«Чужие» ресурсы: плагиат или нормальная тенденция?
В начале года мы решились взяться за спорную тему, которая, уверены, вызовет немало споров среди читателей. Поэтому не будем выносить вердикты и давать однозначные наставления, а лишь объективно осветим проблему и сделаем некоторые пояснения, как лучше, правильнее, рациональнее (нужное подчеркнуть) поступать в той или иной ситуации, в которой оказывается 3D-дизайнер или большое агентство, занимающееся визуализацией.
Сегодня мы поговорим о том, можно ли и стоит ли использовать «чужие» 3D-модели, в каких случаях это допустимо и допустимо ли вообще, не оскорбляет ли это честь и достоинство 3D-дизайнера и не превращает ли его в 3D-подмастерье. Для начала, давайте, определимся, что такое 3D-модели и зачем они нам, собственно, нужны. Почему мы, то есть 3D-дизайнеры, художники, так часто задаемся вопросом: взять или сделать? В нашем случае модель есть «точный образец, обыкновенно в малом виде», как сказано у Брокгауза и Ефрона, только представленный в цифровом формате, да и размеры он может иметь идентичные натуральному объекту.
Представим, что мы идеальная 3D-студия, где есть различные специалисты компьютерной графики — от моделеров и текстуровщиков до аниматоров и композеров. Наши клиенты — конторы совершенно из разных сфер — заказывают у нас преимущественно рекламную визуализацию и анимацию. То есть для выполнения работы мы создаем сцены, которые состоят из множества моделей. Не может дом стоять на белом фоне — заказчику обязательно захочется посмотреть на него в окружении других домов и деревьев. И комнату пустую никому не интересно рассматривать — в ней должны быть признаки жизни. Это вам любой дизайнер скажет, и машина не может ехать в однотонной трубе — пейзажи должны меняться и т.д. и т.п. до бесконечности.
Модели деревьев, различных домов, мусора и пылинок, птиц, людей, машин на парковке, фонарных столбов, собак, инопланетян — список бесконечен. Это список моделей, которые вам надо разместить в своей сцене. Не все, конечно, одновременно, но если вы хотите укладываться в сроки выполнения заказов, то иметь все эти и многие (очень многие!) другие модели вам просто необходимо.
Ох уж эти сроки! Именно они не дают художнику реализоваться на все сто процентов, именно из-за этих пресловутых сроков многие из нас не могут довести свою работу до совершенства. Нам еще так много хотелось бы сделать, проработать детали, добавить выразительности, а заказчик со своими сроками... В общем вы и сами всё знаете.
В такой ситуации приходится соглашаться на сложный для творческого человека шаг: в свою родную, любимую, гениальную работу вставлять чужие модели. Это вам и супервайзер скажет, и арт-директор подтвердит. Да, в ситуации, когда время поджимает (а оно поджимает всегда: увы, не нашелся еще тот «тридешник», который убедит заказчика, что трехмерная графика — процесс долгий и кропотливый), другого выхода нет.
Заказчики свято верят, что если работа выполняется на компьютере, то она должна быть готова в мгновение ока. Поэтому надо заранее расставить приоритеты: что необходимо изготовить самостоятельно, со всей тщательностью, что должно стать впечатляющим, запоминающимся эксклюзивом, поражающим воображение, неподдающимся описанию и, главное, пониманию, — проще говоря, главным «героем» рекламы, а что пройдет незамеченным на втором плане, проработка каких деталей не будет отмечена потребителем. Думается, каждый ответит на эти вопросы по-своему. Но все-таки возьмет для сцены хоть одно «чужое» изображение.
Итак, первый плюс использования моделей из библиотеки — это значительная экономия времени. Тут предлагаю отвлечься от калькуляции выгод и поговорить о том, откуда берутся эти самые «чужие» модели, о легальности их применения и о процедуре их получения и последующего использования.
Архитектурная визуализация вокзала в сжатые сроки потребовала тщательной проработки деталей фасада здания, а антураж для сцены — пальмы и машины — был взят из готовых библиотек. Автомобили перекрасили в светлые цвета, как просил заказчик
Мы вовсе не призываем вас становиться пиратами и воровать чужое творчество. Наоборот, вы даете шанс заработать своим соплеменникам, то есть 3D-моделерам. В Интернете уже давно и успешно существуют онлайн-магазины, в которых любой желающий может приобрести необходимую ему модель. Как и в любом магазине, там можно выбирать: какая модель больше подходит, какого качества, какое количество полигонов она должна иметь, какие текстуры и т.д. Использовать ее можно в зависимости от приобретенной лицензии.
Существует два вида лицензий на использование авторских прав. Лицензия Royalty Free сохраняет все права на изображение после продажи у автора, а покупатель получает лишь право ограниченного по тиражу применения этого изображения. В случае лицензии Extended Royalty Free покупатель имеет более широкие возможности по использованию и тиражу, чем при Royalty Free, но права на изображение также остаются у автора. Так что всё строго по закону.
Следующий плюс применения готовых моделей на первый взгляд кажется минусом. Тот факт, что их «нужно покупать!», пугает некоторых наших соотечественников. Зачем тратить деньги, когда программное обеспечение позволяет самим создать такую штуку? Позволять-то позволяет, но если вы посчитаете, сколько времени потратят ваши сотрудники на создание таких моделей, то поймете, что еще один проект вы уже не сможете взять в работу, а это прямые финансовые потери. Ну а цену модели можно и нужно включить в смету. Только не надо об этой покупке сообщать заказчику — ведь ему нужен результат, а не детали типа «...вот этот фонарь, мимо которого сейчас пронеслась визуализация новой модели вашей машины, мы купили за 50 у.е...». Цену, как и единицы, будем считать условной. Но поверьте, что цены на модели не так высоки, как может показаться людям, которые работают в агентствах и выставляют счета респектабельным клиентам. Загляните на стоки, и вы приятно удивитесь.
Цена, что логично, зависит от качества модели. А какое качество вам нужно для данной сцены, вы, как профессионал, способны определить сами. К тому же, как вы догадываетесь, модели вы можете дорабатывать: менять цвет, добавлять детали, комбинировать различные модели, играть в конструктор, если угодно. Вот вам и творческая составляющая этого процесса.
Цены на модели вполне приемлемые, соизмеримы с трудозатратами и окупаются при правильном расчете сметы. А если к этому добавить сэкономленное рабочее время ваших штатных сотрудников, то этот вопрос вообще отпадает.
Другое дело, что все уважающие себя 3D-студии дорожат своим именем, а значит, очень требовательно относятся к качеству собственной работы. Кстати, иногда качество, вполне удовлетворяющее заказчика, не удовлетворяет самого создателя, и для своего портфолио он продолжает дорабатывать проект.
Но это лирическое отступление просто открывает некоторые секреты бизнеса. А мы возвращаемся к качеству покупных моделей. И надо сказать, что оно вполне достойное, а иногда оказывается даже выше всяких похвал. Правда, чем выше качество, тем дороже модель. Но это, по известным причинам, вещь очевидная и неизбежная. С одной стороны, за качеством работ следят администраторы онлайн-магазинов: принимая работу, они выставляют к ней определенные технические требования; с другой стороны, спрос определяет качество. Если вы не будете покупать модели (а вы не будете их покупать, видя их ущербность), то моделерам элементарно не удастся на них заработать.
Фриланс-моделер не ограничен сроками заказчика, а значит, может довести свою модель до логического завершения в соответствии с замыслом художника или чертежами конструктора. Однако очевидно, что дорогие модели покупаются крайне редко. Это происходит, если нужен какой-то сложный для исполнения объект, являющийся всеобщим достоянием, например по замыслу дизайнера задником для главного объекта должна служить всем известная архитектурная достопримечательность, к примеру Красная площадь с Кремлем и собором Василия Блаженного. Причем изображение должно быть реалистичное, а не схематично-приближенное. О сроках мы больше напоминать не будем. Садиться и моделить ночи напролет? Нам представляется более рациональным все-таки купить весь архитектурный ансамбль. И за качество можете не беспокоиться — администраторы на стоках за этим тщательно следят и халтуру не пропустят. К тому же можно тут же почитать отзывы тех, кто уже пользовался этой моделью.
В готовых библиотеках можно найти все, что только пожелаете: от корзины с мячами до проработанных в мельчайших деталях единиц техники
Еще одним специфическим направлением готовых моделей является визуализация интерьеров. Здесь без чужих моделей никуда. То есть, конечно, можно намоделить собственноручно кровать и поставить ее в сцену, но только где же потом несчастный дизайнер интерьера эту самую кровать возьмет? Закажет в мебельной мастерской? А если сметой такие расходы не предусмотрены? А поставит любую стандартную кровать из магазина — так попробуй убеди заказчика, что она не хуже. Он же с другой, «которая на картинке», сроднился. Мы уже упоминали, что ничто так не впечатляет заказчика, как визуализация его планов.
Ежегодно выпускаются целые каталоги трехмерной мебели. Крупные поставщики кроватей, диванов и т.п. специально поручают моделерам вместе с дизайнерами создавать 3D-модели новинок — в помощь дизайнеру интерьра, так сказать, которому остается только текстуру подобрать в соответствии с замыслом, да красиво все это расставить по площади. Конечно, нужно еще свет выставить, рендер удачно сделать — без работы 3D-студия не останется. Но работа будет более творческая и приятная, на наш взгляд. Так что здесь вопрос, кажется, даже не спорный.
И все-таки споры относительно использования «чужих» моделей не прекращаются. Значит, есть минусы. Их мы тоже попробуем выявить, дабы быть объективными в своих суждениях.
Мелкие предметы всегда создают атмосферу в сцене, но моделить их порой не хватает времени. В таких случаях отлично подойдут модели из онлайн-магазинов
Прежде всего, мы знаем, что 3D — относительно новый жанр и настоящих специалистов в этой области не много, а продаваемые готовые модели — это товар серийного производства, а не уникальный hand made. Понимание этого вытекает все из той же истории с продажей лицензии на право использования изображения с сохранением авторских прав у автора. Иными словами, автор продает право применять это изображение не раз и не два, а ровно столько, сколько его захотят купить. И вот тут возникает очевидная проблема. Чем выше качество продаваемой модели, тем большим спросом она будет пользоваться, если цена не заоблачная, тематика популярная и т.д.
Возвращаемся к нашему примеру с Красной площадью. Попробуйте сами оценить, насколько сложно создать модель Кремля и собора Василия Блаженного, сколько времени на это уйдет, а еще если с текстурой повозиться? Да, модели на этот сюжет в Интернете имеются, но как вы думаете, сколько из них удовлетворят вас по качеству — соответственно все, кому необходима реалистичная модель Кремля, будут выбирать всего из нескольких предложений. Как следствие — у всех один и тот же Кремль на картинке, и клиент может решить, что его обманывают.
В случае с реалистичной моделью общеизвестного символа города это еще нормально. А если необходимо ввести персонаж? Главного героя, разумеется, будем создавать сами. Но если человек на экране нужен для оживления пространства, например архитектурная визуализация скучна и неправдоподобна без ходящих туда-сюда человечков и очень эффектно, когда они подходят к окну, или стоят у подъезда, или... В общем, вариантов сценариев масса, а человеческих моделей — крайне мало. Анатомия человеческого тела, а уж тем более мимика, волосы сложны в исполнении, текстуры требуют большого внимания. Но в Сети есть спасение для 3D-дизайнеров — кропотливо разработанная трехмерная кукла Маша. Высокополигональная 3D-модель девушки с текстурами и различными нарядами, да еще и скелет имеется. В общем берешь эту Машу, одеваешь по-разному, прическу и цвет волос меняешь — и в ролике у тебя может их десяток прогуливаться. Что, собственно, и происходит — Маша повсюду. Любой, кто в трехмерной графике хоть чуть-чуть поработал, уже использовал Машу у себя в сцене или хотя бы знает, что она есть.
А если желаемый результат — невиданное доселе чудище или новый продукт, разработка, строение, агрегат и т.д., что мы обычно визуализируем? В общем может так статься, что никто до вас эту модель не создавал. Вот тут уже надо вспоминать, что вы 3D-дизайнер, собираться с силами, мобилизовывать штатных моделеров, и, как говорится, берем референсы, вдохновляемся и за работу. Результат, кстати, если он не будет эксклюзивом для заказчика, можно смело продавать в Сети. Наверняка кто-нибудь будет рад воспользоваться плодами вашего труда.
Еще одной проблемой, с которой вы столкнетесь, решив воспользоваться готовой моделью, станет ее поиск. К сожалению, пока каталогизация готовых моделей организована еще недостаточно хорошо. Помимо нескольких известных и популярных, а значит, часто используемых ресурсов, основная их масса разрознена и весьма бестолкова в плане применения. Могут возникнуть проблемы с поиском и даже организацией покупки. Например, все наиболее крупные ресурсы являются иностранными, соответственно надо еще отладить систему оплаты. Но если эта проблема решается, то гораздо лучше потратить свое драгоценное время на поиски необходимого материала. Обидно не найти интересующую модель и решить, что ее нет в природе, а сразу после сдачи проекта наткнуться на нее и обнаружить, что проблема была с ключевыми словами. Или вы искали не на том ресурсе.
Подведем итоги. Получается, что покупка готовых моделей — дело выгодное, когда у вас мало времени на выполнение проекта, смета позволяет воспользоваться сторонними ресурсами и моделить стандартную вещь нет никакой необходимости. И вы получите желаемый результат, если сумеете верно выбрать ресурс, на котором будете искать, правильно задать ключевые слова при поиске и объективно выбрать наилучшую модель, подходящую под ваши условия и по соотношению «цена/качество». Кроме того, чтобы избежать обвинений со стороны клиентов в плагиате и насмешек конкурентов, следует ответственно подходить к соблюдению авторских прав, а значит, к выбору стока, а также не делать главными персонажей, которым больше лет, чем вы занимаетесь 3D. Ну и, конечно, не забывайте, что каждую модель можно и нужно дорабатывать, чтобы она идеально вписалась в сцену, ведь вы — 3D-дизайнер!
on3D.ru — проект 3D-анимации и компьютерной графики РА SOLEANS