Бизнес-план и его актуальность сегодня для субъектов полиграфического бизнеса
Об основных игроках полиграфического рынка
Слагаемые конкурентоспособности
О технологиях разработки бизнес-документации и распространенных ошибках
Алгоритм действий по разработке бизнес-плана
Самые распространенные ошибки при разработке бизнес-плана
Замечания относительно подготовки информации для бизнес-плана и претворения его в жизнь
То, что желательно оставить «за кадром»
Бизнес-план знаком многим, но применять его с максимальной пользой на практике получается не у всех. Обычно это толстая презентабельная офисная папка, которая в нужный момент с гордостью может быть продемонстрирована как партнерам, так и потенциальным инвесторам, или же документ, созданный в «пожарном» режиме под неожиданно открывшиеся перспективы. Как стратегический инструмент управления бизнес-план редко используется полиграфическими предприятиями.
В данной публикации мы не склонны рассуждать о традиционных схемах и структуре бизнес-плана — при желании всё это можно найти в экономических источниках. Мы попытаемся определиться с тем, насколько актуально бизнес-планирование в полиграфии сейчас, какова его специфика и как повысить эффективность управления за счет грамотного и обоснованного бизнес-планирования.
Полиграфический бизнес сегодня — весьма привлекательная отрасль инвестиционных интересов, с одной стороны, а с другой — капиталоемкое производство с труднопрогнозируемым оборотом и ликвидностью. Каков же его инвестиционный потенциал в период финансовой нестабильности?
Бизнес сегодня
Финансовый кризис смещает приоритеты полиграфического бизнеса в сторону быстро оборачиваемых активов, хоть в какой-то мере сохраняющих финансовые ресурсы компании. Интерес к инвестиционным долгосрочным проектам остался сегодня у самых отважных и мыслящих на перспективу. В состоянии непредсказуемости макроэкономической ситуации типографии сложно определиться с приоритетными направлениями развития бизнеса и определить ассортимент услуг и продукции, дающий не столько конкурентные преимущества, сколько достижение экономической стабильности в кризисные времена, и к тому же не потерять целевого клиента, обеспечивающего производственную загрузку оборудования. На фоне всех этих процессов актуализируется реинжиниринг.
Многие считают это направление деятельности новым, хотя по сути это хорошо забытое старое, так как базируется оно на принципах, сформулированных еще Адамом Смитом. Реинжиниринг — это радикальное переосмысление и перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных ключевых показателей деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и оперативность. Использование данной технологии, на наш взгляд, может стать как хорошим лекарством, так и профилактикой последствий так называемого мирового кризиса, да и для основательной «генеральной уборки» собственного хозяйства реинжиниринговые процедуры окажутся весьма полезными.
Проект реинжиниринга бизнеса обычно включает четыре этапа:
1. Разработка образа будущей компании (бизнеса или его сегмента) на основе рыночных приоритетов. На этом этапе происходит определение ключевых факторов успеха, стратегических целей и альтернатив, а также средств и методов их достижения (выстраивается модель бизнеса «Как надо»).
2. Анализ существующего бизнеса (технико-экономической ситуации). Проводится исследование компании с использованием систем бизнес-диагностики, определяются «болевые точки», и составляются схемы работы в настоящий момент (выстраивается модель бизнеса «Как есть»).
3. Разработка нового бизнеса. Создаются новые и (или) изменяются прежние основные и вспомогательные производственные и управленческие процессы и системы, а также поддерживающая их коммуникативная и информационная система, апробируются нововведения на практике (определяется алгоритм перехода от модели бизнеса «Как есть» к модели «Как надо»).
4. Разработка технологической, проектной и бизнес-документации. Внедрение проекта нового бизнеса. Более подробно вопросы реинжиниринга могут быть рассмотрены в дальнейших публикациях при соответствующем интересе читательской аудитории. Возвращаясь к основной теме настоящей публикации, отметим, что такой документ, как бизнес-план, и система бизнес-диагностики являются основными элементами данной технологии. При этом бизнес-план должен быть ориентирован в большей степени на внутреннее использование и быть максимально детально проработанным.
Об основных игроках полиграфического рынка
Основным субъектом рынка является заказчик полиграфических услуг, то есть всевозможные рекламные компании и издающие структуры. Они, в свою очередь, выступают индикатором рыночных отношений и во многом определяют правила игры для типографий. Отечественное полиграфическое машиностроение осталось далеко в прошлом, поэтому сегодня производство вынуждено довольствоваться импортным оборудованием и, по сути, отрасль превратилась в очень неплохой рынок сбыта для ведущих мировых производителей. Вместе с тем потребительские требования к качеству полиграфических работ и готовой печатной продукции неуклонно растут, что вынуждает типографии существенно модернизировать, переоснащать и расширять производственные мощности, изменять технологические процессы в угоду заказчику. Таким образом, можно констатировать, что все субъекты полиграфического рынка могут быть прямо или косвенно заинтересованы в бизнес-документации, ориентированной на эффективное экономическое развитие и создание конкурентных преимуществ как для отдельных компаний, так и для отраслевой группы предприятий в целом.
Слагаемые конкурентоспособности
Как любая отрасль, полиграфическое производство имеет свои специфические особенности, определяющие конкурентоспособность бизнеса. Прежде всего это:
- производственная загрузка оборудования, близкая к 75-80% от проектируемой мощности;
- сбалансированность технологических циклов допечатной подготовки, печатных процессов и послепечатной обработки (принципы пропорциональности, непрерывности, ритмичности, параллельности, недопустимость перезагрузки одной из стадий и недозагрузка другой);
- логичное, обоснованное построение системы внутренней и внешней логистики (перемещение полуфабрикатов, производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, а также их финансовое и информационное сопровождение);
- планирование заказов исходя из показателей рентабельности, производственных и ресурсных возможностей;
- постоянная клиентская база (свой сформированный целевой сегмент рынка);
- оперативность и качество полиграфических работ;
- корректный управленческий учет и бюджетирование бизнес-процессов;
- имиджевое рыночное позиционирование;
- соотношение материалоемкости, трудоемкости, капиталоемкости, ценовых характеристик и экономического эффекта производства.
Надо отметить, что для каждого предприятия определенная группа факторов будет доминировать, и определяется это масштабами деятельности, специализацией и индивидуальными особенностями производств. К примеру, для газетных типографий основным фактором является производственная загрузка и отработанный логистический цикл, для типографий по выпуску листовой продукции приоритет составят оперативность, качество, структура себестоимости и цены. Становится очевидным, что для достижения комфорта в сегодняшней рыночной ситуации необходимо создать задел прочности на базе ключевых факторов успеха. Для решения этой задачи опять-таки необходима бизнес-документация. Всё это свидетельствует об актуальности грамотно составленных и реалистичных бизнес-планов.
О технологиях разработки бизнес-документации и распространенных ошибках
Бизнес-план — это форма представления инвестиционного проекта, составляемая, как правило, на стадиях предварительного технико-экономического обоснования и содержащая основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабах проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, потребных ресурсах, а также конкретную программу действий по осуществлению проекта, возможные экономические и финансовые результаты. Бизнес-план представляет собой документ, в котором обосновывается концепция проекта, предназначенного для реализации, и приводятся основные его характеристики.
Существует множество подходов к классификации бизнес-планов, в данном случае выделим три группы:
- бизнес-планирование для «себя» — элемент стратегического управления, пишется максимально полно, желательно с привлечением сторонних специалистов-консультантов, является базовым для двух следующих видов;
- бизнес-планирование для частного инвестора — инвестиционный бизнес-план, ориентированный на лицо, заинтересованное (юридическое или физическое) в размещении собственного капитала в перспективных видах бизнеса. При составлении такого документа можно столкнуться со множеством подводных камней, связанных с требованиями конкретного инвестора, его финансовыми приоритетами и психологическими аспектами принятия инвестиционного решения;
- бизнес-планирование для государственного инвестора (тендер, предоставление льгот, участие в федеральных программах) — государство предъявляет самые жесткие требования к составлению бизнес-планов, которые сформулированы в значительном числе постановлений и инструкций.
Алгоритм действий по разработке бизнес-плана
Алгоритм технологии разработки бизнес-плана показан на схеме. Чтобы получить рабочий документ, отвечающий реальным запросам, необходимо правильно определиться с целями и задачами проекта. Качество исходной информации, правильность выбора методик анализа и расчетов и компетенция разработчиков — основа эффективного бизнес-планирования. Следует также избегать наиболее распространенных ошибок, речь о которых пойдет далее.
Алгоритм разработки бизнес-плана
При разработке бизнес-плана необходимо помнить, что любой бизнес по-своему уникален и поэтому требует индивидуальных решений. Стандартных подходов к бизнес-планированию нет, и представленный алгоритм дает представление лишь о том, какие шаги надо предпринять и с чем стоит определиться в процессе подготовки к разработке и создания бизнес-плана.
Самые распространенные ошибки при разработке бизнес-плана
Ошибка 1. Использование неадаптированных западных методик и шаблонных форм для разработки бизнес-планов и оценки эффективности инвестиционных проектов. Каждый проект индивидуален и требует соответствующего, а не универсального подхода.
Ошибка 2. Неверно расставленные акценты на разделы бизнес-плана. Обычно много сил тратится на проработку разделов «Финансовый план», «Анализ эффективности реализации проекта», но недостаточно внимания уделяется анализу рынка продукции/услуг и обоснованию конкурентоспособности.
Ошибка 3. Непонимание интересов инвестора или кредитора и их психологии.
Ошибка 4. Низкое качество проводимых маркетинговых исследований, переоценка возможностей реализации продукции, из-за чего получаются чересчур оптимистичные прогнозы продаж и неоправданное занижение сроков окупаемости и итоговых значений инвестиционных ожиданий.
Ошибка 5. Необоснованный план реализации, продиктованный технологическими возможностями проектируемого производства, а не емкостью рынка, что ведет к недозагрузке производственных мощностей, а это главный критерий конкурентоспособности проекта в полиграфии.
Ошибка 6. Непродуманная маркетинговая стратегия и ценовая политика, во многом ориентация на аналогичные проекты, стандартные технологии, не мотивирующие появления дополнительных рыночных возможностей. Отсюда радужные финансово-экономические показатели проекта за счет завышения конечной цены реализации товара и необоснованно оптимистичных перспектив, не соответствующих действительности.
Ошибка 7. Занижение издержек, связанных с реализацией представленного проекта, иногда искусственно, с целью получения желаемого кредита, но чаще из-за их очень поверхностного учета и применения тарифов и технико-экономических коэффициентов текущего учетного периода без учета динамики на будущее, часто используются только прямые затраты или метод учета укрупненными группами.
Ошибка 8. Неверная оценка рыночных рисков реализации проекта и человеческого фактора.
Ошибка 9. Неправильно выбранные методики анализа проекта и технические ошибки финансово-экономических расчетов.
Ошибка 10. Не уделяется должное внимание презентации бизнес-плана как в письменной, так и в устной форме. Часто забывают о том, что встречают по одежке, и не заботятся об удобстве прочтения документа, излишне перегружая его второстепенной информацией, цифрами, данными статистики и т.п. Следует сбалансированно и логично излагать суть проекта, а детализацию расчетов относить в приложения. Нужно уделить большое внимание резюме бизнес-плана, где в тезисной форме дается экспресс-справка по жизнеспособности и перспективности проекта, побуждающая инвестора вложить деньги именно в него. Немаловажную роль играет устная презентация проекта, начиная от ее технологии и заканчивая правильным выбором места и времени.
Замечания относительно подготовки информации для бизнес-плана и претворения его в жизнь
Замечание 1. Реальность всегда будет корректировать даже самые гениальные и перспективные идеи, и к этому надо быть готовым, прежде всего психологически.
Проектная эйфория со временем заканчивается, энтузиазм иссекает, а трудностей, с которыми сталкивается проект, оказывается гораздо больше, чем предполагалось в бизнес-плане. Все это приводит к нежеланию двигаться дальше, срываются проектные сроки, увеличивается бюджет проекта, проект превращается в «долгострой» и со временем умирает собственной смертью, иногда на предынвестиционной стадии или первой фазе инвестирования.
Замечание 2. Амбиции и интересы инвестора и проектной группы находятся по разные стороны баррикад.
Инвестиции — это способ зарабатывания денег. Поэтому инвестора может совсем не интересовать суть технологии производства, инновационность, качество конечной продукции, долгосрочные перспективы бизнеса, что является приоритетом для инициаторов проекта. А вот норма доходности и период получения прибыли по капиталовложениям будут основой для беспокойства и принятия инвестиционного решения. Этот фактор редко принимается во внимание при составлении бизнес-плана; акценты расставляются не на тех позициях, а в результате у инвестора не возникает желания участвовать в проекте. Наихудший вариант, когда нет разграничения по участию в управленческих и технологических решениях, и инвестор, не обладая должной компетенцией, диктует правила игры. В организационной части бизнес-плана надо страховаться от подобных ситуаций. Иногда на проектной стадии логичнее выбрать менее привлекательное в финансовом плане решение, но при этом оградить себя от организационных и управленческих неприятностей в будущем.
Замечание 3. Заблуждение, что чем меньше срок окупаемости, тем привлекательнее проект для инвестирования.
Бесспорно, долгосрочные проекты в большей степени находятся вне зоны внимания частных инвесторов, так как сопряжены с рисками, но искусственно, для большей привлекательности капиталовложений, занижать срок окупаемости опасно и нецелесообразно, так как потенциальный инвестор способен адекватно оценивать реальные перспективы проекта и принимать решение в сопоставлении с аналогичными инвестиционными продуктами.
Замечание 4. Проектный цикл и цикл инвестиций — разные понятия.
Полиграфическое производство высокотехнологично и предполагает длительный период подготовки основных средств к эксплуатации. Поэтому запуск производства, как правило, никогда не совпадает с первой инвестиционной фазой. С начала реализации проекта до момента поступления готовой продукции полиграфического предприятия на рынок (в оборот) может пройти более года. Для проектного анализа следует рассматривать несколько этапов окупаемости:
- производственную окупаемость — период с момента запуска производства до полного покрытия совокупных затрат;
- проектную окупаемость — период от замысла проекта до достижения покрытия затрат доходом проекта без учета использования заемного капитала (без учета интересов инвестора);
- инвестиционную окупаемость — период проектной окупаемости с увеличением на стоимость интересов инвестора (стоимость использования заемного капитала).
Если не учитывать реальный жизненный цикл проекта и графики запуска его отдельных стадий, то можно существенно изменить реальные финансовые показатели проекта.
Замечание 5. При сопоставлении экономических эффектов различных проектов нельзя сопоставлять несопоставимые показатели.
Одни проекты нацелены на экономические результаты, основанные на скорости оборота, другие ориентированы на такие показатели, как высокий уровень рентабельности и чистая прибыль. Например, газетное производство имеет низкий показатель рентабельности, и основная доходность обеспечивается оборотом (совокупный объем реализации), а типография, специализирующаяся на VIP-продукции, скорее будет ориентирована на клиента, готового переплачивать за качество и сервис, тем самым обеспечивая высокий показатель рентабельности. Аналогичная ситуация и с продукцией с так называемым добровольно-принудительным спросом. У проектов реинжиниринга и проектов, связанных с продажей услуг и наукоемких продуктов, экономические критерии будут существенно различаться. Таким образом, сопоставление отдельных проектных экономических критериев бывает бессмысленно для принятия решения по инвестированию.
Замечание 6. Любое, даже самое безболезненное изменение в деятельности компании порождает первоначальное сопротивление персонала.
Во-первых, любой проект требует сплоченной команды единомышленников, однако интересы и возможности индивидуальны, и на начальной стадии желательно определиться с «грезами будущего» и ресурсными вложениями каждого члена команды. Во-вторых, персонал, прямо и косвенно связанный с проектом, должен четко понимать, что от него хотят и что он с этого получит. При отсутствии сформулированных задач и правильной мотивации результат непредсказуем. В-третьих, следует понимать, что построить «коммунизм» в отдельно взятом подразделении нереально, проект должен носить комплексный характер, учитывающий факторы внешней среды и психологический климат предприятия. В-четвертых, персонал должен получать исчерпывающую информацию по проекту и быть квалификационно подготовлен заранее. И наконец, важно любые начинания доводить до логического завершения, так как незавершенность и неопределенность перспектив являются серьезным демотивирующим фактором.
То, что желательно оставить «за кадром»
1. Озабоченность собственной выгодой при реализации проекта — понятно, что основная цель бизнеса — извлечение прибыли, но реализационная прибыль без клиента существует за гранью реальности. Поэтому бизнес-план должен продемонстрировать заботу о клиенте и показать, что руководство организации думает в первую очередь не о самом производстве продукции, а о том, что нужно клиентам и какие преимущества они получат от использования этой продукции.
2. Уникальные технологические и управленческие разработки, конструкторские решения и иные инновационные решения, а также другая эксклюзивная информация — всё это может стать достоянием общественности и быть запатентовано отнюдь не авторами.
3. Инновационные проекты и разработки, сложные для понимания потенциальных инвесторов, — капиталовложение в инновации требует иных подходов, поэтому не следует отягощать проекты супертехнологиями будущего, дожидаясь либо подходящего времени, либо постепенно внедряя отдельные элементы в более простые для восприятия проекты (проектную серию).
4. Нереалистические прогнозы роста — такие прогнозы на долгосрочную перспективу порождают у инвесторов чувство, что предприниматели или оторвались от реальности, или не знают рынка. Потенциальный инвестор может определить вероятные прибыли, стоимость сбыта, цену продукта и т.д., изучив информацию, полученную от других компаний, работающих в этой области.
5. Индивидуализация бизнес-предложений для каждого клиента — инвесторы не сторонники иметь дело с продукцией, обладающей индивидуальной потребительской полезностью.
6. «Растекание по древу» или концепция «широкого спектра околовсяческих услуг…» — отсутствие концентрации внимания компании на определенном рыночном сегменте или направлении. Компании, которые пытаются сделать слишком много, ничего не делают хорошо.
***
Во время кризиса планирование является одним из эффективных инструментов предотвращения негативных последствий нестабильности. Бизнес-планирование позволяет эффективно использовать проверенные временем прогностические модели развития бизнеса в динамичных условиях, быстро ориентироваться в ситуации, минимизировать возможные потери посредством выбора оптимальной тактики и стратегии поведения.
Материал предоставлен Экспертным советом по полиграфическим и издательским бизнес-технологиям (е-mail: exsovet@exsovet.ru).