КомпьюАрт

7 - 2009

Лакирование без проблем

Дурсун Валадов. Технолог-эксперт по расходным материалам для офсетной печати

Когда нужно менять лак

Если было холодно и лак в канистре замерз

Осадок в лаке

Лак долго хранили, и повысилась его вязкость

Пенное состояние

Проверка настройки оборудования

Лакирование уже давно не является экзотикой в послепечатной обработке продукции, но по-прежнему очень часто сопровождается различными проблемами. В этой статье мы попробуем решить некоторые из них.

Когда нужно менять лак

Как показала практика, проблемы при лакировании возникают по вине неправильного хранения или транспортировки лаков, и тогда, к сожалению, приходится менять лак или использовать его после контрольного теста. Вот некоторые причины, требующие замены лака:

  • в канистре перед применением наблюдается расслоение эмульсии на две фракции — прозрачную и непрозрачную;
  • вязкость лака, измеренная при температуре 20 °С, меньше указанной (с учетом допустимой погрешности);
  • посторонние включения в лаке;
  • образование лаковой пленки или лаковых агломераций в емкости с УФ-лаком;
  • масляные, на органических растворителях или глянцевые УФ-лаки в поставляемой емкости непрозрачны;
  • лак не «накатывается» на валы (возможно, при хранении или транспортировке он был заморожен или была нарушена рецептура лака в процессе производства);
  • лак разрушает (растворяет) материал вала;
  • лаковая пленка мутнеет со временем (если после тщательного перемешивания дефект остался).

Дефекты лакирования нельзя полностью списывать на поставщиков и производителей, иногда проблемы возникают из-за состояния оборудования, невнимательности печатника или ошибки технолога. Очень важно правильно подобрать материалы и отрегулировать оборудование.

В начало В начало

Если было холодно и лак в канистре замерз

Некоторые марки лаков допускают одноразовое замерзание, но после размораживания требуют тщательного перемешивания и 24-часового отстоя в цехе. Если после этого вязкость лака соответствует указанной в инструкции по применению, то его, в принципе, можно использовать, проведя контрольное тестовое лакирование.

В начало В начало

Осадок в лаке

Бывает, что в емкости наблюдается густой белый или желтый осадок либо взвесь, однако эмульсия не нарушена. Такое явление возникает при хранении и транспортировке лаков, особенно водно-дисперсионных и любых матовых (шелковистых). Избавиться от этого дефекта поможет тщательное перемешивание лака до дна в течение 5-10 минут. После чего необходимо измерить вязкость лака.

В начало В начало

Лак долго хранили, и повысилась его вязкость

Для водных лаков повышенная вязкость при температуре 20 °С — обычное явление. Возникает данный дефект при длительном хранении лака. После разбавления лака соответствующим растворителем (для водных лаков — водой до 5%) проблема исчезает.

Иногда лак не отрабатывается полностью, и его остатки снова пускают в дело, вследствие этого:

  • вязкость у него меньше указанной в инструкции — это происходит из-за разбавления материала в процессе предыдущей работы (например, промывными водами при смывке лакировальной секции в машинах с автоматической смывкой). Чтобы вернуть рабочие свойства лаку, его необходимо довести до необходимой вязкости путем добавления загустителя или выпаривания растворителя;
  • присутствуют посторонние включения — возможно попадание бумажной пыли и высохшего лака в емкость. Для решения этой проблемы необходимо отфильтровать лак, а после измерить его вязкость и довести до необходимого значения.
В начало В начало

Пенное состояние

Очень часто к дефектам приписывают и то, что на самом деле к ним не относится. Например, пену в емкости (обычно с водными лаками); сине-фиолетовый, коричневый или желтый оттенок у прозрачного лака УФ-отверждения, который появляется, возможно, при внесении различных добавок еще в процессе производства; запах: масляный лак пахнет олифой, водный — аммиаком; УФ-отверждаемый — акриловой смолой, лак на органических растворителях — растворителем.

В начало В начало

Проверка настройки оборудования

Качество лакирования во многом зависит от настройки оборудования. Выше была рассмотрена проблема «ненакатывания» лака на валы, и помимо указанной причины она может быть вызвана слишком низкой подачей лака. В таком случае требуется более тщательная регулировка подачи лака даже при изменении режима работы машины. Также следует обратить внимание на натиск между накатными валиками: недостаточный или избыточный натиск тоже приводит к «ненакатыванию» лака на валы. Из-за неточной регулировки подачи лака, а вернее из-за слишком низкой его подачи, в том числе вследствие малой вязкости, лак на валах может засыхать в процессе работы. Слишком высокая вязкость лака может вызвать накапливание лака по краям валов в процессе работы; к этому же может привести несоответствие форматов резины и лакируемого оттиска или ширины передаточного вала и лакируемого листа. Для решения проблемы следует либо подрезать резину (или подобрать подложку соответствующего размера), либо найти вал необходимой ширины.

