Итоги ХХII Книжной выставки-ярмарки и прогнозы на 10 лет вперед
Оформление: уклон на дорогие книги
Методы продаж: электронные продажи книг и электронные книги
Технологии изготовления: появление онлайн-типографий
Теперь на книжную выставку добираться быстрее
и удобнее: новый, 75-й павильон ВВЦ построен рядом с колесом обозрения, что ближе к главному входу.
В ближайшее десятилетие этот павильон станет свидетелем новых тенденций в российском книгоиздании. Проходя мимо скромных стендов (крупные издательства в период кризиса экономят деньги) и шумных презентаций (писатели общаются с читателями), можно определить направления развития в оформлении, торговле и технологиях изготовления книг.
Оформление: уклон на дорогие книги
За двадцать лет сотни российских издательств сумели выпустить огромное количество книг, что привело к насыщению рынка, и какие бы умные мысли на презентациях издательств ни доносились до читателей — рыба стала умнее и не клюет. Ей всё больше нравится плавать в других информационных пространствах, например в Интернете. Может быть, в подтверждение этому мнению, а скорее всего, по другой причине логотипом выставки-ярмарки в этом году стала умная рыба в очках.
Однако книги на хорошей бумаге, с шикарным переплетом и золотым обрезом, в дорогом футляре продать можно. Если раньше на выставке было от силы два-три издательства, занимающихся выпуском подобной продукции, то теперь богато изданные книги встречаются очень часто. Под дорогим оформлением понимается ручная работа, использование натуральной кожи, бархата, полудрагоценных камней, серебра или золота. Желательно наличие футляра — все-таки несолидно нести книгу за 51 тыс. руб. в мятом пакете. Таким образом, книга постепенно превращается в предмет роскоши, который должен храниться в шкафу из красного дерева, как и было принято до появления ширпотреба XX века.
Методы продаж: электронные продажи книг и электронные книги
Вначале немного статистики. Если пять лет назад среднестатистическое российское издательство (с штатом в 20 человек) вело и выпускало порядка 70 названий в год, то теперь — всего 20, продажи книг в крупных российских городах упали на 15-20%. Зато в пять раз вырос рынок электронной продажи книг в Интернете. Эта технология в настоящее время хорошо отработана: читатель просматривает каталог, заказывает и оплачивает выбранную книгу — спустя некоторое время приходит посылка, и книга у него на столе.
Что касается электронных книг, то здесь продавцы приводят прогнозы некоторых издательств, что к середине 2010-х годов произойдет переход на чтение текстов в Интернете. Думаю, это касается тех читателей, которым к тому времени будет лет 30. Но уже сейчас существуют электронные библиотеки на специальных сайтах. В них можно систематизировать, хранить, работать с электронными книгами в разных форматах. Пользователи могут сделать заказ на сканирование и получить нужную книгу в электронном и отпечатанном виде.
Технологии изготовления: появление онлайн-типографий
В одном из конференц-залов 75-го павильона вместо привычных стендов с книгами было установлено полиграфическое оборудование, хотя до выставки «ПолиграфИнтер-2009» еще целых два месяца. Это компания Xerox предложила решение по созданию технологического комплекса, позволяющего автоматизировать последовательность бизнес-процессов, лежащих в основе исполнения заказа на публикацию книг через интернет-сервис. Про онлайн-типографии приходилось много слышать, но здесь был представлен работающий проект под названием «КНИГАБАЙТ». Специалисты компании Xerox предлагали посетителям выставки пока бесплатно заказать и получить в качестве сувенира книгу в обложке. Подходившие посетители, доверяя свои персональные данные компьютеру (ф.и.о. и место работы), получали штрих-код и через полчаса уходили с выбранной и только что отпечатанной книгой.
Самую большую и тяжелую книгу на выставке-ярмарке можно было найти на стенде книжной типографии «Парето-Принт». В ней показано качество печати на различных материалах. О самой большой книге было написано во многих СМИ — поздравляем типографию с отличным рекламным ходом!
Кстати, одним из вариантов решения может быть печать никогда официально не издававшихся книг — «самиздата». Теперь любой поэт или прозаик может самостоятельно не только напечатать свое произведение, но и выставить тираж (от 1 экз.) на продажу через интернет-магазины.
3 сентября в рамках проекта электронного книгоиздания «КНИГАБАЙТ» компания Xerox провела практическую конференцию «Влияние электронного контента на развитие книжного рынка». На ней с докладом «Специфика построения технологической инфраструктуры для различных бизнес-моделей печати книг по требованию» выступил руководитель подразделения отраслевых решений и маркетинга Xerox Россия Валерий Кузьмич, который затем ответил на вопросы журнала КомпьюАрт.
Схема работы онлайн-типографии
КомпьюАрт: Можно ли сказать, что мы находимся в начале полиграфической войны между офсетом и «цифрой» и что доверчивым представителям офсетных типографий скоро придется переучиваться?
Валерий Кузьмич, руководитель подразделения отраслевых решений и маркетинга в российском отделении компании Xerox
Валерий Кузьмич: Уж чего-чего, а войны здесь нет. Когда мы говорим о «цифре», то это просто новый бизнес. Офсетные типографии все ниже и ниже опускаются по тиражам. Поэтому они должны думать о расширении ассортимента предлагаемых заказчику услуг. Можно ожидать новой генерации или новых форм бизнеса на заказах, идущих на стыке книготорговли и типографии. Проект «КНИГОБАЙТ», которому уже два года, — этому пример.
КА: И какие ниши будут занимать онлайн-типографии в ближайшем будущем?
В.К.: Прежде всего это:
- малотиражное производство (от 1 до 1000 экз.), например, узкоспециализированных изданий;
- печать книг под заказ — такие типографии в России уже имеются, например печатают пособия для студентов. К тому же читатель может заказать книгу, тираж которой был уже распродан;
- «самиздат».