Беседа о фирменном цвете
Краска, бумага, печатный станок — вот главное, что необходимо для воспроизведения цвета. Нет ничего идеального, поэтому существуют допуски при производстве расходных материалов и допуски при печати. В итоге все отклонения суммируются в напечатанной продукции. Особенно они критичны для повторяющихся тиражей, так как возможны видимые отличия при воспроизведении цвета.
Одни компании, например крупные международные, требуют обеспечения единообразного воспроизведения цвета для всей выпускаемой продукции, другие же компании не уделяют внимания «качеству» воспроизведения цвета, в том числе фирменного. Что делать в этой ситуации отечественному заказчику: простить типографию или настоятельно требовать перепечатать тираж как он есть?
В 4-м номере журнала КомпьюАрт за 2009 год была опубликована статья «О проблемах воспроизведения фирменного цвета в отечественной полиграфии». Ее автор, заместитель генерального директора фирмы «КОЛОРЛАБ. Лаборатории качества и цвета» Вадим Самохин, любезно согласился ответить на наши вопросы, касающиеся воспроизведения фирменного цвета.
КомпьюАрт: Почему многие европейские компании заинтересованы в одинаковом воспроизведении своего фирменного цвета во всем мире?
Вадим Самохин: В одинаковом воспроизведении цвета заинтересованы крупные поставщики продукции, такие как Coca-Cola, Philip Morris, Nestle, Intel. Конкурируя на рынках разных стран, данные компании вкладывают средства в популяризацию своего бренда, неотъемлемой частью которого является фирменный цвет, узнаваемость и правильные ассоциативные реакции конечного потребителя продукции. Именно поэтому цвет логотипа (фирменный цвет компании) должен выглядеть одинаково в любой стране, где представлена компания.
КА: Существует ли единый стандарт или эталон цвета для воспроизведения на разных материалах?
В.С.: К сожалению, в отличие от эталона длины — один метр или эталона веса — один килограмм, единого эталона цвета не существует. Проблема осложняется тем, что некоторые виды печати, например флексографская, практически не стандартизованы, но это не означает, что выхода из сложившейся ситуации нет. В Европе есть компании, выпускающие цветовые физические эталоны — эталоны цвета, выполненные на заданном материале с указанными минимальными допусками. Подобные эталоны максимально точно визуализируют фирменный цвет и позволяют производству «увидеть» требования заказчика и в точности следовать им.
КА: Как строятся производственные отношения при воспроизведении фирменного цвета между заказчиком и типографией?
В.С.: Для выстраивания производственной цепочки заказчик прежде всего должен определить свое отношение к воспроизведению фирменного цвета. Производственная цепочка создается с учетом требований заказчика к качеству получаемой продукции.
Клиент при размещении заказа на производстве описывает в измеряемых цифровых значениях, что он хочет получить, и согласовывает допустимые отклонения от номинальных значений. «Договариваться» о критериях качества продукции необходимо до размещения заказа, но никак не после.
Заказчик и производство должны говорить на одном языке, а критерии качества должны быть объективными и измеряемыми, в противном случае критерием оценки становится «нравится»/«не нравится», что осложняет диалог при возникновении разногласий.
КА: В чем, по-вашему, разница между визуальным и аппаратным контролем?
В.С.: Существует принципиальная разница между аппаратным и визуальным контролем. Все люди разные и видят один и тот же цвет по-разному. На восприятие цвета человеком влияет освещение, угол обзора и даже настроение.
При спектрофотометрическом контроле аппаратно определяются координаты цвета, например в координатах Lab, что по сути является объективным критерием оценки, обособленным от перечисленных выше факторов.
Более того, в производстве невозможно применять только визуальный контроль, для управления процессом и анализа результатов нужны данные, получаемые в результате физических измерений.
КА: Понятно, что фирменный цвет лучше печатать смесевой краской, но возникает дилемма: дешевле или качественнее?
В.С.: Это извечная проблема, которая стоит перед любым заказчиком. Всё зависит от подхода, на что обращается внимание, где проходит грань экономической целесообразности, оцениваемой каждый раз индивидуально. Например, у заказчика один фирменный цвет и требуется напечатать рекламную листовку формата А5. Можно напечатать листовку в четыре краски (CMYK), что будет дешевле, чем печать в пять красок (CMYK + смесевая краска фирменного цвета). Фирменный цвет, напечатанный смесевой краской, выглядит более насыщенным, чем воспроизведенный четырьмя красками (CMYK).
Стоимость неразрывно связана с качеством выпускаемой продукции. На первый взгляд очевидна экономия средств. Однако если посмотреть на ситуацию в целом, то листовка является частью рекламной кампании по привлечению клиентов, стоимость которой намного выше разницы между двумя видами продукции. Оправдана ли полученная экономия за счет снижения качества печатной продукции в рамках рекламной кампании в целом? Ответ на этот вопрос должен дать каждый заказчик персонально.
КА: А если заказчику обращаться только на предприятия, которые прошли сертификацию в области производства полиграфической продукции и получили сертификат ISO 9001:2005?
В.С.: Полученный сертификат — признанный результат отлаженного, качественного процесса. Многие европейские компании, конкурируя с японскими производителями, создали в своей структуре отделы качества, но это не повысило качества выпускаемой ими продукции. Качество должно встраиваться в производственный процесс, каждый должен отвечать за качество выполняемой работы, только при таком условии обеспечивается выпуск качественной продукции.
Да, данный сертификат показывает заказчику, что на предприятии работает система «менеджмента качества», основными элементами которой являются бизнес-процессы, действующие на предприятии:
- от принятия заказа до получения готового изделия (процесс измеряем — объем продаж, прибыль);
- от разработки концепции изделия (или услуги) до начала его изготовления (процесс также описан, например технология вывода печатных форм);
- на этапе обслуживания (поддержка проданной продукции в работоспособном состоянии, например устранение несоответствий по запросам потребителей; пример для полиграфии — хранение продукции на складе).
Данные действия снижают издержки производства, уменьшают количество брака, что в конечном счете приводит к увеличению прибыли предприятия при сохранении конкурентной стоимости выпускаемой продукции.
В настоящее время во всем мире большой интерес вызывает сертификация качества конечной продукции, например швейцарский институт ugra проводит так называемую PSO (ProcessStandard Offset) сертификацию, то есть сертифицирует выпускаемую продукцию согласно стандартам ISO 12647, при этом сертификат компании получают на каждую отдельную печатную машину. Сертификат выдается, например, сроком на два года.
В Европе, в отличие от России, в тендере участвуют только равные, то есть сертифицированные производители, и заказчик выбирает лучшую стоимость при сохранении стабильного уровня качества. При этом сопоставляются одинаковые производства, например две офсетные типографии именно по работе печатных машин, а сравнение, выполненное только по стоимости, как часто бывает, некорректно.