КомпьюАрт

4 - 2009

О проблемах воспроизведения фирменного цвета в отечественной полиграфии

Вадим Самохин,
зам. генерального директора «КОЛОРЛАБ. Лаборатории качества и цвета»

Отправная точка — эталон

Аналоговый аспект

Цифровой аспект

Технолого-экономический аспект

Воспроизведение фирменных цветов промышленным способом образует сложную взаимосвязанную систему, состоящую из множества элементов, влияющих на конечный результат, поэтому невозможно рассматривать единичные элементы как отдельные и независимые части, пытаясь воздействовать на них без учета реакции системы в целом. Следуя этой же предпосылке, невозможно создать один цветовой эталон, удовлетворяющий всем без исключения запросам или конечным факторам, как это, например, сделано для мер веса или длины. Именно поэтому важно понимать, каким образом производственные процессы — составные элементы систем будут влиять на преобразование цвета.

В систему воспроизведения фирменного цвета входят различные компоненты, такие как бумага или другой материал, на котором должен быть воспроизведен фирменный цвет, краски и лаки, полиграфическое оборудование, способ воспроизведения, эталон фирменного цвета, способ подготовки данных к производству и, как итог, увеличение или уменьшение стоимости конечного продукта.

В последнее время наметилась общемировая тенденция сближения производителей материалов и технологий с конечным производством и потребителями по выработке единых подходов к управлению цветом, однако производитель больше заинтересован в продаже своих технологий, нежели в инвестировании в общее пространство обмена информацией. Именно поэтому управление цветом сегодня является специфическим определением не только для построения ICC-профилей цветовоспроизводящих систем, но и для разработки технической и технологической документации и спецификаций, сопровождающих передачу цвета от системы к системе и проведение сложных работ по настройке всех производственных звеньев цепи.

Данная статья не претендует на роль руководства в области воспроизведения фирменных цветов, однако поднимаемые в ней вопросы, рассмотренные трудности и некоторые практические пути их решения подсказали автору опыт и международная практика работы как с различными компаниями — заказчиками цветов, так и с производственными предприятиями.

Отправная точка — эталон

Первой и основной ступенью отношений между заказчиком и производственным предприятием является определение эталона фирменного цвета, который необходимо воспроизвести.

Общая проблематика воспроизведения фирменного цвета имеет те же самые корни, что и общие проблемы полиграфии, — соответствие оригинала и отпечатанного образца. В случае с фирменными цветами дело осложняется тем, что цвет должен быть воспроизведен на различных материалах, а это значит, что в процесс будут вовлечены совершенно разные технологии и производственные процессы, порой далекие от полиграфии, например производство сувенирной продукции или широкоформатная печать для фасадной рекламы.

Остановимся на полиграфическом аспекте проблемы как наиболее близкой для нашего журнала теме. Как известно, цветовой охват традиционной CMYK-печати значительно меньше охвата цветовых атласов, например Pantone или HKS, поэтому при воспроизведении фирменного цвета существует два принципиально различающихся подхода к его воспроизведению. Первый — система воспроизведения фирменного цвета с максимальной точностью и минимальными отклонениями при производстве. В случае печати фирменного цвета процесс осуществляется дополнительными красками, например созданными отдельным смещением по атласу Pantone или HKS, что приводит к увеличению стоимости продукции. Это не самый популярный путь, особенно в условиях кризиса.

Второй способ — система воспроизведения фирменного цвета с оптимизацией стоимости печатной продукции; фирменные цвета воспроизводятся путем преобразования цвета из любой системы в CMYK (напомним, что цветовой охват триадных красок всегда меньше, чем у смесевых). Фирменный цвет воспроизводится путем последовательного наложения красок. Данный способ не может обеспечить точное воспроизведение цвета прежде всего потому, что при печати для каждой отдельной краски C, M, Y, K существует допустимое отклонение (погрешность) на производстве, указанное в международных стандартах ISO 12647-2, -3, -4, -5, -6, -7. Точность воспроизведения фирменного цвета будет равна сумме отклонений для каждой краски C, M, Y, K, формирующей фирменный цвет.

В итоге первый способ производства обеспечивает более точное воспроизведение фирменного цвета, но стоимость печатной продукции выше, чем при традиционной печати CMYK. Второй способ дает оптимизацию по стоимости производства полиграфической продукции, но максимальный разброс при воспроизведении фирменного цвета. Учитывая это, производству и заказчику необходимо вовремя сориентироваться и понять, что будет являться эталоном цвета, к которому нужно стремиться.

Отметим также присутствие производственных допусков на всех стадиях производства, поэтому правильное определение эталона очень важно еще на стадии планирования размещения заказа. Например, минимальное отклонение от эталона влечет за собой ограничение количества типографий, которые могут воспроизвести требуемый заказ. Чем жестче допуск, тем более качественной, но и более дорогой будет получаемая продукция. Большой допуск подразумевает большее количество производств, которые могут принять участие в выполнении печати, больше возможности у заказчика уменьшить свои издержки, но и большую вероятность получения продукции, не отвечающей заданному качеству.

В начало В начало

Аналоговый аспект

Немного устаревшее название, однако полностью отражающее смысл. В «Большом советском энциклопедическом словаре» понятию «эталон» дается следующее определение: «мера или измерительный прибор, служащий для воспроизведения, хранения и передачи единиц количественной величины». Система (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) — «множество элементов, находящихся в отношениях и связанных друг с другом, образующих определенную целостность, единство». Эти определения даны много лет назад, однако мы вновь обращаемся к ним, чтобы начать обсуждение наиболее проблематичного пункта во всем полиграфическом производстве, а именно вопроса, что же является эталоном для производства и заказчика.

Существуют различные точки зрения на этот вопрос, и можно согласиться со всеми из них, или только с частью, или вообще не соглашаться, но факт остается фактом: примерно в 80% случаев корпоративные (фирменные) цвета не разрабатываются специально, а берутся из какого-либо цветового атласа. Самым распространенным является атлас Pantone (Pantone Matching System, PMS), соответствующий основным (базовым) комбинациям красок, используемым для создания всех возможных цветов и оттенков. Pantone formula guide — это CMYK плюс 14 специальных цветов плюс шесть цветов Hexachrom, так называемых дополнительных цветов с максимальной насыщенностью, которой можно добиться на существующей в настоящее время «стандартной» пигментной базе.

Налицо явное преимущество — напечатанные на бумажной основе (мелованная, немелованная, матовая) сотни цветных прямоугольников, отмеченных идентифицирующими номерами на различных бумагах, могут служить примером воспроизведения цвета. Тем более что цветовые атласы выпускаются массовыми тиражами, для каждого цвета приводится формула смешения основных красочных компонентов, в том числе и для таких специальных красок, как флуоресцентные и металлизированные, иногда также приводятся координаты RGB и HSL. Однако не стоит забывать, что все атласы печатаются на печатных машинах, имеющих допуск при печати, и в процессе печати возникает естественный разброс характеристик отпечатанных материалов. Именно поэтому атласы могут немного отличаться друг от друга. У заказчика может быть один атлас, а в типографии — другой. Это касается всех без исключения материальных систем визуализации цвета, выпускаемых серийно: атласов HKS (Германия), Toyo (Япония), DIC (Япония), редко встречающихся специализированных цветовых атласов RAL, используемых в основном в лакокрасочной и автомобильной промышленности. При довольно широком распространении атласов для всех печатных производств подобная унификация не всегда оправданна, особенно при печати на впитываемых поверхностях, например во флексографском и газетном производствах.

При таком разнообразии исходных материалов так называемая разработка цвета сводится к выбору того цвета или оттенка, который бы максимально удовлетворял требованиям заказчика. В подавляющем большинстве случаев это и является заключительным этапом разработки фирменного цвета. Замечу при этом, что цена за разработку или ребрендиг компании, включающие также цветовое решение, в крупных рекламных агентствах исчисляется десятками тысяч евро.

Давайте посмотрим на этот, казалось бы, отлаженный механизм с другой стороны. На страницах печатных изданий и в Интернете неоднократно отмечалось, что цветовые атласы напечатаны «стандартизованными» красками CMYK, отвечающими стандартам ISO, плюс дополнительными красками (количество которых варьируется в зависимости от производителя атласа). Однако с течением времени все атласы теряют свои свойства: краски выцветают, а бумага желтеет, какого бы мелования она ни была. Наиболее критичные области, где изменения особенно заметны, — ненасыщенные и ахроматические цвета, где отчетливо наблюдается старение бумаги.

Настольно-издательские системы типа QuarkXPress, InDesign или Photoshop уже имеют в своем интерфейсе цвета Pantone или HKS, но при этом компании-производители умалчивают о несоответствии между электронными данными и реально отпечатанными атласами. Причины этого обусловлены механизмами воспроизведения цвета на мониторах (сигналы RGB) и на запечатанной поверхности (краски CMYK), использованием фиксированных параметров измерения (температуры освещения и угла обзора) и соответственно привязанных к этому значений цветовых координат Lab, несоответствием между версиями цветовых библиотек в разных программных продуктах и с их физическими вариантами, а также запечатываемыми материалами.

Рис. 1. Pantone Color Bridge

Рис. 1. Pantone Color Bridge

Отдельно стоит вопрос о «возможности воспроизведения фирменных цветов синтезом CMYK». К сказанному выше можно добавить, что при ближайшем рассмотрении «одного и того же» цвета (рис. 1) видно, что получившийся путем смешения цвет имеет растровую (рваную) структуру, что однозначно придает фирменному цвету вид «грязного» цвета или некачественно выполненной работы, хотя вполне может быть, что печать была произведена на самом высоком уровне с малыми производственными допусками. Из классического определения полиграфического синтеза известно, что воспроизведение чистых цветов практически невозможно при использовании только четырех красок CMYK. Воспроизведение чистых цветов всегда требует дополнительного введения отдельной краски для каждого цветового элемента фирменного цвета.

Более того, необходима периодическая замена атласов, соблюдение правил их хранения, что не всегда возможно по причинам технического и экономического характера. Зачастую старый атлас, в силу своего возраста, имеет существенные отличия от нового, что создает проблемы в дальнейшем воспроизводстве.

В начало В начало

Цифровой аспект

Pantone и другие компании приложили немало усилий и средств для развития, продвижения и рекламы своих атласов. В настоящее время почти все издательские программы предоставляют возможность использования встроенных цифровых библиотек в своем рабочем потоке.

Применение встроенной системы управления цветом и преобразования цветов на лету в различных программных пакетах значительно упростило жизнь полиграфической индустрии, однако без накладок всё равно не обходится, если один цвет должен быть представлен на другом носителе или на другом запечатываемом материале, нежели планировалось изначально. Например, некоторые изготовители цветных принтеров снабжают свое программное обеспечение палитрами Pantone, которые можно выбирать в установках РИП, а также в специальных утилитах с заведомо «проверенными» результатами. Однако, к сожалению, это может решить проблему лишь локально, так как каждое программное обеспечение работает по своим внутренним алгоритмам, отличающимся от алгоритмов конкурентов.

Обратимся с программе Phohtoshop. Когда из палитры доступных электронных библиотек цветов выбирается какой-либо цвет, программа автоматически, на лету пересчитывает цвет согласно цветовой системе и цветовым профилям ICC, используемым программой.

Adobe, Macromedia, Quark, Corel и многие другие фирмы используют в своих системах только координаты цвета. Для издательских систем этого вполне достаточно, однако, когда речь заходит о воспроизводстве или смешении красок, электронные атласы в настольных системах теряют всякий смысл.

Первое, что приходит в голову, — построить корректные цветовые профили систем, используемых в производстве: профиль для монитора, профиль для сканера, профиль для цветопробного принтера и профиль для печатной машины, что является верным решением в случае стабильности производственный цепи и надежным инструментом для коррекции изображения на экране монитора, но никак не гарантией правильности воспроизведения дополнительного фирменного цвета, если печатная машина применяет традиционную CMYK-печать. Воспроизвести чистый или очень насыщенный цвет, например Pantone purple C или Pantone 375C, будет невозможно, каким бы стабильным процесс ни был.

Рис. 2. Profile Maker эмулирует возможность воспроизведения чистого цвета красками CMYK

Рис. 2. Profile Maker эмулирует возможность воспроизведения чистого цвета красками CMYK

 

Для предварительной оценки возможности воспроизведения подобных цветов можно использовать, например, один из модулей программы ProfileMaker компании X-Rite (рис. 2). При наличии профиля печатной машины, построенного под требуемый тип запечатываемого материала, программа даст первое приближение возможности воспроизведения, ориентируясь на цветовое различие ∆E, в том числе и при печати более чем в четыре краски. Это оказывается серьезным подспорьем на первом, оценочном этапе, особенно при работе с заказчиками, для которых цвет является важным показателем успеха. Однако проблемы могут остаться нерешенными, поскольку требуется стабильность не только производства, но и расходных материалов, а погрешности технологического цикла при этом суммируются.

Использование при работе с заказчиком только номера цвета по Pantone тоже не приведет к желаемому результату, так как различные запечатываемые материалы обладают разными поверхностными свойствами, что сказывается на цветовоспроизведении. На современном уровне развития производства стоит избегать использования денситометрических оценок и стремиться применять лишь спектрофотометрические. И не только потому, что современные стандарты оперируют исключительно координатами Lab, но и из-за того, что в случае использования дополнительных цветов денситометры будут соотносить все цвета и оттенки только со CMYK-красками.

Более того, спектрофотометрические приборы могут применяться как отдельно, так и совместно с программами построения профилей, статистическими программами оценки качества и специализированным обеспечением по подбору красочных рецептур.

Рис. 3. Несоответствие оттенков на обложке (слева — печать на картоне) и в блоке

Рис. 3. Несоответствие оттенков на обложке (слева — печать на картоне) и в блоке

Проблемы, возникающие при печати с оборота, при печати с последующей лакировкой, использовании, например, картона для обложки и мелованной бумаги в блоке (рис. 3), можно минимизировать, применяя программно-аппаратные средства и корректно составленную техническую и технологическую документацию, базирующуюся на стандартах, а также задействуя подготовленный персонал.

Одним из решений проблемы интеграции библиотек Pantone стало встраивание их в спектрофотометры. Ими можно, например, измерить цвет и найти близкий в цветовой библиотеке либо сравнить электронный эталон с бумажным.

Встроенные средства и цифровые цветовые библиотеки от компаний — производителей оборудования, таких как Techkon и X-Rite, имеют бесспорные преимущества перед просто напечатанными атласами. Они не выцветают, не портятся от попадания влаги, их можно периодически обновлять (в большинстве случаев бесплатно). Обратимся к международной практике и опыту использования электронных библиотек для оценки цветовых различий при разных условиях наблюдения (различном освещении и угле обзора) и фактическом прогнозировании будущего печатного образца. Вся информация о цветах библиотеки хранится в спектрофотометре в спектральном виде и не зависит от условий наблюдения и выбора физических фильтров для измерения.

Однако существуют ограничения в использовании электронных библиотек цветов, связанные прежде всего с отсутствием физического образца для сравнения, в том числе и визуально. При нерегулярном обновлении электронных библиотек у заказчика и производителя или слабой информативной базе компании — владельца инструмента либо программного обеспечения возникает путаница в версиях библиотек. Отличия же одной версии от другой могут быть очень существенными — до 2-4 ∆E Lab. Как было указано выше, печатные образцы также могут иметь большое отклонение ∆E.

Рис. 4. Функция Best Match

Рис. 4. Функция Best Match

Однако применение цифровых библиотек значительно облегчает и ускоряет подбор цвета. Например, измерив образец заказчика, можно мгновенно определить, какой цвет наиболее близок к нему на различных запечатываемых материалах, например на одной бумаге, и затем печатать на полимерных материалах и даже определить, какую коррекцию по толщине красочного слоя следует сделать при печати (функция BestMatch в приборе SpectroEye компании XRite — рис. 4). Это доступно не только для библиотеки Pantone, но и для библиотек HKS, Toyo и DIC.

В начало В начало

Технолого-экономический аспект

Данный аспект хотелось бы рассмотреть с двух сторон. Во-первых, со стороны производственных предприятий, а во-вторых — со стороны заказчика. Необходимо подчеркнуть важность этого аспекта в свете новых мировых тенденций сертификации, разработанной швейцарским институтом UGRA совместно с немецким институтом FOGRA. Процесс сертификации PSO (Process Standard Offset Printing) предусматривает контроль всех стадий производственного процесса, обеспечение стабильного производственного процесса и, как результат, повторяющееся качество оттиска от тиража к тиражу и возможность гарантировать заказчику точность воспроизведения цвета.

Взаимодействие различных отделов предприятия и стыковка технологий — вопросы, активно обсуждаемые в мировом полиграфическом сообществе. К сожалению, улучшение ситуации в большинстве случаев наблюдается только при привлечении сторонних консультантов, способных беспристрастно и безотносительно к личностям и взаимоотношениям в коллективе понять суть проблемы и помочь в ее решении. При этом желание руководства улучшить производственный процесс и пройти аудит и сертификацию является одним из основных слагаемых успеха.

Практика привлечения консультантов давно апробирована в Западной Европе и постепенно начинает применяться в странах Восточной Европы. Из-за все еще существующего недоверия к консультантам, низкого уровня их подготовки, практического отсутствия независимой экспертизы, особенностей менталитета, а также выключенности из здоровых экономических отношений на протяжении долгого времени компании испытывают проблемы с оптимизацией производственных отношений, недостатком свежих и оригинальных идей.

Безусловно, консультирование и аудит требуют дополнительных затрат, но в конечном счете они дадут дополнительные технологические и маркетинговые выгоды как предприятию-производителю, так и заказчику. В ходе консультирования производится доскональное изучение процесса и указываются недостатки, имеющиеся на производстве и требующие решения, или узкие места, нуждающиеся в оптимизации. Более того, профессиональные консультанты помогают производственным компаниям находить подходящие комбинации оборудования, программного обеспечения и технологий и правильно имплементировать их в производство.

В итоге предприятие-производитель будет уверено в своем успехе, сможет обеспечивать самое высокое качество, подтвержденное зарубежной экспертизой, а следовательно, привлекать даже требовательных заказчиков, гарантируя им выпуск качественной продукции.

Заказчик сможет найти предприятие, в котором будет уверен, сможет обсуждать все технические и технологические аспекты, зная, что предприятие обеспечивает высокий уровень сервиса, а даваемые им рекомендации будут базироваться на четком понимании возможностей и технологических ограничений.

В завершение подчеркнем, что тем, кто действительно заботится о цвете, стоит закладывать в свои бюджетные расходы более высокую стоимость, исходя из следующих предпосылок:

  • повышение красочности;
  • разработка фирменных цветов с возможным учетом материалов, на которых они будут воспроизводиться;
  • инструкции по применению фирменных цветов, содержащие оценки цвета на различных материалах, производственные допуски и иные важные пункты, требуемые для принятия решения о соответствии полученного цвета фирменному.
В начало В начало

КомпьюАрт 4'2009

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства