КомпьюАрт

4 - 2009

«Твердые» технологии полиграфического производства

Андрей Крылов
krylov@compress.ru

О производстве книг в твердом переплете

Цифровое производство книг в переплете

Проблемы, о которых нельзя молчать

О производстве книг в твердом переплете

Лет двадцать назад технологию изготовления переплета можно было разделить на два типа: автоматизированную (на полиграфкомбинатах) и ручную. Линии «Колбус» были установлены почти на всех крупных полиграфических предприятиях, и все учебники, книги сказок и решения съездов переплетались именно на них. При каждом полиграфкомбинате также было (и сейчас есть) макетное отделение, куда каждый желающий мог обратиться, чтобы переплести вручную имеющееся у него издание. В настоящее время стоимость переплетных работ начинается от 100 руб. в зависимости от вида переплета. Возможно также изготовление тисненных золотом поздравительных адресов.

Переплетные процессы построены на производстве в соответствии с указаниями «Справочника технолога-полиграфиста»

Переплетные процессы построены на производстве в соответствии с указаниями «Справочника технолога-полиграфиста»

Технологическая цепочка изготовления книг в переплете состоит из трех этапов:

1. Создается книжный блок, листы которого могут быть отпечатаны офсетным или теперь уже цифровым способом (фальцовке листов, листоподборке и сшиванию блока мы планируем посвятить статьи в следующих номерах, так как это отдельные большие темы).

2. Создается переплетная крышка — картонные сторонки соединяются с отпечатанной офсетным или цифровым способом обложкой. В качестве примера приведем соответствующее оборудование фирмы Schmedt. Комплекс оборудования для изготовления книг в переплете особенно эффективен при небольших тиражах продукции (от единиц до нескольких тысяч экземпляров), когда нецелесообразно применять высокопроизводительные поточные линии.

3. Книжный блок соединяется с переплетной крышкой. Рассмотрим в качестве примера оборудования для этой операции книговставочную машину Tecnograf Tower итальянского производителя, поддерживающую технологию print-on-demand — печать книг по требованию. Как мы увидим далее, данное направление в ближайшее время обещает стать одним из наиболее востребованных видов полиграфического бизнеса.

Полуавтоматическая крышкоделательная машина PraziCase SC 2 фирмы Schmedt

Полуавтоматическая крышкоделательная машина PraziCase SC 2 фирмы Schmedt

Машина Tecnograf Tower предназначена для небольших переплетных мастерских, типографий и других компаний, которые не могут позволить себе полную книжную линию или которым «большая» книжная линия не подходит из-за размеров, скорости или специального типоразмера книг, а также для книгопереплетчиков, еще работающих с полуавтоматическим оборудованием и желающих перейти на более высокий уровень автоматизации по выполнению главных операций. Tecnograf Tower — это новая концепция переплета: новые решения, высокое качество, новая технология приклейки, малые габариты, высокая гибкость.

Книговставочный модуль Easy Tower

Книговставочный модуль Easy Tower

Линия Tower включает машину для приклейки каптала Easy Band, книговставочный модуль Easy Tower и модуль обжимки и штриховки Easy Press. Машина предназначена для вставки книг формата от 100 x 100 до 350 x 420 мм и толщиной от 6 до 70 мм. Максимальная скорость линии — 400 циклов/ч. Линия Tower позволяет вставлять книги с прямым и круглым корешком в твердую и интегральную обложку, а также блоки Wire-o, собранные на пружину.

Так выглядит книговставочная линия Tower, собранная из отдельных модулей: для приклейки каптала, обжимки и штриховки

Так выглядит книговставочная линия Tower, собранная из отдельных модулей: для приклейки каптала, обжимки и штриховки

Одна из особенностей данной машины — это переналадка с работы на работу в течение 3 мин. Управление машиной осуществляется посредством программы Copilot, все параметры заносятся в компьютер с помощью специального стола, на котором происходят замеры.

«Колбусы» и «ситиэски» (CT 60, CT 100, CT 150) — еще два вида автоматических книговставочных машин-линий. Линия машин CT включает три модели для высокоскоростной вставки блока толщиной от 2 до 25 мм с прямым корешком и максимальным форматом 285 Ѕ380 мм. При разработке этих машин компания Tecnograf отказалась от классического построения книговставочной машины, когда блок раскрывается посередине (как на линии «Колбус»), подается на вставочное «крыло», после чего происходит его проклейка и вставка в обложку.

Конструкция переплета 7Бц (интересно, как он называется в Китае?) на примере образцов книг, выпускаемых на Тверском полиграфкомбинате

Конструкция переплета 7Бц (интересно, как он называется в Китае?) на примере образцов книг, выпускаемых на Тверском полиграфкомбинате

В этих машинах процесс вставки выполняется следующим образом. Обложка подается с автоматического самонаклада в раскрытом виде, на нее с помощью специальной формы наносится клей. Помимо общей проклейки, в местах штриховки можно нанести полоски термоклея для предотвращения отставания там блока от обложки. Затем из верхнего самонаклада на крышку подается блок, который позиционируется на обложке и с помощью специальных зажимов фиксируется на ней по боковой кромке. После этого происходят закрытие обложки, обжим и штриховка. Производительность данных линий — 60, 100 и 150 циклов/мин.

В начало В начало

Цифровое производство книг в переплете

11-16 марта в Москве, в павильоне № 57 на ВВЦ, прошла национальная выставка-ярмарка «Книги России», в рамках которой компания Xerox провела тематическую пресс-конференцию «Перспективы малотиражного и единичного производства книг в издательском деле». Были рассмотрены примеры успешных проектов зарубежных издательств, а также обсуждались перспективы заимствования этого опыта в российских условиях.

Малотиражное производство книг и печать по требованию уже давно стали привычным явлением в книжном деле во многих странах. В отличие от большинства других сегментов рынка, где находит применение цифровая печать, здесь активное внедрение новых технологий происходит в основном по инициативе заказчиков — издательств, которые видят в них инструмент, позволяющий решить самые острые проблемы, связанные:

  • с неопределенностью планирования: как найти баланс между затовариванием и недопроизводством, как правильно прогнозировать спрос, как сократить издержки дистрибьюции и неликвидных складов?
  • с поиском новых источников прибыли: как увеличить жизнь издания, как расширить спектр наименований, доступных для заказа, как найти наиболее короткий путь книги к своему читателю?

Интернет-торговля, электронные книги, модель производства под заказ становятся все более распространенными элементами стратегии компаний — участников современного книжного рынка. Экономический кризис, заставляющий всех искать более эффективные формы ведения бизнеса в условиях борьбы за выживание, может стать катализатором пересмотра долгосрочных стратегий развития и создания новой инфраструктуры в области как используемых технологий, так и взаимодействия основных участников рынка.

Книговставочная машина СТ 150

Книговставочная машина СТ 150

Технология печати по требованию (print-on-demand) позволяет издательствам не только найти баланс между затовариванием и недопроизводством, но и в срочном порядке выпустить издание, например, для участия в выставке или для анализа читательского спроса, начав его продажу в магазинах. Раньше, 5-10 лет назад, издательства выходили из этого положения так: в типографиях печатались лишь обложки, которые выставлялись затем на полках и в витринах магазинов.

Из диаграммы следует, что 37+9% книг можно печатать цифровым способом

Из диаграммы следует, что 37+9% книг можно печатать цифровым способом

Примеров использования цифровой печати при изготовлении книг как в переплете, так и в обложке в России уже достаточно.

Пример 1. Выпуск дорогих раритетных, персонализированных изданий

Издательский дом «Анатолия» — издательство, основанное на базе салонов оперативной полиграфии и выпускающее цифровым способом раритетные книги (в КомпьюАрт № 7’2008 ему посвящена отдельная статья).

Полиграфистов, привыкших к просторным цехам офсетного производства, поразит небольшое и тихое помещение, где установлена только машина цифровой печати Xerox DC8000AP. Рядом — лотки с бумагой и готовыми цветными внутренними листами, ждущими при единичных тиражах ручной листоподборки и переплетных работ. Результаты использования цифрового оборудования можно было увидеть на выставке.

Пример 2. Выпуск книг для образовательных целей

В новом издательском комплексе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета установлено полиграфическое оборудование компании Xerox — третье поколение новейших цифровых печатных машин iGen3, которые, как показала практика, во-первых, полностью удовлетворяют требованиям университетского печатного комплекса, а во-вторых, позволяют университету снизить стоимость отпечатка при печати больших тиражей и ускорить выпуск книг и учебных пособий.

Собственный издательский комплекс позволяет университету не только обеспечивать своих студентов учебниками, выпускаемыми ограниченным тиражом (столько, сколько необходимо), но и решать другие полиграфические задачи. Раз в семестр издаются конспекционные тетради, содержащие курс лекций. При желании студент может дополнить конспекты нужной ему информацией. Кроме того, линия Book Factory компании Xerox позволяет СПбГПУ издавать университетский журнал «Научно-технические ведомости».

Книги ИД «Анатолия», изготовленные цифровым способом, если и отличались от книг других издательств, демонстрировавшихся на выставке-ярмарке «Книги России», то только переплетами из настоящей кожи, единичными тиражами и персонализацией

Книги ИД «Анатолия», изготовленные цифровым способом, если и отличались от книг других издательств, демонстрировавшихся на выставке-ярмарке «Книги России», то только переплетами из настоящей кожи, единичными тиражами и персонализацией

В настоящее время типография университета в год выпускает более 600 наименований полноценной полиграфической продукции: с цветными иллюстрациями, с печатью переменных данных, в переплете. Для печати одной книги требуется совсем немного времени — всего около четверти часа, поэтому СПбГПУ успевает обеспечить необходимой литературой все кафедры. Функционирующий в университете информационный портал DocuShare позволяет студентам пользоваться оцифрованной библиотекой, а при необходимости заказывать печать требующейся литературы и учебных материалов — таким образом, в университете освобождается площадь, которую раньше занимали быстро устаревающие издания, которых в области информационных технологий и точных наук довольно много. Теперь же университет может рассчитывать свои тиражи с точностью до одного экземпляра и в случае необходимости допечатывать тираж в минимальные сроки.

Неизменной популярностью у студентов пользуется услуга «печать по требованию»: студенты заказывают книги, которых нет в университете и в печатном виде, а на следующий день, благодаря новейшим технологиям Xerox, уже получают готовую печатную продукцию.

В начало В начало

Проблемы, о которых нельзя молчать

Известно, что заказчиками книг в переплете являются в большинстве своем частные издательства. Но со временем появился новый тип заказчика — частный клиент. Обычно это человек, желающий опубликовать собственное произведение, или организация, которой нужно напечатать корпоративное издание
(например, о подвигах работников ФСБ). Такой заказчик нанимает дизайнера-верстальщика для подготовки оригинал-макета и отправляет его готовый PDF-файл в типографию. И тут уже начинаются трудовые подвиги технологов, которые ведут это издание.

Основные проблемы, которые возникают в процессе работы типографии с издательством или частным заказчиком, связаны с допечатной подготовкой изданий. Большинство заказчиков работают с дизайнерами-надомниками, многие из которых не имеют представления о специфике подготовки файлов для офсетной печати, а зачастую у них даже отсутствует необходимое программное обеспечение. Издательства не обеспечивают должного входного контроля файлов и не устраняют допущенные ошибки до того, как файлы будут переданы в типографию.

Цифровая машина Xerox DC8000AP

Цифровая машина Xerox DC8000AP

Условно такие ошибки можно разделить на три группы. Ошибки первой группы вызваны недостаточным вниманием к подготовке файлов дизайнерами и менеджерами по работе с типографиями. Регулярно приходится сталкиваться с некомплектностью заказов: отсутствие отдельных страниц в файлах, некоторых составляющих, несоответствие файлов подписанной корректуре, макетам, ошибки в тексте, несвоевременная передача файлов и т.п.

Вторая группа ошибок связана с техническими недочетами при подготовке файлов для передачи в типографию. Случается, что файлы записываются некорректно, при наличии макетов и технологических карт информация в электронном виде отсутствует. К техническим ошибкам дизайнеров-верстальщиков относится наличие обрезных меток на живописном поле, верстка полос в обрезном формате, запись полос разворотами или запись каждой полосы отдельным файлом, не внедренные в публикацию шрифты и т.п.

Ошибки третьей и самой большой группы обусловлены непониманием особенностей подготовки файлов для офсетной печати и несоблюдением технических требований к файлам. Все крупные типографии имеют разное производственное оборудование и программное обеспечение. Поэтому их технические требования к подготовке файлов неизбежно различаются.

Обычно полиграфические комбинаты предоставляют своим партнерам «Технические требования к подготовке файлов и их передаче на производство». Соблюдение положений этого документа является гарантией качественного и своевременного выполнения заказа.

В начало В начало

КомпьюАрт 4'2009

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства