить итоги, загадывать желания
и заглядывать в будущее. В этой статье мы решили отойти
от практических тем и заглянуть на несколько лет вперед, помечтать о будущем трехмерной графики, о возможностях которой мы рассказываем в каждом номере. Назвать наши размышления прогнозами мы, пожалуй, не рискнем. Но все-таки постараемся выделить основные направления развития трехмерной графики,
и будет очень здорово, если когда-нибудь высказанные нами предположения действительно воплотятся в жизнь.
Просматривая статьи за этот год, трудно отделаться от мысли, что техника уже достигла небывалых высот, что она всесильна — достаточно лишь уметь пользоваться современными программами и можно получить удивительные результаты, совсем недавно, скажем лет тридцать назад, казавшиеся нереальными, волшебными, фантастическими. А теперь — пожалуйста!..
Итак, попытаемся проанализировать имеющиеся данные и, подключив собственное воображение, попробуем ответить на вопрос: какое будущее ждет 3D?
Не надо быть великим предсказателем или ученым (а в прогнозах могут преуспеть или потерпеть фиаско и те и другие), чтобы утверждать, что темпы развития компьютерной графики напрямую зависят от развития информационных технологий в целом. И вот тут можно обратиться к мнениям ученых.
Футурология, или попросту предсказание будущего, притягивала человека всегда, но лишь в минувшем, ХХ столетии этот процесс получил научную основу — были открыты (или заявлены, по меньшей мере) ее законы.
Люди сражаются, любят, ненавидят, работают, женятся, заводят домашних питомцев, торгуют, совершают преступления — в общем живут в онлайновых игровых вселенных
Самым удачным прогнозом оказалось предсказание Гордона Мура (одного из основателей компании Intel), сделанное в 1965 году, о том, что число транзисторов на кристалле будет удваиваться каждые два года. Как показывают минувшие 43 года, он оказался абсолютно прав, разве что в последние годы интервал удвоения сократился до полутора лет. Закон Мура в доступной для понимания каждого форме определяет фантастические, несвойственные ни одной другой отрасли экономики темпы развития полупроводниковой индустрии. Действие закона Мура обнаруживается и в новых сферах высоких технологий, что лишь подтверждает наличие непрерывного стремительного прогресса технологий, а значит, и всей мировой экономики.
Руководствуясь законом Мура, представим, что в недалеком будущем мы получим доступ к невиданным доселе вычислительным мощностям. И теперь пришло время приятного — мечтаний. Что же даст нам этот самый стремительный прогресс? Нам — это специалистам в области 3D-графики и людям вообще. По сути, мы получим инструмент, позволяющий реализовывать наши мечтания. Причем делать он это будет быстро и строго следуя «техническому заданию». А сами мы, подобно героям легендарной «Матрицы», отправимся в виртуальные миры. Это началось уже сегодня: онлайн-игры, симуляторы — все это получает широкое распространение в нашей повседневной жизни. Но в будущем, думается нам, мы шагнем еще дальше. Попробуем представить себе виртуальный трехмерный офис.
Что дает нам основание для таких предположений? Во-первых, явно наметившаяся уже сейчас тенденция к использованию удаленных рабочих мест. Это, безусловно, расширяет возможности предприятий: географические ограничения в поиске сотрудника можно отмести. Возникает другая проблема: ослабевает контроль за сотрудником, исчезает понятие рабочей дисциплины, корпоративной культуры. То, что вырабатывалось на протяжении всего прошлого столетия, может потерять смысл. А жаль! Да и людям необходимо общение, коллектив, рабочее место, если угодно. Совмещать дом и работу крайне неудобно. Вот тут-то и возникает виртуальный офис — трехмерное пространство, трехмерная визуализация традиционного офиса с кабинетами и коридорами, зонами для переговоров и отдыха — все как в реальности. Только попасть в этот мир вы можете из любого места Земли (а может, уже и не только Земли), — достаточно иметь доступ к таким каналам связи, как Интернет.
Но главное — это коллектив. Человеку свойственно проявлять эмоции, выражать их не только вербально, но и при помощи существующих практик тела. Без коммуникации разрушается социум. Как же нам в виртуальном мире оставаться полноценным членом общества? Предположим, вы сможете (даже не вы, а машина), создавать вашу трехмерную проекцию, виртуальный персонаж, вашу копию. Можно, конечно, населить офис абстрактными аватарами — золотыми дракончиками и розовыми бегемотиками, но это как-то не очень соответствует корпоративной культуре. Мы же допускаем наличие программы, которая анализирует ваши цифровые фотографии, сделанные с разных ракурсов, и создает трехмерную модель по образу и подобию. Это вопрос ближайшего будущего — уже сейчас существуют программы, создающие из ряда снимков трехмерную панораму. И наша модель будет ходить за нас на работу, более того — она сможет вести себя точно так же, как мы бы делали это в реальности. Не стоит забывать — это не игра, нам тут реальные деньги платят. Да, смеем надеяться, что деньги нам будут платить все-таки настоящие, пусть и посредством электронных платежей.
Сравните с предыдущей иллюстрацией. Как бы ни были ярки и занимательны игровые миры, сейчас они слишком просты и грубы для виртуального офиса, о котором говорят футурологи. В виртуальном офисе при высочайшей детализации и точности построения рабочего пространства вы сможете с помощью жестов, эскизов на виртуальной бумаге или другими, привычными способами объяснить коллеге, в каком именно виде следует подавать, скажем, годовой отчет
Кажется утопией? А теперь подумайте, сколько лет прошло с момента, когда вы впервые услышали об Интернете? А о 3D-технологиях? И насколько обыденными, привычным и незаменимыми стали эти понятия, эти возможности, эти технологии для нас сегодня? А сколько еще они могут нам предложить, развиваясь, совершенствуясь и ускоряясь!..
Уже к середине нынешнего века ученые предсказывают появление машины, думающей, как человек, то есть искусственного интеллекта. Ну, наверное, не совсем как человек и не так быстро... Хотя раз уж взялись фантазировать и предсказывать, то допустим как данность: создан искусственный интеллект. Само по себе событие будет очень значимым — для развития не только техники, но и всего человечества.
Однако не будем отвлекаться и без лишних рассуждений представим себе, что такого невероятного и полезного сможет дать искусственный интеллект интересующим нас 3D-технологиям? Без философии все-таки не обойтись. Извечный и актуальный в последнее время вопрос: компьютерная графика или творчество — где грань, что важнее, что ценнее, у чего есть будущее, а что лишь артефакт? Даже сейчас, когда компьютер всего только средство для воплощения человеческих идей, а программы 3D — это инструмент в руках художников, архитекторов, декораторов и прочих творческих личностей, существует проблема обезличивания, массовости творений. Мы же прогнозируем ситуацию, когда творческую личность заменит бездушная машина, пусть и с зачатками интеллекта, но будет ли у нее фантазия?
К чему сведется функция 3D-художника и не исчезнет ли эта профессия как вид? Представьте себе, что клиент, любой человек, сообщает машине на словах и, возможно, в визуальных примерах, что он хочет, чтобы машина создала. То есть в цепочке «клиент — менеджер — дизайнер — производство» мы теряем менеджера и, казалось бы, дизайнера. Без многолетнего изучения интерфейсов, законов физики, правил и методов моделирования и проектирования любой человек сможет без труда воплотить свою фантазию в реальность. Ведь к тому моменту, когда появятся умные машины, 3D-принтеры тоже будут выполнять немыслимые для нас сегодня операции.
Вообще, это будет настоящий прорыв в технологии и процессе производства. Скоростные возможности позволят машине выдавать десятки вариантов изделия в минуту, но останется проблема, известная каждому менеджеру и арт-директору. Дело в том, что клиент редко знает, чего конкретно он хочет. И вряд ли он (клиент) изменится даже через много-много лет. Осмелимся утверждать, что ни одна машина, ни один хитроумный механизм не смогут заменить человеческий опыт, чувство стиля, фантазию профессионального художника. Да и без знания сопромата человечеству не прожить — ведь кто-то должен будет учить этому машину. Так что изобретение искусственного интеллекта, разумеется, очень интересно и полезно, но роль человека при этом, хочется надеяться, не уменьшится. Наоборот, освободив время за счет отсутствия необходимости делать рутинную работу по моделингу и вообще ускорив процесс создания и просчета 3D-моделей, человек сможет тратить его на вещи гораздо более важные и интересные. Например, фантазировать, придумывать, мечтать. Вы только представьте — решится проблема визуализации индивидуальных предпочтений. Вы помните поговорку «ищешь птичье молоко»? Это когда ты точно знаешь, что тебе нужно, например, из мебели, но в магазинах такого найти не можешь. Ну не выпускают шкаф именно в таком цвете и с такой дверкой! Приходится или отказываться от мечты, или заказывать желаемую модель. Первый вариант ведет к распространенной уже сегодня депрессии, а второй — затратен и очень долог. В общем, никакого удовольствия. Интересно, каково это — мечтать, зная, что твоя мечта обязательно осуществится?
Итак, мы живем в мире, где мечты сбываются, визуализируются, говоря языком модных психологов и 3D-художников. Ходим на работу в виртуальный офис, не выходя из дома или по дороге в магазин. А что же происходит в глобальном, государственном масштабе? Вряд ли развитие технологий минует эту сферу общественной жизни.
Сейчас такие дома все еще проектируют живые люди, однако, по мнению футурологов, вполне возможно, что в скором времени виртуальный архитектор научится понимать такие требования клиента, как «дом должен выглядеть надежным и теплым, чтобы в него приятно было возвращаться в морозный день»
Ученые прогнозируют к 2045 году реализацию прямой электронной демократии. Мы рискнем предположить, что и для 3D здесь найдется сфера применения. Но для начала — небольшой урок политологии. Это не так скучно, как может показаться. Собственно, на всякий случай объясним, что же именно будет реализовано под названием «прямая электронная демократия». О демократии, думается, знают все: «Худшая из систем правления, не считая всех предыдущих, существовавших в мире» (У.Черчилль). Прямая демократия — это форма политической организации общества, при которой основные решения принимаются непосредственно гражданами посредством общенародного голосования. В настоящее время такая форма демократии существует лишь в Швейцарии. В остальных же странах цивилизованного мира действует представительная демократия, то есть народ делегирует полномочия волеизъявления своим избранникам. Такая форма демократии, как мы знаем, ведет к коррупции, в то же время она более экономически выгодна. Только маленькая и спокойная Швейцария может позволить себе проводить всенародные референдумы по любому мало-мальски важному вопросу.
И тут-то развитие информационных технологий предложило выход из замкнутого круга: все равно народ теперь сидит в Интернете с утра до вечера, так пусть и голосует там же, не отрываясь от любимого компьютера. Такая система и получит название «прямой электронной демократии». Проблемы, которые могут возникнуть при реализации этой гениальной идеи, — хакеры, вирусы и прочие пороки Интернета. На решение этих проблем и уйдут ближайшие десятилетия, да и людей к этой мысли надо подготовить, обучить и приучить. Как это — машина, железный ящик, будет принимать мое мнение? Я не могу быть уверен, что она, машина эта, не ошибется, не обманет!.. Ведь ею тоже управляет человек. Опять же встает вопрос визуализации виртуального мира. Гораздо проще приходить на участок, его трехмерную модель, опускать бюллетень в урну — так оно понятнее, так на психологическом уровне спокойнее. В то же время человек находится в комфортных условиях — сидит за компьютером дома, не надо выходить на холод, идти на избирательный участок под дождем. Нужно просто нажать кнопку. Трудно определиться с выбором? Здесь же, буквально по соседству, можно получить всю необходимую информацию, пообщаться с трехмерными экспертами, да и просто с людьми (или моделями?), зашедшими проголосовать, как и вы.
Уже сейчас все острее встает проблема политической пассивности людей, отсутствия у них желания активно участвовать в политической жизни государства. Объясняют это граждане просто: «От нас ничего не зависит». А теперь представьте, что граждане будущего смогут собираться на трехмерное вече, то есть их трехмерные модели. Те, кто днем сидит в офисе, совершенно спокойно после работы, или в обеденный перерыв, или в специально отведенный для этого день, не тратя время и деньги на перемещение в пространстве, являются на место встречи в виртуальном мире. Декорация может быть любой: от поля до помпезного зала в бархате и золоте, от римского форума до здания в стиле хай-тек. Обсуждают жизненно важные вопросы, спорят — это, признаться честно, многие любят, отстаивают свою точку зрения и голосуют. Получается практически идеальное устройство общества, настоящая демократия, какой ее видели древние греки, только на принципиально новом технологическом уровне.
Если наши предположения верны (эх, узнать бы!), то становится очевидным, что в этот же период получат широкое распространение полноценные виртуальные миры. С виртуальными гостиными, где можно принимать гостей со всего земного шара, с трехмерными магазинами, где модели товаров будут созданы настолько точно, что процесс выбора покупки доставит не меньше удовольствия, чем в реальности.
В виртуальных мирах будут существовать фотореалистичные аватары живых людей и электронные люди. Соответственно, возвращаясь к политическому устройству общества, можно будет любые политические процессы обкатывать сначала внутри компьютеров, а затем уже воплощать их в реальность. Это будут своего рода усовершенствованные симуляторы, которые позволят строить прогнозы с куда большей долей вероятности, чем мы сейчас в нашей предновогодней статье.
Ну и в завершение наших мечтаний коснемся одного из приоритетных направлений развития промышленности в нашем государстве. Да-да, речь пойдет о нанотехнологиях. А точнее, о прогнозах создания так называемых нанофабрик. Что это такое — нанофабрики? Одна из целей молекулярной нанотехнологии — массовое производство объектов с наперед заданной атомарной структурой. Имея поатомное описание, можно создать любую вещь — от биомолекулы до такой же нанофабрики, имея лишь ее поатомное описание. Нанофабрика по этому самому описанию из сырья (атомов и молекул разных типов) соберет готовый продукт с точностью до атома! Как уверяют нас ученые, производство будет поставлено на поток, то есть каждый человек сможет иметь свою личную нанофабрику. Так это или нет — покажет время. А мы продолжим свои мечтания и ответим на мучающий читателя вопрос: причем здесь, собственно, 3D?
А без 3D в будущем, в принципе, никуда! Благодаря описанным технологиям мы получим возможность воплощать 3D-модели в материале напрямую, минуя технологическую обработку. Дело в том, что нанофабрики будут подсоединены к компьютеру (не думаете же вы, что ими будет вручную управлять человек), на котором установлена программа — праправнук современных трехмерных редакторов. Вероятнее всего, программа предложит вам нарисовать то, что вы желаете получить. Если желаемое вам нарисовать сложно, можно поручить эту работу художнику, дизайнеру или… как там будут называться подобные специалисты в будущем? Или, как мы предполагали в начале статьи, можно сообщить искусственному интеллекту параметры вашего желания. Затем вы задаете материал, компьютер предлагает вам выбрать его характеристики: плотность, цвет и т.д. Вуа-ля — и из ящичка выпадает, выезжает, появляется именно то, что вы так желали получить.
В общем процесс чем-то будет напоминать работу современных 3D-принтеров. Только материал будет качественно другой. Вместо крошащегося пластика или оргстекла — атомы и молекулы. Текстуровщики будут не просто рисовать текстуру, они будут создавать новые материалы и структуры, комбинируя атомы и молекулы. Кажется невероятным, но все эти идеи очень интересны и заманчивы.
Каким на самом деле будет будущее — покажет время. Ну а в канун Нового года все-таки загадайте желание — и пусть оно исполнится!
on3D.ru — проект 3D-анимации
и компьютерной графики РА SOLEANS.
В статье использованы скриншоты из игр World of Warcraft компании Blizzard, «Сфера» компании «NIKITA/1C», визуализация концепта офиса MTV и визуализация загородного дома компании «Норвежский дом».