КомпьюАрт

7 - 2009

О печати в России региональных газет

Согласно данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в 2008 году в России зарегистрировано 27 425 газет. Регулярно издается половина из них. Общий тираж в 2008 году составил 7,8 млрд экземпляров. Тираж общероссийских газет насчитывал 2,7 млрд экземпляров, или 34,8%; тираж региональных газет — 2,6 млрд экземпляров (33,1%), местных газет — 2,5 млрд экземпляров (32,1%)*. Таким образом, на долю региональных и местных изданий приходится почти две трети общего тиража газет, издающихся в России. Значительная часть общего тиража печатается на оборудовании федеральных полиграфических предприятий.

Информационной основой настоящей работы служат договоры, заключенные федеральными предприятиями с редакциями газет на производство полиграфических работ в первой половине 2009 года. Под региональными газетами в данном случае понимаются как собственно региональные, так и местные издания, распространяемые на территории соответствующих субъектов Российской Федерации (республика, край, область), а также в городах и районах, образующих данные субъекты. Федеральные предприятия — издательско-полиграфические комплексы, комбинаты и типографии, находившиеся до 2004 года в ведении Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Цель работы — анализ практики применения печатного оборудования различного типа для выпуска региональных газет разной красочности и тиражности.

В табл. 1 представлены сведения о размещении газет, характеризующихся определенной комбинацией красочности и тиражности, на том или ином печатном оборудовании. При этом следует учесть новации, внесенные отечественными полиграфистами в конструкции печатных машин для расширения их технологических возможностей. В частности, речь идет о так называемых спарках печатных модулей, позволяющих печатать газеты большей красочностью, чем допускают автономные единичные модули, а также о модернизации оборудования, изначально не предназначенного для многокрасочной двусторонней печати.

Всего в имеющихся материалах присутствуют шесть вариантов красочности: 1+1, 2+1, 4+1, 4+4, 2+2 и 4+2. Удельный вес в общем числе названий первых четырех вариантов — 38,1, 17,7, 19,9 и 22,1% соответственно. Газеты, выходящие с красочностью полос 2+2 и 4+2, в общем массиве данных занимают 2,2%. О распределении газет по тиражным диапазонам дает представление график.

Итак, 19% газет (по числу названий) печатается очень малыми тиражами (до 2 тыс. экз.), столько же газет выходит тиражом свыше 25 тыс. экземпляров. Остальной массив газет находится в среднетиражном диапазоне от 2 до 25 тыс. экземпляров. Близки между собой удельные веса газет с красочностью 2+1, 4+1 и 4+4, примерно вдвое больше доля однокрасочных газет. Следовательно, основной массив газет можно разделить на 12 групп (три градации тиражей, четыре градации красочности). Если к ним добавить еще тип и форматные возможности печатной машины, то получаем табл. 2, сформированную по кластерному принципу. Кластер в данном случае — это отдельное поле таблицы, характеризующееся общностью перечисленных характеристик. Тип печатной машины — рулонная или листовая. Форматные возможности определены только по рулонным машинам, которые подразделяются на полуформатные (ширина запечатываемого бумажного полотна не более 600 мм), машины одинарного формата (ширина запечатываемого полотна свыше 600 и не более 900 мм, диаметры цилиндров одинарного размера, рубка не более 630 мм), машины двойного формата (ширина бумажного полотна более 900 мм или/и диаметры цилиндров двойного размера).

Распределение региональных газет по тиражным диапазонам

Распределение региональных газет по тиражным диапазонам

 

К табл. 2 дается нижеследующий краткий комментарий, не исчерпывающий всех возможностей анализа. Любой заинтересованный читатель может продолжить его или поправить.

В кластерах однокрасочной печати обращают на себя внимание несколько моментов. Первый из них — наличие полуформатных рулонных машин во всех тиражных градациях. В дальнейшем такие машины появляются только в кластерах красочности 2+1 при малой и средней тиражности газет. Для выпуска многокрасочных газет они практически не используются. Следует подчеркнуть, что в классе полуформатных машин достойно представлены российские модели ряда ПОГ-60, до сих пор выпускаемые Рыбинским заводом полиграфического оборудования, разумеется в модернизированных версиях.

Второй момент, заслуживающий внимания, — это применение листовых печатных машин, которые в данном случае выступают в качестве основного печатного оборудования для выпуска газет. Неудивительно, что наиболее полно листовые машины представлены в тиражном диапазоне до 2 тыс. экземпляров. При этом для выпуска газет привлекаются и малоформатный Romayor 313, и машина двойного формата Planeta V-26. Листовые офсетные машины в этом тиражном диапазоне присутствуют во всех остальных красочных кластерах. Особенно много их в кластере четырехкрасочной двусторонней печати. Здесь заметное место занимают такие модели, как Lithrone 428, Speedmaster 102-4, Roland 304, то есть современные листовые машины высокого технического уровня. Понятно, что печатают они не на газетной бумаге и не газеты общего интереса. Помимо того что листовые машины используются как основное печатное оборудование, на них печатают обложки многополосных газет для повышения внешней привлекательности изданий. Это уже другие тиражные диапазоны. Подобная практика постоянно расширяется, но она не стала настолько массовой, чтобы устойчиво закрепиться в соответствующих кластерах.

Третий момент навевает откровенно грустные мысли: применение рулонных машин двойного формата для печатания газет малыми, а то и микроскопическими тиражами. Ясное дело, деньги не пахнут. Об этом еще римский император Тит Флавий Веспасиан сказал в I веке нашей эры, введя налог с выгребных ям. Типографии и один экземпляр формата А5 на печатном монстре воспроизведут — за адекватную цену, конечно. Но сколько народу трудилось на лесосеках, лесоперевалочных биржах, у бумагоделательных машин, чтобы весь этот труд пошел прахом!

Главной же движущей силой российского газетного производства являются рулонные офсетные ротационные машины одинарного формата. Среднестатистический объем одного экземпляра российской региональной газеты равен 16 полосам формата А3. На формном цилиндре ротации одинарного формата размещаются восемь полос формата А3. Следовательно, минимальная конфигурация такой рулонной ротационной машины под региональную прессу включает два рулонных зарядных устройства, две печатные секции и один фальцевальный аппарат. При этом конструкции печатных секций могут быть разными. Например, в серии рыбинских машин ПОГ2-84 выпускаются модули с красочностью 1+1, 2+1, 2+2, 4+4, сочетающиеся друг с другом в любых комбинациях.

Использование машин одинарного формата на очень малых тиражах, естественно, дает меньше макулатурных отходов, чем при печати на ротациях двойного формата, но и в этом случае о рациональности говорить не приходится. Самое интересное, что почти 90% газет с тиражами до 1 тыс. экземпляров выходят в форматах А3 и А4, а две трети имеют периодичность от одного раза в месяц и реже. За время, отделяющее один номер от другого, наверное, можно найти в ближайшем географическом окружении листовую офсетную машину соответствующего формата, способную достойно отпечатать данный образец периодики за меньшую цену. Правда, потребуется бумага, которая будет дороже газетной. Наиболее подходящей технологией для таких изданий могла бы стать цифровая печать, если бы она была повсеместной.

После исчезновения ГДР и в российское лихолетье 1990-х опустевший было рынок предложения газетных ротаций живо заполнили изделия индийского полиграфпрома, ярко подтвердившие справедливость оценочного критерия «цена/качество». Практически все модели индийских машин включают печатные секции, позволяющие печатать газеты в четыре краски хотя бы с лица. Поэтому тиражирование на них однокрасочных и даже двухкрасочных газет очень расточительно. В подавляющем большинстве российские типографии не умеют, да и не хотят определять отпускные цены, базируясь на показателе стоимости одного часа эксплуатации оборудования. Тогда бы достаточно рельефно проявилось, что значит «гонять чернуху на цветной машине».

Надо отдать должное индийским машиностроителям: в России их изделия присутствуют во всех красочных и тиражных кластерах, чему способствует неизбалованность отечественного потребителя газетной периодики. Впрочем, об определенных подвижках в этом плане свидетельствует появление на федеральной полиграфической сцене таких рулонных машин, как Uniset-70 и Uniset-75, установленных в Новосибирске и Владивостоке соответственно. Руководители этих предприятий своевременно оценили рост требований к качеству газетной продукции и со стороны рекламодателей, и со стороны читателей, обеспечив себе высокую конкурентоспособность на соответствующих региональных рынках полиграфических работ.

Рулонные ротационные машины серий Rondoset RO-170 и ПОГ-168, отличающиеся двойной шириной запечатываемого полотна, доживают свой век, несмотря на то что им принадлежит заметная доля в выпуске региональной прессы красочностью 1+1 и 2+1. Дело в том, что изначальная их конструкция не предполагала многокрасочную печать и, что не менее важно, двойная ширина при нынешних тиражах, по крайней мере в российских условиях, не нужна. Учитывая эти обстоятельства плюс более чем почтенный возраст упомянутых ротаций, им требуется полноценная замена.

Вообще модернизация парка рулонных офсетных машин для газетной печати федерального сектора российской полиграфической промышленности — задача очень актуальная. Неотложность ее решения обусловлена тем, что, во-первых, технологические характеристики большей части эксплуатируемого печатного оборудования не соответствуют нынешним потребностям газетного рынка, а во-вторых, конкуренция в газетном секторе полиграфических работ нарастает практически во всех регионах страны. Промедление, как известно, смерти подобно. Каким бы отвратительным хозяйственником ни было государство, в чьей собственности находятся федеральные газетные комплексы, вряд ли оно намерено уничтожить эту собственность. По крайней мере, цели, заявленные им в концепции реформирования федеральной полиграфии, прямого указания на ее ликвидацию не содержат. Нынешняя экономическая ситуация, сдерживающая инвестиционные порывы конкурентов, могла бы стать чрезвычайно полезной для оперативного технического перевооружения газетных предприятий федерального сектора, если, конечно, оно входит в стратегические планы собственника.


* Российский рынок периодической печати: Состояние, тенденции и перспективы развития: Доклад /Под общ. ред. В.В. Григорьева. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2009. 100 с.

В начало В начало

КомпьюАрт 7'2009

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства