КомпьюАрт

5 - 2009

Обзор авторских техник получения оттиска. Часть 3

Николай Дубина
info@prodtp.ru

Продолжение. Начало см. в КомпьюАрт № 3 и 4’2009.

Глубокая печать

В данном случае для изготовления печатной формы используются цинковые, медные, латунные или стальные пластины, поверхность которых после тщательного полирования гравируется различными химическими или механическими способами с помощью разных инструментов. Рисунок будущей гравюры создается углублениями в виде комбинаций штрихов, точек или борозд, прорезанных, протравленных или процарапанных (с целью приподнимания заусенцев) по металлу. В эти углубления набивается офортная краска, которая затем оттискивается на увлажненную бумагу при прокатывании печатной формы между валами офортного станка.

В зависимости от того, каким способом наносится углубленный рисунок на поверхность гравировальной доски, определились основные разновидности глубокой гравюры. К ним следует отнести гравюры, выполненные с печатных досок, гравированных механическим способом, без использования процесса травления. Это резцовая гравюра, меццо-тинто, гравюра сухой иглой, частично пунктирная и карандашная манеры. Посредством процесса травления создаются гравюры в следующих манерах: травленый штрих, акватинта, резерваж, лавис, мягкий лак, в отдельных случаях карандашная и пунктирная манеры, в которых сочетаются приемы кислотного и механического гравирования.

Все эти манеры (разновидности) глубокой печати, каждая по отдельности или в сочетании друг с другом, могут быть использованы при создании цветной углубленной гравюры с одной или с нескольких досок.

Для гравюры глубокой печати характерно то, что, в отличие от ксилографии и линогравюры, художник здесь фактически рисует черным штрихом по белому фону.

Резцовая (металлическая) гравюра

Некоторые исследователи относят первые датированные листы, выполненные в технике углубленной гравюры на меди, к 1446 году. А вот известный историк искусства этого времени Вазари в своей знаменитой книге «Le vite de piu excellenti pittori, scultori, ed architetti...», вышедшей первым изданием в 1550 году, рассказывает, что гравюра на меди была изобретена итальянскими ювелирами, изготовлявшими ниелли (ювелирные изделия с чернетью), на которые набивались углубления в виде линий, точек и пр., составлявшие черные узоры на блестящей поверхности металла. Будто бы один ниеллятор из Флоренции, Мазо Финигуэрра (около 1460 года), однажды приготовил таким образом какую-то ниелль, а женщина, неся в это время стиранное и еще мокрое белье, положила его на стол, где находилась ниелль, и — о чудо! — еще не высохшая чернеть с ниелли перешла на белье и отпечаталась там в виде картинки. Финигуэрра повторил опыт, затем попробовал сделать оттиски на бумаге, и таким образом была изобретена углубленная гравюра на меди.

Эта, вероятно, сказка Вазари — большого любителя басен, выдаваемых им за правду, — ценна для нас, поскольку объясняет технику изготовления гравюры на меди: для этого берется тонкая медная пластинка, гладкая и хорошо отполированная, и на ней грабштихелем (инструментом из стали со срезанным наискось острым концом) или иглой режется рисунок, углубленный по отношению к поверхности пластинки. Чтобы легче было работать, гравер обычно покрывает медную доску сажей, и тогда вырезаемые им линии блестят, отчетливо и резко выделяясь на темной поверхности доски. Когда работа подходит к концу и весь рисунок награвирован, гравер, очистив от сажи медную доску, покрывает ее краской, заботясь о том, чтобы все вырезанные им углубленные линии сплошь заполнились краской. Затем краска удаляется со всей гладкой поверхности доски и остается только в углублениях. Сильным натиском на особом станке к медной пластинке прижимается влажный лист бумаги — в результате получается пробный оттиск (эстамп) гравюры. Гравер видит на оттиске недостатки работы и продолжает гравирование на доске, затем снова делает пробный оттиск и т.д., пока не будет окончательно удовлетворен. Тогда начинается печатание, довольно затрудненное, во-первых, тем, что каждый раз приходится очищать доску от краски, наблюдая за тем, чтобы не очистить от нее и вырезанные углубления, а во-вторых, необходимостью очень сильно прижимать бумагу к медной доске, чтобы краска из углублений впиталась в нее. Обычно для печатания с медных гравюр пользуются не обычными типографскими прессами и машинами, а прокатным станком, в котором медная доска с краской в углублениях, покрытая листом бумаги и сверху сукном, прокатывается между двумя валами под давлением.

Печатная форма резцовой гравюры. Портрет Уолта Уитмена. 1860 г.

Печатная форма резцовой гравюры. Портрет Уолта Уитмена. 1860 г.

Иногда граверы на пробных оттисках вырезают «ремарки» — маленькие рисунки где-нибудь сбоку гравюры, «проба руки» гравера. Собиратели гравюр и библиофилы усердно ищут пробные оттиски, так как по ним можно проследить процесс творчества гравера, сопряженный с массой проблем и требующий большой опытности, твердой руки и верности глаза художника, так как в случае малейшего уклона его руки, держащей грабштихель, в рисунок вносится ошибка, которую исправить очень трудно; иногда из-за такой ошибки пропадает результат труда нескольких месяцев, даже годов (в больших по величине композициях). Первые оттиски хороши иногда и тем, что на них отпечатываются заусенцы (барбы), остающиеся при вырезании линий на поверхности медной доски, которые придают отпечатку бархатистость, украшающую гравюру.

Первая книга, иллюстрированная таким способом, появилась во Флоренции, в печатне Никколо ди Лоренцо, 10 сентября 1477 года. Это сочинение «Святая гора Божия» (“Еl monte sancto di Dio”) Антонио (Беттини) да Сиена, в котором помещены всего три гравюры, отпечатанные с медных досок. Рисунки для этих гравюр приписывают знаменитому художнику Сандро Боттичелли, а гравировку — мнимому ученику Финигуэрры, Баччио Бальдини.

Материал

Гравировать можно на стали, меди, цинке, алюминии, олове, свинце и на их сплавах: бронзе, латуни, дюралюминии, гарте и мельхиоре. Все перечисленные металлы и сплавы имеют различную твердость и вязкость. Поэтому какие-то из них гравируются лучше и легче, другие — хуже и с большим трудом. На поверхности одних материалов резец оставляет четкие, углубленные следы, на других края гравированных линий получаются менее ровными, с острыми заусенцами. По-разному отзывается на гравирование один и тот же металл, но различных марок. Всё это необходимо учитывать при выборе материала для гравирования, особенно на первой стадии овладения приемами гравировки. Хорошо гравируется мягкий металл, имеющий низкую вязкость. Например, дюралюминий гравируется лучше, чем мягкий, но вязкий алюминий.

При всем богатстве выбора для создания гравюр обычно рекомендуют медь, цинк и сталь. Причем чем чище будет металл, тем лучше — игла или штихель ровнее режет поверхность, а при травлении штрихи выходят более четкими.

Лучшим материалом считается медь. Большое значение имеет плотность и однородность структуры металла. Лучшими медными досками для гравюр являются не вальцованные, а кованные молотком или изготовленные осаждением путем электролиза.

Если есть возможность, то оптимальным будет использование готовой прокованной или прокатанной красной меди или цинка в листах от 1,5 до 3 мм, а также прокатной стали мягких сортов толщиной от 1,5 до 2,5 мм. Медь бывает вязкой и хрупкой. Для гравюры резцом лучше всего использовать хрупкую медь. Для меццо-тинто применяют исключительно вязкую медь. Для офорта вид меди большого значения не имеет. Цинк можно найти в виде офсетных пластин, но использовать в офорте его не рекомендуется. Такие пластины довольно тонкие, и их легко прожечь при травлении.

Подготовка таких листов металла заключается в обрезании их по размеру будущей формы, если требуется, выполняется их планирование и выравнивание с помощью киянки или металлического молотка для удаления царапин и бугорков, закругление острых углов широким плоским напильником, чтобы форма не порвала бумагу и сукно в офортном станке. Поверхность металла, предназначенного для нанесения гравировки, тщательно зачищают наждачной бумагой до полного исчезновения мельчайших царапин. Затем металл полируют пастой ГОИ. Пасту или окись хрома наносят на кожаный ремень и натирают доску до появления интенсивного блеска. Исключением является только тот случай, когда художественным замыслом не предусмотрен легкий тон на бумаге от необработанной формы.

Инструменты

Резцы, пунсоны, рулетки, матуар.

Резцовое гравирование — это механический способ получения углубленного рисунка. Резец, которым выполняется гравировка, должен быть гораздо прочнее и тверже обрабатываемого металла.

Краска

Офортная.

Бумага

Офортная.

Перевод рисунка на металл

Если рисунок достаточно простой, его можно сразу нарисовать на поверхности металла карандашом «Стеклограф» или черной тушью. В процессе рисования неудачные места легко стираются тряпкой. Когда линии рисунка будут найдены окончательно, их процарапывают офортной иглой (стальной иглой, укрепленной на деревянной ручке). Чтобы процарапанный рисунок был более заметным, в его линии втирают темно-коричневую или черную масляную краску. Рисунок, выполненный тушью, можно закрепить тонким слоем прозрачного быстросохнущего лака.

Также награвированный на грунте рисунок можно легко протравить, что послужит хорошим ориентиром для работы резцом.

Приемы гравирования резцом

В наше время углубленный рисунок на различных материалах можно очень быстро получить с помощью химического травления или гравировального аппарата. Но эти высокопроизводительные способы все же не смогли вытеснить ручное резцовое гравирование. Это объясняется прежде всего тем, что гравировка, выполненная с помощью металлических резцов, отличается красотой и четкостью штрихов, а также особой теплотой, которая свойственна только рукотворным изделиям.

При гравировании доску кладут на кожаную подушку, набитую песком, или на вращающуюся доску, укрепленную на столе. Прежде чем приступить к гравировке, надо научиться правильно держать резец в руке.

Мэри, королева Шотландии (фрагмент). Александер Хей Ритчи Резцовая гравюра. 1852 г.

Мэри, королева Шотландии (фрагмент). Александер Хей Ритчи Резцовая гравюра. 1852 г.

При проведении прямых штрихов на больших плоских деталях указательный палец должен находиться на аншлифе у кончика клинка, а при гравировании небольших и объемных деталей палец располагают сбоку. Большой палец поддерживает клинок с противоположной грани. Мизинец, средний и безымянный пальцы удерживают рукоятку клинка в ладони. Левой рукой придерживают тиски или деревянную колодку с закрепленной на ней доской, прижимая их в нужном положении к подушке или манжете. Указательный палец направляет резец и регулирует глубину порезки. Резец во время гравирования во всех случаях должен быть направлен только от себя. При гравировании закругленных линий левой рукой поворачивают доску навстречу ходу резца. Пальцы левой руки, удерживающие заготовку, нужно располагать так, чтобы в случае возможного срыва резца они не оказались на его пути. Чтобы зрение не напрягалось, изделие и руки с инструментом должны быть хорошо освещены. Применение увеличительного стекла уменьшает напряжение зрения, особенно при выполнении мелких работ.

Установленный на поверхности металла резец продвигайте вдоль линий рисунка как бы короткими шажками. При этом большой палец должен упираться в металл и как бы сдерживать, смягчать слишком резкое движение резца. Упирающийся в доску большой палец служит также опорой резца при проведении закругленных линий подобно ножке циркуля. Гравируя всевозможные кривые линии, изделие поворачивают навстречу движению резца, не меняя его положение в руке. Снимающий стружку резец должен продвигаться без особого напряжения.

Стальной штихель с усилием преодолевает сопротивление металлической пластины. Экономия усилий заставляет гравера стремиться к строжайшей дисциплине штриховки. Из-за физического напряжения мастера при работе рисунок резцовой гравюры отличается аккуратностью, законченностью и скульптурной проработкой форм.

Печатание

Готовую краску для оттиска наносят на доску круглой щетинной кистью, но лучше использовать тампон.

Слегка подогрев доску, тампоном набирают приготовленную краску и с силой вдавливают ее в углубления рисунка на доске, внимательно следя за тем, чтобы размягченная от тепла краска плотно заполняла штрихи на всю их глубину. Лишнюю краску сначала снимают с доски кусочком картона, поставив его на ребро, а потом поверхность протирают накрахмаленной марлей, после чего легко поглаживают ладонью, натертой порошком мела.

Когда доска будет окончательно подготовлена, на доску пресса (талер) помещают ровный лист цинка толщиной не более 1 мм. На нем карандашом обводят положение доски и листа бумаги. Подогретую доску (печатную форму) кладут на талер лицевой стороной вверх, а на нее помещают увлажненный лист бумаги лицевой стороной к награвированной поверхности доски. Доску и бумагу накрывают плотным сукном или войлоком, что обеспечивает мягкий натиск на доску, а кроме того, сукно или войлок впитывает в себя излишнюю влагу из бумаги. Вертикальными винтами устанавливают необходимое давление и начинают плавно, не останавливаясь, вращать маховое колесо, пропуская между валами талер вместе с лежащими на нем доской, бумагой и сукном. Маховик останавливают, как только печатная форма и бумага полностью выйдут из-под верхнего вала на противоположный конец станка. Когда гравюра пройдет под валом, приподнимают сукно, осторожно и медленно снимают бумагу. После каждого очередного оттиска печатную форму набивают краской, вал и талер протирают мягкой тряпкой, смоченной в ацетоне.

Готовые сырые оттиски снимают, просушивают и прикрывают с лицевой стороны тонкой прокладочной бумагой. Оттиски укладывают в стопку между листами сухого картона, а сверху кладут груз. По окончании печати доски нужно тщательно промыть керосином или скипидаром, чтобы краска не оставалась в штрихах, насухо вытереть и обернуть в плотную бумагу. При длительном хранении лицевую сторону досок грунтуют лаком или воском.

Резцовую гравюру следует печатать тонкотертой и не слишком густой краской. Процессы печати остаются такими же, как в травленом штрихе. Необходимо лишь очень тщательно вытирать доску. Затяжки, как правило, не применяются, так как резцовая гравюра славится чистотой штриха и прозрачным тоном всего оттиска.

Сухая (холодная) игла

Материал

Медные или цинковые пластины, которые подготавливаются так же, как для резцовой гравюры.

Инструменты

Стальные иглы, алмазные резцы, резец-«плужок».

Краска

Офортная.

Бумага

Офортная.

Приемы гравирования

Во многих руководствах и справочниках техника сухой иглы рассматривается как манера офорта. Однако это не совсем верно: исторически она возникла задолго до изобретения офорта и использовалась в качестве вспомогательного приема в резцовой гравюре, когда надо было сделать особо тонкие элементы рисунка. Но, в отличие от последней, в самостоятельной технике сухой иглы металл, поднимаемый иглами при прорезании углубленных штрихов, образует заусенцы, благодаря которым штрихи на оттиске имеют особый бархатистый оттенок.

В саду. Жак Виллон. Сухая игла. 1908 г.

В саду. Жак Виллон. Сухая игла. 1908 г.

Гравирование в технике сухой иглы не связано с травлением и производится острыми стальными иглами непосредственно на металле.

Полированный лист цинка, меди и, реже, стали гравируется стальными иглами разного сечения. Задача гравера — создать на поверхности гравируемой доски углубленные борозды с поднятыми заусенцами-барбами. Эти барбы вместе со штрихами, процарапанными иглами, забиваются офортной краской и при вытирании задерживают нужное количество краски для последующего оттиска. При печати краска переходит на бумагу как из штрихов, так и с поверхности доски, около приподнятого заусенца, придавая оттиску необычайную сочность и бархатистость. Оттиск с формы, сделанной в технике сухой иглы, легко узнаваем — штрихи энергичные, прямые и угловатые.

Создание печатной формы в этой технике требует определенных физических усилий, крепкой, твердой и уверенной руки; все названные качества находят свое отражение в стилистике сухой иглы, фиксирующей эту мощную энергетику. Гравюры, созданные методом сухой иглы, именно этим резко выделяются на фоне остальных произведений, созданных в другой манере глубокой печати. В процессе гравирования характер штриха, приемы использования острой иглы приближаются к приемам рисунка пером. Гравюра сухой иглой по своей графической фактуре всегда ближе к натурному рисунку. В каждой ее линии ощущается рука гравера, моделирующего штрих едва заметным изменением нажима на инструмент. Чем сильнее нажим инструмента, тем глубже прорезается борозда в металле и тем сочнее и чернее будет штрих в печати.

Очень часто техника сухой иглы применяется в сочетании с другими манерами. Особенно красиво и органично сочетание сухой иглы с акватинтой и лависом. В этом случае важно применять сухую иглу в последнюю очередь — ею исправляют и дополняют изображение, потому что на выпуклые заусенцы невозможно нанести слой кислотоупорного лака, а значит, всегда есть вероятность их уничтожения кислотой в процессе последующего травления.

Печатание с досок, гравированных сухой иглой, требует большого опыта, художественного чутья и особой осторожности.

Тираж гравюры сухой иглы на меди не превышает 40-50 качественных оттисков, а на цинке едва достигает 15-20 экземпляров. Это происходит из-за того, что после печати заусенцы (барбы), столь характерные для данной манеры гравирования, под давлением печатного цилиндра легко и быстро заминаются и дальнейшие оттиски отличаются от первых серым тоном и сухостью. Этот недостаток устраняется «осталиванием» гравированных досок, закрепляющим барбы в их первоначальном состоянии путем гальванического наращивания тонкого слоя стали или хрома.

Гравирование на пластике (оргстекле)

Разновидностью техники сухой иглы на металле является гравирование на пластике. Пластик, как гибкий и пластичный материал, иногда заменяет металлические доски и обрабатывается так же — иглой и резцом.

Материал

В качестве основы берется оргстекло, эбонит или текстолит.

Органическое стекло (плексиглас) представляет собой полимеризованный метиловый эфир метакриловой кислоты (полиметилметакрилат). Он отличается прозрачностью, не изменяющейся со временем, бесцветностью, морозостойкостью, высокими механическими свойствами, устойчивостью к действию бензина и масел. Недостатками его являются сравнительно низкая теплостойкость (размягчается при нагреве до 85 °С) и невысокая поверхностная прочность.

Выпускают органическое стекло в виде листового материала (толщина листов от 0,8 до 30 мм), который легко поддается всем видам механического и ручного гравирования и хорошо склеивается.

Эбонит — материал черного или темно-коричневого цвета, представляет собой продукт вулканизации каучука большим количеством серы. Хорошо поддается механическому и ручному гравированию. Выпускается в листах размером 1000 Ѕ500 мм и толщиной от 0,5 до 32 мм.

Текстолит — это слоистый пластик, который получают путем горячего прессования листов ткани (бязи, миткаля и др.), пропитанных резольной бакелитовой смолой. Для гравирования он малопригоден из-за образования ворса. Но вполне допустим, если следы от ворса на оттиске предусмотрены художественным замыслом. Листовой текстолит из шифона легко поддается обработке (шифон — тонкая шелковистая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения повышенной плотности). Толщина выпускаемых листов текстолита — от 0,5 до 70 мм.

Приемы гравирования

По размеру оригинала отрезают кусок пластика, края пластины отпиливают пологим фацетом и закругляют напильником.

Для более четкой видимости гравируемого рисунка пластину грунтуют тонким слоем белой или черной гуаши (кому как удобнее), на который наносят рисунок; затем остро отточенной иглой прорабатывают изображение предварительно в виде легкого наброска, а в процессе работы постепенно углубляют соответствующие места гравюры.

Для более точного определения глубины награвированных штрихов в процессе работы пластину время от времени затирают жирной литографской краской.

При гравировании на поверхности пластиковой пластины образуются по двум сторонам углубленного штриха приподнятые стружки (барбы), которые, в зависимости от художественного замысла, можно оставить или удалить с гравюры остро отточенным шабером.

После гравирования законченную пластину тщательно промывают спиртом и, не подогревая, набивают краской. Затем снимают оттиск на офортном печатном станке.

Меццо-тинто (черная манера, английская гравюра)

Меццо-тинто (от итал. mezzo — средний и tinto — окрашенный, тонированный) — техника механического гравирования на металле, которая отличается от других техник и манер глубокой печати тем, что гравирование производится не путем создания углубленных штрихов на гладкой поверхности доски, а выглаживанием светлых мест на зернистой фактуре доски, дающей при печати сплошной черный тон. То есть если в остальных техниках гравирование ведется по отполированной доске, то в меццо-тинто, наоборот, выглаживаются и отполировываются элементы рисунка на тщательно зазерненной поверхности. В силу того что гладилки создают мягкие переходы тона без резких границ, получившееся изображение имеет живописный вид с плавными линиями и переходами.

Такая техника сама по себе очень удобна, потому что в любое время без пробного оттиска позволяет граверу видеть работу в естественном виде: места, которые будут на оттиске черными, кажутся темными и в самой пластине, а светлые места проступают сильнее там, где их больше выглаживают.

Материал

Медные пластины. При этом чем более вязкая медь, тем лучше.

Инструменты

Качалки (гранильники), рулеты, шаберы, гладилки разного размера.

Краска

Масляная или литографская — как вспомогательное средство во время работы. Офортная для окончательного печатания.

Бумага

Офортная.

Приемы гравирования

Как упоминалось ранее, для работы берется плотная прокованная пластина вязкой меди. Она тщательно шлифуется и зернится с помощью качалки.

Качалка ставится на доску лицевой стороной вперед с легким наклоном на себя. Равномерно раскачивая инструмент и надавливая на него, подают вперед. Так проходят всю доску много раз в разных направлениях. Зернение доски даже формата А5 может занимать до четырех-шести и более часов. Постепенно форма приобретает однородную бархатистую фактуру, имеющую множество точечных барб. Частота гранильных вершин — 3-4 точки на погонный миллиметр поверхности. В результате поверхность доски приобретает однородную зернистую фактуру, состоящую из мелких углублений и острых вершин между ними.

Качество зернения проверяют, делая с доски пробный оттиск. В идеале он должен представлять собой сплошную черную плашку глубокого тона. Если на оттиске присутствуют серые пятна, то эти места на доске дополнительно обрабатывают качалкой.

Теоретически существует еще способ зернения поверхности травлением, как это делается в акватинте. Сначала травят доску для получения среднего зерна, промывают ее, наносят мелкозернистую акватинту и травят неглубоко. И уже по полученной поверхности шабером и гладилками выглаживают светлые места. Но при таком способе подготовки поверхности отсутствуют барбы, которые дают неповторимую бархатистость и глубину тона, свойственные классическому меццо-тинто. Да и сам способ получения фактуры кардинально различается. В акватинте фон создается белыми точками на черном фоне, в то время как в меццо-тинто гранильник создает черные точки на белом фоне. Опытный глаз легко заметит это отличие.

Вильям Шекспир. Сэмюэль Казинз. Меццо-тинто. 1849 г.

Вильям Шекспир. Сэмюэль Казинз. Меццо-тинто. 1849 г.

Интересный эффект можно получить при корневании пластин. По своему тону оттиск, снятый с таких пластин, напоминает черную манеру, но шероховатая поверхность быстро снашивается во время печати, позволяя снять очень ограниченное количество удовлетворительных оттисков.

Рисунок можно перевести на подготовленную доску с помощью серного цвета. Делается это так: изображение предварительно наносят на кальку, контур рисунка прокалывают иглой, накладывают кальку в таком виде на доску и сквозь мелкие проколотые дырочки контура присыпают серным цветом; после этого кальку осторожно снимают, а доску слегка подогревают на теплой плите; серный цвет от подогревания почернеет и пристанет плотно к доске, благодаря чему весь контур рисунка будет отчетливо выделяться на ней в виде ряда мелких черных точек.

На подготовленной таким способом доске начинают работать остро отточенной и хорошо полированной гладилкой или шабером от черного к белому тону путем постепенного сглаживания шероховатой поверхности в светлых и полутоновых местах гравируемого рисунка.

Можно гравировать «вчистую» — прямо по зернению, а можно перед началом работы зерненую доску набить масляной или литографской краской, чтобы лучше видеть изменения рисунка в процессе работы. Конечно же, по завершении работы или в случае достаточно длительного перерыва краску следует тщательно смывать.

В переводе с итальянского mezzo-tinto означает «полуокрашенный» — эта техника позволяет передавать тончайшие нюансы тона в зависимости от того, насколько выглажен тот или иной участок рисунка. Чем больше он выглажен или отполирован, тем меньше в этом месте задерживается краска и тем светлее будет тон на оттиске. Места, которые должны быть на оттиске абсолютно белыми, тщательно полируются гладилкой с маслом.

Если корешок слишком сильно срезан или выглажен, его фактуру можно восстановить с помощью повторного зернения качалкой. В особо сложных случаях может понадобиться выколачивание доски с последующим зернением.

Перед печатью доска тщательно промывается и сушится. Потом в подогретом состоянии набивается тонкотертой офортной краской. Набивать следует кожаным тампоном вертикальными движениями, ибо фактура зернения не выдерживает бокового давления. По этой же причине давление при печати надо добавлять очень осторожно.

В прошлом доски, гравированные в манере меццо-тинто, широко применялись для печатания цветных гравюр. Процесс печати заключался в том, что доску набивали с помощью тампонов разноцветными красками и снимали оттиск на станке, причем после каждого отпечатка доску промывали и снова раскрашивали вручную.

 

Продолжение следует

КомпьюАрт 5'2009

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства