О дизайне главных бумаг нашей страны
Требования к паспортам и банкнотам
Как сделать хороший дизайн отечественных банкнот
У любой страны имеется государственная символика — герб, гимн и флаг. Государства, которые получили свою свободу в борьбе за независимость, как правило, без проблем формулируют свои национальные идеи и символы, например на флаге государства Мозамбик изобразили автомат Калашникова. А в государствах, которые образовались
в процессе распада, население обычно долго путается в цветах государственного флага
и с трудом запоминает строки гимна про «леса и поля».
Тот же уровень важности, что и государственная символика, имеют главные полиграфические изделия государства, которыми являются банкноты и бланки паспортов граждан. Паспорта, как известно, бывают внутренними и внешними (загранпаспорта),
а банкнот... как всегда, не хватает.
Так уж повелось с царских времен, что о дизайне такого рода продукции в нашей стране говорить почему-то не принято, и уж тем более трудно припомнить публикацию
на эту тему. Понятно, что в радостные моменты получения загранпаспорта
или зарплаты как-то не до того, чтобы анализировать изображения на данных изделиях.
Не все страны имеют свое производство и могут позволить себе разработать и отпечатать данный вид полиграфической продукции у себя. Это дорогое удовольствие, и многим странам экономически более выгодно заказывать такую продукцию за рубежом.
Нам исторически повезло, так как еще с начала XIX века в нашей стране было организовано такое производство: и банкноты, и бланки паспортов традиционно печатаются на Гознаке.
Заказчиком банкнот является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). К банкнотам существуют два основных требования:
- узнаваемый внешний вид;
- защита от подделки — паспорта и банкноты обладают определенными степенями защиты, элементы защиты даже формируют дизайн ценного продукта.
Бланки паспортов заказывают два министерства — МВД и МИД России. Требования к бланкам паспортов описаны в постановлениях и указах правительства, а также в международных стандартах и рекомендациях.
Требования к паспортам и банкнотам
В точных науках для изучения и измерения различных природных явлений используются шкалы, константы, графики и т.д., а при оценке уровня дизайна экспертами часто применяются общие фразы типа: «в этом что-то есть», «слишком серо», «красиво, но непонятно» и т.п.
В нашем случае тоже необходимо ввести критерии описания защищенных главных бумаг. Два из них можно определить довольно точно:
- уровень защищенности от подделки — здесь все познается в сравнении с продукцией других стран;
- уровень художественного оформления — что изображено, для чего и как.
Уровень защищенности банкнот
Для определения уровня защищенности банкнот и паспортов экспертами рассматривается набор присутствующих в них элементов защиты в бумаге, красках, способах печати и послепечатной обработке. Отечественные банкноты и паспорта мало чем отличаются по уровню защищенности от известных мировых образцов. Ведь основное печатное оборудование Гознака куплено на Западе — это офсетные, металлографские и «орловские» печатные машины, лазерная микроперфорация,
а элементы защиты в красках и бумаге разработаны как нашими, так и западными специалистами. Некоторые защитные эффекты, например MVC — радужное переливание плашки на банкнотах, — применяются пока только в России. Таким образом, можно сделать вывод, что в целом защищенность банкнот и паспортов в России на уровне других стран.
Даже уровень подделок наших и западных фальшивомонетчиков одинаков: и у них, и у нас выявлено много подделок денежных знаков, как изготовленных на цветном принтере, так и высокого уровня, которые могут определить только специалисты.
Уровень художественного оформления, или Греческие боги на российских банкнотах
Давайте откроем кошелек и внимательно рассмотрим банкноты:
- 10 рублей (общая зеленая гамма) — на лицевой стороне банкноты изображен вид Красноярска. Слева — мост, а справа, скорее всего, православная церковь, но не уверен — формы креста не видно. На оборотной стороне — гидроэлектростанция (уже без подписи), возможно Шушенская ГЭС;
- 50 рублей (общая голубая гамма) — банкнота посвящена культурной столице России городу Санкт-Петербургу — обычно так называют его экскурсоводы. На лицевой стороне на фоне Петропавловской крепости изображена скульптура (вероятно, из греческой мифологии), установленная в основании Ростральной колонны. На обороте — вид на одну из Ростральных колонн и здание бывшей Биржи. В каменном оформлении надпись «Санкт-Петербург»;
- 100 рублей (общая желтая гамма) — посвящена столице России, городу-герою Москве. На лицевой стороне изображена колесница на портике здания Большого театра, которой управляет греческий бог искусства Аполлон. На обороте — общий вид на Большй театр, скверик перед ним и подпись, обрамленная венком, — «МОСКВА». В симметричных розетках поставлен номинал банкноты — цифра «100»;
- 500 рублей (общая светло-фиолетовая гамма) — банкнота посвящена северу России. На лицевой стороне изображен памятник Петру Первому на фоне парусного фрегата и здания морского вокзала в Архангельске. На обороте показан вид Соловецкого монастыря;
- 1000 рублей (общая цветовая гамма — сине-зеленая) — очередная порция гравюрных скульптур налогоплательщикам от дизайнеров Гознака и Банка России. На лицевой стороне изображен памятник Ярославу Мудрому в городе Ярославле, на обороте — православная церковь (форма креста обозначена). В форме плашки, выполненной цветопеременной трафаретной краской, появляется новый элемент оформления, отсутствовавший на предыдущих банкнотах, — герб старинного русского города;
- 5000 рублей (общая гамма — желто-красная) — сюжет банкноты посвящен Хабаровску. На лицевой стороне изображен памятник Н.Н. Муравьеву-Амурскому. Три-четыре банкноты с таким номиналом не жалко потратить, чтобы купить билет на самолет и выяснить, в чем историческая заслуга этого человека. На обороте банкноты показан мост, соединяющий берега реки Амур, — привет от наших дизайнеров дизайнерам банкноты «евро».
Путешествие по шести городам России закончилось. Наступило время анализа.
Понятно, что при размытой идеологии в нашей стране Банком России была выбрана вполне нейтральная и устраивающая наше общество тема — географическая.
Уровень инфляции позволил выпустить с 1997 года по настоящее время шесть номиналов банкнот, на которых показаны Москва, что логично, а также Санкт-Петербург, Красноярск, Архангельск, Хабаровск и Ярославль. Возникает вопрос к содержанию выборки, а значит, и к дизайну: почему выбраны именно эти города? Ответ: «Так захотелось» или «Так выпал в Центральном банке кубик». Других ответов просто не существует, то есть выбор самой толерантной географической темы в основе своей необъясним и в конечном счете ошибочен. Вся пошлость «открыточного» географического ряда изображений выражается в том, что, например, 100-рублевая банкнота похожа на входной билет в тот же Большой театр, на 5000-рублевой изображена малоизвестная историческая личность и почти на всех банкнотах (кроме 10-рублевой) «кладбищенские» памятники.
Что изображено? Греческие боги, церкви, незнакомые люди, архитектурные сооружения и царь-реформатор.
А это вид кладбища русского банкнотного и паспортного дизайна, воскресение на котором произойдет только при конкурсном выборе работ художников
Как изображено? В форме гравюры. Если брать банкноты других государств (вспомним и советские банкноты с изображением Ленина), то на них часто в виде гравюры изображается портрет человека (исторической личности, ученого и т.д.) на поле примерно 5x5 см. При такой площади можно качественно гравюрными линиями воспроизвести полутон лица или натюрморта. В этих же непродуманных композициях на изображение лица скульптуры отводится всего 0,4x0,4 см. В результате получается что-то среднее между гравюрой и рисунком, как в детских книжках-раскрасках. Хотя качественная гравюра традиционно считается основным элементом оформления банкноты.
Для чего изображено? Считаю, что дизайнеры Гознака и Банка России, во-первых, предугадали, а во-вторых, тонко отразили с помощью памятников, установленных в различных местах нашей страны: убыль населения (порядка миллиона человек в год), отсутствие объединяющей идеологии и даже сумели устаревшими розетками показать депрессию — намек на отсутствие прекрасного будущего.
А в это время в Европе…
В середине 90-х годов прошлого века шло объединение Европы и требовался новый вид и дизайн европейских денег. Чтобы на главных бумагах Евросоюза не появились фигуры, как из Музея мадам Тюссо, был объявлен творческий конкурс на создание дизайна. Его выиграл в прошлом выпускник Высшей школы графики по специальности «Дизайн банкнот» австриец Роберт Калина, который и разработал дизайн европейских денег. Жюри отметило, что в дизайне удалось отразить идею общности европейской культуры — ее динамику, уникальность и многоликость. И если мосты служат символом общения между европейцами и всем миром, то изображения окон и ворот означают дух открытости и сотрудничества.
Роберт Калина — автор дизайна европейских банкнот
Как сделать хороший дизайн отечественных банкнот
Видимо, пришло время, когда нужно все-таки обозначить идеологию страны.
И первым шагом к этому, возможно, станет разработка банкнотных изображений. Считаю, что европейский конкурсный подход является для нас примером.
Для проведения конкурса Банком России совместно со специалистами Гознака и других фирм — лицензиатов, выпускающих защищенную продукцию, должны быть созданы спецификации, где будут сформулированы все требования к банкнотам: узнаваемость, привлекательность, композиция — определенное расположение элементов и цвет банкноты. После этого объявля ется конкурс на дизайн российских банкнот. Участниками конкурса, видимо, станут художники этих фирм, которые почти все вышли из недр того же Гознака, но по разным причинам покинули его, а также все те, кто любит рисковать.
В жюри, помимо Никиты Михалкова, должны входить эксперты в области дизайна, искусства, маркетинга и т.д., первостепенным фактором отбора дизайна должна стать идея экономического и социального рывка России, а не гордость за свое прошлое и географию. Также должна быть создана рабочая группа для оценки стоимости проекта и степени безотходности производства.
Критикуя, предлагай
Позволю себе привести набросок из конкурсной документации по оформлению банкнот:
- 10 рублей — банкнота с таким номиналом, по заявлениям представителей Банка России, скоро будет заменена монетой, так что начнем со следующего номинала;
- 50 рублей — сюжет — главное событие послевоенной истории — полет Гагарина в космос. Лицевая сторона — портрет Гагарина, оборот — вид космодрома Байконур с ракетой;
- 100 рублей — лицевая сторона — изображение минералов, оборот — трубы газопровода, снабжающие энергией остальные энергозависимые страны;
- 500 рублей — военная тематика. Лицевая сторона — карта нашей страны, оборот — средства, делающие ее границы неприкосновенными;
- 1000 рублей — «социалка», взгляд в будущее. Лицевая сторона — обучение студентов профессии, оборот — тема «Спорт»;
- 5000 рублей — тема победы в Великой Отечественной войне. Лицевая сторона — плакат «Родина-мать зовет!», оборот — победный салют на Красной площади или вид Вечного огня.
Гравюрный портрет Юрия Гагарина, выполненный нашим автором Дмитрием Апановичем
О дизайне бланка паспорта
Увлекшись дизайном банкнот, мы оставили в стороне оформление бланков российских паспортов. О дизайне внутреннего российского паспорта теперь часто пишут на православных сайтах. Три шестерки из текста Апокалипсиса не дают покоя ревнителям веры. Даже КомпьюАрт в № 12’2008 вскользь упомянул об «ангелах и демонах» в главном российском документе.
Дизайн российского загранпаспорта мог бы быть таким. Оформление разработано специалистами Пермской печатной фабрики Гознака. В центре — карта России, а слева и справа — бордюры в виде «пилы», придающие агрессивную динамику изображению, что создает образ сильной страны. Теперь это рекламный буклет Гознака
Бланк нового загранпаспорта с микросхемой начали разрабатывать еще в 2004 году. Террористические угрозы в мире потребовали существенно повысить защиту таких документов. Начался поиск решений. Защита в бумаге и красках не давала желаемых результатов, а голограммы запросто подделывались на китайских и польских заводах. Тогда было предложено размещать в паспортах микросхему, которая проверялась бы на пограничных терминалах, связанных с общей базой данных. Именно тогда появилась возможность уйти от уже старомодного советского дизайна паспорта. На Гознаке был проведен внутренний конкурс, и заказчикам МВД и МИД России был предложен вариант победителя.
Осторожные чиновники спросили себя: «Зачем связываться с новым? Зачем делать лишние телодвижения, а потом получать по шапке?» И приняли решение оставить за основу воспетый еще Владимиром Маяковским советский дизайн.
При хорошем дизайне достаточно и двух изображений герба — на обложке и на одной из внутренних страниц бланка паспорта
В результате новый загранпаспорт с микросхемой имеет 38 полос и традиционный красно-розовый «свинячий» оттенок.
Получив в паспортном столе и рассматривая паспорт, я насчитал в нем 39 изображений герба Российской Федерации: почти на каждой полосе, на обложке — выполненный тиснением золотой фольгой, в металлографской сетке, на лице и обороте пластиковой страницы.
Но это еще не страшно — когда у дизайнера отсутствуют идеи по оформлению, он идет по пути повторения (в нашем случае 39 раз) какого-либо фрагмента. Самое любопытное в этом дизайне, что под двуглавым орлом на внутренних страницах расположена розетка, имеющая форму яйца!
В «яйце» — вместо птенца орленка, номер страницы паспорта.
Уверен, что пройдет какое-то время (может, год, а может, 10 лет) и если не победит хаос, то возобладает здравый подход к разработке дизайна банкнот и паспортов. Здесь уместна аналогия с плохой дорогой, что ее когда-нибудь да отремонтируют.