КомпьюАрт

1 - 2009

Книгопечатание России: операторы книжного рынка

Евгений Марголин Евгений Марголин, канд. техн. наук

Понятие «операторы книжного рынка» в данном случае распространяется на полиграфические предприятия, выпускающие книжную продукцию. Ситуационный анализ состояния книжного рынка в настоящей работе производится по данным типографий, до 2004 года находившихся в ведении Министерства Российской Федерации по печати, телерадиовещанию и средствам массовых коммуникаций (далее — федеральные типографии). О репрезентативности этой выборки из общего числа полиграфических предприятий, печатающих книги и брошюры, говорит то, что на протяжении 2004-2007 годов удельный вес федеральных типографий в общем листаже книжной продукции, произведенной в Российской Федерации, вырос с 61 до 71%, а в общем тираже — с 74 до 88%.

Положение в секторе книгопечатных полиграфических работ целесообразно рассматривать на фоне общего состояния печатного дела, понимая под этим выпуск издательской продукции (книги, газеты, журналы). И в этом случае отчетность федеральных предприятий предоставляет такую возможность, поскольку доля печатной продукции производственно-технического назначения в их общем листаже близка к 5% и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению.

В настоящей работе использованы данные нашего мониторинга федерального сектора отечественной полиграфии за 2003-2008 годы*.

Выпуск печатной продукции (общий листаж)

В табл. 1 представлены сведения из форм статистического наблюдения П1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», которые направлялись федеральными предприятиями в адрес отраслевого ведомства в течение 2004-2008 годов. Данные сгруппированы по кварталам соответствующих лет. Они позволяют оценить динамику выпуска печатной продукции как в целом по федеральному сектору, так и в разрезе отдельных предприятий, входящих в него.

Таблица 1. Натуральный выпуск печатной продукции предприятиями федерального сектора, млн печатных листов-оттисков

№№
п/п

Наименование предприятия

2003\1

2003\2

2003\3

2003\4

2004/1

2004/2

2004/3

2004/4

2005/1

2005/2

2005/3

2005/4

2006/1

2006/2

2006/3

2006/4

2007/1

2007/2

2007/3

2007/4

2008/1

2008/2

2008/3

1

Первая Образцовая типография

75,7

90,0

81,6

96,3

81,3

47,9

43,8

64,5

47,5

52,6

41,9

50,3

42,7

41,8

41,6

45,7

42,2

34,1

35,1

37,8

36,1

31,4

31,9

2

Детская книга

26,0

27,9

27,8

33,5

17,7

16,4

17,5

19,4

10,8

13,2

13,8

15,2

10,7

12,5

12,5

11,3

8,8

9,2

15,6

9,8

7,1

7,2

6,7

3

Московская типография № 2

24,4

18,0

18,6

26,4

16,7

21,6

15,2

20,6

15,0

19,9

14,4

18,5

9,2

9,1

11,5

11,3

10,4

12,9

13,0

15,6

14,0

13,6

14,7

4

Московская типография № 6

7,5

6,5

7,5

6,9

5,8

6,2

5,7

5,9

6,2

6,4

7,3

7,5

4,0

4,5

5,9

5,2

6,0

4,8

7,3

8,0

5,9

5,2

5,3

5

Московская типография № 13

21,9

22,7

22,2

19,1

16,5

17,3

16,4

15,5

11,9

11,3

10,4

13,9

13,5

13,3

12,4

12,6

11,2

11,9

11,4

13,0

12,9

12,3

8,4

6

Московская типография № 27

1,8

1,7

2,3

1,9

2,1

1,7

2,0

1,9

1,8

2,1

1,9

2,1

1,6

2,3

1,8

2,1

1,7

2,2

2,0

2,0

1,9

2,0

1,8

7

Печатный Двор

96,1

83,0

75,6

103,3

93,8

106,5

107,4

115,8

83,4

78,1

95,9

111,9

81,3

80,5

83,4

101,7

94,5

89,4

85,9

124,5

102,4

105,5

94,0

8

Техническая книга

26,0

21,9

16,6

23,8

21,3

18,7

18,8

20,8

14,2

15,4

10,4

21,9

11,4

14,3

16,7

13,6

10,4

13,3

11,8

12,7

8,5

9,1

7,8

9

Типография им. Котлякова

3,8

3,8

4,9

4,4

4,8

4,0

4,8

5,3

1,2

0,0

0,6

1,5

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

10

Искусство России

2,3

1,9

2,5

2,3

2,0

2,8

1,8

2,2

1,6

2,1

1,7

2,5

2,1

2,6

2,4

2,6

2,2

3,0

2,2

2,3

2,1

2,3

2,3

11

Владимирская книжная типография

71,7

61,0

62,9

68,4

51,5

56,1

65,4

74,7

61,4

65,6

67,6

83,7

70,2

69,4

76,8

94,1

86,9

87,1

88,6

102,4

87,0

86,5

84,8

12

Ивановская областная типография

13,8

0,0

25,4

15,5

9,9

11,1

12,8

10,6

10,5

8,6

9,5

12,1

8,3

9,9

10,6

11,1

11,2

9,8

10,7

10,8

10,8

9,8

9,6

13

Чеховский полиграфкомбинат

352,1

422,4

412,0

324,7

349,3

384,6

336,7

330,2

273,1

236,1

208,3

187,4

154,4

163,6

114,2

175,6

163,2

179,0

185,3

210,4

182,7

181,3

155,7

+++

Книжная фабрика № 1

20,0

15,2

13,6

13,6

10,8

11,7

11,8

16,4

15,5

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

14

Фабрика офсетной печати № 2

17,0

19,8

19,2

19,0

15,7

19,5

18,4

20,4

16,6

19,1

18,4

19,6

18,6

17,0

16,9

18,1

16,4

16,7

14,3

15,4

14,4

13,6

15,3

15

Саратовский полиграфкомбинат

72,7

117,4

140,0

58,9

49,9

109,6

126,6

75,1

57,6

110,6

110,7

67,0

74,2

119,7

121,1

81,9

78,6

124,7

124,6

89,4

82,1

114,8

102,0

16

Смоленский полиграфкомбинат

192,1

245,0

279,4

150,4

157,1

272,1

300,9

142,5

159,1

296,7

272,6

126,0

187,5

310,6

255,1

220,9

177,2

273,5

281,8

229,8

202,9

284,6

290,3

17

Тверской полиграфкомбинат
детской литературы

165,1

232,0

244,5

188,3

163,2

230,0

235,0

158,2

149,0

243,6

203,5

176,0

187,8

252,3

239,4

175,3

184,3

258,2

286,0

227,5

216,4

261,0

231,2

18

Тульская типография

103,0

101,6

107,8

105,6

108,1

102,2

97,4

100,0

98,0

110,3

103,1

109,3

93,4

102,0

110,8

137,9

114,8

105,9

115,5

119,7

99,6

100,8

108,5

19

Транспечать

5,0

6,5

5,1

9,3

6,0

7,2

6,3

6,5

7,0

7,1

6,0

7,9

6,5

20,3

9,0

8,0

3,3

4,5

3,4

4,1

3,5

3,6

2,5

+++

Экспериментальная типография

3,5

4,1

3,2

4,4

3,3

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

20

Лениздат

39,8

39,0

31,3

36,4

33,8

31,8

40,3

46,2

44,6

47,9

47,0

47,3

45,4

50,4

46,8

55,8

37,5

48,5

46,1

44,9

14,4

0,8

0,9

21

Алтай

25,1

25,4

26,7

29,5

26,9

29,6

26,8

29,3

26,3

30,1

26,8

27,2

25,7

32,0

29,4

29,1

25,6

25,5

24,0

30,9

25,9

21,2

19,2

22

Приамурье

24,5

25,4

25,1

26,4

28,3

29,5

29,9

33,8

34,9

33,5

32,3

35,6

33,9

36,5

34,8

38,2

35,3

35,9

34,2

35,8

34,7

36,6

35,5

23

Правда Севера

33,2

36,8

37,6

41,3

40,1

40,0

40,1

48,6

40,7

45,6

42,4

47,7

44,8

48,0

41,6

53,7

54,5

58,9

57,9

69,4

69,8

70,2

60,9

24

Царицын

82,4

102,8

112,7

121,2

109,0

113,3

182,4

199,0

126,3

120,7

123,3

122,4

107,6

115,4

105,2

130,6

116,7

114,6

112,7

139,2

109,1

103,7

103,0

25

Воронеж

169,7

180,1

174,6

219,2

189,0

191,1

174,8

176,3

178,0

99,9

84,8

85,9

69,5

88,6

67,1

99,4

82,0

120,4

123,4

132,3

119,9

112,5

111,4

26

Уральский рабочий

69,3

71,6

93,6

108,7

92,2

87,0

93,9

97,4

88,0

91,9

96,1

100,7

88,4

90,7

109,5

104,1

96,9

119,2

141,5

136,5

124,3

123,2

118,6

27

Иркутский дом печати

61,8

62,7

57,8

50,8

48,0

49,1

56,9

49,4

38,7

35,5

31,0

25,7

23,7

27,0

27,6

29,7

25,8

36,6

33,9

41,1

28,9

32,8

34,7

28

Янтарный сказ

49,9

53,4

58,1

59,0

61,0

62,7

65,7

71,0

51,3

50,3

48,1

51,2

44,1

34,6

2,0

1,9

2,3

1,3

1,8

1,4

1,3

1,3

0,0

29

Кузбасс

41,5

40,6

36,6

42,6

42,5

51,2

45,8

46,5

42,7

50,7

44,9

48,1

41,4

47,8

48,5

56,7

51,4

59,8

58,1

65,1

55,3

54,5

52,4

30

Дом печати — Вятка

78,4

81,4

82,9

102,2

87,3

82,2

74,0

83,3

76,9

77,7

65,3

66,1

66,1

61,4

58,6

64,8

62,2

66,0

66,1

68,9

65,1

64,3

59,8

31

Кострома

201,5

214,6

219,3

228,4

157,7

193,6

233,9

181,0

155,6

168,3

163,2

124,0

88,3

151,6

127,0

103,2

100,9

153,5

151,1

142,1

108,7

126,8

147,9

+++

Зауралье

8,0

7,2

10,1

20,0

21,3

23,9

25,4

26,6

19,1

45,4

40,1

38,2

31,1

31,8

6,6

17,8

18,0

0,2

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

32

Курск

35,4

40,0

40,5

16,7

28,7

33,7

44,7

43,1

27,7

30,7

38,4

38,8

34,3

32,2

29,2

45,0

37,2

37,0

33,7

45,0

33,4

31,1

25,3

33

Советская Кубань

73,7

82,9

88,9

95,7

84,5

92,2

109,5

111,2

99,3

107,4

103,7

101,0

80,9

103,2

102,3

99,6

80,2

110,3

111,7

120,4

101,0

105,9

103,8

34

Ориус

27,7

30,2

34,2

39,4

33,0

34,1

36,3

40,5

40,6

43,1

39,2

37,1

33,6

37,2

39,8

39,3

38,6

33,2

40,6

31,7

35,1

41,9

36,4

35

Север

25,0

34,4

28,1

28,8

28,5

27,9

26,8

40,9

28,7

32,2

31,7

36,9

32,1

33,0

32,6

41,9

43,5

39,8

33,5

42,2

36,0

38,3

33,4

36

Нижполиграф

147,2

119,0

154,4

199,7

139,4

143,9

184,4

187,2

131,5

169,8

161,6

173,2

164,1

165,6

136,8

260,1

156,0

173,5

162,5

406,4

194,6

144,3

177,8

37

Советская Сибирь

183,0

254,8

332,0

363,6

329,7

350,3

350,6

373,1

350,5

382,6

372,8

409,3

341,1

380,7

405,6

343,8

380,4

450,8

447,7

508,9

428,7

479,2

469,9

38

Омский дом печати

57,7

65,9

69,2

73,5

69,1

72,6

75,5

76,4

67,9

77,0

73,9

77,4

69,2

81,1

81,8

101,2

99,0

112,0

111,7

125,3

114,5

114,1

110,7

39

Южный Урал

31,5

35,0

49,3

52,8

32,6

29,7

32,5

35,1

32,1

33,5

27,9

29,8

30,2

30,1

25,9

26,6

27,4

33,0

30,0

31,2

28,0

28,6

30,4

40

Дальпресс

100,6

110,6

111,0

121,4

113,6

126,8

127,2

131,4

117,6

134,8

132,8

136,6

120,9

129,5

140,9

124,9

113,1

128,3

130,8

133,8

116,0

124,3

118,5

41

Пензенская правда

52,4

57,7

56,6

59,9

57,8

59,3

58,8

59,1

53,8

59,5

60,9

58,1

58,1

62,5

61,4

63,2

75,3

67,0

67,8

70,1

56,7

57,2

50,2

42

Молот

127,6

133,2

131,0

135,9

94,9

104,4

109,0

120,1

97,0

109,9

100,7

107,1

82,4

99,6

97,7

96,2

85,7

70,0

56,4

57,3

53,1

52,5

53,6

43

Слово

57,8

62,1

65,1

85,2

67,1

71,7

78,2

87,9

74,0

64,2

89,5

78,9

63,1

50,6

50,0

64,0

59,8

73,6

72,4

73,4

56,2

65,0

67,8

44

Самарский дом печати

209,4

226,0

217,4

232,8

209,8

209,0

193,7

201,3

173,5

162,5

123,8

110,1

94,2

99,3

108,6

131,0

143,3

119,3

115,2

131,9

116,7

110,0

95,2

45

Ставрополье

39,4

34,9

42,2

57,1

47,1

46,3

47,4

50,6

51,6

50,5

44,3

43,9

36,8

39,8

35,6

35,4

34,8

35,1

36,5

38,5

34,3

33,8

32,3

46

Красное знамя

84,9

73,6

58,2

61,3

24,6

24,4

23,4

23,4

20,4

19,3

18,7

14,9

10,6

11,8

10,3

10,7

12,2

10,9

11,0

11,9

12,2

10,0

8,1

47

Кавказская здравница

55,2

60,9

64,0

64,6

56,6

54,9

54,7

57,5

48,5

52,0

55,3

68,7

56,2

63,1

62,9

71,7

88,5

98,4

102,0

99,8

86,4

90,1

86,6

48

Лев Толстой

27,5

33,7

27,7

33,1

24,1

29,1

38,5

25,4

21,3

28,6

29,8

37,9

21,3

26,9

32,6

28,7

33,6

35,2

35,5

34,0

25,8

31,9

33,4

49

Тюменcкий дом печати

67,4

75,4

81,6

85,8

65,3

75,1

72,5

76,0

71,9

78,1

86,8

99,9

64,5

100,3

108,7

102,6

89,7

115,0

111,7

113,5

89,5

112,2

113,1

50

Ульяновский дом печати

185,1

221,2

208,3

274,3

241,6

275,4

305,0

295,5

227,5

264,2

254,8

275,7

231,7

267,8

272,7

296,7

275,6

312,6

327,9

332,0

282,3

299,9

314,5

51

Челябинский дом печати

54,8

66,5

70,8

79,5

73,8

91,4

84,2

88,2

82,4

79,8

75,0

97,5

82,4

86,9

81,7

96,2

85,2

99,4

95,3

112,7

94,5

82,4

76,9

+++

Красный пролетарий

194,8

183,2

193,0

196,0

161,9

172,7

134,4

150,7

124,2

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

52

Звезда

116,0

133,9

158,0

195,8

160,4

222,4

161,4

168,6

151,1

156,7

139,8

157,7

134,2

144,7

165,8

194,0

120,6

143,1

141,0

134,1

110,4

115,3

108,3

53

Смоленская областная типография

31,7

37,9

45,1

44,9

33,3

41,0

51,3

43,1

21,8

30,1

29,8

22,8

24,2

27,2

31,3

23,2

27,7

26,5

48,3

19,2

25,3

31,5

33,9

54

Самарабланкиздат

13,6

10,4

9,5

22,2

9,0

17,1

13,4

14,1

11,9

10,8

11,3

11,6

9,3

9,8

9,2

8,8

6,8

7,0

7,9

5,3

4,4

4,6

3,6

55

Читинская областная типография

6,8

6,2

6,5

7,4

8,6

10,1

8,5

7,7

7,0

7,6

6,1

7,1

7,2

7,4

5,4

5,6

6,2

8,4

8,2

10,3

11,8

11,6

11,6

56

CПб типография № 12 им. Лоханкова

17,0

15,9

17,3

31,1

15,6

13,5

12,8

13,5

15,7

13,9

9,1

11,5

10,5

8,6

7,5

7,5

7,4

7,1

7,1

9,2

7,2

4,4

6,1

57

СПб газетный комплекс

357,0

228,2

248,9

289,3

243,1

265,8

260,5

300,9

258,5

272,8

226,8

246,2

176,7

238,7

207,6

249,6

215,6

317,6

298,1

330,0

262,3

260,4

233,8

+++

Приморский полиграфкомбинат

0,6

0,0

0,7

1,0

0,4

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

И Т О Г О:

4567,1

4877,2

5148,4

5310,2

4577,9

5127,1

5229,8

5117,4

4372,6

4667,8

4387,8

4343,8

3756,9

4399,2

4190,4

4481,2

4075,8

4744,9

4789,4

5170,6

4263,9

4472,5

4352,2

В рассматриваемый период происходили заметные и разнонаправленные изменения объема выпуска, измеряемого в печатных листах-оттисках (рис. 1). Общая тенденция аппроксимируется степенной функцией, показанной на рис. 1, причем показатель степени — величина отрицательная. Это означает, что в федеральном секторе российской полиграфии имеет место снижение натурального выпуска печатной продукции. Оно не очень интенсивно (показатель степени по модулю близок к нулю) и недостаточно детерминировано (коэффициент детерминации R2 мал по величине и статистически не существен), но как симптом заслуживает пристального внимания.

Рис. 1. Динамика натурального выпуска печатной продукции

Рис. 1. Динамика натурального выпуска печатной продукции

Поквартальные данные дают возможность оценить сезонность загрузки производственных мощностей полиграфических предприятий. Рис. 2 иллюстрирует это явление.

Рис. 2. Сезонность выпуска печатной продукции

Рис. 2. Сезонность выпуска печатной продукции

Первый квартал — традиционное втягивание в производственный процесс, зависящее главным образом от заказчиков, которые используют рождественские каникулы с максимальной гедонистической эффективностью. Третий квартал по загрузке сравним со вторым. В четвертом квартале наверстывается недоделанное ранее. Относительная стабильность соотношений поквартальной загрузки (колебания не превышают ±1,5-процентного пункта) дала основание для прогноза объема выпуска печатной продукции в 2008 году до подведения годичных итогов (эта цифра выделена красным шрифтом на рис. 1).

Если принять в качестве базового уровень выпуска печатной продукции федеральными предприятиями в 2003 году, то динамика роста в целом по группе этих предприятий такова (в процентах): 2003 г. — 100,0; 2004 г. — 100,7; 2005 г. — 88,6; 2006 г. — 84,5; 2007 г. — 94,4, 2008 г. (оценка) — 91,2. Этот ряд позволяет сравнить с ним индивидуальные показатели типографий и оценить их рыночную позицию.

Таблица 2. Рост выпуска печатной продукции относительно базового уровня (2003 год — 100%)

№ п/п

Наименование предприятия

2003 г .

2004 г .

2005 г .

2006 г .

2007 г .

Постоянный рост выпуска продукции

1

Омский дом печати

100,0

110,3

111,2

125,2

168,2

2

Правда Севера

100,0

113,4

118,5

126,4

161,7

3

Кузбасс

100,0

115,3

115,6

120,5

145,4

4

Уральский рабочий

100,0

108,0

109,7

114,4

144,0

5

Север

100,0

106,8

111,4

120,1

136,8

Преимущественный рост выпуска продукции

1

Кавказская здравница

100,0

91,4

91,7

103,8

158,9

2

Советская Сибирь

100,0

123,8

133,7

129,8

157,7

3

Нижполиграф

100,0

105,6

102,6

117,2

144,9

4

Челябинский дом печати

100,0

124,3

123,3

127,9

144,6

5

Ульяновский дом печати

100,0

125,7

115,0

120,2

140,4

6

Приамурье

100,0

119,7

134,3

141,3

139,1

7

Тюменcкий дом печати

100,0

93,1

108,6

121,2

138,6

8

Владимирская книжная типография

100,0

93,8

105,4

117,6

138,2

9

Советская Кубань

100,0

116,5

120,6

113,1

123,9

10

Пензенская правда

100,0

103,7

102,5

108,1

123,6

11

Лениздат

100,0

103,8

127,5

135,4

120,8

12

Курск

100,0

113,3

102,2

106,1

115,3

13

Тульская типография

100,0

97,5

100,6

106,2

109,0

14

Слово

100,0

112,8

113,5

84,3

103,3

15

Смоленская областная типография

100,0

105,7

65,4

66,3

76,3

16

Транспечать

100,0

100,4

108,1

169,1

59,1

Неустойчивая динамика

1

Читинская областная типография

100,0

129,7

103,4

95,5

122,8

2

Царицын

100,0

144,0

117,6

109,5

115,3

3

Тверской полиграфкомбинат детской литературы

100,0

94,8

93,0

103,0

115,2

4

Дальпресс

100,0

112,5

117,6

116,4

114,1

5

Лев Толстой

100,0

96,0

96,5

89,7

113,5

6

Смоленский полиграфкомбинат

100,0

100,7

98,6

112,4

111,0

7

Печатный Двор

100,0

118,3

103,2

96,9

110,1

8

Ориус

100,0

109,4

121,7

114,0

109,6

9

Саратовский полиграфкомбинат

100,0

92,9

88,9

102,0

107,3

10

Московская типография № 27

100,0

100,0

100,9

101,3

101,3

11

Алтай

100,0

105,5

103,5

108,9

99,3

12

Московская типография № 6

100,0

83,1

96,1

69,0

92,4

13

Звезда

100,0

118,1

100,3

105,8

89,2

14

Зауралье

100,0

215,0

315,8

193,1

40,3

Преимущественное снижение выпуска продукции

1

Искусство России

100,0

97,8

86,7

107,8

107,8

2

СПб газетный комплекс

100,0

95,3

89,4

77,7

103,4

3

Фабрика офсетной печати № 2

100,0

98,7

98,3

94,1

83,7

4

Ставрополье

100,0

110,3

109,6

85,0

83,5

5

Ивановская областная типография

100,0

81,2

74,2

72,9

77,7

6

Дом печати — Вятка

100,0

94,8

82,9

72,7

76,3

7

Южный Урал

100,0

77,1

73,1

66,9

72,2

8

Кострома

100,0

88,7

70,7

54,4

63,4

9

Воронеж

100,0

98,3

60,3

43,6

61,6

10

Московская типография № 2

100,0

84,7

77,5

47,0

59,3

11

Иркутский дом печати

100,0

87,3

56,1

46,3

59,0

12

Самарский дом печати

100,0

91,9

64,4

48,9

57,6

13

Московская типография № 13

100,0

76,5

55,3

60,3

55,2

14

Техническая книга

100,0

90,1

70,1

63,3

54,6

15

Молот

100,0

81,2

78,6

71,2

51,1

16

Чеховский полиграфкомбинат

100,0

92,7

59,9

40,2

48,8

17

Самарабланкиздат

100,0

96,2

81,9

66,6

48,5

18

Первая Образцовая типография

100,0

69,1

56,0

50,0

43,4

19

CПб типография № 12 им. Лоханкова

100,0

68,1

61,7

41,9

37,9

20

Детская книга

100,0

61,6

46,0

40,7

37,7

21

Красное знамя

100,0

34,5

26,4

15,6

16,6

22

Янтарный сказ

100,0

118,1

91,1

37,5

3,1

23

Типография им. Котлякова

100,0

111,8

19,5

0,0

0,0

Прекращение выпуска продукции

1

Книжная фабрика № 1

100,0

81,3

24,8

0,0

0,0

2

Экспериментальная типография

100,0

21,7

0,0

0,0

0,0

3

Красный пролетарий

100,0

80,8

16,2

0,0

0,0

4

Приморский полиграфкомбинат

100,0

17,4

0,0

0,0

0,0

В табл. 2 федеральные предприятия сгруппированы по следующему принципу. В первую группу вошли типографии, каждый год в течение рассматриваемого периода увеличивавшие натуральный выпуск печатной продукции. Темпы роста по годам могли быть разными, но положительными. Вторая группа включает предприятия, у которых рост выпуска отмечался по трем годам из четырех. Третью группу образовали типографии со знакопеременными темпами роста: выпуск здесь то увеличивался по сравнению с предыдущим годом, то снижался. В четвертой группе находятся предприятия, где в рассматриваемый период преобладали негативные тенденции в части производства печатной продукции. И наконец, в пятую группу сведены предприятия, официально прекратившие с 2004-го по 2007 год существование в качестве федеральных объектов. В 2008 году к ним присоединилось «Зауралье». Похожий финал возможен для питерской типографии им. Котлякова, сохраняющей юридическое лицо и утратившей лицо полиграфическое, и для калининградского «Янтарного сказа», демонстрирующего сокращение натурального выпуска в особо крупных размерах.

Структура совокупности федеральных предприятий по динамике роста натурального выпуска показана на рис. 3.

Рис. 3. Структура группы федеральных предприятий по динамике выпуска печатной продукции, %

Рис. 3. Структура группы федеральных предприятий по динамике выпуска печатной продукции, %

Всего треть типографий имеет положительную динамику натурального выпуска. Из них только пять наращивали производство из года в год. Можно убедиться и по этой, и по остальным группам, что ни масштабы производства, ни предметная специализация, ни география типографий решающего влияния на динамику показателей не оказывают.

Две трети предприятий поводов для оптимизма не дают. Менее половины того, что они печатали в 2003 году, напечатали в 2007-м такие бывшие гранды российской полиграфии, как Первая Образцовая типография, «Детская книга», Чеховский полиграфкомбинат. Если преодолевающие все мыслимые и немыслимые барьеры на пути технического перевооружения, старательно возводимые государством-собственником предприятия вроде «Советской Сибири», Ульяновского, Омского, Тюменского и Челябинского домов печати, «Уральского рабочего» и Тульской типографии оказываются в верхней части списка и позиционируют себя как достойных игроков рынка полиграфических работ, то нижней частью списка владеет инвестиционная дремота. Видимо, стоит ознакомиться с концом табл. 2 и руководству типографий, и чиновникам, олицетворяющим государство, и задуматься, не этого ли они добиваются.

Операторы книжного рынка

Динамика натурального выпуска книжной продукции, показанная на рис. 4, требует некоторых объяснений. В 2004-2005 годах с книгопечатного рынка ушло несколько федеральных предприятий, в их числе одна из крупнейших российских типографий — «Красный пролетарий».

Рис. 4. Динамика выпуска книжной продукции

Рис. 4. Динамика выпуска книжной продукции

В 2003 году типография «Красный пролетарий» произвела почти 780 млн листов-оттисков книжной продукции. Ее уход ощутим для федерального сектора книжной полиграфии, что и отражает кривая на рис. 4. Поэтому и аппроксимация этой кривой степенной функцией ничего не дала.

Влияние подобных неординарных событий сказалось и на динамике удельного веса листажа книжной продукции в общем листаже, отпечатанном федеральными предприятиями в рассматриваемый период (рис. 5).

Рис. 5. Динамика удельного веса книжной продукции в общем выпуске печатной продукции, %

Рис. 5. Динамика удельного веса книжной продукции в общем выпуске печатной продукции, %

Более устойчивы показатели сезонности книжного производства. Отклонения от средних значений, показанных на рис. 6, практически не выходят за пределы ±1,5-процентного пункта. В отличие от картины сезонности по всем видам печатной продукции, которая производится федеральными предприятиями (см. рис. 2), здесь максимум выпуска приходится на III квартал. Это объясняется тем, что федеральные полиграфические предприятия являются основными поставщиками учебной литературы для общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведений. Учебная литература нужна к началу учебного года, а так как на нее приходится весомая часть общего тиража (например, в III квартале 2007 и 2008 годов ее удельный вес в общем тираже книг составил 26,2 и 28,5% соответственно), то и смещение пика выпуска на III квартал становится понятным.

Рис. 6. Сезонность выпуска книжной продукции, %

Рис. 6. Сезонность выпуска книжной продукции, %

Крупнейшими операторами того или иного сектора рынка полиграфических работ мы считаем предприятия, чья рыночная доля превышает 1%. В секторе книжной печати за рассматриваемый период к ним можно отнести 22 типографии. Постепенно их ряды покидали упомянутый выше «Красный пролетарий», «Детская книга», «Техническая книга», в 2008 году — «Лениздат», причем последний не по своей воле. С 2005 года в список вошла и осталась в нем «Правда Севера». В 2007 году появился и сразу исчез из перечня «Лев Толстой».

В табл. 3 постоянные члены клуба крупнейших операторов книгопечатного рынка сгруппированы по характеру динамики выпуска книжной продукции за рассматриваемый период (взяты данные третьих кварталов, потому что по 2008 году к моменту подготовки настоящей публикации были известны объемы выпуска книжной продукции только за девять месяцев).

Таблица 3. Динамика рыночных долей крупнейших операторов книгопечатного рынка

№ п/п

Наименование предприятия

2003/3

2004/3

2005/3

2006/3

2007/3

2008/3

Предприятия с преимущественно растущей долей рынка

1

Тверской полиграфкомбинат детской литературы

10,15

10,50

11,19

12,89

13,12

14,17

2

Ульяновский дом печати

8,43

10,98

12,29

13,26

14,48

14,11

3

Владимирская книжная типография

3,92

3,59

4,65

4,99

5,51

5,54

4

Уральский рабочий

1,46

2,02

2,11

2,17

2,38

1,90

Предприятия с переменной долей рынка

1

Смоленский полиграфкомбинат

9,15

9,87

11,78

11,25

11,06

12,73

2

Нижполиграф

3,85

4,83

5,76

5,57

4,94

5,48

3

Дом печати — Вятка

1,75

1,71

1,91

1,88

1,70

2,19

4

Саратовский полиграфкомбинат

6,48

5,74

6,19

6,76

6,52

6,26

5

Печатный двор

4,96

6,06

5,82

5,30

5,14

6,01

6

Тульская типография

6,13

6,07

6,78

6,46

6,50

6,14

7

Чеховский полиграфкомбинат

4,95

4,46

5,90

5,42

4,95

5,07

1

Курск

1,89

1,73

1,92

1,93

1,89

1,54

2

Смоленская областная типография

1,67

1,87

1,39

1,37

1,51

1,55

3

Самарский дом печати

2,77

2,79

2,88

2,83

2,80

2,59

4

Кострома

4,53

4,24

4,72

3,36

3,51

3,46

Предприятия с падающей долей рынка

1

Лениздат

2,21

2,20

3,33

3,29

2,77

0,35

2

Первая Образцовая типография

4,92

3,01

3,26

2,83

2,33

2,12

Поскольку лишь одно предприятие, а именно Тверской полиграфкомбинат детской литературы, все эти годы неизменно показывало рост выпуска, то его пришлось включить в первую группу, где собраны типографии не с исключительно, а с преимущественно положительной динамикой роста, то есть за рассматриваемые шесть лет у них случался год, когда доля рынка снижалась.

Вторая группа предприятий характеризуется знакопеременной динамикой долей рынка, то есть два или три раза за рассматриваемый период доля рынка увеличивалась или уменьшалась. Вторая группа разделена на две подгруппы, в первую из которых вошли предприятия, чья доля рынка в целом увеличивается. Оценка направления динамики производилась по знаку коэффициента корреляции временного ряда показателя: коэффициент положителен — значит, динамика доли рынка в целом положительна; коэффициент корреляции отрицателен — значит, динамика доли рынка в целом отрицательна. Вторую подгруппу образовали именно такие типографии — с отрицательной в целом динамикой рыночной доли.

И наконец, в третью группу вошли предприятия с преимущественно снижающейся долей рынка.

Рис. 7. Структура совокупности крупнейших операторов книгопечатного рынка по динамике рыночной доли, %

Рис. 7. Структура совокупности крупнейших операторов книгопечатного рынка по динамике рыночной доли, %

Внутри групп и подгрупп предприятия ранжированы по величине коэффициента корреляции. Структура совокупности крупнейших операторов книгопечатного рынка по характеру динамики рыночной доли показана на рис. 7. Стагнация книгопечатного рынка выражается в большом удельном весе предприятий, чья рыночная доля колеблется около среднего значения с небольшой окраской в положительный или отрицательный тон, поскольку статистически достоверных трендов здесь не выявлено. Высокие по модулю значения коэффициентов корреляции есть только по временным рядам Тверского (детской литературы) и Смоленского полиграфкомбинатов, Ульяновского дома печати, Владимирской книжной и Первой Образцовой типографий, причем в последнем случае знак коэффициента корреляции отрицательный.

Анализ показал, что динамика рыночной доли не слишком сильно связана с размерами типографий (коэффициент ранговой корреляции равен 0,615). Отсюда следует вывод, что успех на рынке обусловлен не только и не столько мощью предприятия, сколько другими причинами, которые, возможно, не поддаются количественному измерению, — например качество управления производством, формирование рыночной стратегии, умение работать с клиентурой и т.п.

Сравнительный анализ ситуации в федеральной полиграфии в целом и в ее книгопечатном секторе

Федеральная полиграфия в целом включает и сектор книжной печати.

Отрицательная динамика натурального выпуска по полиграфии в целом выражена более отчетливо, чем по ее книжному сектору. Это следует из большего по модулю значения показателя степени в аппроксимирующей степенной функции и большего значения коэффициента детерминации (см. рис. 1 и 4).

В книжном производстве сезонность полиграфических работ имеет несколько иной характер, чем для федеральной полиграфии в целом, имея общую с ней особенность — низкий удельный вес I квартала в годовом выпуске продукции (см. рис. 2 и 6).

В целом для федеральной полиграфии поляризация предприятий по характеру динамики результатов производственной деятельности выражена более отчетливо, чем в книгопечатном секторе, где у значительной части типографий (порядка 65%) она носит неустойчивый характер (см. рис. 3 и 7).

Из сказанного следует, что крупнейшие операторы книжного сектора рынка полиграфических работ, которые в данном анализе представляли весь сектор, находятся в несколько лучшем положении, чем вся федеральная полиграфия. Однако это положение весьма нестабильно. Многое зависит от покупательной способности населения, которая, в свою очередь, определяется состоянием экономики страны. Не хотелось бы, чтобы библейский сон о семи тучных и семи тощих коровах (Бытие, гл. 41) оказался пророческим и в наши дни.

В начало В начало

*Публикации Е.Марголина, Н.Фроловой в журнале «Новости полиграфии» за 2004-2008 годы.

 

КомпьюАрт 1'2009

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства