КомпьюАрт

7 - 2009

Верстаем бланк ценной бумаги в CorelDRAW

Андрей Крылов krylov@compress.ru

Если процесс изготовления бланков ценных бумаг с применением смесевых красок на обычных офсетных машинах с одной печатной секцией, перестроенной под «ирис», еще можно представить, то о допечатных процессах, а именно о верстке ценной бумаги, можно только догадываться. Конечно, опытный верстальщик без проблем отсканирует и обведет все замысловатые узоры бланка, но эти действия уголовно наказуемы.
В России порядка двадцати фирм имеют в настоящее время лицензии на выпуск защищенной полиграфической продукции. Режим, который обязателен для этих предприятий (за «проходной двор» можно потерять лицензию), требует закрытости: железные двери, как в бункере у Гитлера, решетки на окнах, видеокамеры и охрана в  цехах и на складах создают атмосферу, как в хорошем триллере.
Охранные мероприятия в типографиях проводятся в соответствии с Приложением № 2 к Приказу Минфина России от 7 февраля 2003 г. N 14н, которое называется «Требования по режиму охраны помещений (территории), используемых для осуществления деятельности по изготовлению и учету защищенной полиграфической продукции».

 

Прежде всего следует сказать о «программном» балансе при создании элементов дизайна ценной бумаги: 99% подготовлено при помощи программ векторной графики, а остальное (логотипы и другие полутоновые элементы) — удел растровой графики. Последующий вывод печатных форм происходит по стандартной технологии, хотя на предприятиях существуют внутренние требования, определяющие разрешение вывода в dpi. Максимально возможное разрешение, обеспечиваемое современным устройством CtP, составляет порядка 12 000 dpi, что позволяет создавать дополнительные элементы защиты бланка ценной бумаги. Вышеупомянутый верстальщик просто не сможет их повторить — не обрисовывать же ему каждую точку! А эксперт типографии-лицензиата сразу отличит подделку от оригинала.

Однако в данной публикации речь пойдет не о создании скрытых признаков дизайна и не о выводе печатных форм. Мы расскажем о промежуточном этапе допечатных технологий, а именно о верстке бланков ценных бумаг, к которым относятся векселя, сертификаты, дипломы, лотерейные билеты и т.д.

Благодаря сотрудничеству журнала КомпьюАрт с одним из лицензиатов — фирмой «ЭПО», нам удалось получить поэтапные изображения процесса верстки бланка ценной бумаги в векторном редакторе CorelDRAW.

Итак, прежде чем приступать к верстке ценной бумаги, нужно выполнить следующие подготовительные шаги:

задать формат печатного поля и обрезной формат бланка;

в программе векторного макетирования гильоширных элементов PolyLine (разработка «ЭПО») подготовить их образцы, а именно рамки, розетки, фоновые сетки и т.д. Иногда художник дополнительно, с помощью пера и туши на бумаге, создает некоторые изображения, в стиле гравюры, например портреты, специальные элементы или шрифты;

для удобства работы создать два файла с расширением Corel для лица и оборота бланка.

Вначале на рабочий стол CorelDRAW дизайнер помещает созданный в вышеупомянутой программе PolyLine горизонтальный фрагмент рамки (в нашем примере фрагмент негативный — белые линии на черном фоне; толщина линий по требованию Минфина России должна быть 200-250 микрон). Данная операция выполняется с использованием функции Guide и в заданных координатах на формате А4 (рис. 1).

Рис. 1. Рабочий стол CorelDRAW с фрагментом рамки будущего бланка ценной бумаги

Рис. 1. Рабочий стол CorelDRAW с фрагментом рамки будущего бланка ценной бумаги

С помощью функции меню Skale and Mirror горизонтальный фрагмент гильоширной рамки размножается необходимое количество раз (рис. 2а). Затем располагаем разработанный вертикальный фрагмент гильоширной рамки с помощью уже упоминавшейся функции разметки заданного формата Guide и в соответствующих координатах (рис. 2б). Используя функцию меню Skale and Mirror, размножаем вертикальный фрагмент гильоширной рамки необходимое количество раз (рис. 2в).

Рис. 2. Создание рамки документа

Рис. 2. Создание рамки документа

Закрываем углы собранной гильоширной рамки предварительно созданными в программе PoleLine гильоширными розетками, также негативными (рис. 3а). Используя инструмент Rectangle Tool, добавляем оконтуривание гильоширной рамки по периметру (рис. 3б). С помощью функции Clipboard вставляем бордюр и ранее отрисованные штриховые изображения (рис. 3в).

Рис. 3. Обработка рамки

Рис. 3. Обработка рамки

Набираем требуемый текст и создаем заголовок, используя эффекты PowerClip и Blend Docker (рис. 4а). Размещаем на заданном формате и на другом слое первую гильоширную фоновую сетку необходимых размера и формы (рис. 4б). Формируем маску под раму и заголовок и совмещаем ее с первой гильоширной фоновой сеткой (рис. 4в).

Рис. 4. Набор текста и работа над первой фоновой сеткой

Рис. 4. Набор текста и работа над первой фоновой сеткой

Размещаем вторую гильоширную фоновую сетку (также на другом слое), скоординированную с первой (рис. 5а). Совмещаем вторую гильоширную фоновую сетку с маской под раму и заголовок (рис. 5б). Формируем черно-белое изображение бланка, совмещая две гильоширные фоновые сетки, рамку, текст, позитивный и негативный микротексты (рис. 5в).

Рис. 5. Завершающие операции работы над бланком

Рис. 5. Завершающие операции работы над бланком

Когда бланк готов, переводим его из черно-белого изображения в цветное.

Распечатав документ на цветном принтере, получаем бланк на бумажном носителе для последующего направления заказчику для согласования внешнего вида, текстовой части, а также некоторых видов защиты и нумерации (рис. 6).

Рис. 6. Фрагмент бланка ценной бумаги

Рис. 6. Фрагмент бланка ценной бумаги

По одному из технических требований Минфина России к дизайну (это все тот же приказ от 7 февраля 2003 г. № 14н только Приложение 3), обязательно наличие двух фоновых сеток с переменным шагом и ирисовыми раскатами. Рекомендуется применение ирисового раската с двойным переходом. При верстке в CorelDRAW их можно разместить, а затем и раскрасить на двух разных слоях. С этих же слоев получаются две офсетные печатные формы. Печать с одной из них осуществляется с использованием ирисового раската синий — розовый — синий.

Статьи на тему «Технические требования к изготовлению защищенной полиграфической продукции» были опубликованы в КомпьюАрт № 11 и 12’2008.

КомпьюАрт 7'2009

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства