КомпьюАрт

9 - 2009

Ив Орлов: я рисую картинки

Екатерина Суслова

Когда я спрашиваю у иллюстраторов, кого они выделяют из множества своих коллег, то часто получаю ответ: это Ив Орлов. И, глядя на его работы, я понимаю, почему именно он. Его иллюстрации — это целый мир, населенный существами, которые, кажется, делают вид, что не замечают нас. Этими существами Ив наполнил порядка 30 журналов, а кроме того, множество афиш, плакатов, открыток и прочих бумажных поверхностей. Мне стало интересно, что это за иллюстратор и как он стал тем, с кого берут пример. Ив любезно согласился рассказать о себе нашим читателям.

КомпьюАрт: Расскажите немного о себе: где вы родились, живете, учились.

Ив Орлов: Я родился в 1982 году. Вырос и живу в маленьком городке в Мурманской области. Женат, у нас есть маленькая дочь. Учился и получил профессию газо-электросварщик.

КА: Как вы решили стать иллюстратором?

И.О.: Примерно в то время, когда я окончил школу, меня заинтересовали граффити. Начал рисовать, не баллонами на стенах, а так, дома, ручкой в тетради — скетчи. Мог просидеть целую ночь, рисуя какое-нибудь слово, делая из него красоту (по крайней мере, мне так казалось). Рисовал так пару лет, потом перестал. Появился другой интерес — музыка, и для рисования времени не осталось.

Года четыре назад узнал, что такое компьютер. На компьютере, кроме музыкальных и прочих программ, оказался Illustrator. От нечего делать решил порисовать в нем.

Жена мимоходом купила в каком-то ларьке журнал о компьютерной графике и дизайне. А там половина номера была об иллюстрации. Меня это очень вдохновило — всё такое красивое и необычное. Вот, наверное, тогда я и решил стать иллюстратором.

КА: Я знаю, что специального образования у вас нет. Ощущаете ли вы его нехватку?

И.О.: Нет, не ощущаю. Хотя иногда думаю, что если бы у меня было художественное образование, может быть, некоторые вещи я делал бы лучше.

КА: Как вы считаете, насколько вообще нужно специальное образование в вашей профессии?

И.О.: Оно необязательно, наверное. Хотя я смотрю на этот вопрос только с одной стороны — стороны необразованного. На этот вопрос лучше ответит тот, кто учился. И, скорее всего, всё это индивидуально. Кому-то оно поможет, а другому наоборот — мне так кажется. Если есть возможность — можно и поучиться. Нужно только помнить, что диплом еще не гарантия успеха.

КА: Помните свою самую первую графическую работу?

И.О.: Нет, конечно. Одними из первых были три иллюстрации для какого-то бесплатного самиздатовского литературного черно-белого журнала. Бесплатно нужно было проиллюстрировать японские пятистишья. Нелегкая это была задача, но увлекательная.

КА: Расскажите, как увлечение стало профессией.

И.О.: Во-первых, захотелось зарабатывать деньги, занимаясь любимым делом. Во-вторых, все те иллюстраторы, которые нравились тогда, чаще всего рисовали для журналов.

КА: Вы — один из немногих отечественных иллюстраторов, работы которых узнаваемы. Как вы нашли свой графический стиль?

И.О.: Это он меня нашел. Хотя вначале я долго и мучительно его искал — не знаю зачем. Нужно было просто побольше рисовать.

КА: Как бы вы назвали свой стиль?

И.О.: Я привык не акцентировать на нем внимание, а просто рисовать так, как нравится. На самом деле свой стиль не такое уж великое достижение, чтобы еще придумывать ему название. Для иллюстраторов, которые дорожат «своим» стилем, впоследствии он, как правило, становится серьезным препятствием для саморазвития.

КА: И все же благодаря этому самому стилю вы — пример для подражания для многих начинающих иллюстраторов. Как вы сами относитесь к своей популярности, пусть даже в узком профессиональном кругу?

И.О.: Абсолютно не считаю себя популярным. Я не лукавлю, просто знаю действительно популярных. А если такое бы и было, мне от этого ни холодно ни жарко.

КА: А у вас есть кумиры в профессии среди отечественных и зарубежных иллюстраторов?

И.О.: Кумиры... Это вряд ли. Есть те, чьи работы всегда нравятся и вдохновляют. Их много вообще-то, даже тех, кто особенно нравится. Это, например, Тим Бискап, Нейт Вильямс, Меламед, кто-то из «Цеха». Ребята из «Щуки» — вообще молодцы.

КА: А среди традиционных художников?

И.О.: В последнее время часто смотрю Анри Руссо. Есть еще Сёра, Гоген, Шагал, Кандинский, Малевич, естественно. В общем особой оригинальностью, наверное, не отличаюсь.

КА: Что вас вообще вдохновляет?

И.О.: Чаще и больше всего — работы всё тех же художников. Еще картинки других иллюстраторов, старые плакаты, промышленный дизайн, архитектура. Также рекомендую всем коллегам для вдохновения читать статьи Виктора Меламеда и Яны Франк и заходить на illustrationmundo.com.

КА: Вы иллюстрируете множество разных статей. А какая тема вам самому наиболее интересна для иллюстрации?

И.О.: Таких предпочтений у меня нет. Чем интереснее текст для читателя, тем интереснее его иллюстрировать. Вообще, чаще всего приходится рисовать про бизнес, так как другое оформление этой темы, как правило, просто невозможно. Кстати, я ни разу не оформлял текст, посвященный спорту, а хотелось бы попробовать.

КА: Я заметила, что в ваших работах нередко доминируют яркие цвета. Это случайность, или же есть какие-то цвета, которым вы отдаете предпочтение?

И.О.: Здесь, скорее, нет предпочтений. Поиск цвета для меня самое сложное. Страдаю тем, что часто повторяю одни и те же сочетания, потому что просто не могу найти ничего лучше.

КА: Есть ли такая работа, которой вы гордитесь больше всего?

И.О.: Пока, наверное, нет. Разве что только работа для книги «Martini Gold Collection», том 2-й. Делали ее в ателье «Афиши». Я рисовал от студии «Арт Лебедев» (я там внештатный иллюстратор). Нужно было нарисовать плакат про мартини. Эта книга вышла очень ограниченным тиражом и не продается, к сожалению. Очень обрадовало то, что моя картинка на одной из страниц размещена рядом с работой Энди Уорхола.

КА: Ив, как проходит ваш рабочий день?

И.О.: Всегда по-разному. Всё зависит от работы. Я пытался как-то следовать четкому графику, но это практически невозможно. Например, самое лучшее для меня, когда встаешь очень рано, часов в пять утра, и работаешь. Но если, допустим, время уже за полночь, а тебе утром картинку сдавать, а ее еще больше половины доделывать, то часов в пять-семь утра только спать ложишься. Чаще всего именно так и происходит, кстати. Потом просыпаюсь днем. Если есть возможность, иду гулять с дочкой. Прихожу и работаю дальше.

А иногда бывают абсолютно сумасшедшие дни. Представьте, нужно нарисовать серию из четырнадцати полновесных картинок, каждая из которых имеет свой сюжет. А времени на это — полторы недели. Тогда всё с ног на голову встает. Было и такое.

КА: Сложно ли себя дисциплинировать, работая как фрилансер? Причем не просто дисциплинировать, а так, чтобы достичь таких результатов, как вы.

И.О.: Нет, не очень сложно, ведь я занимаюсь тем, что мне нравится. Если втянулся в какую-то работу, то никакой дисциплины не надо — всё, я уже полностью в ней.

КА: А сам процесс создания работ? Делаете ли вы наброски или же сразу начинаете работу в графических пакетах?

И.О.: Я делаю несколько набросков сразу в Illustrator. В нем и продолжаю работать.

КА: Расскажите, как вы находите клиентов.

И.О.: Всегда по-разному. Чаще всего они меня находят, увидев портфолио на каком-нибудь из сайтов (Livejournal, Flickr, illustrators.ru и т.д.). Но я и сам периодически веду поиск контактов с изданиями в Интернете. Какие-то заказы приходят из студии через агентов.

КА: А кто они — ваши клиенты?

И.О.: В основном это журналы. «Сноб», «Собака.ру», Men’sHealth, Harvard Buisness Review, Forbes и другие — больше тридцати.

Есть и другие клиенты. Иллюстрация много где востребована. Я рисовал открытки, плакаты, афиши для клуба, принты на сумки и даже на зонт.

КА: Были ли среди ваших клиентов иностранные заказчики?

И.О.: Да, но пока один — французский банк Societe Generale.

КА: Какова специфика работы с отечественными и зарубежными клиентами?

И.О.: Судя по этому небольшому опыту, могу сказать, что существенных различий нет.

КА: Сколько работ в месяц вы выполняете в среднем?

И.О.: Это тоже всегда по-разному. За один месяц можно нарисовать двадцать картинок, а за другой — две. Сейчас, кстати, объем работ упал. Многие издания закрылись из-за кризиса.

КА: Были ли в вашем творчестве чисто дизайнерские работы?

И.О.: Нет. Я рисую картинки, а в дизайне ничего не понимаю.

КА: В одном из интервью с вами я прочла, что вас не привлекает книжная иллюстрация. Почему?

И.О.: Кстати, сейчас я, скорее всего, согласился бы на иллюстрирование книги. В то время, когда меня об этом спрашивали, немного отталкивал тот факт, что нужно нарисовать много картинок и, наверное, более-менее быстро. А я люблю посидеть над одной, но подольше. И еще мне казалось, что стилистика моих картинок не совсем подходит для книг. Может быть, я ошибаюсь.

КА: То есть книжной иллюстрацией вы еще не занимались?

И.О.: Нет.

КА: Скажите, а не думали вы открыть свою студию?

И.О.: Нет, не думал. А зачем? Я думал о том, что хотел бы оформлять каждый месяц какое-нибудь одно издание, полностью, на постоянной основе, но, разумеется, работая удаленно. Может быть даже с кем-то в тандеме.

КА: Какой проект вы бы мечтали воплотить в будущем?

И.О.: Что-нибудь грандиозное, наверное. Мне часто говорили о том, что купили бы книгу с моими картинками. Вот, может быть, сделать свою книжку.

А в ближайших планах — нарисовать что-нибудь большое и руками. Акриловую краску уже даже купил. Как бы за это только взяться?

КА: Конечно, в завершение невозможно не задать иллюстратору вашего уровня банальный, но мучающий многих начинающих дизайнеров вопрос: в чем секрет вашего успеха?

И.О.: Естественно, побольше работать, но только не как штамповальная машина, а пытаясь каждую картинку сделать лучше предыдущей. Если позволяет время, больше думать над каждой работой, изобретая все новые и новые ходы.

КомпьюАрт 9'2009

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства