Муравейник, молекула, магнит, или Как сертифицировать полиграфическое производство
Часть 1
Подчинение невидимой организующей силе
Как выбрать орган по сертификации типографии
Наша миссия —
повышение интереса к чтению
как к важнейшему фактору развития национальной культуры,
традиции и интеллектуального потенциала страны.
С сайта издательства «ЭКСМО»
Подчинение невидимой организующей силе
Муравейник. Исследования ученых разных стран свидетельствуют, что жизнь в муравейнике подчиняется определенным законам. Кстати, в соннике читаем, что увиденный во сне муравейник со снующими по нему муравьями — благополучное сновидение, которое сулит признание в делах и значительную денежную выгоду. Женщине подобное сновидение сулит появление одновременно нескольких обожателей.
Молекула воды. Исследования знаменитого японского ученого и целителя Масару Эмото доказывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Форма кристаллов льда, образующихся при замерзании воды, не только зависит от ее чистоты, но и изменяется в зависимости от того, какую над этой водой исполняют музыку, какие ей показывают изображения и произносят слова, и даже от того, думают люди о ней или не обращают на нее внимания.
Магнитные волны. Из школьного курса физики мы помним, что при прохождении тока появляется электромагнитное поле, существование которого доказывается формированием замкнутых линий из железных опилок.
Эти три понятия объединяет не только буква «М», с которой начинаются данные слова, но и существование некоторых сил, вносящих порядок в муравейник, молекулярные структуры и магнитные волны. А что за силы должны организовывать персонал типографий?
Начало процесса сертификации
Так уж повелось в полиграфическом мире, что первое, что видят на экране собравшиеся на презентацию работники типографии, — это пирамида, которая называется «Основные категории общего менеджмента организации (типографии)».
За месяц до этого генеральный директор полиграфической фирмы принял решение создать на своем производстве интегрированную систему общего менеджмента (ИСМ), что должно быть осуществлено с учетом деловой стратегии организации и ее корпоративной культуры. Поэтому он поручил начальнику ОТК найти сертифицирующую организацию, которая за несколько сотен тысяч рублей произведет сертификацию полиграфического предприятия. В конце этого процесса (срок сертификации зависит от размера производства и его состояния) будет выдан и повешен на стене в кабинете директора оригинал, а в цехах — копии сертификата ИСО 9001:2000. Хотя думаю, что в московских подземных переходах можно купить не только дипломы различных вузов, но и, если как следует поискать, вышеуказанный документ с рамкой.
Но нашему директору выгоднее идти правильным путем — все-таки появляется возможность взглянуть на все процессы, происходящие в типографии, новым, свежим взглядом аудиторов сторонней фирмы.
В результате появляется лектор, который доносит до аудитории, что для ИСМ первостепенное значение должны иметь такие сущностные категории, как изображенные на вершине пирамиды миссия типографии, видение и базисные ценности.
Вторая задача лектора убедить настороженный персонал, что после сертификации последуют не увольнения, а новая, без брака и скандалов с заказчиками жизнь.
Итак, приглашенный лектор проецирует на экран пирамиду и просит сотрудников на досуге подумать над миссией типографии. Обычно в результате мозгового штурма через месяц получается промежуточное: «Удовлетворение потребностей потребителя качественной полиграфической продукцией». А еще через месяц на сайте типографии появляется отшлифованное: «Удовлетворение потребностей заказчика качественной полиграфической продукцией».
Евгений Борисович Баблюк — с 2002 года заведующий кафедрой управления качеством, проректор по научной работе МГУП, доктор технических наук. Это наша вторая встреча с Евгением Баблюком. Напомню, что в КомпьюАрт № 1`2009 была опубликована статья о научных полиграфических исследованиях, проводимых на кафедрах МГУП. На территории Университета печати находится орган по сертификации в области полиграфического производства и печатной продукции, где в настоящее время оформляются документы в области управления качеством на полиграфических предприятиях. Что касается полиграфической продукции, то производится выдача сертификатов на соответствие какому-либо нормативному документу — ГОСТ, ОСТ, ТУ и т.д. Хотя нужно отметить, что данные отечественные документы создавались лишь в начале 90-х годов прошлого века. Мы попросили Евгения Баблюка прокомментировать ситуацию с сертификацией полиграфического производства у нас в стране. КомпьюАрт: Каков на данный момент процент российских типографий, получивших сертификат ISO 9000? Евгений Баблюк: Думаю, пока их количество небольшое — всего 2-3%. КА: Каков порядок создания ИСМ? Е.Б.: Порядок создания ИСМ может быть таким же, как и при создании системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. В общем случае это пять этапов: 1. Организация работ по созданию ИСМ. 2. Проектирование ИСМ, то есть создание организационной структуры ИСМ. 3. Документирование ИСМ — создание организационно-нормативной базы ИСМ. 4. Внедрение ИСМ, то есть обеспечение функционирования ИСМ в соответствии с установленными требованиями. 5. Подготовка сертификации ИСМ. В результате должна быть обеспечена готовность типографии к проведению сертификации. КА: Что происходит после получения сертификата ISO 9000? Е.Б.: В дальнейшем это внутренний (например, специально выделенные службы типографии постоянно проверяют соответствие полиграфической технологии выпуска книг в твердом переплете внутреннему техническому регламенту) и внешний (раз в 1-3 года проверяет выдавшая сертификат организация) аудит. Важно отметить, что фирмы — поставщики расходных материалов (бумага, краски и т.д.) тоже должны иметь сертификаты на свою продукцию. Иначе получившая сертификат типография с большой вероятностью не сможет выпускать качественную продукцию на не подтвержденных сертификатом материалах. А это в нашей стране пока не везде выполнимо. |
Презентацию лектор заканчивает следующей фразой: «Получение сертификата является логическим завершением работ по созданию системы менеджмента. Объективное подтверждение соответствия ИСМ типографии требованиям международных стандартов может стать одним из условий успешного продвижения вашей типографии на международных рынках, повысить предсказуемость бизнес-процессов организации и доверие к ней со стороны инвесторов, кредитных и страховых компаний вследствие отнесения организации к категории наименьшего риска. Нельзя не учитывать и того, что успешная сертификация, как правило, вызывает эмоциональный подъем в коллективе от качественного выполненного сложного полиграфического заказа».
Разъяснительная работа с персоналом типографии в преддверии сертификации должна проводиться руководителями отделов, цехов типографии на деловых совещаниях, собраниях коллективов. Смысл сертификации должен быть доведен до каждого работника типографии.
Особое внимание при этом следует уделять разъяснению целей и задач сертификации, экономических выгод, укреплению делового и общественного имиджа, которые типография может получить при положительном исходе сертификации. Подчеркивается ответственность персонала перед внешними аудиторами системы менеджмента
После того как персонал информационно подготовлен и уже открыто это новшество никто не саботирует, начинается основная работа по внедрению интегрированной системы менеджмента.
Что такое ИСМ
Интегрированная система менеджмента является частью общего менеджмента организации, отвечает требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирует как единое целое. ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента, объединяющей все аспекты деятельности типографии, так как она является лишь ее частью. В этом плане понятие «интегрированная система менеджмента» носит ограниченный характер, хотя и является более комплексным, чем такие понятия, как система менеджмента качества (СМК), система экологического менеджмента (СЭМ) и пр., которые объединены в ИСМ.
Рис. 1
Даже при внедрении в типографии всех действующих в настоящее время MSS (Management System Standards — международные стандарты менеджмента) ИСМ не будет тождественна системе общего менеджмента типографии, так как область ее распространения пока не включает финансовый менеджмент, менеджмент персонала, менеджмент рисков, инновационный менеджмент и др.
О тождественности понятий «интегрированная система менеджмента» и «система общего менеджмента» можно будет говорить лишь после того, как будут разработаны стандарты на все области, охватываемые общим менеджментом типографии.
По данным, поступающим с полиграфических производств, внедрение системы менеджмента является не менее сложным, чем ее проектирование. На данном этапе руководству типографии важно добиться того, чтобы спроектированная система заработала и вошла в режим функционирования. При этом первостепенную роль должна играть служба внутреннего аудита. Ее главной задачей становится проверка степени практического выполнения требований, установленных в документах ИСМ в типографии (в муравейнике).
По данным различных фирм, проводящих внедрение ИСМ, этот этап составляет порядка шести месяцев.
Подготовка к сертификации
Прошло шесть месяцев. Сертификацию разработанной и внедренной в типографии ИСМ следует рассматривать как логическое завершение работ по созданию этой системы. Подготовка к сертификации включает выбор органа сертификации, проведение разъяснительной работы с персоналом типографии, назначение ответственных представителей типографии для взаимодействия с внешними аудиторами.
Рис. 2
В число наиболее значимых мер, которые должны помочь преодолеть возможные негативные психологические явления в ходе работы по созданию ИСМ, участниками которой становятся все без исключения сотрудники типографии, входят:
- проведение, прежде всего руководством типографии, широкой разъяснительной работы относительно причин, целей, сроков и последствий создания ИСМ (при этом следует избегать появления у сотрудников завышенных ожиданий);
- формирование руководящих и рабочих органов, способных придать процессу создания ИСМ необходимый импульс и непрерывность (рис. 1);
- установление конкретных целей ИСМ, по степени достижения которых можно оценить результативность ИСМ;
- проведение специальных занятий и тренингов, например, где-нибудь в подмосковном доме отдыха, а лучше на Черном море в Болгарии для членов руководящих и рабочих органов;
- мониторинг и регулярный анализ хода работ, информирование о его результатах всего персонала посредством прямых контактов с сотрудниками.
Основной задачей организации при проведении сертификации являются подтверждение независимым органом (третьей стороной) соответствия ИСМ требованиям MSS и их отечественных аналогов и регистрация типографии в выбранной системе сертификации. Важно отметить, что в мировой практике в ряде случаев более существенным для организации при сертификации является не получение сертификата на систему, а именно регистрация, то есть включение организации в регистр независимого органа.
Документирование ИСМ
Документирование ИСМ предусматривает разработку документов, необходимых для построения, функционирования, проверки и постоянного улучшения ИСМ. Наличие в типографии утвержденной документации ИСМ придает ей официальный статус и делает ее прозрачной не только для непосредственных пользователей документации (ОТК, технологи и т.д.), но и для проверяющих и заинтересованных сторон.
Детальное представление о построении документации ИСМ может быть получено при ее систематизированном структурировании. Из схемы (рис. 2) видно, что одним из первых документов, которые необходимо создать, является словарь ИСМ. Его основу должны составлять термины и определения, установленные в MMS, а также в терминологических российских государственных нормативных документах — главным образом в стандартах.
В блоке «Процедуры, инструкции, методики и др.» должны быть помещены такие понятия, как:
- процедура — документ, устанавливающий способ осуществления деятельности или процесс (ISO 9000);
- инструкция — документ, устанавливающий правила выполнения определенной деятельности;
- методика — документ, устанавливающий один или несколько методов (приемов) выполнения определенной работы;
- паспорт (карта процесса) — документ, содержащий основные характеристики работы типографии (будет рассмотрен во второй части публикации);
- диаграмма процесса (алгоритм процесса) — схематическое изображение установленной последовательности выполнения процесса (будет рассмотрена во второй части публикации);
- план качества (см. таблицу) — документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, как и когда должны применяться к конкретному проекту, полиграфической продукции, процессу ее изготовления или контракту.
Как выбрать орган по сертификации типографии
Обращение к тому или иному органу по сертификации обусловлено тем, на какие рынки направлены интересы типографии. Если эти интересы связаны только с российским полиграфическим рынком, то выбор производится среди отечественных органов по сертификации. При этом очевидно, что наиболее авторитетными являются органы по сертификации, аккредитованные в Системе сертификации ГОСТ Р. Если типография хочет выйти за пределы России, то выбор осуществляют среди широко известных зарубежных органов по сертификации. В настоящее время наиболее престижными в мире компаниями по сертификации различных систем менеджмента, в том числе и интегрированных систем, являются BVQI, LRQA, DNV и др.
Пример сертификата, выданного ОАО «Тверской полиграфический комбинат» компанией BVQI. Под названием организации написано: «BVQI удостоверяет, что система менеджмента вышеупомянутой организации проверена и найдена в соответствии с требованиями стандарта систем менеджмента ISO 9001:2000» (см. публикацию о Тверском полиграфическом комбинате в КомпьюАрт № 6`2008)
Можно утверждать, что успешная сертификация ИСМ этими всемирно известными компаниями является наилучшей рекомендацией для выхода на многие рынки. Кстати, руководство типографии может принять решение о сертификации своей системы в двух органах — отечественном и международном. Очевидно, что такая стратегия типографии хотя и ведет к дополнительным затратам, но позволяет подтвердить свое ответственное отношение к обеспечению качества печатной продукции, охране окружающей среды, безопасности, охране труда и социальной ответственности менеджмента как внутри страны, так и за ее пределами. К этому следует добавить, что если сертификация системы в российском независимом органе предшествует сертификации в международном, то это способствует повышению престижа первого.