Если произошел «срыв» лакируемого оттиска на офсетный цилиндр, то нужно выяснить причину этого и устранить ее либо путем добавления присадок в лак, либо регулировкой оборудования. Данная проблема также может возникнуть, если лакирование продолжили после паузы, которая составила более 10 минут.

При неравномерном нанесении лака на оттиск по ширине листа для начала следует очистить валики от накопившейся на них бумажной пыли и остатков лака от предыдущих работ, а затем отрегулировать подачу лака. Если дефект не исчез, то нужно поверить соосность между валами и отремонтировать машину, если она нарушена.

От состояния машины зависит многое, например возникновение царапин и кратеров на лаковой пленке. Если возник такой дефект, сначала следует проверить наносящий вал — возможно, он засорен или испорчен; тогда его нужно заменить или очистить. При использовании лакировальных машин царапины обусловлены неотрегулированными элементами транспортера, и обычно регулировка или замена деталей устраняет данный дефект.

Несколько иначе дела обстоят с лакированием на печатных машинах. При возникновении вышеописанной проблемы следует проконсультироваться с производителем оборудования. Например, для некоторых моделей печатных машин существуют специальные устройства, обеспечивающие более бережную транспортировку листа. Такие устройства обычно не входят в стандартную комплектацию машины.

При лакировании водными и органическими лаками в корыте лакировального модуля возникает высокая пена, которая провоцирует «кипение» лака на оттиске. Решение просто — следует добавить пеногаситель.

Бывает, что в процессе лакирования на оттиске появляются «плеши». В этом случае требуется добавить новую порцию лака, проверить насос машины на предмет засора, очистить валики и офсетную резину от накопившейся бумажной пыли и отрегулировать давление между цилиндрами в сторону увеличения.

Порой на оттиске возникают капли или даже потеки. Причиной этого может быть накопление лака на концах валов. В таком случае следует измерить вязкость лака и довести ее до необходимого значения, или подрезать резину, или подобрать подложку, размер которой должен быть приблизительно на 5 мм меньше размера основы. Но прежде нужно посмотреть на состояние наносящего вала — он может быть испорчен. Если это так, то вал следует заменить.

Если же происходит накопление лака на офсетном полотне лакировального модуля (это может быть вызвано высокой плотностью запечатки), то стоит увеличить подачу лака или использовать менее липкий лак либо тот, который медленнее сохнет. Рекомендуем также проверить температуру ИК-сушки и в случае необходимости уменьшить ее.

Порой лак быстро набирает вязкость в процессе работы (особенно это характерно для водных и органических лаков). Причиной такого поведения лака может быть использование быстросохнущего лака при небольшом его расходе и малой скорости машины или высокая температура в цехе. Решение данной проблемы очевидно: либо использовать лак, который сохнет медленнее, либо регулировать вязкость добавлением растворителя. В случае с температурой в цехе — проветрить помещение, желательно установить кондиционер.

Лак плохо смачивает незапечатанную поверхность бумаги или «проваливается» в поры — это может наблюдаться в случае, если нарушена технология мелования в процессе производства бумаги или ее основа имеет высокую пористость. Для устранения данного дефекта нужно заменить бумагу. Если это невозможно, то для повышения смачиваемости бумаги следует добавить смачивающий агент, а для устранения «проваливаемости» — нанести два-три слоя лака или применить специальный грунт либо добавки (для УФ-лаков). Плохое смачивание также наблюдается при работе по бумагам литого мелования, при этом краска накапливается на офсетном полотне лакировальной секции. Для устранения дефекта следует очистить офсетное полотно и увеличить подачу лака.

В процессе лакирования может наблюдаться эффект «апельсиновой корки». Причиной этого может быть высокая вязкость лака или высокая подача лака. Для устранения данного эффекта следует отрегулировать подачу лака, уменьшить его вязкость или подогреть (актуально для УФ-лаков).

 

 

***

В данной статье рассмотрены самые распространенные дефекты, возникающие при лакировании. Конечно, лакирование сопровождается и массой других проблем, но их нужно рассматривать каждую по отдельности. На качество лакирования влияет множество факторов, и каждый конкретный случай требует особого внимания, но все-таки все проблемы можно решить. При правильно подобранной технологии лакирования и соблюдении условий процесса дефекты, как правило, не возникают.

В начало В начало

КомпьюАрт 7'2009

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства