Время коротких тиражей
Короткие тиражи предполагают печать от одного до 1000 и более экземпляров.
Считать ли тираж коротким — зависит от оборудования, которое установлено
в типографии или в салоне оперативной печати. Иногда вывод одного цветного экземпляра формата А3 является единственной работой, проделанной сотрудником салона за день.
Образно говоря, теперь и в нашей полиграфической отрасли настала эпоха коротких тиражей. И если во времена тучных коров некоторые типографии отказывали заказчику, которому нужно было отпечатать тираж в 500 экземпляров, то теперь их менеджеры стали более сговорчивыми.
Полиграфические союзы с помощью различных опросов пытаются понять ситуацию в отрасли и в какую сторону она меняется. Участники рынка, а это издательства, производители бумаги, типографии, распространители и производители рекламы, по-прежнему высказываются за поддержку и создание благоприятных условий для развития полиграфической отрасли в целом.
Все требуют льгот
В области распространения прессы имеются пожелания о сохранении льготного налогообложения для розничных распространителей и внесения соответствующих поправок в налоговое законодательство. В целях удержания цен на прессу и сохранения розничных сетей необходимы расширение ассортимента и увеличение объема сопутствующих товаров. Сохранение подписных тарифов на прессу, введение льгот по ее адресной доставке, реорганизация системы постовой подписки. Сохранение действующих тарифов и условий магистральных перевозок прессы. Желательно распространение 10-процентной ставки НДС на услуги по подписке (производство и распространение), решение бухгалтерских вопросов списания нереализованных тиражей, премий рекламодателям, бесплатного распространения.
В области бумаги и полиграфии необходимо снижение с 15 до 0% ввозных пошлин на непроизводимые в России сорта бумаги, расходные материалы и оборудование. Полиграфисты также хотят договориться с российскими производителями бумаги о взвешенной и обоснованной политике в области ценообразования.
Еще одна мечта российских продавцов полиграфического оборудования — введение нулевой ставки НДС на оборудование, которое не производится в России.
Общая ситуация в полиграфии
Конечно, существуют сложности в единой оценке ситуации — позиции экспертов расходятся в силу различного положения и состояния участников рынка, например кто-то расплывчато говорит, что наблюдается небольшая стабилизация с апреля 2009 года (до этого была пугающая динамика), а председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков в середине октября заявил, что пик безработицы придется на лето 2010 года.
Уже как анекдот в среде полиграфистов рассказывают следующую трагикомическую историю, которая показывает, как оптимизировать издержки и заодно сократить штат. На «старом» Тверском полиграфкомбинате работала женщина. Назовем ее Надежда Ивановна. Она работала в подсобке, где заряжала аккумуляторы для погрузочных устройств. По общечеловеческим надобностям Надежда Ивановна иногда отлучалась, специально не отключая свет, так как скоро вернется. И вот однажды она возвращается и обнаруживает, что свет отключен. Так повторяется несколько раз. «Какая … всё гасит свет!» — естественно, не выдержав, восклицает Надежда Ивановна. И тут дверь подсобки открывается и перед ней появляется назначенный еще в мае текущего года Олег Владиславович Захарин, генеральный директор ОАО «Тверской полиграфический комбинат», который, проследив за расточительной Надеждой Ивановной, увольняет ее по собственному желанию за два года до пенсии. А скоро зима, поэтому предлагаю всем директорам типографий с целью экономии убрать обогревательные приборы, а вместо горячего чая обходиться минеральной водой. |
Участники полиграфического рынка продолжают оптимизировать издержки такими способами, как сокращение зарплаты и штата, а также рабочего дня.
По-прежнему плохо с платежеспособностью: замедляются расчеты, растет дебиторская задолженность, сокращаются объемы свободных средств на рынке, недоступны кредиты. Постепенно происходит возврат к нецивилизованному рынку («откаты», демпинг, «серые» схемы оплат и т.д.). Между прочим, число вакансий в медиаиндустрии сократилось на 70%.
Чего бояться полиграфистам
Бояться нужно тех факторов, которые могут привести к ухудшению ситуации:
- роста курса валют;
- дальнейшего падения потребительского спроса;
- непринятия мер в поддержку полиграфического бизнеса государством;
- ужесточающегося демпинга в различных сегментах рынка;
- разобщенности участников рынка и непринятия совместных отраслевых решений, способствующих стабилизации и развитию.
В издательском бизнесе
Первая волна закрытия нерентабельных проектов на издательском рынке прошла осенью прошлого года. В I-II кварталах случаи были единичными, но тенденция усиливается по мере ухудшения ситуации в стране. Наблюдается также рост слияний, поглощений на рынке, перераспределения рынка в пользу лидеров. Сокращение доходов от рекламы, перетекание рекламных доходов в PR. Издатели стали больше внимания уделять продажам тиража и сохранению доходов от роста цен. Сокращение полосности, тиражей, переход на более дешевую бумагу и оптимальный формат (см. статью «От серебряного до алмазного века журнального дизайна и производства» в КомпьюАрт № 6’2009 о типографии «Алмаз-пресс»).
Мы планировали рассказать о слиянии ряда полиграфкомбинатов (Смоленского, Саратовского и Тверского) с несколькими издательствами. Я выяснил, кто этим конкретно занимается в ведомстве Михаила Сеславинского, и направил вопросы, связанные с созданием холдингов, одному из руководителей управления Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаилу Георгиевичу Арзаманову. Номер уже нужно было сдавать в типографию, и я позвонил господину Арзаманову, чтобы напомнить об обещанном интервью. Ответ оказался весьма неожиданным: «У меня есть информация, что журнал КомпьюАрт вот уже три год не выходит, а если это не так, то привезите мне несколько номеров». Что ж, это я и собираюсь сделать после выхода данного номера. Поскольку чиновник проявил неосведомленность относительно выходящих отраслевых СМИ, то жду ответов на следующие вопросы от более компетентных руководителей: 1. Когда и в связи с чем возникла идея создавать полиграфические холдинги? 2. По какой схеме идет создание холдинга? 3. Не повлиял ли кризис на планы по созданию холдинга? 4. Структура холдинга: руководящий состав холдинга (возможно, фамилии, должности), кто будет заниматься поиском заказов, где будет находиться главное управление и т.д. 5. Планируются ли сокращение (или увеличение) кадров на предприятиях и смена их высшего руководства? 6. Как оцениваются активы предприятий? Общая стоимость холдинга (если возможно, приведите цифры). |
Издатели стали больше внимания уделять новым носителям и возможностям по размещению информации, хотя интернет-рынок как источник доходов прогнозов пока не оправдал. Также прошлой осенью наблюдалось серьезное сокращение бюджетов на маркетинг и рекламу, а с весны 2009 года бюджеты постепенно размораживаются.
Теперь о регионах
В региональных изданиях ситуация различна: издания, зависящие от дотаций и грантов, страдают от секвестирования местных бюджетов; положение независимых изданий определяется ситуацией на местных рынках, хотя в некоторых регионах рынок постепенно восстанавливается. Малая пресса в более выигрышном положении: традиционно высокий уровень доверия со стороны читателей и рекламодателей обеспечивает сохранение тиражей. Большое значение в регионах имеют градообразующие предприятия, но с их закрытием катастрофически падает потребительский спрос на «продажную» прессу.
О бумаге
Отрадно, что кризис отразился на мировой картонной и бумажной промышленности в меньшей степени, чем на отрасли в целом. Спасительную роль играет упаковочный сегмент, тесно связанный с рынком товаров первой необходимости. Спрос же на бумагу со стороны печатных изданий снижается вслед за сокращением тиражей.
Мировые тенденции позже коснулись российской целлюлозно-бумажной промышленности, значительная часть продукции которой поступает на емкий внутренний рынок. Прошлый год отечественный бумпром закончил неплохо, но в декабре началось снижение производства, в январе — феврале тенденция усилилась — спрос на внутреннем рынке упал на 10-20%.
Наибольшие масштабы приняло закрытие ЦБК в США, лидирующих по объему производства бумаги, потом идут Китай, Япония и Германия. |
В большей степени пострадали компании, отягощенные громадными банкновскими кредитами. Российские ЦБК большей частью работают по устаревшим высокозатратным технологиям, износ оборудования достигает, по оценке экспертов, 90%. Лишь в последние годы собственники (а почти все крупные ЦБК принадлежат иностранному капиталу) запустили многолетние программы технологического обновления. Ни одна из них не завершена, и модернизация откладывается.
Что касается кадровых вопросов в типографиях, то показателен факт оттока печатников (бригадами) и технологов с двух тверских полиграфкомбинатов («старого» и «детского») в типографию «Парето-принт», расположенную рядом с Тверью. |
Менеджмент был вынужден заняться подсчетом затрат и их сокращением, чего не было до этого на растущем рынке. Исторически численность работников ЦБК слишком велика, попытки сохранить рабочие места в соответствии с рекомендациями правительства могут привести к банкротству предприятий. Из наиболее громких случаев — забастовка работников из-за массовых сокращений на Байкальском ЦБК.
Кризисные явления в целлюлозно-бумажной промышленности продолжают усугубляться. За пять месяцев 2009 года объем производства бумаги снизился на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. В наиболее стабильном положении находятся производители газетной бумаги, 62% которой экспортируется в Индию и страны Ближнего Востока. Объемы ее производства даже несколько выросли (до 828,5 тыс. тонн). Производство офсетной бумаги уменьшилось на 20% — до 163 тыс. тонн (в первую очередь на Сыктывкарском ЛПК, реализующем инвест-проект, — на 19,3%, на Неманском ЦБК — на 54,6%, фактически обанкрочен Сбербанком). Спрос на картон сдвигается в сторону менее дорогих сортов, падение объема производства — на 15,5%. По данным на середину года, отечественные типографии ввезли около 26 млн тонн мелованных бумаг (для сравнения: за тот же период 2008 года было ввезено почти 50 млн тонн). В Европе спрос на мелованную бумагу упал на 30,4%, составив 242 тыс. тонн. |
В марте 2009 года говорилось о сохранении отрицательных тенденций, таких как сокращение объемов экспорта и внутреннего спроса на бумагу, падение продаж бумаги, увеличение складских запасов, недостаток оборотных средств. Такой ситуация останется и к концу текущего года.
О полиграфии и типографиях
С конца 2008 года общий объем рынка полиграфических работ снижается, усиливается тенденция сокращения производства печатной продукции. В конце 2008 года, вероятно, был достигнут минимальный уровень цен на полиграфические услуги, позволивший издателям размещать заказы на производстве. Скорее всего, полиграфисты не смогут долго удерживать его из-за роста цен в евро на расходные материалы (краски, пластины). В III-IV кварталах 2009 года рост цен составит около 5%.
Провал в январе на 30-50% по сравнению с январем 2008 года также связан с ростом курса евро. В то время еще не была определена новая стратегия работы большинства типографий. В марте 2009 года произошел 10-30-процентный спад производства уже на всех газетно-журнальных комплексах. Таким образом, в I квартале наблюдался провал рынка на уровне 35-40% в евро, или 20-22% в рублях, по сравнению с I кварталом 2008 года. Производство газет сократилось за I-II кварталы на 10-20%. Снижение цен на услуги типографий достигло 30% по сравнению с первым полугодием 2008 года.
Прогнозируя ситуацию, можно сказать, что в журнальной полиграфии роста цен на печать пока не будет, а в газетной полиграфии возможен незначительный рост — до 5%.
Средняя загрузка типографий — 40%, но ситуация по предприятиям различна: в отдельных случаях загрузка составляет до 90%, но обычно 50% и ниже. С марта падение остановилось, и рынок стабилизировался на этих объемах.