Куда торопится оперативная полиграфия?
Как все начиналось? Салоны оперативной полиграфии в нашей стране начали появляться с середины 90-х годов. До этого времени на крупных еще не приватизированных типографиях, в закрытых от широкого доступа помещениях были установлены копировальные автоматы различных фирм-производителей, но такие термины, как «ксерокопия» или «сделать ксерокс письма», до сих пор присутствуют в нашей речи, даже если копия делается на копире другого производителя.
За стенкой, занимая огромную площадь, находился сканер, например, уже не существующей фирмы Hell. А матричные принтеры обычно «жужжали» в отделах кадров предприятий, а секретари их руководителей отбивали тексты приказов, как правило,
на электрических печатных машинах.
Один день из жизни салона оперативной печати
Теперь современный салон оперативной полиграфии представляет собой небольшое офисное помещение, в котором при входе установлены магазинные полки с продающейся офисной бумагой, с болванками дисков и даже с хрустальными игрушками-сувенирами.
Пройдя эти стеллажи, например, старушка просит одетого в офисный костюм продавца полиграфических услуг сделать копию завещания на квартиру. Заплатив около трех рублей за черно-белую копию, она уступает место студенту технического вуза, которому срочно нужна копия чертежа стоимостью уже порядка 60 рублей.
Практически каждый день заходят клиенты, заказывающие визитки, ламинирование документов и переплет пружиной раздаточных материалов. Так незаметно и, в общем, без суеты проходит рабочий день сотрудников оперативного салона печати. Главное, после каждого заказа нужно пробивать чеки, иначе есть риск оказаться в цепких руках налоговых органов, осуществляющих проверочные мероприятия и, как правило, заходящих в торгующую организацию по двое. Ежедневный доход среднестатистического оперативного салона в Москве со всеми выплатами составляет порядка 10-30 тыс. руб.
Иногда случаются и крупные заказы, например выполнить к 14 часам тиражом в 100 экземпляров раздаточный презентационный буклет (50 полос) с цветной обложкой для какой-нибудь выставки. В этом случае выполняются следующие технологические операции:
- открытие файла с диска;
- внесение возможных исправлений в верстку;
- распечатка и подписание у заказчика;
- вывод на черно-белом копире внутренних листов буклета;
- вывод на цветном копире передней обложки;
- ручная листоподборка;
- для презентабельного вида буклета кладутся прозрачная пленка сверху и текстурный картон снизу и все это переплетается пластиковой пружинкой диаметром 10 мм.
При тираже в 100 экземпляров общая стоимость тиража равна приблизительно 18 тыс. руб.:
- вывод 50 страниц ч/б (офисная бумага) x 100 экз. x 1 руб. = 5000 руб.;
- 100 страниц цветных (на более плотной бумаге) x 15 руб. = 1500 руб.;
- 100 листов ламината, картона и пружинок x 40 руб. = 4000 руб.;
- операция листоподборки — 10 коп. за подобранный лист = 500 руб.
Опытный продавец салона оперативной печати может еще накрутить и за внесение изменений в компьютерную верстку (порядка 2 тыс. руб.), вывод сигнального экземпляра; плюс возможный откат (минимум 5 тыс. руб.) человеку, принесшему заказ, и т.д. В итоге в Москве стоимость буклета получается равной 180 руб. за экземпляр.
Phaser 5550. Практически в каждом офисе установлена подобная техника, выполняющая функции копира, принтера и сканера. Конкурентным преимуществом Phaser 5550 является высокая скорость печати — 50 отпечатков в минуту как при односторонней, так и при дуплексной печати, а время выхода первого отпечатка составляет всего 6,5 с
Но со временем таких заказов становится все меньше, поскольку на предприятиях любого масштаба — крупных, мелких и средних — устанавливается своя офисная техника: принтеры, сканеры, копиры, а также ламинаторы и переплетчики, на которых презентацию можно вывести, не обращаясь в салоны оперативной печати. Копировальные аппараты установлены практически во всех отделениях связи, и копию внутренних страниц паспорта можно сделать теперь в этих отделениях. В результате лет пять назад организация работы копировальных салонов начала постепенно изменяться. В случае если перечень услуг салона не расширялся, то, как правило, он закрывался.
Электрофотографический принтер IBM Infoprint 4100
Если салон расширялся, то обычно он становился мини-офсетной типографией. Проще говоря, теперь в каждой небольшой офсетной типографии имеется свое цифровое направление и менеджеры типографий сами выбирают, на каком оборудовании дешевле отпечатать заказ — на офсете или на цифре.
Что дальше?
Е ще одна причина широкого спроса цифровой печати — возможность изменять информацию на каждом экземпляре. Эту особенность цифровой печати подметили как государственные, так и крупные коммерческие организации, например банки. Оплата коммунальных платежей, получение банковских справок и даже персонализированных буклетов из магазинов с вежливым обращением «Уважаемый Андрей Юрьевич, у нас для Вас большая скидка…» — все это делает рынок нанесения персонализации достаточно прибыльным даже в кризис. Ведь к безадресным массовым рекламным рассылкам — так называемому спаму, получатели уже давно относятся крайне негативно. Но достаточно персонализировать рекламное сообщение — и вероят ность его прочтения резко повышается. Персонализация подразумевает внесение изменения лишь в незначительную часть всего сообщения.
Пока номер готовился к печати, фирма InfoPrint Solutions Company в начале июня объявила о выходе на российский рынок принтера InfoPrint Duplex 5000 уже для цветной печати. Книжные издательства также могут использовать Infoprint 5000 для снижения расходов на печать небольших тиражей цветных книг Участники пресс-конференции (слева направо): Алексей Иващенко, директор по продажам InfoPrint Solutions Company в России, Бенуа Шателард, первый вице-президент и генеральный директор InfoPrint Solutions Company, регион EMEA, и Олег Пегов, генеральный директор InfoPrint Solutions Company в России, представляют цветной рулонный принтер InfoPrint Duplex 5000. Возможно, в скором будущем бланк оплаты коммунальных услуг будет выглядеть так: информация о счете все-таки выполнена черно-белым шрифтом, а реклама представлена уже в цветном виде |
Поэтому практически все фирмы — производители цифровых машин теперь предлагают не только железо, но и услуги по организации специальных проектов, вклю-чающие:
- создание баз данных и работу с ними, например для транзакционной печати предполагается использование большого объема данных, возможно — из перекрестных баз. Транзакционная печать, в отличие от персонализированной печати, подразумевает полную замену содержания документа в каждом экземпляре. Заказчиками такой продукции являются банки, страховые компании и пр.;
- создание специальных программных приложений, включающих верстку полос с размещением переменных данных;
- новые идеи, например выпуск методичек для студентов, книг по требованию (Print-on-Demand) или цветных альбомов с фотографиями.
Когда нужна оперативностьПришло лето, к финансовому кризису добавился сезонный спад в полиграфической отрасли. Тиражи газет и журналов постепенно сокращаются, количество заказчиков на коммерческую рекламную продукцию тоже уменьшается, но цены на бумагу и краску, тем не менее, растут. Наиболее уязвимыми оказались типографии, ориентированные на рекламные агентства, издательства и отделы рекламы крупных компаний, а наиболее эффективным шагом может стать переориентирование производства на частных заказчиков. Несмотря на то что объем каждого подобного заказа очень мал, их число может быть огромно и поток нескончаем. Такими заказами могут стать оригинальные визитки, необычные приглашения на семейные торжества, забавные календарики друзьям, красивые открытки близким людям, блокнотики с домашним любимцем, да мало ли что еще. Домашние принтеры не всегда способны обеспечить требуемое качество, и человек поневоле вынужден обращаться в типографию.
Оперативная полиграфия в типографияхТипографий много, но процесс заказа примерно одинаков везде. Нужно принести свой макет и через некоторое время — от 30 минут до пары часов — можно получить свой тираж, минимум которого составляет 100 экземпляров. Типографии удобны тем, что всегда можно получить консультацию по бумаге или способах печати у менеджера. Кроме того, за небольшую плату можно заказать цветопробу, чтобы посмотреть, как будет выглядеть конечная продукция. И конечно, где как не в типографии смогут предложить больший выбор обычной и дизайнерской бумаги, которую можно потрогать, посмотреть и даже понюхать. Однако не бывает плюсов без минусов. Обращаясь в типографию, заказчик должен быть готов к возможному невниманию и даже пренебрежению к своему заказу. Как правило, его заказ — лишь капля в море подобных. Чтобы не разочароваться в результате, клиенту приходится самому вникать в полиграфический процесс и осваивать основную терминологию, чтобы говорить с менеджерами на одном языке. К счастью, серьезного брака вроде неровной резки или откровенно неправильных цветов типографии обычно не допускают. Как правило, изготавливать в типографии личные визитки или приглашения предпочитают люди, регулярно бывающие там по деловой необходимости. При условии наличия свободного времени, хотя бы минимальных дизайнерских навыков и способности понимать менеджера оперативная печать в типографиях остается наиболее надежным способом получить хороший результат.
Копи- и фотоцентрыРядового обывателя типографии обычно пугают. Объяснять, каким видится конечный результат, не понимая ничего в процессе, не слишком большое удовольствие. Кроме того, у неискушенного человека вызывает недоумение необходимость платить 5-10 рублей за визитку при том, что многочисленные копи- и фотоцентры предлагают изготовление визиток по 2 рубля за штучку. Да и вывески подобных центров встречаются буквально на каждом углу, поэтому нет нужды что-то специально искать. Процесс заказа здесь аналогичен заказу фотографий — нужен макет (правда, иногда предлагают готовый) и терпение подождать от получаса до суток. По сравнению с типографиями минимальный тираж в этом случае — меньше 50 штук. К сожалению, на aэтом плюсы заканчиваются, и начинаются сплошные минусы. Самый большой из них — невозможность повлиять на конечный результат. Заказ в подобных центрах — своего рода рулетка, поскольку с одинаковой вероятностью можно получить качество как вполне пристойное, так и отвратительное. В конечном счете, результат сильно зависит от везения клиента и настроек машины. Чем привлекают подобные центры, так это отсутствием необходимости ломать голову над выбором как бумаги (максимум, что вам предложат — 2-3 типа бумаги), так и размера (формат отпечатка обычно один-единственный). К слову, готовые шаблоны также не отличаются ни особым разнообразием, ни вкусом. В подобные сервисы обычно обращаются либо очень экономные клиенты, либо те, кто не уверен в своих силах или не желает опробовать макет.
Онлайн-сервисыПо большому счету за каждым онлайн-сервисом скрывается вполне реальная типография. Сами сервисы могут выглядеть как специальные формы заказа на сайтах типографий (таких большинство) или как отдельные сервисы вроде Vizitka24.ru или Kalendarionline.ru. Для заказа достаточно загрузить в специальной форме макет, выбрать бумагу и нажать кнопку Заказать . Многие сервисы содержат готовые шаблоны, а самые хорошие предлагают скомпоновать макет из имеющейся информации и выслать на почту для согласования. Процесс изготовления продукции занимает 12 и более часов, готовый тираж доставляется на дом. В большинстве сервисов заказывать можно от 1 штуки. Расценки близки к ценам типографий, но зачастую получаются даже немного ниже. Посылая заказ через Интернет, заказчик имеет больше шансов получить хороший результат по сравнению с обычным заказом в той же самой типографии. Разгадка кроется в том, что в онлайн-сервисах, которые имеют постоянный приток клиентов из Глобальной сети, для конкретных работ выделены специальные машины — отдельно для визиток, отдельно для календарей и так далее. Благодаря этому не приходится постоянно менять настройки, и разные виды продукции печатаются на машинах, оптимизированных именно для нее. Кроме того, отсутствует негативное воздействие человеческого фактора. Менеджеры — тоже люди, и у них тоже бывает плохое настроение. У электронной странички плохого настроения быть не может в принципе, и она способна быстро помочь заказчику в любое время суток. Но, к сожалению, онлайн-сервисы не могут полностью освободить от знания процесса. Поэтому разработчики подобных сервисов должны стремиться максимально облегчить процедуру заказа, сделав ее простой и наглядной. В результате заказ через Интернет может оказаться приятнее и проще, чем личный заказ. Но за удобство приходится платить. Платой за онлайн-заказ полиграфической продукции будет невозможность оперативно выяснить непонятные вопросы, задать специфические параметры и ознакомиться Онлайн-сервисы только появляются, но уже сейчас представляются перспективным направлением развития оперативной полиграфии в целом. По крайней мере, лучшие из них имеют существенные преимущества перед остальными способами печати. Они удобны, понятны заказчику и позволяют ему отследить и вовремя скорректировать результат. |
Так, год назад в типографии в Апрелевке (Московская область) состоялась презентация линии по выпуску билетов для ЕГЭ. Печать ведется с применением системы многофункциональной печати IBM Infoprint 4100 (черно-белая печать) на установленных рядом двух принтерах — первый принтер для печати «лица», второй — для печати «оборота». Экзаменационные билеты для российских выпускников принтеры печатают со скоростью до 330 погонных метров в минуту, а ширина бумажного полотна составляет
19,5 дюймов.