КомпьюАрт

9 - 2009

О том, как мы ездили на шашлыки, или Профессиональные технологии и оборудование для изготовления фотокниг

Вячеслав Румянцев, канд. техн. наук

Один из лучших способов сохранить воспоминания о каком-либо важном событии (рождение ребенка, поступление в школу и ее окончание, свадьба, юбилей и т.д.) — оформить фотографии в виде книги — красивой и долговечной, которую в любой момент можно полистать и, глядя на снимки, вспомнить, например, лето 2009-го.

Прежде чем продолжить, отметим следующее:

  • речь будет идти о фотокниге, в которой страницами являются сами фотографии, в то время как в фотоальбоме снимки вставляются или крепятся каким-либо образом к листам альбома. Страницы в такой фотокниге имеют прямоугольную или квадратную форму и размер 15x20, 20x20, 20x30, 30x30, 30x40 или 40x50 см, хотя, конечно, они могут быть и другого размера;
  • под фотографиями подразумеваются изображения, полученные с помощью традиционной фототехнологии, а также отпечатки, сделанные с использованием технологий цифровой печати;
  • фотокниги могут быть как в переплете, так и в обложке, но далее речь пойдет об изготовлении фотокниг только в переплете;
  • будут рассмотрены технологии и оборудование, предназначенные для работы в фотоателье и специализированных лабораториях, то есть для относительно небольших производств.

Существует несколько технологий изготовления фотокниг в переплете, которые можно разделить на две группы: так называемые мокрые и сухие. Для их реализации используется соответствующее оборудование.

При «мокрой» технологии формирование книжного блока осуществляется из фотографий путем предварительного нанесения на их оборотные стороны или вспомогательные листы жидкого клея. Клей можно наносить вручную, путем разбрызгивания или валиком, а также на клеемазальной машине.

После нанесения клея на фотографии их необходимо совместить друг с другом оборотными сторонами (клеевыми слоями). Комплект склеенных фотографий (блок) необходимо уложить под пресс на длительное время, чтобы блок высох. Блок долго приходится выдерживать под давлением, чтобы фотографии не деформировались в процессе сушки и после нее, поскольку применение жидкого клея может приводить к размягчению и короблению всего, что сделано на основе бумаги или картона. Выдавленный при этом на края блока клей иногда может попадать на изображения и повреждать их. Для уменьшения вероятности повреждения блока размер фотографий и самого блока делают немного больше. Излишки потом обрезаются на бумагорезальной машине. Если при формировании блока произошла ошибка в очередности расположения фотографий или в их размещении (например, одна из фотографий поставлена вверх ногами), исправить уже ничего нельзя, поскольку большинство фотографий к моменту окончания формирования блока склеиваются между собой. Таким образом, «мокрая» технология требует при формировании блока большой аккуратности и постоянного контроля. Конечно, если вместо жидкого клея типа ПВА (на водной основе) использовать другие виды жидкого клея, некоторые из указанных проблем или отпадут, или станут не столь критичными.

На изготовление фотокниги по «мокрой» технологии обычно уходит порядка суток, поскольку она должна длительное время высыхать, находясь под давлением. При этом под прессом могут располагаться блоки разной толщины, но обязательно одного размера. Иначе в блоке большего размера, размещенном сверху или под блоком меньшего размера, края фотографий могут не склеиться или окажутся деформированными. Высушенный блок подрезается с трех сторон и вставляется в переплетную крышку. При использовании жидкого клея готовую книгу желательно также выдержать под прессом до высыхания клея (если это позволяет фактура переплетной крышки).

Оборудование для «мокрой» технологии изготавливается, например, фирмами Beijing HengYin Machinery Manufacturing, Jet Digital Image Technology (Китай), Hail Trading (Южная Корея), Zechini и Durst (Италия).

Рис. 1. Общий вид установки PBS18

Рис. 1. Общий вид установки PBS18

На рис. 1 показана установка PBS18 фирмы Beijing HengYin Machinery Manufacturing. Отметим, что установки PBS18 и MiniFoto фирмы Zechini, а также Photo Book Station компании Durst внешне очень похожи друг на друга. На рис. 2 представлена установка Album System 3 in 1 (3 in 1 — три в одном) фирмы Jet Digital Image Technology, с пневматикой. Бумагорезальная машина устанавливается отдельно от нее.

Рис. 2. Общий вид установки Album System 3 in 1

Рис. 2. Общий вид установки Album System 3 in 1

В состав PBS18 входят клеемазальный модуль и модуль изготовления блока фотографий. С помощью последнего производятся три операции: биговка фотографий с последующей ее фальцовкой (вручную); комплектация блока с подъемом/опусканием прижима ножной педалью; опрессовка блока в винтовом прессе с ручным управлением. В модели PBS18Q те же три операции осуществляются с помощью пневматики. Бумагорезальная машина для трехсторонней подрезки блока в комплект этой установки не входит и размещается отдельно.

При работе на данной установке жидкий клей наносится, как правило, не на саму фотографию, а на вспомогательный лист, укладываемый между снимками. Листы такой фотокниги, конечно, будут гораздо жестче, чем просто две склеенные фотографии. Однако изменить расположение фотографий в данном случае по-прежнему проблематично. В PBS18 корешковые края фотографий и края склеивающих их листов равняются по одному и тому же переднему упору, то есть в блоке они располагаются на одном уровне.

«Сухая» технология лишена отмеченных недостатков. К тому же в этом случае для изготовления фотокниги требуется в несколько раз меньше времени. «Сухая» технология и соответствующее оборудование имеют следующие достоинства: отсутствие «мокрых» процессов, простота и легкость в изготовлении фотокниг, возможность исправления ошибок, возникающих при формировании комплекта фотографий, достаточно высокая производительность, надежность работы оборудования, невысокая стоимость работ.

Рис. 3. Общий вид единой установки ctbMAXI

Рис. 3. Общий вид единой установки ctbMAXI

Данная технология реализуется с помощью оборудования таких фирм, как Unibind (Италия), Jinan Jinri Filming Equipment, Beijing HengYin Machinery Manufacturing, Jet Digital Image Technology, Uni-Color (Китай), Maping (Финляндия). Оборудование, выпускаемое этими компаниями, различается по составу, конструкции и степени автоматизации. Существуют единые установки, занимающие минимум места, в которых производятся все операции по изготовлению фотокниги. А есть комплекты оборудования, в которых каждая операция выполняется на отдельной установке. Такие комплекты, естественно, требуют больше места. Предлагаются установки с ручным/ножным приводом большинства устройств, а также машины с пневматическим или электромеханическим приводом исполнительных механизмов. Понятно, что по стоимости они различаются. Кому что удобнее, тот то и использует.

Простейшим вариантом «сухой» технологии, который условно можно назвать любительским, является применение обычной двусторонней липкой ленты (скотча). Под «обычной» мы имеем в виду ленту толщиной 0,2-0,3 мм. После биговки и фальцовки фотографии по ее контуру и в средней части наклеивается двусторонняя липкая лента. Затем с липкой ленты снимается защитный слой, и на эту фотографию накладывается следующий снимок. И так далее, пока не будет сформирован весь блок. К блоку таким же образом приклеиваются форзацы, и производится его обрезка с трех сторон. Затем блок также с использованием скотча вставляется в переплетную крышку. Формирование блока может начаться и с приклеивания фотографии не к предыдущему снимку, а к форзацу.

У «сухой» технологии, наряду с плюсами (по крайней мере, отсутствует клеемазальная машина), есть и минусы. Так, со временем на фотографиях могут проявиться контуры липкой ленты, что ухудшит их внешний вид. Хотя толщина липкой ленты относительно небольшая, между ней и оборотной стороной фотографии образуются «ступеньки», которые и проявляются спустя некоторое время. Кроме того, при повышенной температуре может произойти небольшое смещение листов, скрепленных скотчем не по всей поверхности фотографии, что приведет к ухудшению внешнего вида блока. Отметим также, что склеенные таким образом снимки (без промежуточных листов) могут не иметь достаточной жесткости, особенно при больших размерах фотографий. Промежуточные листы из пластика или картона, конечно, можно вставить между фотографиями, но «ступенька» все равно остается.

Более сложный вариант «сухой» технологии, который уже можно назвать профессиональным, реализован в оборудовании ряда фирм. Рассмотрим его на примере единой установки ctbMAXI (рис. 3) компанией Unibind (Италия), поскольку она первой в мире начала изготавливать подобное оборудование, оформленное в виде единых установок. В ctbMAXI используется пневматика, бумагорезальная машина является ее составной частью.

Панорамные фотографии, размер которых соответствует развороту фотокниги, после их биговки в специальном приспособлении фальцуются вручную пополам. В такую сфальцованную фотографию вставляется лист калиброванного пластика, предназначенный для предотвращения повреждения поверхности фотографии и компенсации разнотолщинности сфальцованной фотографии в корешке и открытой ее части. Из сфальцованных фотографий формируется комплект, представляющий собой основу будущей фотокниги. При этом между оборотными сторонами двух соседних сфальцованных фотографий укладывается лист картона, на обе стороны которого предварительно нанесен тонкий слой термоклея. Для склейки фотографий фирма Unibind использует листы бескислотного, калиброванного по толщине картона. Такой картон не вступает в химические реакции с компонентами, входящими в состав фотобумаги, что удлиняет жизнь фотокниги.

Лист картона соприкасается с фотографиями по всей их поверхности (без образования «ступенек», как при использовании скотча), что в значительной степени повышает жесткость листа книги. Сверху и снизу блока таким же образом крепятся форзацы. Отметим, что некоторые фирмы для склейки фотографий применяют покрытые клеем листы синтетической пленки, например из ПВХ, которая при определенных условиях нагрева выделяет хлор, взаимодействующий с материалом фотобумаги, что через какое-то время отражается на цвете фотографии по линии ее сгиба.

Все листы картона в комплекте фотографий в установках фирмы Unibind укладываются с небольшим смещением (порядка 2 мм) по отношению к краю фотографии, что обеспечивает раскрываемость фотокниги на 180°. Как уже отмечалось, в некоторых установках листы картона укладываются вровень с краями тетрадей, что может затруднять их полное раскрытие.

Достоинством полученного таким способом комплекта фотографий является то, что в случае обнаружения ошибки в готовом комплекте ее можно исправить, поскольку фотографии между собой еще не склеены.

Затем комплект проходит операцию спекания, во время которой он нагревается до заданной температуры плавления клея и выдерживается при ней определенное время. После склеивания («спекания») обратных сторон фотографий с листами картона можно говорить, что комплект фотографий стал блоком. Спекание и остывание блока производится, когда он находится под давлением. Пластиковые вставки вынимаются из блока, он с трех сторон подрезается, и производится подготовка блока к вставке в переплетную крышку (оклейка корешка, крепление каптала и т.д.). В случае необходимости после обрезки блока с трех сторон в специальном станке производят скругление углов блока либо, также в специальном станке, золочение обрезов. На этих отделочных операциях мы останавливаться не будем.

Последняя операция — вставка блока в переплетную крышку. При ее выполнении используется специальная, двусторонняя липкая лента, толщина которой меньше толщины скотча в 2-2,5 раза. При применении такой ленты «ступеньки» практически не образуются.

По набору выполняемых операций ctbMAXI напоминают некоторые установки фирм Uni-Color и Jinan Jinri Filming Equipment. Правда, установка от компании Unibind имеет прямоугольную форму, а установки вышеназванных фирм по форме ближе к квадрату и внешне очень похожи друг на друга. На рис. 4 показана одна из установок (ST-4) компании Jinan Jinri Filming Equipment, в которой используется пневматика. Бумагорезальная машина располагается отдельно от нее. У фирмы Hail Trading практически для каждой операции предназначена своя установка.

Рис. 4. Общий вид установки ST-4

Рис. 4. Общий вид установки ST-4

Вместо панорамных фотографий для изготовления фотокниг можно использовать фотографии, размер которых соответствует одной странице фотокниги. Из двух таких фотографий с помощью специального приспособления и листа-основы составляется один панорамный лист. Это приспособление обычно представляет собой столик с расположенным в средней части подъемным ножом. На столик укладывается тонкий лист-основа с липким слоем, на который опускается нож (тонкая металлическая пластина). С двух сторон от ножа укладываются фотографии, которые приклеиваются к листу-основе. Нож предназначен для образования зазора между фотографиями (аналог биговки). Полученный таким образом панорамный лист фальцуется по линии этого зазора. Далее производятся все описанные выше операции по изготовлению книги.

Несколько слов о бумагорезальной машине. В процессе изготовления фотокниги требуется точно подрезать «сэндвич», состоящий из листов бумаги, картона, синтетической пленки, да еще со слоями клея. Для обрезки блока требуются большие усилия, особенно при толщине блока 30-50 мм и более. Из-за этого одноножевые бумагорезальные машины с ручным приводом ножа для этих целей не подходят, тем более если оператором является женщина. У нее просто не хватит сил, чтобы подрезать толстый блок. Необходимы машины с электромеханическим или гидравлическим приводом ножа, обеспечивающие высокую точность обрезки при больших нагрузках на все механизмы машины. Опыт показывает, что не каждая машина с электромеханическим приводом может выдержать такие нагрузки при длительной работе.

Ряд операций на оборудовании выполняется вручную, поэтому число выпущенных за одну смену фотокниг зависит от количества листов в них, их размеров, технологии склейки, типа переплетной крышки (сплошной или составной), а также от степени автоматизации оборудования. Понятно, что чем больше формат и количество листов, тем больше времени требуется для изготовления одной фотокниги. Но сразу после начала спекания первого блока оператор приступает к изготовлению второго блока и т.д. Затем, когда остынет первый блок, он возвращается к работе с ним. В результате один оператор за смену может выпустить до 20-30 фотокниг. Отметим, что такая производительность недостижима для «мокрой» технологии или надо иметь несколько прессов.

При использовании сплошных переплетных крышек шаг изменения количества фотографий в фотокниге обычно равен 5 или 10 листам. Изготавливать крышки с шагом в один лист является слишком хлопотным делом. При применении же составных крышек, которые подгоняются под конкретный блок, шаг может быть равен одной фотографии.

Большое значение имеет качество используемых листовых и ленточных материалов, включая их толщину и отклонения по толщине, но это уже другой разговор.

Следует отметить, что изготовлению фотокниги как по «мокрой», так и по «сухой» технологии могут предшествовать операции по отделке фотографий: их одностороннее лакирование, ламинирование или тиснение на них рельефного рисунка. Для этих операций может использоваться соответствующее оборудование. Цели лакирования и ламинирования близки — защитить изображение от воздействия внешней среды (например, от воздуха с повышенной или пониженной влажностью), загрязнений и т.д. Тиснение придает отпечаткам оригинальный внешний вид.

Одной из новинок в области отделки блоков и фотокниг является вариант «сухой» технологии, предложенный фирмой Planatol (ФРГ). Суть его состоит в том, что на бумагу с силиконовым покрытием наносится прозрачный клей (на основе синтетического каучука) в виде крупных или мелких растровых точек. Такая бумага, получившая название Opigrips, изготавливается в виде полосок, листов или рулонов. Ее назначение — обеспечивать приклеивание одних изделий из различных материалов (бумаги, пластика, ткани, дерева, металлической фольги, стекла) и разной формы к другим изделиям. К листу с клеевой растровой сеткой прижимается фотография, которую хотят приклеить, например, к форзацу или корешку фотокниги. При отделении снимка от листа растровые клеевые точки переходят на него, после чего остается прижать его к нужному месту фотокниги.

Для размещения оборудования для изготовления фотокниг требуется небольшое помещение. В ряде источников указываются размеры 30-40 м 2. На самом деле можно обойтись и меньшей площадью — порядка 15 м 2. Будет тесновато, но работать можно. Очень важно иметь место для хранения полуфабрикатов. Лучше всего для этого подойдут стеллажи или шкафы с полками достаточно большой грузоподъемности (порядка 100 кг).

В ряде моделей установок для изготовления фотокниг используется пневматика, например для биговки фотографий, управления работой прижима при формировании блока и его обжиме при нагреве или охлаждении. Для этого необходим компрессор. В одних моделях применяется встроенный компрессор, в других его необходимо приобретать дополнительно. Большой проблемы в этом нет, поскольку на рынке предлагается много моделей различных компрессоров. Но одно требование к ним является обязательным — небольшой уровень шума, поскольку компрессор обычно приходится устанавливать недалеко от основного оборудования. Кроме того, в ряде случаев производственный участок располагается на первом этаже жилого дома и повышенный уровень шума будет разражать жильцов и приводить к конфликтам.

 

При подготовке статьи использовались материалы различных сайтов: fotolux.ru; fuji-mig.com; m-lab.ru; lisow.print.ru и др.

КомпьюАрт 9'2009

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства