КомпьюАрт

7 - 2009

Рынок ПО в России: динамика и кризис

Константин Савицкий, региональный менеджер по маркетингу Corel в России и Украине

Говоря о рынке программного обеспечения в России, стоит начать с поздравлений. Да, не с сетований на кризис, а именно с поздравлений. Мы доросли до фантастических для России показателей — 35% используемого на персональных компьютерах ПО лицензионное. Пять лет назад эта цифра составляла примерно 1%. Сегодня в малом бизнесе установлено 25-30% лицензионных программ, в крупных компаниях дела обстоят еще лучше: легальное ПО составляет около 50%, а в некоторых областях доходит и до 90%. В течение последних нескольких лет наша компания регистрирует впечатляющие темпы роста фактически во всех сегментах рынка ПО. Объем рынка оценивается по-разному: так, ISDEF говорит примерно о 5 млрд долл. по итогам 2008 года, IDC на аналогичный период ориентируется на 3,3 млрд долл. Также стоит добавить от 40 до 80% годового прироста в зависимости от сегмента — и получится приблизительная картина докризисной индустрии ПО в России.

Кризис внес некоторые коррективы в ожидания по темпам роста, и 2009 год, безусловно, покажет существенное замедление.

По прогнозам специалистов, по-прежнему будет наблюдаться строгая зависимость между состоянием экономики и расходами на ПО, так что в 2009 году мы увидим самые низкие показатели роста софтверного рынка за последние 5 лет. Россия занимала около 25% софтверного рынка Восточной Европы и, будучи промышленно-ориентированной страной, серьезно пострадает от негативного влияния кризиса на этот сектор. Многие промышленные компании существенно сократили свои ИТ-бюджеты. Заморожены многие ранее начатые проекты, а запланированные внедрения отложены до лучших времен. Большинство ИТ-поставщиков скорректировали свои стратегии, делая ставку на получение доходов от оказания ИТ-услуг, например техподдержки или интеграции, с ограниченным бюджетом и быстрым возвратом инвестиций. В то же время многие из них считают госсектор потенциальным направлением развития бизнеса и получения доходов, которое позволит компенсировать сокращение потенциала коммерческого сектора.

При этом многие аналитики высказывают предположение, что это замедление будет заметно только с точки зрения финансовой емкости рынка. Темпы роста продаж лицензий останутся приблизительно в тех же рамках, за счет того что многие разработчики отреагировали на изменившуюся экономическую ситуацию оптимизацией пакетов лицензий и снижением стоимости ПО.

Структура рынка программного обеспечения представлена 65-процентной долей корпоративного сектора, сегмент государственных структур — 20-процентной, 15% — активно растущий сегмент частных пользователей. Сегмент частных пользователей как потребителей ПО сейчас активно развивается, переходя от потребления прикладного ПО к лицензированию более серьезных продуктов. Базовыми решениями для этого сегмента являются приложения, обеспечивающие защиту от вредоносных программ; потребление развивается в сторону специализированного программного обеспечения, например графических редакторов и средств работы с визуальным контентом.

Отметим, что кризис в определенном смысле благоприятно повлиял на рынок ПО. Игроки рынка, и мы в том числе, отмечают ряд процессов, вызванных кризисом, в частности представители бизнеса все чаще начинают интересоваться реально работающими программными продуктами, позволяющими не латать дыры, а управлять процессами и работой компании. Предприятия готовы покупать продукты, отвечающие задачам их бизнеса.

Стратегия нашей компании по продвижению продуктов в ближайшее время будет строиться на обеспечении оптимального соотношения «цена/производительность». Мы считаем, что именно этот показатель будет особенно актуален в текущих реалиях рынка.

В данном выпуске CorelArt речь пойдет о нашем новом продукте для цифровой живописи — Painter 11. С момента появления Corel Painter был и остается эталоном среди ПО для живописи и иллюстрирования. С Painter 11 художники смогут включить в свой цифровой инструментарий самые современные и реалистичные инструменты художественного оформления.

КомпьюАрт 7'2009

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства