КомпьюАрт

7 - 2009

Космические белки и прочие букашки

Екатерина Суслова

Украинский иллюстратор Анна Башмакова рисует сказки и мечтает сделать мир прекрасным. Она похожа на своих персонажей — такая же озорная и симпатичная. При всей «волшебности» своего восприятия Анна — девушка довольно амбициозная. Хотя, может быть, эта самая амбициозность вкупе с талантом и есть залог чуда, подобного тому, что рисует Анна? Она согласилась поделиться своими секретами с нашими читателями.

КомпьюАрт: Анна, как вы решили стать иллюстратором?

Анна Башмакова: Это нелегкое решение я приняла в два года, после того как расписала бабушкин паспорт своими детскими каракулями. Жаль, что паспорт бабушке пришлось поменять и оригинал не сохранился — было бы на одну мою иллюстрацию больше. Вообще, я хотела стать графическим дизайнером или шрифтовиком, но так вышло, что рисовать детские иллюстрации мне понравилось больше.

КА: Расскажите о себе: где родились, учились?

А.Б.: Подозреваю, что на другой планете, но родители утверждают, что я родилась в славном городе Запорожье, городе самого длинного проспекта в Европе, большой и красивой плотины и острова Хортица. Папа хотел видеть во мне бухгалтера в красивых толстых очках и со стопкой папок под мышкой, но я тайно подала документы в художественное училище, где успешно отучилась четыре года. Я очень благодарна своим родителям за то, что они хоть и были против, но все же помогали мне в моих начинаниях. Это был нешуточный конфликт в семье. Папе все же удалось сделать математика из моей младшей сестры. Потом была Художественная академия в Харькове. Поехала поступать туда за компанию с подругами, тогда как сама хотела податься в Киев. Меня приняли на бюджетное заочное отделение на кафедру графического дизайна.

КА: Как начиналась ваша карьера?

А.Б.: Карьера начиналась с дизайна, а не с иллюстраций. Была наружная реклама, потом переехала в Киев и попала в команду разработчиков компьютерных игр. Текстурила разные неживые объекты, космические корабли и пр. Поработала для нескольких довольно известных игровых проектов. Сменила ряд студий, застала финальный этап создания Crysis (Crytek), стажировалась в Германии. Иллюстрации в основном рисовала для себя. В то время как раз придумала свою технику по обработке фото и созданию иллюстраций из фрагментов фотографий, тут и помогли навыки работы с текстурами. Первые коммерческие заказы были от журналов «Игромания» и «Познайко». С «Познайко» сотрудничаю и по сей день.

КА: Где вы работаете сейчас?

А.Б.: Сейчас я работаю в игровой компании, а иллюстрации рисую в качестве фрилансера. Это позволяет мне более полно реализоваться как художнику. Заказы бывают очень разные. Они развивают способность быстро переключаться на различные задания и техники.

КА: Скажите, а дизайнерские работы в вашем нынешнем творчестве встречаются?

А.Б.: Дизайнерские работы встречаются редко, так как для того, чтобы получать такие заказы, нужно соответствующее портфолио. А у меня все же больше рисованных работ. Даже то, что попадается по дизайну, я все же стараюсь делать с художественным подходом. Из последних дизайнерских работ — разработка логотипа для фабрики этикеток и открытки для пиар-компании.

КА: Расскажите о ваших клиентах: кто они?

А.Б.: Постоянно работаю с моим любимым заказчиком — редакцией детского журнала «Познайко». У них четыре издания: для самых маленьких, английский, украинский и русский номера. Ребята очень смелые в плане оформления журнала, я могу рисовать на свое усмотрение и в своем стиле — они это ценят. Таких лояльных заказчиков — тех, что ценят именно стиль художника, а не заставляют рисовать под свое видение, — очень мало. Несколько лет назад рисовала для московского журнала «Игромания». Были заказы для женских журналов. Заказчики разноплановые — это помогает развиваться и не зацикливаться на каком-то одном направлении.

КА: Как вы находите заказчиков?

А.Б.: Я никогда не искала заказчиков. Обычно они сами меня находят. Помогают и мои прошлые заказы, и портфолио, размещенные на различных интернет-ресурсах. Я всегда рада новым заказам, так как довольно часто они помогают освоить новый стиль и технику, начать видеть обычные вещи по-новому и работать быстро, ведь сроки всегда бывают сжатыми.

КА: С какими журналами вы сотрудничаете?

