Обзор авторских техник получения оттиска. Часть 6
Продолжение. Начало см. в КомпьюАрт № 3-7’2009.
Цветная гравюра на металле
Гравюра на металле во всех ее разновидностях служит не только для печатания одной краской, но и для многоцветной печати. Изготовление цветного офорта выполняется при этом двумя способами. Наиболее совершенным, но в то же время и более сложным является печатание с нескольких гравированных металлических досок, каждая из которых представляет собой самостоятельную печатную форму, служащую для отдельной краски. Такой способ называют цветной гравюрой.
Франсуа Буше. Портрет молодой женщины. Цветной офорт в карандашной манере. 1760 г.
Во втором случае цветной офорт печатают с одной доски, на отдельные части которой наносят различные краски с помощью кисти или маленькими тампонами (манера а lа-роupee — кукольная раскраска). Этот способ принято называть окрашенной гравюрой. Существует еще вариант, когда рисующие штрихи набиваются черной краской, доска тщательно вытирается и потом расписывается как монотипия. Чаще всего применение такого метода создает в результате впечатление раскрашенного фона для одноцветного оттиска и очень легко распознается. Оба способа предоставляют большие художественные возможности.
В качестве печатной формы для цветной гравюры может служить доска, обработанная в любой из вышеприведенных техник. Выполнять цветные офорты можно также путем комбинирования нескольких приемов — штриха, акватинты, мягкого лака и т.п.
Деформация увлажненной бумаги является существенным недостатком во время печатания цветных офортов с нескольких форм, так как краски, перетиснутые с отдельных досок на эстамп, могут из-за этого неточно совпасть между собой. Волокна, из которых состоит бумажная масса, обладают свойством удлиняться при поглощении влаги и укорачиваться при отдаче влаги другому предмету. В связи с этим размер листа бумаги соответственно удлиняется или укорачивается.
Этот дефект в известной мере устраняется путем расположения красок на офортных досках так, чтобы при наличии большего или меньшего выступа одной или двух красок за пределы границы офортного рисунка получить при последующей печати с других досок более или менее точное совпадение красок на эстампе.
Для гравирования цветных офортов можно пользоваться как медными и стальными, так и цинковыми досками. Но надо учитывать, что цинковая доска может менять цвет светлых красок. Наращивание тонкого слоя стали или никеля на медные доски и омеднение цинковых пластин гальваническим способом, повышающие производительность доски, находят применение и в цветной печати, увеличивая тираж хороших многоцветных оттисков.
Металлические доски для цветного офорта должны быть одного размера, длины, ширины и иметь одинаковую толщину (от 1 до 1,5 мм) с идентичным полого скошенным фацетом и скругленными углами. Более толстые доски для гравирования цветных офортов не пригодны, так как они будут способствовать более сильному растяжению бумаги, что, в свою очередь, повлияет на совпадение красок; кроме того, рамка от фацетов доски, оттиснутая на увлажненную бумагу, из-за сильного давления вала на форму может местами прорезать ее насквозь. Способы шлифовки, полирования, а также испытания чистоты поверхности доски те же, что и при обыкновенной одноцветной печати.
Контур и весь рисунок наносят на загрунтованные доски с помощью одной или нескольких калек, из которых каждая предназначена для отдельной краски.
В случае использования нескольких калек рекомендуется проставлять приводные кресты на каждой кальке для более точного совмещения разных цветовых участков рисунка на досках.
Однако наибольшая точность совпадения красок во время печатания цветных гравюр достигается применением одной кальки, служащей для перенесения оригинала на все доски.
В этом случае при точной прорисовке контуров и светотеневых границ кое-какие отступления в рисунке на офортных досках, как и дефекты несовпадения красок на оттиске, будут незначительны.
Тончайшие красочные эффекты и светотеневые переходы могут быть достигнуты в цветном офорте дополнением штриховых досок акватинтой или меццо-тинто. То есть цветовые пятна кладутся акватинтой, а рисующая — травленым штрихом или сухой иглой.
При дополнении штрихового офорта акватинтой на вытравленной доске наиболее сильные и глубокие по своему тону места оставляют в виде зернистой поверхности. В более светлых местах зернистую поверхность, наоборот, сглаживают полировкой, причем, доводя в отдельных местах доску до полной гладкости металла, получают на оттиске белые планы.
Одной из техник создания цветной гравюры с металлической формы является цветная черная манера (меццо-тинто), изобретателем которой был Жак Кристоф Леблон (1667—1741), плодовитый живописец и гравер.
В основу способа было положено открытие Исаака Ньютона, который еще в 1665 году наблюдал, как выходящий из призмы луч света, попадая на экран, образует полоску, окрашенную во все цвета радуги. Свое открытие он описал в монументальном труде «Оптика», изданном в Лондоне в 1704 году.
Жан-Пьер-Мари Жазе. Отдых пастушков. Цветное меццо-тинто. 1845 г.
Основываясь на научных теориях светового излучения, Жак Кристоф Леблон разработал процесс получения многокрасочного изображения путем смешивания трех основных цветов — голубого, желтого и красного. При этом печатание осуществлялось с трех формных пластин, на которые были нанесены упомянутые краски. Последовательным прогоном синей, затем желтой и красной досок он получал изображение с дополнительными тонами в местах смешивания красок. По Леблону доски подготавливались следующим образом. Например, синяя доска гравировалась так, что места с чистым цветом делались шероховатыми: там, где надо было получить оттенок, доска слегка соскабливалась, а в местах, где синий цвет отсутствовал, — выглаживалась до блеска. Так же подготавливались доски для желтого и красного цветов. Правда, по свидетельству великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете, который интересовался проблемами цветовоспроизведения и писал об этом, Леблон печатал свои многокрасочные оттиски с семи цветоделенных форм (по числу основных красок спектра). Но историки полиграфической техники, анализировавшие оттиски Леблона, утверждают, что они все-таки отпечатаны с трех формных пластин.
В 1721 году Леблон выпустил руководство по живописи и гравированию, в котором специальный раздел был посвящен цветному меццо-тинто.
Ученики Леблона, в частности Жак Фабиан Готье д’Аготи, начали использовать четвертую формную пластину для воспроизведения глубоких черных тонов.
Когда все доски, предназначенные для печати эстампа в несколько красок, награвированы, одновременно на все доски наносят цветные краски и пропускают их в последовательном порядке на печатном станке одну за другой.
Самой большой трудностью в данном случае является достижение точного совпадения на эстампе красок, отдаваемых отдельными досками, что осложняется главным образом деформацией эстампных бумаг в процессе печати.
Чтобы получить более точное совпадение всех красок, на подкладную пластину из цинка (жести) или непосредственно на талер печатного станка кладут чистый лист бумаги по размеру печатаемых оттисков. На середине листа помещают одну из досок цветного офорта, заполненную краской, и обводят ее со всех сторон твердым карандашом в виде тонкой рамки. Затем кладут на доску увлажненную бумагу так, чтобы ее углы и края точно совпадали с листом, лежащим под офортной доской. Все это, закрыв войлоком, пропускают под давлением печатного станка. Пропустив эстамп в первый раз через цилиндр, необходимо оставить один его конец зажатым под валом, который сохраняется в таком положении до окончания процесса печатания со всех цветных досок. Далее на цилиндр откидывают сначала войлок, а затем поднятый с доски эстамп. Затем снимают с талера первую офортную доску и кладут на рамку следующую.
Данную операцию повторяют до снятия оттиска с последней цветной доски. На протяжении всей работы необходимо обращать внимание на то, чтобы бумага случайно не сдвинулась с места и совпадала с листом, лежащим под печатной доской. Точное попадание во вдавленную на эстампе рамку фацетов остальных досок является важнейшим условием, обеспечивающим совпадение красок, без чего совершенно немыслимо получить сколько-нибудь удовлетворительные цветные оттиски. Надо отметить, что положительные результаты печатания цветных офортов зависят в основном от пяти причин:
- нормального давления цилиндра на войлок и гравюру;
- свойств печатной бумаги: ее толщины, степени влажности и способности деформироваться, а также от свойств печатных красок;
- нормальной температуры помещения во время печати, которая не должна превышать 15-18 °С;
- случайных смещений эстампа с намеченной рамки при печати со второй и последующих цветных досок;
- точных размеров металлических досок, их одинаковой толщины, аккуратно скошенных углов и фацетов.
Чтобы получить наиболее точное совпадение красок, на талер печатного станка кладут цинковый лист толщиной в 0,5 мм, по размеру несколько больший, чем эстампный лист, и на середине пластины, как и в предыдущем случае, тщательно обводят твердым карандашом все стороны офортной доски в виде рамки. Затем при помощи острой стамески и молотка цинковый лист пробивают в трех местах намеченной карандашом рамки и делают металлические отгибы высотой в 1 мм, причем два из них — на одной из продольных сторон, третий же — на короткой. Эти отгибы служат границей и упором для укладываемых досок многоцветного офорта. При этом надо обратить внимание на то, чтобы отгибы были высотой меньше толщины офортной доски и не оставляли следов на эстампе во время печати.
Укладывание в последовательном порядке всех досок на метки цинкового листа дает при соблюдении остальных условий идеальное совпадение рамки с краской на эстампе. Один конец влажной бумаги и здесь должен быть зажат под цилиндром на протяжении всего процесса печати, вплоть до снятия оттиска с последней цветной доски. Цветные офорты надо печатать на хорошо увлажненной, рыхлой и малопроклеенной нетолстой, но плотной бумаге. Печатать начинают с самых светлых красок и кончают синей или темной контурной краской. Для светлых красок целесообразно пользоваться способом холодной печати, то есть досок не подогревать, так как тепло отрицательно влияет на светлые краски, нередко значительно изменяя их цвет.
Если печатают цветной офорт с одной доски, цветные краски набивают в углубленные штрихи плоскими короткими кисточками из щетины, а еще лучше — небольшими шелковыми тампонами. После удаления лишней краски доску протирают тонким слоем цветного порошка, соответствующего печатаемой краске, насыпав его на ладонь; в данном случае употребление белого мела нежелательно, так как он загрязняет чистый тон цветных красок. Затем, по мере надобности, поверхность доски можно затянуть дополнительным нейтральным тоном с помощью мягкой марли, что придаст многоцветному эстампу нежный бархатистый вид. Но можно печатать цветные офорты и без затяжки («ретруссажа»). Для этого всю краску дочиста снимают с доски, оставляя ее только в углубленных штрихах; такие оттиски отличаются большой строгостью, но в то же время и сухостью общего тона. С таких же досок можно печатать цветные офорты путем дополнения оттиска красками в порядке их последовательной отдачи на бумагу. В этом случае после каждой краски доску промывают скипидаром и, вновь раскрашивая в соответствующих местах, достигают полной красочной гармонии на эстампе.
Комбинируя теплую цветовую гамму с холодными тонами либо удачным сочетанием одних красок с другими можно добиться на оттиске тончайших нюансов и богатых живописных эффектов, а при более глубоком изучении всех особенностей техники художник может проявить творческую инициативу и найти совершенно новые оригинальные способы печатания цветных офортов.
Можно печатать гравюры в несколько прогонов с одной печатной формы. Когда печатная форма лишь выходит из-под вала, то под ним остается край бумаги будущей гравюры. Отвернув эту бумагу (но не высвобождая ее зажатый валом край), можно убрать печатную форму, предварительно отметив ее местоположение на талере. Гравированную доску надо хорошо промыть и затем набить другой рисующей краской. Положив доску на прежнее место согласно отметкам на талере, ее накрывают зажатой прежде бумагой и осуществляют очередной прогон. Такой способ по внешним признакам напоминает подкрашенную репродукционную гравюру. Он приводит к хорошим результатам при скромном и сдержанном цветовом решении.
Печать обычно ведут на увлажненной бумаге, но здесь возможны варианты. Если процесс печати идет попеременно со всех досок, но за один день, то оттиски имеют несколько размытые детали, так как свежий красочный слой раздавливается следующей доской на влажной бумаге. И это придает определенный шарм некоторым художественным работам, а также помогает получать промежуточные цвета за счет смешивания основных.
Многие офортисты предпочитают печатать цветной офорт в несколько этапов. То есть в один день печатается цвет с одной доски, потом оттиски высушиваются, снова увлажняются и на них откатывается следующий цвет и т.д. до тех пор, пока не будут сделаны оттиски со всех досок. Такие отпечатки более жесткие по цвету и форме цветовых пятен.
Плоская печать
К такому виду получения оттиска относятся монотипия, литография и все ее разновидности, выполненные как вручную, так и с помощью печатного станка. Литография — способ печати, использующий формы, на которых печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости и различаются лишь физико-химическими свойствами.
Формы для литографии обрабатываются таким образом, что участки, играющие роль печатающих элементов, приобретают свойство гидрофобности (олеофильности), а участки, соответствующие пробельным элементам, становятся гидрофильными. При попадании на такую форму краска задерживается лишь на печатающих элементах.
В процессе печатания форму попеременно смачивают водой и закатывают краской, затем бумагу (или другой материал) вводят под давлением в контакт с формой, благодаря чему получается отпечаток.
В полиграфической промышленности на базе данного принципа функционирует большинство машин офсетной печати. В изобразительном искусстве данная концепция реализована в литографии.
При воспроизведении цветных оригиналов производится также цветоделение и изготовление форм для печатания каждой краской.
В монотипии краска наносится на гладкую полированную поверхность различными способами и снимается увлажненной бумагой на печатном станке или вручную.
Монотипия
По техническим признакам и методу работы монотипия существенно отличается от прочих видов станковой печати и вообще не может быть отнесена к граверному искусству, так как в данном случае оттиск снимают на бумагу не с гравированной, а лишь с раскрашенной от руки гладкой доски, причем только в одном полноценном экземпляре. Таким образом, монотипия имеет общее с гравюрой лишь по способу печатания на офортном станке, как самостоятельная техника получения отпечатка.
На чистую, хорошо спланированную медную или цинковую доску (можно также использовать оргстекло) мягким карандашом наносят контур рисунка, по которому художник пишет красками с помощью кистей точно так же, как на холсте, с той только разницей, что мазки, нанесенные на доску масляными красками, должны быть положены не очень густо — тонким слоем. В противном случае они будут раздавлены под сильным натиском цилиндра печатного станка и исказят изображение.
Для монотипии масляную или литографскую краску целесообразно разводить на скипидаре или, еще лучше, на очищенном керосине. Но можно применять также водные, гуашевые и другие виды красок.
Отто Бахер. Автопортрет. Монотипия. 1887 г.
Светлых планов достигают не дополнением соответствующих мест изображения белилами, как это практикуется в живописи масляными красками, а большим или меньшим удалением с доски красочного слоя. Для удаления краски с печатной поверхности используют кусочки ткани, ваты, остро заточенные палочки и т.п. Эту операцию выполняют очень быстро, не допуская высыхания краски.
Когда работа красками закончена, доску слегка подогревают на теплой плите, затем помещают на талер печатного станка, накладывают бумагу и снимают оттиск, как с гравированной доски офорта.
При умеренном первичном давлении пресса с той же доски можно отпечатать и второй оттиск, который будет отличаться от первого нежными и мягкими тонами, напоминающими собой легкий рисунок, написанный акварельными красками.
Когда изображение наносится на металлическую пластину офортной или литографской краской, результат бывает достаточно предсказуем. Таким способом можно создавать красивые живописные произведения. Для того чтобы на бумагу не переходило масло из краски, печатают на влажных листах.
Если печать ведется с помощью водорастворимых красок, изображение зачастую носит случайный характер. Этим способом получения оттиска трудно управлять. Но, внимательно всмотревшись в полученный результат, почти всегда можно увидеть в нем какой-либо образ. В таком случае после небольшой доработки можно получить интересный пейзаж или другую живописную композицию.
Очень часто изображение на оттиске носит случайный стохастический характер. На некоторых монотипиях видны характерные для фракталов структуры, например дендритные образования, которые при отрыве бумаги от поверхности структуры возникают не мгновенно, а через некоторое время (около минуты). Это свидетельствует о процессе самоорганизации в пленке жидкости между поверхностью и бумагой вследствие ее разрыва. Из-за этого технику монотипии часто называют фрактальной монотипией или стохатипией. Фрактальные монотипии относятся к классу стохастических фракталов.
Таким образом, монотипию можно отнести к фрактальному искусству, причем получаемому не на компьютерах (компьютерная графика), а физико-химическим способом.
Монотипия может быть как монохромной (в одну краску), так и полихромной (многоцветной).
Акваграфия (мраморирование, водяная печать, водная печать)
Мраморирование многие наверняка видели в старых книгах в виде волнообразных узоров на форцазах. Данная техника известна еще с XV века. В Турции и Персии она называлась «искусством облаков» (эбру). Некоторые иранские источники утверждают, что эбру появилось в Индии, где его переняли фарсы, от которых оно и перешло к туркам. Другие же источники сообщают, что роспись под мрамор появилась в Бухаре, и после иранцев ее переняли турки. На Западе этот вид искусства носит название «турецкая бумага». Но и сегодня художники самостоятельно открывают для себя этот необычный способ получения отпечатка и даже пытаются его патентовать. Многим это удается. Видимо из-за того, что существует большое количество способов мраморирования. В разных странах применяют разные технические приемы. Наиболее часто встречаются два способа: раскраска по воде или размывка краски по клеевой основе.
Наиболее простой способ — мраморирование масляной краской по воде, то есть перенесение цветового узора с водной поверхности на бумагу и другие материалы.
Для акваграфии применяют довольно простые приспособления. Кювету или ванну соответствующей величины наполняют водой. Масляные, литографские или печатные офсетные краски разводятся скипидаром. Для лучшего удержания красок на поверхности воды добавляют конторский или казеиновый клей (можно и без клея). Каждую краску мешают отдельно в небольшом сосуде. Такие концентраты краски можно применять отдельно или смешивая их между собой. Из красок основными являются синяя, красная и желтая, при умелом смешивании которых можно получить все желаемые дополнительные тона. При необходимости можно также применять черную, белую, золотую и серебряную (в виде порошка, насыпаются позже прямо на красочный слой краски). Рекомендуется использовать краски светлых тонов.
Иногда в продаже можно встретить краски для художников, на этикетках которых написано «Краски для мраморирования». В своей основе это обычные акриловые краски на основе специальных растворителей.
Нет необходимости уточнять рецепты красочных смесей — они зависят от индивидуальности художника, его колористического чутья, фантазии и характера окрашиваемого предмета.
В наполненную водой ванночку капают по очереди приготовленные краски, и они расплываются в воде, создавая нужный узор. Разнообразить узоры помогают палочки, кисти, полоски бумаги и т.д. Иногда достаточно просто подуть на воду.
Необходимо работать быстро. Если образовавшийся на поверхности воды узор удовлетворяет художника, то часть окрашиваемого листа или весь лист медленно и равномерно укладывается на поверхность воды. Сначала на воду накладывается один край бумаги, потом, по дуге, второй. Через 5-10 секунд бумагу можно снимать — так же быстро и с одного края.
В качестве другого способа применяют клейстерную основу, что изменяет вязкость воды. Для основы применяют исландский мох или киселеобразную жидкость из льняных семян. Более простой способ — делать основу из рисового или картофельного крахмала. Раствор варят, процеживают и вливают в соответствующую ванну остывать.
Перед подготовкой красочного слоя проверяется пригодность основы для избранных красителей. Если капля опускается на дно кюветы, то она слишком жидкая. Если при передвижении палочки в красочной поверхности краска перемещается, то основа слишком густая. В таком случае следует изменить консистенцию краски. Так называемая техника под мрамор, предусматривающая обработку красочной поверхности гребешком, требует более густой основы, техника «под турецкий мрамор» — более жидкой. При работе на клейстерной основе применяются анилиновые краски, тушь, темпера, различные красочные порошки, масляная и печатная краска. В качестве растворителя красок используют воду и скипидар. Для «турецкого способа» мраморирования раствор составляют из хозяйственного мыла и мыльного спирта. Иногда мыльная краска может помочь в получении интересных эффектов — например если удастся пустить на поверхности воды красочно-водные пузыри, то на отпечатке вы получите характерные формы.
Краски растворяются до сметанообразной массы и разливаются на поверхности основы при помощи механического движения гребешком или палочкой, организующего цветовую поверхность. На нее затем капают другую, жидкую краску или скипидар и ожидают их действия.
Для мраморирования, в зависимости от задачи, подходят почти все механически изготовленные качественные сорта бумаги, обладающие достаточной прочностью и хорошей впитываемостью. Не рекомендуется использовать глянцевые бумаги, так как краска с них соскальзывает.
По мере приобретения опыта работы в этой технике можно так организовать движение краски в воде и обмакивание бумаги, что в результате будут получаться не только узоры, но и красивые пейзажи, изображения цветов, животных, птиц и т.д.
Отпечатки, полученные в технике акваграфии, можно дорисовывать вручную, способом монотипии или использовать в офорте.
Флоротипия
Данная техника заключается в применении растений и растительных материалов для получения оттиска. Используются как свежие растения, так и высушенные. Краска может накатываться поверх растений и цветов, прикладываться к бумаге и оттискиваться обычным порядком. Как вариант — композиция из растительного материала раскладывается на листе и поверх нее набрызгивается краска. В этом случае мы получаем белый контурный рисунок. Но можно сверху положить еще один лист бумаги и оттиснуть полученный «бутерброд» в офортном станке. В результате получается уникальная монотипная картина. Вместо чистого верхнего листа можно использовать еще не просохшую полихромную монотипию.
Работа в этой технике может дать неожиданные результаты.
Для флоротипии подходит любая плотная бумага и практически любые краски.
Гектография
Гектография — простейший способ получения оттисков. В старые времена с помощью гектографа размножались ноты, листовки, печатались тиражи журналов и рукописных книг.
Принцип гектографской печати довольно прост. Приготовленная желатиновая масса заливается в жестяной ящик (так называемый красочный ящик). Оригинал, созданный с помощью гектографских чернил на анилиновой основе, плотно прикладывают к желатиновой массе и через несколько минут на ней появляется готовая печатная форма. На нее накладывается чистый лист бумаги, прокатывается сверху валиком — и оттиск готов. Считается, что гектограф дает до ста оттисков, но реально можно получить не более 30 с хорошим качеством. После того как краска на желатиновом слое истощится, масса промывается мокрой губкой, и гектограф вновь годен к употреблению.
Для создания простейшего гектографа понадобится обыкновенная кювета (можно взять фотографическую) размером чуть больше, чем копируемый рисунок. Она заполняется желатиновой массой. Приведем один рецепт для примера.
Возьмите 10 г желатина и 90 г глицерина. Замочите желатин в холодной воде (100 мл), пока он не разбухнет. Затем смешайте его с глицерином и подогревайте смесь на водяной бане до тех пор, пока желатин полностью не растворится. Теперь нужно залить желатиновый раствор в кювету. Смесь надо лить небольшой струйкой и с минимальной высоты, чтобы не образовались пузырьки воздуха.
Работа на гектографе совсем несложная, но требует аккуратности. Сначала на лист писчей бумаги (не толстой) надо нанести перьевой ручкой, кисточкой или рейсфедером нужный вам рисунок или текст. Исписанной стороной лист наложите на гектографскую массу и прокатайте резиновым валиком. Сделайте это аккуратно, не сдвигайте лист, иначе получите смазанное изображение. Затем возьмите лист за край и очень осторожно снимите. На поверхности массы образуется четкий оттиск — желатиновое клише. Так же аккуратно положите на гектограф лист чистой бумаги, прокатайте валиком — копия готова.
Тампонная печать (тампопечать)
Способ передачи изображения с печатной формы (клише) на запечатываемую твердую поверхность с использованием тампона. Эластичный промежуточный элемент, переносящий изображение (называемый тампоном или роллером), позволяет переносить изображение с печатных форм глубокой, плоской, высокой и трафаретной печати на поверхности практически любой кривизны.
Мы не будем здесь подробно рассматривать эту технологию, упомянем лишь, что в простейшем случае для создания тампона (роллера) используется желатино-глицериновая масса, наподобие гектографской (например, 40% технического желатина, 40% глицерина и 20% воды).
В промышленном производстве применяются тампоны из полиэфируретанов, поливинилхлоридного пластизоля и силиконовых каучуков. А печать «по сырому» красками на растворителях (аналогично многоцветной трафаретной печати) позволяет наносить несколько красок.