От серебряного до алмазного века журнального дизайна и производства
Как показало время, в русском журнальном дизайне, как и в любом деле, были и яркие открытия, и спады. Если изобразить математически,
то кривая его развития будет выглядеть как обычная синусоида.
С исторической точки зрения на дизайн во многом влиял человеческий фактор. С точки зрения полиграфии прослеживается прямая зависимость от развития технологий книжно-журнального производства. С точки зрения фольклора — бумага всё стерпит, а море всё смоет.
Как всё начиналось
К середине 80-х годов XIX века в России появились журнальные обложки*, пришедшие на смену так называемым шрифтовым обложкам, в которых посредством иллюстраций, главным образом юмористического характера, издатели пытались отражать те или иные события общественной жизни. Наиболее ярким образцом журнала конца XIX века, безусловно, следует считать «Мир искусства», издававшийся с 1899-го по 1904 год
А. Бенуа и С. Дягилевым.
Серебряный век стал периодом расцвета русской журнальной обложки, тогда как внутренние страницы журналов обычно оставались черно-белыми. Именно тогда вышли издания, составляющие гордость отечественной культуры и продаваемые в современных букинистических магазинах по баснословной цене.
К ним прежде всего относятся ежемесячные издания: уже упомянутый «Мир искусства» (1899-1904), «Художественные сокровища России» (1901-1907), «Весы» (1904-1909), «Золотое руно» (1906-1909), «Старые годы» (1907-1916), «Аполлон» (1909-1917) и др. Как правило, эти журналы были роскошно изданы, богато иллюстрированы (например, журнал «Золотое руно», издававшийся П. Рябушинским). В числе их авторов и иллюстраторов были такие выдающиеся деятели русской культуры, как Д. Мережковский, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, К. Сомов, А. Бенуа, и многие другие.
Стоит отметить начавший выходить в 1907 году журнал «Старые годы», который представляет собой уникальное явление в русской периодической печати. Дело в том, что после бурных революционных событий 1905-1907 годов, которые нанесли серьезный урон многочисленным усадьбам и частным собраниям, группа выдающихся деятелей русской культуры во главе с А. Бенуа, бароном Н. Врангелем и С. Маковским поспешила описать русские частные собрания, сохранившиеся к тому времени, для чего предприняла подвижнические усилия, объездив многие города страны, в том числе и окраинные. Было издано 120 номеров журнала «Старые годы», все они блестяще иллюстрированы, а текст отпечатан на качественной бумаге. Данное издание следует считать беспрецедентным еще и потому, что оно не имеет аналогов в мире.
Образцы журнального бизнеса Российской империи
В это же десятилетие выходило огромное количество журналов-«однодневок», связанных, в частности, с революционными событиями, — «Бегемот», «Бурелом», «Перец», «Фискал» и т.п. Их обложки, собранные вместе, не только впечатляют своей броскостью, эпатажностью, накалом страстей и красочностью — кажется, они были наглядным грозным предупреждением надвигавшихся событий.
Журналы 20-30-х годов: на обложках — коллажи из фотографий, довольно часто использовались цветные изображения, выполненные художниками. Интересна и актуальна сегодня надпись на обложке «Огонька» под изображением целующихся женщин: «Через поцелуи при встрече больше всего распространяется повальная болезнь этого года — грипп»
Второе десятилетие прошлого века, ознаменованное серьезными историческими потрясениями, запечатлелось в почти забытых теперь журналах, отражавших злободневные события. Названия говорят сами за себя: «Летопись войны», «Пламя», «Красноармеец», «Солнце России».
Журналы предвоенного и военного времени. Название журнала «Резец» (второй слева) даже в наше время режет ухо
После окончания Гражданской войны произошел бурный расцвет периодической печати — как в России, так и за ее пределами. Причем характерной особенностью этого периода следует считать привлечение к оформлению журналов крупных мастеров живописи и графики. Многочисленные образцы периодических изданий того времени имеют яркие высокохудожественные литографированные обложки, в которых использованы как созданные по специальному заказу редакций журналов, так и написанные с другой целью работы Б. Кустодиева, В. Ходасевича, К. Петрова-Водкина, В. Дейнеки,
И. Билибина и многих других.
Тем не менее в этот период выходило и огромное количество невзрачных, выполненных на плохой бумаге изданий на злобу дня, обложки которых и оформлением и названиями наглядно отражают процессы, происходившие в стране в канун 30-х годов: «Крысодав», «Дрезина», «Безбожник», «Рабочий экран» и др.
В предвоенные годы в журналах освещались такие темы, как убийство Кирова, беспощадная борьба с вредителями и все чаще — надвигающаяся угроза фашизма.
Параллельно с журналами, выпускаемыми в СССР, издавались журналы в эмиграции. Художники оформляли их обложки в стиле тогда уже исчезнувшей добольшевистской России
Одновременно с этим в неком параллельном мире, как тогда говорили — в «старом» мире, существовали эмигрантские русскоязычные журналы, в издании которых принимали участие И. Бунин, А. Куприн, И. Билибин и другие покинувшие Россию деятели русской культуры.
По окончании Второй мировой войны наступил период «холодной» войны. Однако периодические издания того времени представляли жизнь страны как радостное поступательное движение дружной семьи советских народов к коммунизму.
При Хрущеве с журнальных обложек практически исчезли оригинальные работы художников. Обложки стали в основном шрифтовыми, как правило блеклых цветов, с сухими названиями: «Коммунист», «Молодой коммунист», «Блокнот агитатора». Кстати, наиболее читаемые и уважаемые издания, такие как «Новый мир», «Знамя», «Звезда» и т.п., практически не имели художественного оформления. На их фоне выделялись иллюстрированные, главным образом средствами фотографии, обложки журналов «Огонек», «Театральная жизнь», «Советский экран», «Цирк».
Для застойного времени характерно практически полное отсутствие серьезного оформления обложек. Примитивные сюжеты, лубочные бытовые зарисовки и фотографии, технократическое военизированное направление молодежных изданий — вот характерные черты обложек журналов того периода. Даже такой журнал, как «Юность» (вспомните абстрактную обложку уже перестроечного номера за март 1987 года, где было опубликовано яркое произведение Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца...»), имел, как правило, стилизованные, невыразительные обложки. Да и советский читатель, наверно, из-за закрытости страны, не предъявлял особых требований к оформлению журналов.
В конце столетия произошел настоящий взрыв в плане оформления, яркости красок и многообразия журнальных обложек (включая безвкусицу). Широко применялись фотомонтажный и коллажный способы отражения основных событий и содержания материалов.
В 1993 году был принят Закон «О средствах массовой информации», после чего начали появляться, как грибы после дождя, новые журналы.
В наследство от Советского Союза предприятиям достались относительно небольшие полиграфические мощности, да и то занятые выпуском «Работницы» и «Крестьянки», страдающих плохим совмещением красок в рассчитанной на большие тиражи глубокой печати. Поэтому тогда разрешили и стали экономически стимулировать печать изданий за границей.
В то время большинство российских журналов печаталось за рубежом — в Финляндии, Германии, Австрии и др. По сути, отечественные издатели не имели альтернативы европейской полиграфической базе. В нашей стране не было ни одного полиграфического предприятия, которое могло бы составить конкуренцию западным типографиям по оперативности и качеству выпуска многотиражной цветной журнальной продукции.
Журнальное производство в современной России
В пику финнам и немцам в 1997 году была основана универсальная полиграфическая компания ЗАО «Алмаз-Пресс», главным акционером которой стало ОАО «Алмазювелирэкспорт».
Типография «Алмаз-Пресс» позиционируется как предприятие, основной продукцией которого являются журналы повышенного качества — так называемые глянцевые. Этот статус требует постоянного совершенствования технологии, внедрения новых материалов, улучшения обслуживания заказчиков. О том, как сейчас живется мощному и высокотехнологичному производству, на котором заняты 800 человек персонала, рассказал нашему журналу его генеральный директор Александр Задорожный.
КомпьюАрт: Вы в полиграфии более 15 лет и, уверен, знаете, чем ситуация на полиграфическом рынке середины 2009 года отличается от той, что была в конце 90-х и в начале нового тысячелетия.
Александр Задорожный: В то время в основном занимались организацией или раскруткой как нового, так и старого полиграфического производства. Когда полиграфические предприятия с помощью первых заказов вставали на ноги, необходимо было как-то закрепить, то есть стандартизировать полиграфические процессы. Внутренняя стандартизация производства приводилась в соответствие с внешней. Например, в выпускаемом нами транснациональном издании — журнале Cosmopolitan — важную роль играет передача посредством CMYK изображений различных мировых брендов, поскольку внутренние страницы журналов, в отличие от обложки, печатаются на рулонных машинах в стандартные четыре краски.
Задача была простая — повторить или удержать в дельте то, что отпечатано, к примеру, в Германии. Представители заказчика привезли свои тестовые оттиски, и в течение двух месяцев мы смогли выйти на уровень требований заказчика.
В результате этой, можно сказать, ювелирной работы (неслучайно в названии типографии есть слово «алмаз»!) в наших допечатных процессах были выработаны внутренние стандарты, а также повышен профессиональный уровень персонала. Полиграфисты хорошо понимают, что именно тонкие допечатные процессы могут как привлечь, так и отпугнуть заказчика.
Что касается печатных процессов, то здесь всё проще. Все наши печатные машины оснащены автоматическим контролем печати и подчиняются общей системе видеоконтроля.
Пример современного журнала-«игрушки» с различной плотностью бумаги, высечкой внутренних страниц и обложки и, конечно же, высоким качеством печати
В результате проверяется каждая краска. Изначально на уровне препресса создается и передается на печатную машину цветовой профиль, который поддерживается в машине на протяжении печати всего тиража. Если стандартная система не удовлетворяет потребителя, на печать тиража, как принято во всех типографиях, приезжают представители заказчиков.
За эти 12 докризисных лет мы также научились работать с издательскими домами, то есть выслушивать их идеи и пожелания, а потом реализовывать их на нашем оборудовании. Это выпуск так называемых инновационных проектов, то есть мы делаем ставку не на тиражи, хотя большой тираж — это тоже приятно, а на создание журналов повышенного качества печати и послепечатной обработки. Для привлечения покупателей арт-директора многих издательских домов делают всё для того, чтобы превратить журнал, образно говоря, в игрушку, а именно:
- используют в одном издании бумагу различной плотности и фактуры;
- практикуют нестандартную подачу информации, а значит, нестандартную верстку издания;
- делают всевозможные вкладки — от дезодорантов до дисков для полотенец;
- применяют нестандартную фальцовку, упаковку и т.д.
В издательствах сегодня работают в основном профессионалы, которые, приезжая на печать тиража, в разговоре с нами в качестве аргументов приводят измеренные спектрофотометрами цифры, а не вопрошают, «почему эта плашка на меловке слишком серая».
КА: Кстати, как происходит подписание номера в печать?
А.З.: К нам от заказчика приходит файл, мы его программными средствами проверяем на правильность верстки каждой полосы: наличие шрифта, изображений и т.д. После чего программа дает заключение на правильность выполнения страницы. Сформированную печатную полосу заказчик получает на подпись через наш FTP-сервер. Второй вариант подписания в печать более длительный — это подписание заказчиком плоттерных распечаток. Специалисты заказчика их проверяют, корректируют, подписывают в печать, то есть идет проверка не на цветовую передачу, а на отображение шрифтов, таблиц и т.п.
Затем информация передается в цех вывода пластин.
На печать тиража, как я уже говорил, иногда приезжают специалисты заказчика.
С недавнего времени в качестве бесплатной консалтинговой услуги мы помогаем издательским домам с установкой программного обеспечения, которое позволяет подписывать макеты на месте.
КА: Теперь расскажите о современном состоянии в журнальной полиграфии.
А.З.: Кризис пришел в журнальную полиграфию из других отраслей, ведь в основном журналы живут за счет рекламы. Количество рекламы резко сократилось, в результате уменьшились тиражи и количество наименований журналов. Конечно, это отразилось и на типографиях: кризис заставил скорректировать затраты на производство и пересмотреть взаимоотношения с издательскими домами. Сейчас издательские дома с помощью типографий начинают искать различные антикризисные решения:
- уменьшают формат, полосность и тиражи изданий;
- используют бумагу более дешевых сортов;
- меняют контент или информационное наполнение изданий и т.п.
На Западе, между прочим, еще до кризиса наблюдалась тенденция перехода на чисто потребительское отношение к журналам — прочитал и выбросил. В подобном случае такими вещами, как высокое качество бумаги, можно и поступиться.
КА: А что дальше?
А.З.: Мой прогноз относительно развития ситуации в журнальной полиграфии таков: если банковский, пищевой, медицинский и прочие секторы экономики выйдут из кризиса, то снова появится реклама, однако, даже когда кризис пойдет на спад, журнальная полиграфия одной из последних покажет положительную динамику.
*Образцы журналов для публикации предоставлены собирателем старинных книжных изданий Алексеем Венгеровым.