А.Б.: Мелких заказов было много, а длительно и основательно рисовала для таких журналов, как московская «Игромания», «Познайко», «Женский журнал», «Моби» и т.д.

КА: У вас есть замечательный персонаж — Суи. Расскажите о ней подробнее.

А.Б.: У Суи богатая история. Я сочиняю коротенькие сказки про девочку и белого медведя. Описываю то, что вижу вокруг себя. У Суи очень богатый внутренний мир и фантазия, которой можно позавидовать. Она сама для себя строит окружающий мир, населяет его очень добрыми сказочными существами. Сказок очень много. Пока проиллюстрировала всего несколько, но собираюсь сделать целую книгу.

КА: Вам доводилось иллюстрировать книги?

А.Б.: Да, один раз пришлось это делать, но книга была некоммерческая. Это была моя дипломная работа. Иллюстрировала «Курта и Рыбу» Эрленда Лу. Получилось очень динамично, книга даже не иллюстрирована, а скорее оформлена с помощью всяких дизайнерских фишек. Но получилось достойно, я даже хотела написать письмо Эрленду, чтобы запустить иллюстрации в работу. Но всё осталось на уровне проекта.

КА: Какую книгу вы хотели бы иллюстрировать?

А.Б.: Хотела бы оформить сказки Ханса Кристиана Андерсена. Это мой любимый автор с самого детства. Даже были попытки проиллюстрировать «Русалочку» в виде фотоколлажа. Думаю, моя книга меня еще ждет, это обязательно случится. Когда у меня будут дети, я хочу, чтобы они имели возможность читать сказки с очень трогательными, добрыми иллюстрациями. К сожалению, сейчас таких книг немного.

КА: У вас есть превосходные иллюстрации к «Алисе в Стране чудес». Хотели бы вы поработать с этой сказкой в рамках коммерческого проекта?

А.Б.: О да, конечно. Я думаю, это такое произведение, которое для каждого иллюстратора должно стать обязательным. Алиса настолько интересный персонаж, что хотя ее образ создавался неоднократно, мне кажется, его можно рисовать до бесконечности. Мир Страны чудес — обширное поле для фантазии. Мне бы очень хотелось поработать над этой книгой, сделать всё серьезно и профессионально. До сих пор были лишь «игрушки» несформировавшегося иллюстратора (это я о себе).

КА: А чьи иллюстрации к «Алисе…» кажутся вам наиболее интересными?

А.Б.: Знаете, Алису рисовали, кажется, все. Самые милые иллюстрации, на мой взгляд, получились у Евгении Гапчинской.

КА: У вас есть любимый сюжет для иллюстрации?

А.Б.: Любимого сюжета у меня нет. Меня может заклинивать на очень длительное время на каких-то темах, но все же я люблю пробовать разное. Всегда ищу что-то. Хотя... наверное, самая любимая тема — это белочки. А еще Суи и белый медведь. Но белки присутствуют практически во всех моих работах — это мой фирменный знак. А вообще сюжеты рождаются во время работы. Иногда я начинаю рисовать и даже не могу предположить, что будет в финале. Порой рождаются новые персонажи и очень трогательные сюжеты. Например у некоторых моих белок нет хвоста, так как они космические и в скафандр их пушистые хвосты просто не влезут, поэтому они мутировали в таких вот странных созданий.

КА: На сайте http://illustrators.ru/ в графе «О себе» вы пишете просто и ясно: «гениальная девочка». А если бы для иллюстраторов была своя «Минута славы», как бы вы использовали ее для самопиара?

А.Б.: Эту же фразу произнес мой возлюбленный на защите моего диплома прямо при всей комиссии, пока они решали, как оценить мою работу. Так эта фраза со мной и осталась. Вообще самопиаром заниматься не в моем стиле, лучше всего вкладывать силы и мысли в творчество, в новые работы. Те, кто должен узнать обо мне, обязательно узнают. А настоящая красота — это не продукт массовой поп-культуры.

КА: А что вдохновляет вас на творчество?

А.Б.: Скорее всего, это красота. Меня вдохновляет всё вокруг, всё, что красиво. Книги, фильмы, музыка, природа, люди, события, собственные мысли и переживания. Больше всего вдохновляет мой любимый человек. Для него мне хочется творить и развиваться еще быстрее, становиться лучше как художник. Очень люблю рисовать для него. Он мой самый преданный поклонник и строгий критик.

КА: Есть ли у вас примеры для подражания среди зарубежных и отечественных иллюстраторов?

А.Б.: Еще в детстве мне очень нравились мультфильмы, я мечтала стать мультипликатором. В моей коллекции были все классические диснеевские мультики. Я делала стоп-кадр и обрисовывала любимых персонажей с телевизора. Отрисовывала их так часто, что пленки настолько износились, что перестал работать звук. Мультипликаторы ведь тоже иллюстраторы. Так что можно сказать, что я выросла на классической школе мультипликации.

КА: А среди классиков есть кумиры?

А.Б.: Сложно определить их как кумиров. Скорее, просто люди, которыми я восхищаюсь и вдохновляюсь. Люди, которые формировали новый взгляд на искусство, новые методы искусства и определяли его облик и развитие на века. Это и фрески Рафаэля, и графика и живопись да Винчи, и японские гравюры, и скульптуры Родена, и, конечно же, Гюстав Климт.

КА: Какие графические пакеты вы используете для работы?

А.Б.: Очень давно освоила Photoshop. Это основной пакет, в котором я работаю. Еще очень люблю вектор, даже многие мои растровые работы напоминают вектор по стилю. Painter от Corel и CorelDRAW — вспомогательные программы. Все же хочу перейти в дальнейшем на Painter, в нем техника приближена к художественной живописи. Но в Photoshop мне больше нравится работать, да и привыкла я к нему. Не могу представить, что когда-нибудь совсем перестану рисовать на компьютере.

КА: Делаете ли вы сначала наброски или же сразу работаете на компьютере?

А.Б.: Конечно же, сначала картинка появляется в голове. Я делаю легкий схематический скетч в молескине. Но я не сканирую рисунки и не переношу их один в один. Легкими линиями делаю набросок в Photoshop. Основной набросок рождается уже в цвете — так проще понять, как будет выглядеть финальная картинка, почувствовать перспективу и глубину. Следующий этап — постепенная проработка всех деталей. Раньше я отрисовывала линейный рисунок очень тщательно, рисовала все иллюстрации с контуром. Сейчас отошла от этого и рисую всё в цвете без жестких линий, нравится мягкость и простота.

КА: Есть ли у вас любимое цветовое сочетание?

А.Б.: Я люблю все цвета, что меня окружают, и в моих работах присутствует почти вся цветовая гамма. Люблю придумывать цветовые сочетания. Сложно выделить что-то. Всегда всё зависит от настроения и мыслей, с которыми я приступаю к работе. Чаще всего, наверное, это розово-фиолетовая гамма, сказочная и мистическая. Хотя в последних моих работах достаточно много красного и зеленого. Люблю контрасты, но редко их использую в творчестве. Мне нравятся тонкие градации цвета, нравится показывать объем и перспективу нежными переходами. Еще очень нравится использовать темный, насыщенный фон любого оттенка. Он как бы выносит всё на передний план и помогает понять суть.

КА: Над чем вы работаете сейчас?

А.Б.: Сейчас у меня есть несколько текущих заказов для журналов. В любую свободную минутку стараюсь порисовать для себя. Продолжаю писать сказки про Суи и иллюстрировать их. Постепенно эти работы будут появляться на моей страничке (http://may-an.livejournal.com/) и в других интернет-галереях. Плюс работаю над английским алфавитом в картинках — каждая буква будет как отдельный персонаж. Работы хватает.

КА: Каковы ваши творческие планы?

А.Б.: Планы всегда есть, но я не люблю загадывать.

Хочу проиллюстрировать книгу с моими сказками. Создать серию картин на холсте маслом или акрилом — на такую работу обычно не хватает времени. Для этого нужно дневное время, а я сейчас хожу в офис, так что пока никак. Появилась возможность поработать в качестве иллюстратора для женских журналов, и я планирую заняться этим более серьезно, чем раньше. Также прорабатываю одну серию в фэшн-стиле. Еще хочу заняться созданием персонажей для принтов на футболки. Плюс еще с подругой будем делать моих белок в качестве украшений. Белки и другие мои сказочные букашки будут красоваться в виде сережек, кулонов и брошей. А вообще, хочу как можно больше успеть оставить доброго и красивого после себя, радовать детские глаза прекрасными сказочными персонажами. Мечтаю, чтобы на моей графике выросло поколение деток. Хочу наполнять мир красотой и добром.

КомпьюАрт 7'2009

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства