КомпьюАрт

4 - 2009

Лиха беда — начало

Екатерина Суслова

Надежда Дроздова — молодой московский иллюстратор, однако ее работы нисколько не выдают нехватку опыта. Я увидела ее иллюстрации в Живом Журнале (http://blackybird.livejournal.com) и невольно засмотрелась на детали, на цвета. Привлекли мое внимание и сюжеты: работы Надежды напоминают кадры из фильмов, которые непременно хочется посмотреть. Несомненно, у этой девушки большое будущее, ведь, кроме очевидного таланта, она умна и трудолюбива. Я уверена, что рассказ Надежды Дроздовой о себе и своей работе поможет многим начинающим иллюстраторам.

КомпьюАрт: Расскажите, пожалуйста, где вы родились, учились, работали.

Надежда Дроздова: Родилась я в г.Красногорске Московской области. Училась в детской художественной школе, а закончила в результате экономический факультет МАИ. Работала в сфере рекламы и маркетинга.

КА: Когда вы решили стать иллюстратором?

Н.Д.: Наверное, это случилось уже ближе к сознательному возрасту. А в детстве я была скорее дизайнером-конструктором бесполезных вещей. Собирала, клеила и разрисовывала все, что угодно: пистолеты, машинки, человечков… Впрочем, бусиками-колечками тоже не гнушалась, а порой замахивалась на целые дома, пусть только для птиц или собак. Причем в одинаковый восторг меня приводил и старый трансформатор с улицы, и «драгоценные камни», добытые из бижутерии на промыслах в бабушкиных шкатулках. Дизайнер был из меня креативный и плодовитый, но совершенно непромышленный. Птички и собачки крутили пальцем у виска, дивясь на странные конструкции, где им предлагалось уютно обустроиться и жить-поживать.

Блюз для фонарного столба

Блюз для фонарного столба

КА: Сложно было решиться на смену профессии?

Н.Д.: Нет, смена произошла сама собой. Я, ведомая «прекрасным недалеко», перешла из одной сферы деятельности в другую по месту соприкосновения маркетинговых стратегий и креатива рекламно-презентационной продукции.

КА: Какие были сложности в процессе этой перемены?

Н.Д.: Особых сложностей не было по вышеупомянутым причинам, а умение и желание рисовать было всегда. Немного жаль было осознавать, что многие полученные навыки и знания придется оставить за бортом.

В ожидании чуда

В ожидании чуда

КА: Расскажите, каким для вас открылся мир иллюстраторов?

Н.Д.: Открылся-то он разнообразным, увлекательным и полным возможностей, а потом развернулся и другими, менее прекрасными ракурсами в виде необходимости подстраиваться под требования заказчика и выполнять немилые сердцу заказы.

КА: Вы фрилансер или работаете в рамках студии?

Н.Д.: Пока я фрилансер. Во многом потому, что пик моей активности приходится на вечер, когда за окном становится темно и неинтересно, а в комнате, наоборот, уютно, хорошо и тепло.

Всё будет хорошо

Всё будет хорошо

КА: Как вы считаете, какой вид работы удобнее: фриланс или студия? Почему?

Н.Д.: Могу рассуждать только теоретически. Подозреваю, что работа в студии дисциплинирует, позволяет сосредоточиться на конкретной задаче, не отвлекаясь на поиски и переговоры с заказчиками. Также есть возможность услышать критику в свой адрес, получить совет и помощь коллег, которые болеют тем же делом и могут быть в чем-то более профессиональными. Фриланс лишен всего этого, зато дает куда больше свободы.

КА: Какой была ваша первая работа в качестве иллюстратора?

Н.Д.: Расскажу о работе, которая стала моим первым шагом при переходе в иллюстраторы. Мы решали непростую задачку корпоративного подарка клиентам. Нужно было нечто, что могло бы быть всегда на виду, но не имело большой материальной ценности, к тому же оригинальное (если уж не оценят эстетику, то по крайней мере запомнят, как необычно выглядело). А центральное место в этом невозможном произведении должен был занимать рекламируемый товар — безликий, стандартизованный и абсолютно лишенный изящества (что, впрочем, ничуть не мешало патриотам компании-производителя считать его красивым и элегантным). В общем, понурив голову, я пошла домой, а там забрела на кухню — подсластить тяжкую жизнь. И вдруг увидела чудесную икеевскую миску и не менее замечательные столовые ложки. Они и сыграли решающую роль муз и моделей. В результате на свет появился диковинный цветок, который являл рекламируемую продукцию в необычном и неожиданном качестве.

Поиграй со мной

Поиграй со мной

КА: Как вы нашли свой графический стиль?

Н.Д.: Попытаюсь рассказать о своем способе поиска стиля. Как ни банально, но сначала нужно четко осознать свои сильные и слабые стороны. Понимаю, что критиковать себя самого — задача для героев, поэтому можно попросить помощи у врагов (друзья обычно льстят). Например, я давно поняла, что два моих главных козыря — это довольно сильная графика и желание и умение передавать весь спектр человеческих эмоций. А панорамы и пейзажи, живость цветовых пятен, атмосферность и многофигурность — это то, что нравится мне в работах других авторов, но у самой так же хорошо не получается. Далее рекомендуется изучать работы мастеров, работающих в каждом из сильных направлений (в моем случае — это шедевры графики и классика анимации), постепенно изобретая собственный метод их компиляции.

Когда делаешь то, что получается лучше всего, появляется эмоциональный подъем, открывающий неиссякаемый источник энергии. Игра с толщиной контуров и линий, смелые изгибы акцентов, а где-то робкие намеки на форму завораживают. Прорисовка фактуры и постоянное изобретение все новых и новых способов передачи различных поверхностей увлекают и вдохновляют, а процесс отрисовки мелких деталей расслабляет и дает умиротворение.

При попытке же преодолеть свои слабые места руки опускаются настолько, что хочется все бросить. Поэтому надо искать пути обхода, а на досуге потихоньку тренироваться, чтобы подтянуться в том, в чем несовершенен, но ни в коем случае не пытаться это преодолеть во что бы то ни стало, так как есть большая вероятность разбить себе лоб.

В общем стиль постепенно выкристаллизовывается. Лишние детали отпадают, остается то, что работает на идею. Процесс идет до сих пор.

Привет из детства

Привет из детства

КА: Стиль всегда имеет характерные черты. На ваш взгляд, по каким нюансам можно отличить ваши работы?

Н.Д.: Логотип Блакибирд, конечно же! А еще, я надеюсь, присутствие некой истории или смысла, яркие эмоции.

КА: Как вы сами определяете свой стиль?

Н.Д.: Я в какой-то степени романтик, подверженный смене настроений и постоянно увлекающийся чем-то новым. Романтизм этот находится в постоянном циклическом колебании в зависимости от жизненного этапа, интересов и устремлений в данный период. Поэтому мой стиль можно смело назвать экспрессивным романтизмом.

КА: Наверняка вы много занимаетесь, чтобы расти в творческом плане. Расскажите о процессе вашего обучения: вы посещаете какую-то школу или занимаетесь самообразованием?

Н.Д.: Пошла учиться на курсы в МЭИ, чтобы вспомнить навыки академического рисунка и живописи, а также ознакомиться с декоративными приемами в живописи. Читаю книжки по иллюстрации и дизайну, посещаю соответствующие веб-ресурсы, общаюсь с единомышленниками в ЖЖ и на форумах.

КА: Как проходит ваш рабочий день?

Н.Д.: Четкого распорядка дня у меня нет. Если пик творческой активности приходится на ночь, то для работы вообще остается только вечер.

КА: А сам процесс создания работ? Делаете ли вы наброски или же сразу начинаете работу в графических пакетах?

Н.Д.: Правильно, полезно и нужно делать наброски, занудливо повторю я в который раз. Но я их не делаю. Вместо набросков я иногда леплю пластилиновые модели отдельных элементов, чтобы прочувствовать форму и понять, как на нее ляжет свет. Иногда специально нахожу или покупаю предмет, подходящий мне по форме и фактуре, и изучаю рефлексы, отражения и фактуру поверхности.

КА: Сегодня профессии дизайнера и иллюстратора в России, кажется, особенно популярны. Как вы предполагаете выделиться среди коллег?

Н.Д.: Сидеть и думать, чем бы таким выделиться — квадратным глазом или пятой ногой, — не пробовала. Пытаюсь рисовать то, что дает максимальное удовлетворение и свободу, и тем способом, в котором чувствую себя профессионально. Уверена, что если получаешь кайф от творческого процесса, если отдаешься ему полностью, растворяясь в собственных работах, то просто невозможно затеряться среди других, твоя индивидуальность проявится, как на рентгеновском снимке.

Семейный натюрморт

Семейный натюрморт

КА: Кстати, не хотите попробовать себя в качестве дизайнера?

Н.Д.: Дизайном немного занималась, и это интересно. Но пока сосредоточилась на иллюстрации, потому что на совмещение профессиональной работы в этих двух направлениях просто не хватает времени. Приходится выбирать. С одной стороны — относительная творческая свобода, а с другой — игра в психолога и логика, пытающегося с помощью различных визуальных приемов добиться нужного воздействия на зрителя и нащупать компромисс между желаниями заказчика и собственными представлениями о прекрасном. Дизайн и иллюстрация имеют точки соприкосновения, поскольку и то и другое — продукты коммерческие, но все же это две разные вещи.

КА: Какие у вас планы в профессии? Чего хотелось бы достичь?

Н.Д.: Хочу окончательно найти свой стиль и технику, которые могли бы максимально эффективно проявить мои природные способности к рисованию. Хочу утвердиться и зарекомендовать себя как самобытный автор, который не распыляется, хватаясь за всё, что движется, а имеет свой почерк и сам выбирает, с кем работать.

КА: Скажите, кризис как-то повлиял на вашу работу?

Н.Д.: Кризис лишил меня постоянного заказчика, но одновременно с этим дал стимул проявлять большую активность в поиске новых заказов и возможностей.

КА: Если бы вы иллюстрировали статью о финансовом кризисе, то какой сюжет, скорее всего, был бы у этой работы?

Н.Д.: Заставила бы зрителя улыбнуться, посмеяться над собой и всеми неприятностями, а также найти хорошее и позитивное даже в самой неблагоприятной ситуации.

Ты свободен

Ты свободен

КА: У вас есть очень интересные работы, по духу напоминающие триллеры. Для кого вы их делали, и какова их история?

Н.Д.: Страшилки-триллеры появляются для разнообразия, а иногда даже по необходимости. Например, у меня есть серия работ в технике матте, которые я рисовала года три назад. Тогда был не самый веселый период в моей жизни, и я решила, что имею полное право оттянуться на этой почве лирической печали. Развлеклась хорошо, наплодив драматических картинок, полных экспрессии и пафосного стеба. Самое интересное, что эта серия имела большой успех среди публики, а интерес к моей персоне возрос, хотя я не к этому стремилась. Мне хотелось пробиться в категорию «цифра-монтаж» на Фото.ру. Там тогда царили суровые нравы: милые, веселые и романтические картинки были просто волчьим билетом, с которым вход был закрыт.

КА: Кстати, какой сюжет для иллюстрирования вы любите больше других?

Н.Д.: Одного любимого сюжета нет, но часто использую образ маленького ребенка, который с удивлением и восхищением смотрит на мир. Во-первых, с точки зрения чистой эстетики — кто может быть симпатичнее обаятельного малыша? А во-вторых, на детях передавать эмоции получается эффективнее всего. Ну и парные композиции люблю, в основном из-за возможности подчеркнуть контрасты.

КА: Как мне показалось, вы любите скорее темные тона. Это так? Какое вообще у вас любимое цветовое сочетание?

Н.Д.: Я бы сказала, что люблю насыщенные цвета. Темные тона помогают выделить, оттенить, подчеркнуть яркое и чистое. А любимое цветовое сочетание — это серый, голубой и оранжевый. Насколько помню, оранжевый — это цвет интуитов, а голубой — мечтателей. Серый цвет сглаживает и несколько гасит контраст между ними.

КА: Кем из современных графических дизайнеров и иллюстраторов (как российских, так и зарубежных) вы восхищаетесь?

Н.Д.: Любимых авторов много, но, к сожалению, часто теряю ссылки на них. В качестве примера назову несколько имен: Olivier Derouetteau (http://olive2d.cgsociety.org/gallery), Remko Troost (http://okmer.cgsociety.org/gallery/), Денис Петруленков (PD), Юлия Гукова, Игорь Куприн. Польского художника Яцека Йерку очень люблю за безграничную фантазию. Из иностранных еще очень люблю Selcuk Demirel (http://www.selcuk-demirel.com). У него философско-сюрреалистические иллюстрации в духе Магритта.

КА: А из классиков кто вам ближе?

Н.Д.: Рене Магритт, Питер Брейгель Старший, Ян Ван Эйк.

КА: Как вы находите клиентов?

Н.Д.: Клиенты приходили ко мне сами. И я настолько разучилась их искать, что, когда случился период простоя, даже несколько растерялась.

КА: Кто они?

Н.Д.: Рекламные агентства, издательские дома, детский журнал, частные лица.

КА: Для кого бы вы хотели рисовать?

Н.Д.: Хотела бы рисовать обложки для журналов и иллюстрировать детские волшебные сказки.

КА: Какой работой на данный момент вы гордитесь больше всего?

Н.Д.: Я обычно горжусь своей последней работой, а также «Блюзом для фонарного столба».

КА: Что вас вдохновляет?

Н.Д.: Кино, книжки, интересные и необычные фотографии, талантливые работы иллюстраторов и художников, размышления и поиск ответов на вопросы жизни.

КА: Над чем вы работаете сейчас?

Н.Д.: Работаю над иллюстрациями для детской книжки-картонки. Задача стоит впечатляющая — выделиться среди массы подобных изданий за счет оформления. Буду стараться.

КА: Что бы вы пожелали людям, которые, как и вы, хотят начать карьеру иллюстратора.

Н.Д.: Слушать себя, экспериментировать, присматриваться к деталям, искать ассоциации и смыслы, изучать творчество коллег. А самое главное — гулять, ходить в походы, встречаться с друзьями и интересоваться этим большим и увлекательным миром.

КомпьюАрт 4'2009

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства