КомпьюАрт

1 - 2009

Культовый «не художник»

Екатерина Суслова

Владимир Камаев — иллюстратор без преувеличения, культовый. При этом так же, как и таланта, ему не занимать скромности. Он живет в Питере, работая вне штата в студии Артемия Лебедева. При этом скромно не считает себя художником. Но я, как любитель книжек с картинками, ответственно заявляю, что как только вижу книгу, обложку к которой оформил Соамо (это его псевдоним в Интернете — http://www.soamo.ru/), — тут же ее покупаю. Очень уж «вкусные», уютные иллюстрации он рисует. Итак, Владимир любезно согласился ответить на несколько наших вопросов.

Владимир Камаев

КомпьюАрт: Владимир, как вы решили стать художником?

Владимир Камаев: От лени. А вообще, я не художник.

 

КА: А как вы сами себя позиционируете — художник, иллюстратор?

В.К.: Я иллюстратор и художником себя не считаю. Рисование — не дело всей моей жизни, а баловство, в последние годы — еще и способ заработать. Кроме того, по-моему, неприлично говорить «я — художник». Это нескромно.

 

КА: Скажите, а дизайнерские работы вам приходилось делать?

В.К.: Если считать книжную обложку дизайном, то да. Кроме того, я работал дизайнером в одной софтверной фирме — обычная рутина: визитки, буклеты и прочий веб-дизайн.

КА: Владимир, расскажите немного о себе. Где вы учились, с чего начиналась ваша карьера?

В.К.: Рисованию я нигде специально не учился, если вы об этом. Закончил ЛИАП (Ленинградский институт авиационного приборостроения) по специальности радиотехника. Никакой карьеры я не делал и, надеюсь, уже не сделаю. Меня все устраивает.

 

КА: У вас очень интересная, узнаваемая манера иллюстрации. Как вы к ней пришли?

В.К.: В молодости мне очень нравились художники из журнала «Химия и жизнь» своей необычной манерой рисования — Михаил Златковский, Гариф Басыров, Юрий Ващенко и др. Может быть, оттуда ноги растут?

КА: Ваш стиль у меня во многом ассоциируется со знаменитыми митьками. Вы имеете к ним какое-то отношение?

В.К.: Нет. Даже не знаком. Хотя рисунки Александра Флоренского очень люблю.

 

КА: Расскажите, пожалуйста, о вашей работе в студии Лебедева.

В.К.: Студия ищет заказы. Я рисую. Обычно это иллюстрации для журналов. Вот и вся работа. На работу не хожу, сижу дома. Слава Интернету, в наше время это возможно.

 

КА: Вы ведете в «Живом журнале» очень популярный блог (http://soamo.livejournal.com/), который читают тысячи людей. Скажите, как-то влияет на творчество общение с таким количеством народа?

В.К.: Не такой уж и популярный, есть куча более популярных. Откуда взялись эти четыре тысячи — для меня загадка. Количество народа не напрягает, у меня обычно все тихо-мирно. Приятно, конечно, если картинку похвалят, но если и не похвалят, не обижаюсь. Не тщеславен.

 

КА: А что вообще вдохновляет вас на творчество?

В.К.: Творчество, вдохновение — это все не про меня. Не художник я, как уже говорил. Есть привычка рисовать с детства всякую ерунду. Теперь это стало способом заработка.

 

КА: Для многих молодых иллюстраторов вы — пример для подражания. А у вас самого есть кумиры в профессии?

В.К.: Ну, как уже было сказано — Златковский, Басыров. Геннадий Калиновский — любимый книжный иллюстратор. Евгений Мигунов, Генрих Вальк, Георгий Фитингоф — тоже книжные иллюстраторы. Из молодых — Виктор Меламед, Максим Покалёв, Зоя Черкасская (которая больше художник, чем иллюстратор), Арсений Лапин (тоже художник), Олег Пащенко. Да много еще кто.

 

КА: Там же, в «Живом журнале», я узнала, что рисуете вы гелевой ручкой. А какие графические пакеты вы используете для работы?

В.К.: Раскрашиваю в Photoshop 5.5. Там же текстуры накладываю при необходимости. Рисунки в вектор перевожу в CorelTRACE.

 

КА: Вы иллюстрировали множество книг. Ваши обложки — яркие и узнаваемые. Эти книги хочется покупать. Расскажите, как вы работаете над книгами?

В.К.: Обычно у главного редактора уже сложился некий образ в голове (ведь редактор читал книгу, знает, о чем она), так что я просто воплощаю эти мысли в жизнь. Иногда придумываю все сам, но это, скорее, исключение из правил.

 

КА: С какими издательствами вам довелось работать?

В.К.: «Лайвбук» (Москва), «Геликон Плюс» (Санкт-Петербург) — вот и все. Для издательства «София» еще трехтомник Ричарда Баха делал.

 

КА: Расскажите о своей работе для журналов. С какими журналами вы сотрудничаете?

В.К.: Рисую для «Химии и жизни», чем горжусь. В глянец — GQ, Playboy, Men’s Health, «Карьера», «Штат». Одно время рисовал в «Полдень XXI век». Ну и еще в несколько изданий эпизодически. Но речь не идет о постоянном сотрудничестве. Могут полгода ничего не заказывать, а потом вдруг опять заказать.

 

КА: Владимир, как вы находите клиентов? Или они приходят к вам сами?

В.К.: Сами. Через ЖЖ, например. Или через студию Лебедева — не знаю, какие методы у менеджеров, не спрашивал.

 

КА: А что вам самому больше нравится рисовать? Книжные или журнальные иллюстрации, открытки либо что-то другое?

В.К.: Да в общем все равно. Есть темы, на которые я не люблю рисовать, неважно — в журнал или для открытки. Хотя иногда приходится рисовать и на нелюбимые темы — работа такая.

 

КА: У себя в блоге вы предупреждаете, что не рисуете «автомобили, шаржи, внутренние органы, про текущую политику, про футбол, многофигурные композиции». Почему вы игнорируете именно эти темы?

В.К.: К автомобилям и футболу — равнодушен, скучно рисовать. Шаржи — не умею. Внутренние органы — противно. Политику не понимаю. Многофигурные композиции — тяжело. Как-то не люблю я кашу из фигур.

 

КА: А есть ли у вас любимая тема для рисования?

В.К.: Голые толстые женщины, конечно.

 

КА: Владимир, что вы можете посоветовать молодым иллюстраторам от лица, как ни крути, мэтра?

В.К.: Рисовать побольше. Хотя если вы мало рисуете, то какой же вы иллюстратор?!

КомпьюАрт 1'2009

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства