Обзор авторских техник получения оттиска. Часть 5
(Продолжение. Начало см. в КомпьюАрт № 3-6’2009)
Продолжаем разговор об офорте.
Пунктирная манера (английская техника)
Материалы
Пластины из цинка, меди или мягкой стали толщиной от 1,5 до 3 мм.
Обезжиривающий состав. Растворитель (керосин или скипидар).
Твердый или жидкий лак (грунт).
Керосиновый или скипидарный факел. Как вариант — восковые или стеариновые свечи.
Травящий раствор.
Инструменты
Офортные иглы, пунсоны, пунсонный молоточек, граверный молоток, стипль, рулетки, шаберы, гладилки, шлифовальный и полировальный инструмент, кисть, валик, кюветы.
Краска
Офортная.
Бумага
Офортная.
Сущность пунктирной манеры заключается в том, что чистую полированную доску покрывают грунтом, на поверхность которого наносят контур рисунка, затем остро отточенной офортной иглой процарапывают грунт, едва задевая металл, после чего лак смывают и начинают создавать рисунок на доске системой крупных и мелких точек. Тональные градации при этом достигаются путем сгущения или разрядки точек различной формы, величины и глубины. Для этого используют два различных способа гравирования — чисто механический и комбинированный с травлением.
Томас Берк. Портрет Винсента Лунарди. Пунктирная манера. 1786 г.
В первом случае пользуются острыми пунсонами, имеющими вид стальных стержней, конусообразно отточенных с одного конца в виде ромба, треугольника, квадрата или округлой острой формы. Ударами граверного молотка по пунсону в том или ином месте гравируемого рисунка создают ряд углубленных точек на металлической доске.
Чем реже расположены и менее глубоко набиты эти точки, тем светлее будут на оттиске данные участки изображения, и, наоборот, они будут темнее благодаря интенсивным ударам молотка по пунсону и близкому расположению точек.
В случае комбинированного способа пунктирной манеры по загрунтованной доске работают рулетками, иглами и пунсонами. Затем травят на нужную глубину, смывают грунт и дорабатывают механическим способом.
Процесс печатания с пунктирных досок происходит так же, как снятие оттиска с резцовой гравюры.
Принципиальное внешнее отличие этих разных видов гравирования состоит в том, что точка, нанесенная ударом пунсона, имеет вокруг себя легкий тон, мягкие контуры, потому что металл, вытесненный пунсоном, небольшим бугорком возвышается над поверхностью гравировальной доски. Этот бугорок слегка задерживает вокруг себя краску, которая мягко обрамляет при печати каждую точку.
Точка, созданная прорезанием металла стиплем, — это треугольник с одной ярко выраженной острой вершиной. Края этой точки четкие и ясные, потому что металл вынут из доски острым резцом и выбран в стружку.
Точка, полученная в результате травления, имеет ровную форму, точно передающую следы того инструмента, которым был прорезан грунт. Края этих точек резкие, ровные, по существу это манера травленого штриха, где штрих укорочен до размеров точки.
Несмотря на то что пунктирная манера не обладает особой силой награвированных тонов, она дала большое количество прекрасных гравюр, выполненных исключительно этим способом. Его же нередко применяли и как дополнение к другим манерам гравирования, в частности к резцовой гравюре.
Мягкий лак («срывной» лак)
Материалы
Пластины из цинка или меди толщиной от 1,5 до 3 мм.
Обезжиривающий состав. Растворитель (керосин или скипидар).
Мягкий лак (грунт). Простейший способ получения мягкого лака заключается в том, что надо взять твердый офортный грунт и добавить к нему равную долю нутряного бараньего сала. В старых руководствах встречается еще рецепт, по которому надо на три четверти твердого грунта добавить одну четверть свиного жира. Смесь подогревают с небольшим количеством скипидара, пока не получится гомогенная масса.
Травящий раствор.
Джованни Кастилльоне. Портрет мужчины в берете. Мягкий лак. 1664 г.
Инструменты
Карандаш или заостренная палочка, рулетки, шаберы, гладилки, шлифовальный и полировальный инструмент, тампон, валик, кюветы.
Краска
Офортная.
Бумага
Офортная.
Много общего с техникой классического иглового офорта имеет манера, которая называется «мягкий лак». Оттиск, снятый с такой доски, напоминает рисунок, исполненный карандашом.
Чистую доску, подготовленную как для обыкновенного офорта, слегка подогревают на плите, протирают скипидаром и грунтуют при помощи валика или тампона равномерным и тонким слоем одного из мягких лаков.
Нанесенный слой мягкого (или «срывного») лака после остывания не твердеет и, обладая липкостью, при малейшем прикосновении пальца отстает от полированной поверхности доски. При добавлении сала лак теряет свою прочность и твердость; именно на этих свойствах и основан метод гравирования данной манерой. В связи с этим грунтовать следует очень осторожно, чтобы не удалить уже нанесенный лак с доски. Загрунтованная доска повторно нагревается. При этом грунт, матовый сразу после нанесения, превращается в глянцевую пленку, которая надежно предохраняет форму от кислоты.
На загрунтованную доску осторожно накладывают шероховатой стороной вниз лист тонкой фактурной бумаги, на которую предварительно наносят едва заметными линиями весь рисунок. Сорта гладких сатинированных, глазированных или меловых бумаг для этой цели не годятся. Лучше, если это будет тонкая бумага с ярко выраженной фактурной поверхностью. Также для этого можно использовать тонкий шелк. Края бумаги подворачивают и подклеивают к обратной стороне доски. Еще лучше, если подклеивается только верхний край, а остальные закрепляются кнопками к столу.
На этой бумаге рисуют твердым или мягким карандашом. В крайнем случае можно использовать деревянную палочку. Малейшее прикосновение карандаша к бумаге передается на грунт, который в прорисованных местах, благодаря своей липкости и эластичности, пристает к бумаге. В зависимости от более сильного или слабого нажима карандашом на бумагу на офорте получают зернистые штрихи соответствующей силы, ширины или глубины, напоминающие собой карандашный или угольный рисунок.
Закончив работу карандашом, с доски осторожно снимают бумагу, которая поднимает за собой приставшие к ней части мягкого грунта. При этом лак срывается не всюду одинаково плотными слоями, а в полном соответствии со структурой зернистой бумаги и в зависимости от силы нажима карандашом.
После удаления бумаги изнанку доски и лишние штрихи тщательно закрывают жидким лаком и, когда лак полностью высохнет, офорт опускают в кювету с кислотой. Травить лучше всего в слабом растворе кислоты и за один прием. Время травления определяется по самым мелким штрихам, но лучше чуть недотравить, чем испортить доску.
Офорты, гравированные этим способом, отличаются от прочих видов тем, что характер их штрихов состоит из целого ряда мельчайших точек и рисок, аналогичных структуре шероховатой бумаги или ткани. Это приближает такой вид офорта по характеру светотеневых градаций к тоновой гравюре.
Карандашная манера
Материалы
Пластины из цинка (редко) или меди (обычно) толщиной от 1,5 до 3 мм.
Обезжиривающий состав. Растворитель (керосин или скипидар).
Твердый или жидкий лак (грунт).
Керосиновый или скипидарный факел. Как вариант — восковые или стеариновые свечи.
Травящий раствор.
Жиль Демарто. Игра с ребенком. Карандашная манера. 1740 г.
Инструменты
Офортные иглы, рулетки, матуар, проволочная щетка, гранильник, шаберы, гладилки, шлифовальный и полировальный инструмент, кисть, валик, кюветы.
Краска
Офортная.
Бумага
Офортная.
В данной комбинированной манере сочетаются приемы травления и механического гравирования. Особенность карандашной манеры, напоминающей собой фактуру карандаша на торшоне или рисунок, исполненный углем на обыкновенной шероховатой бумаге, сводится к следующему. Доску, как и в предыдущих случаях, покрывают твердым грунтом, на который наносят контур рисунка, после чего заканчивают изображение, работая рулетками различных номеров и нарезок.
До гравирования рулеткой весь контур рисунка проходят на грунте острой иглой сначала до слабой видимости металла, но не повреждая его; затем все штрихи и светотеневые места прорабатывают рулетками. Таких рулеток обычно в распоряжении гравера находится пять-шесть видов с различными диаметром, шириной и рисунком насечки.
Прокатывая рулеткой по загрунтованной доске, получают следы в виде зернистых штрихов различной ширины. Вся система мелких точек, наведенных таким образом в виде штрихов, будет в дальнейшем углублена травлением.
После окончания гравирования доску подвергают травлению.
Законченную гравюру целесообразно до печатания осталить; в противном случае с такой доски можно снять очень незначительное количество хороших оттисков.
Акватинта
Материалы
Пластины из цинка, меди или стали толщиной от 1,5 до 3 мм.
Обезжиривающий состав. Растворитель (керосин или скипидар).
Асфальт, канифоль, спирт.
Жидкий лак.
Травящий раствор.
Франсиско Гойя. Капричос. Акватинта. 1799 г.
Инструменты
Акватинтный шкаф, проволочная щетка, гранильник, шаберы, гладилки, шлифовальный и полировальный инструмент, кисти, валик, кюветы.
Краска
Офортная.
Бумага
Офортная.
Слово «акватинта» образовано от латинского aqua — вода и итальянского tinta — цвет, что очень точно передает отличительную особенность этой манеры. Оттиск с гравюры, сделанной в манере акватинты, напоминает рисунок, выполненный водными красками — акварелью. Суть манеры, которая называется акватинтой, заключается в том, что офортная доска подвергается зернению путем напыления на поверхность металла тончайшего слоя порошка асфальта или канифоли, после чего доску травят в кислоте, достигая таким образом шероховатой поверхности, дающей в оттиске тональные градации самой разнообразной силы. Как вариант — припудривание доски выполняют после предварительного травления контура рисунка.
По светотеневым эффектам и оттискам акватинта напоминает способ меццо-тинто; разница между ними в том, что в первом случае мельчайшую зерненую поверхность на металле получают травлением, а во втором — чисто механическим способом, путем обработки всей доски зубчатым гранильником. Кроме, того, в акватинте процесс гравирования ведут от белого пятна к черному, при способе же меццо-тинто — наоборот: от черного к белому.
Однако задачи двух упомянутых способов по существу тождественны и сводятся к тому, чтобы, во-первых, заменить затемнение штрихами сплошными пятнами, а во-вторых — путем обработки шероховатой поверхности доски добиться по возможности передачи фактуры воспроизводимого оригинала, в том числе мазков масла, акварели и пр.
Зерненую поверхность доски можно получить различными способами.
Подготовленную доску запудривают канифольной пылью, а для получения более прочного зерна — смесью равных частей асфальта и канифоли. Наиболее известным является способ запудривания доски в специальном прямоугольном деревянном ящике (акватинтном шкафу) размером около 60x80x170 см, укрепленном на подставке и вращающемся вокруг своей оси, благодаря чему в ящике взмучивается асфальтная или канифольная пыль.
В ящик засыпают небольшое количество порошка асфальта или канифоли, закрывают дверцы и после нескольких вращательных движений останавливают его. Затем рекомендуется выждать минут 5-10, чтобы крупные частицы осели на дно. После этого ящик осторожно открывают и кладут в него на специальной деревянной решетке полированную и обезжиренную доску, которую оставляют в таком положении минут на 8-10, плотно закрыв дверцы.
Постепенно оседающая мелкая смолистая пыль покрывает равномерным беловатым слоем всю поверхность доски. Более крупнозернистую поверхность можно получить, если поместить доску в ящик сразу же после вращения.
После запыления решетку с доской осторожно вынимают из ящика.
Запыление доски канифолью может быть с успехом достигнуто и без ящика, путем просеивания канифоли через густое сито или полотняную ткань. Регулируя плотность ткани (сита), можно припудривать доску более или менее крупными частицами канифоли.
После удачного запыления доску переносят для нагревания на газовую или электрическую плиту. Вместо плиты можно пользоваться также спиртовой и керосиновой лампой или свечой.
Нагревание доски должно быть очень равномерно. Для этого применяются различные рассекатели или металлические подставки.
Во время нагревания плиты или передвижения доски над пламенем в различных направлениях канифоль начинает постепенно плавиться; общая поверхность доски при этом тускнеет, а пылинки начинают выступать на офорте в виде мелких прозрачных и рельефных капель.
До травления закрывают сначала все блики, рефлексы и другие светлые места офорта.
Печатать акватинту надо на офортном станке при очень слабом давлении валов, используя при этом более жидкую офортную краску, чем для классического офорта.
Лавис (тушеваная гравюра)
Материалы
Пластины из цинка или меди толщиной от 1,5 до 3 мм.
Обезжиривающий состав. Растворитель (керосин или скипидар).
Асфальт, канифоль, спирт.
Жидкий лак.
Травящий раствор.
Аллан Рэндэлл Фрилон. Дорожные рабочие. Лавис. 1935 г.
Инструменты
Акватинтный шкаф, проволочная щетка, гранильник, шаберы, гладилки, шлифовальный и полировальный инструмент, кисти, валик, кюветы.
Краска
Офортная.
Бумага
Офортная.
Название этого метода гравирования происходит от французского lavis — рисовать акварелью, водой. Способом «лавис» можно выполнить гравюру, по своей манере напоминающую рисунок кистью. Лавис также является прекрасным средством тонирования офортов, выполненных в другой технике.
Манера лавис в старых техниках заключалась в следующем: на хорошо очищенную и обезжиренную доску наносят контур рисунка одним из вышеизложенных приемов гравирования, причем все светлые места офорта закрывают жидким лаком, предохраняя их этим от травления; затем крепкий состав азотной кислоты наносят на доску с помощью стеклянной кисти.
По истечении 2-3 минут кислоту смывают и доску просушивают феном. После этого закрывают тем же лаком все ранее вытравленные части рисунка, доску опускают для усиления слабо вытравленных мест в более крепкую кислоту и повторяют эту манипуляцию несколько раз, до получения различных по силе и глубине тона пятен.
При травлении этим способом на меди еще лучше пользоваться в качестве травящей жидкости раствором пятипроцентного хлорного железа. Для той же цели можно применять раствор ляписа с небольшим количеством гуммиарабика.
Недостаток старого способа заключается в том, что с выполненной им доски можно снять очень ограниченное количество хороших оттисков (20-30 экземпляров), так как во время печатания от набивания краской и давления печатного пресса гравюра быстро снашивается.
В современной технике лависа все происходит несколько по-иному. На подготовленную и обезжиренную доску наносится канифольная пыль и расплавляется, как в случае с акватинтой. Потом в стеклянной посуде разводится травящий раствор, состоящий из равных частей клея (декстрин или вишневая камедь), краски (гуашь любого темного цвета) и крепкой азотной кислоты. Клей и краску смешивают с небольшим количеством воды, куда осторожно добавляют кислоту. Все это смешивается и разбавляется до нужной густоты.
Самые светлые места на рисунке заранее закрываются от травления жидким лаком.
Пользуясь кистями из стекловолокна, приготовленным травящим раствором рисуют по подготовленной доске, как акварелью. Рисование свободное, без необходимости выкрывания кислотоупорным лаком, что исключает появление на оттиске жестких границ у тоновых пятен. Краска, входящая в травящий раствор, помогает контролировать силу мазков и соответственно силу травления в данном месте. Чем гуще положен мазок, тем сильнее идет под ним травление. Реакция длится не более двух-трех минут, после чего доска промывается под проточной водой и просушивается.
После окончания травления доска промывается в проточной воде, канифоль тщательно смывается спиртом или ацетоном.
Печатается лавис так же, как и акватинта.
Данная манера интересна как в качестве самостоятельной техники, так и в сочетании с сухой иглой.
Резерваж (техника поднятого грунта)
Материалы
Пластины из цинка или меди толщиной от 1,5 до 3 мм.
Обезжиривающий состав. Растворитель (керосин или скипидар).
Асфальт, канифоль, спирт.
Жидкий лак.
Травящий раствор.
Инструменты
Акватинтный шкаф, проволочная щетка, гранильник, шаберы, гладилки, шлифовальный и полировальный инструмент, кисти, гусиное или тростниковое перо, валик, кюветы.
Краска
Офортная.
Бумага
Офортная.
Манера резерважа позволяет рисовать пером или кистью непосредственно на металлической доске, в результате чего после травления получают гравюру, напоминающую легкий перовой набросок или рисунок кистью. В зависимости от того, каким инструментом наносится на поверхность гравировальной доски легкорастворимая в воде краска, различают две разновидности резерважа — резерваж-кисть и резерваж-перо.
Оттиск, полученный с формы «резерваж-кисть», напоминает рисунок кистью, только мазки на нем равномерного тона, без растяжек, с ровными, ясно очерченными краями. Если рисование кистью осуществлялось на слабо обезжиренной доске, то края мазков приобретают неровную, брызгообразную форму. Скатанная краска на границах мазков дает характерный силуэт, который некоторые художники используют как своеобразную графическую фактуру. Этот прием также характеризует оттиск как гравюру, выполненную в манере «резерваж-кисть». Широкие мазки кистью обнажают достаточно большое поле чистого металла, на котором при печати не будет удерживаться краска. Поэтому для удержания краски данные участки чистого металла в границах широкого мазка припудривают, как акватинту, используя выразительную фактуру расплавленной канифоли. Поэтому внутри широкого мазка видна графическая фактура акватинты. Это также является одной из характерных особенностей гравюры, выполненной в манере «резерваж-кисть».
Оттиск, полученный с печатной формы «резерваж-перо», отличается от гравюры «резерваж-кисть» тем, что характер штрихов на протравленном металле точно сохраняет выразительные особенности рисунка металлическим или птичьим пером. Технологический процесс (выкрывание, смывание и травление) аналогичен процессу манеры «резерваж-кисть», с той только разницей, что нет необходимости использовать приемы акватинты, так как рисунок пером не обнажает большие поверхности чистого металла.
Манера «резерваж-перо» отличается от травленого штриха тем, что характер рисунка гравированной иглой совершенно противоположен характеру рисунка пером. Офортная игла, оставляя след одинаковой толщины на черной поверхности кислотоупорного слоя, создает рисунок белым по темному (в процессе гравирования). А перо рисует черной краской по белой обезжиренной поверхности металла, создавая живой, выразительный рисунок на гравировальной доске в том виде, в каком он будет отпечатан на бумаге.
Итак, на предварительно подготовленную и обезжиренную с помощью раствора соды доску наносят рисунок обыкновенным пером или колонковой кистью, пользуясь для этой цели чернилами следующего рецепта: сахар — 5 вес. ч., гуммиарабик (декстрин или вишневая камедь) — 4 вес. ч., ламповая копоть (или другой черный сухой пигмент) — 2 вес. ч.
Этот состав растворяют в теплой воде до густоты сметаны, а во время работы дополнительно разбавляют водой до такой степени, чтобы чернила легко и быстро сходили с пера или кисти на доску.
После нанесения и просушки рисунка доску помещают на теплую плиту и грунтуют с помощью валика тонким и равномерным слоем жидкого лака. При этом, как правило, надо проследить, чтобы рисунок на доске нигде не был задет или случайно сорван.
Когда грунт остынет, подготовленную доску кладут лицевой стороной вверх в кювету с водой и оставляют на полтора-два часа.
В прорисованных чернилами местах вода слегка разрыхляет грунтовку, рисунок набухает и удаляется с доски при помощи мягкой кисти или кусочка чистой ваты, обнажая в соответствующих местах металл.
После просушки изнанку доски закрывают жидким лаком и приступают к травлению обычным способом.
Печать в данной манере производится так же, как и в классическом травленом штрихе.
Серный цвет (серное молоко)
Материалы
Пластины меди толщиной от 1,5 до 3 мм.
Обезжиривающий состав. Растворитель (керосин или скипидар).
Жидкий лак.
Травящий раствор.
Инструменты
Гранильник, шаберы, гладилки, шлифовальный и полировальный инструмент, кисти, гусиное или тростниковое перо, валик, кюветы.
Краска
Офортная.
Бумага
Офортная.
Данный способ применяется в качестве дополнения к травленому штриху или акватинте. В некоторых случаях им пользуются и как самостоятельным приемом.
Прежде всего следует приготовить так называемое серное молоко. Для этой цели берут светлый порошок серы и с помощью шпателя растирают его на оливковом масле на гладкой мраморной или стеклянной плите. Состав серной массы хорошо разминают до густоты сметаны.
Отшлифованную доску основательно полируют и очищают от жирных и других грязных пятен скипидаром или спиртом. Для более энергичного действия серного цвета на металл поверхность доски дополнительно промывают 2-3% составом соляной кислоты, которую через 1-2 минуты быстро смывают водой. После просушки доска готова к работе.
Если в рисунке, подлежащем травлению, необходимо получить блики или другие светлые пятна, то эти планы до нанесения серного цвета на доску закрывают при помощи мягкой кисти 20%-ным раствором жидкого гуммиарабика или вишневой камеди, стертого с цинковыми белилами, прибавляя к составу для пластичности несколько капель глицерина. После просушки раствора гуммиарабика можно наносить серный цвет на гравируемую доску. Чтобы предохранить блики и другие светлые места на рисунке от протравы, можно также пользоваться составом шеллака, растворенного в спирте, или же простым столярным клеем средней густоты. После травления указанные составы смывают с доски спиртом.
Серным цветом тонируют доску наложением в соответствующих местах толстого или тонкого слоя серной массы.
В первом случае глубина вытравленного тона на металле будет гуще и сильнее, во втором — нежнее и мягче.
Закончив травление, мазки серного цвета, почерневшие и имеющие вид засохшей корки, удаляют оливковым маслом; затем следы масла смывают скипидаром или бензином, доску хорошо протирают мягкой чистой тряпочкой, нагревают на плите, набивают краской и снимают пробный оттиск на офортном станке.
Серный цвет имеет свойство разъедать металл, образуя в протравленных местах шероховатые пятна, в силу чего полированная поверхность доски после удаления серного цвета принимает матовый вид. Здесь краска задерживается так же, как в штрихах и акватинте, что дает на оттиске определенный тон.
Неудобство пользования серной пастой заключается в том, что совершенно невозможно установить точное время травления, необходимое для получения какой-либо определенной силы тона, так как оно зависит от многих обстоятельств: продолжительности травления, густоты и плотности серного слоя и т.п.