КомпьюАрт

10 - 2009

Азартная полиграфия

Андрей Крылов
krylov@compress.ru

Сотрудники типографий, выпускающих продукцию для азартных людей, редко делятся с прессой тайнами своего производства. В то же время азартным людям было бы интересно получить информацию об этом направлении, поскольку это, естественно, может приблизить, извините за клинический термин, лудоманов к огромному выигрышу.
С большим удовольствием представляю заместителя генерального директора московской типографии «ЭПО» Владимира Токарева, который несколько лет занимается этим направлением полиграфии, любезно согласившегося ответить на вопросы нашего журнала.

изготовление лотерейных билетов

КомпьюАрт: Какие виды лотерей проводятся сегодня в России, и существует ли их классификация?

Владимир Токарев: В нынешних условиях все вопросы организации лотерейного бизнеса решаются в рамках нескольких основополагающих документов:

  • Федерального закона РФ «О лотереях» № 138-ФЗ от 11.11.2003 г.;
  • Приказа № 65н Министерства финансов РФ от 09.08.2004 г. «О мерах по реализации Федерального закона “О лотереях”;
  • Постановления № 506 от 30.09.2004 г. Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе»;
  • Приказа № 14н от 07.02.2003 г. Министерства финансов РФ «О реализации Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 817».

В Федеральном законе РФ «О лотереях» в статье 3 «Виды лотерей» перечисляются те виды лотерей, которые разрешается проводить на территории Российской Федерации.

В зависимости от способа проведения лотереи подразделяются на тиражные, бестиражные и комбинированные. К тиражным лотереям относятся те, в которых розыгрыш призового фонда проводится сразу после распространения лотерейных билетов. В бестиражной лотерее выигрыш закладывается в билет на стадии его изготовления. Комбинированной лотереей является та, в которой выигрышные билеты определяются как непосредственно после внесения оплаты за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда. Таким образом, лотерейный билет комбинированной лотереи играет дважды.

Примерная классификация различных видов лотерей

  • Обычные лотереи;
  • тиражные, бестиражные, комбинированные;
  • международные, всероссийские, региональные;
  • муниципальные;
  • государственные, негосударственные;
  • в режиме реального времени, в обычном режиме;
  • стимулирующие лотереи.

Территориально лотереи могут быть международными, всероссийскими, региональными и муниципальными.

В зависимости от того, кто является организатором лотереи, они могут быть государственными или негосударственными. Сегодня в России практически нет государственных лотерей.

Технология проведения лотереи тоже учтена в законе «О лотереях»: они могут проводиться либо в режиме реального времени (это так называемые электронные лотереи), либо в обычном режиме. В последнем случае все происходит поэтапно: распространение, сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда и т.д.

Кроме обычных лотерей, в настоящее время широкое распространение получили стимулирующие лотереи, целью которых является привлечение внимания к тому или иному товару и продвижение его на рынке.

Заместитель генерального директора фирмы «ЭПО» Владимир Токарев

Заместитель генерального директора фирмы «ЭПО» Владимир Токарев

КА: Увеличились ли тиражи лотерей после вступления в силу Постановления о закрытии казино и залов игровых автоматов с 1 июня этого года?

В.Т.: Закрытие казино и залов с игровыми автоматами никак не отразилось на объемах работы по изготовлению лотерейных билетов. За исключением каких-то отдельных случаев, которые не делали погоды, всё и практически у всех осталось на прежнем уровне. Если говорить о том, что все-таки повлияло на состояние лотерей, так это кризис и абсолютное безденежье населения.

КА: Каким критериям должна соответствовать типография, чтобы получить заказ на изготовление лотерей? Существуют ли тендеры на такую продукцию? Сколько типографий в России могут печатать лотерейные билеты? Каковы при этом режимные требования?

В.Т.: Каким критериям? Если коротко, то необходимо получить соответствующую лицензию на выпуск защищенной от подделки полиграфической продукции, а также иметь необходимую технологическую базу, подготовленную и отлаженную для выпуска какого-нибудь вида (или нескольких видов) лотерейных билетов. Например, для выпуска лотерейных билетов со стираемым покрытием или лотерейных билетов конвертного типа необходимо иметь специализированное оборудование. Сегодня не все лицензиаты оснащены подобным образом, и это связано с их личными представлениями о приоритетах развития того или иного предприятия. В какой-то мере стихийно среди лицензиатов сформировалась та или иная специализация, что подразумевает определенную степень технического и технологического развития организации. Например, много лотерейных билетов конвертного типа на клеевой основе хорошо делает ЗАО «Октагон», лотерейные билеты со стираемым покрытием уже давно с успехом производит ЗАО «Сибпро», лотерейные билеты конвертного типа с люверсами (пиколло) и лотерейные билеты на термобумаге освоила и выпускает в больших объемах фирма «ЭПО». Упоминание данных производителей вовсе не означает, что только они делают лотерейные билеты. Они названы для пояснения того, что для изготовления лотерейных билетов необходимо специализированное оборудование, которое имеют эти фирмы, хотя в некоторых случаях творческая инициатива способна решить проблему даже, условно говоря, «на коленке».

Что касается тендеров, то их практически нет — они проводятся на право изготовления государственных лотерей. Такая лотерея сегодня всего одна. При решении вопросов организации негосударственной лотереи та или иная лотерейная компания (организатор лотереи), естественно, выбирает изготовителя, то есть устраивается закрытый тендер.

Два слова о режимных требованиях: они все прописаны, а значит, типография должна соблюдать положения, нашедшие свое отражение в Приказе № 14н от 07.02.2003 г. Министерства финансов РФ. Данный приказ устанавливает порядок, обеспечивающий сохранность и оперативный учет защищенной полиграфической продукции и полуфабрикатов на всех этапах производственного процесса.

Наталья Машинцева, технолог фирмы «ЭПО» за проверкой качества пробного оттиска одной из лотерей

Наталья Машинцева, технолог фирмы «ЭПО» за проверкой качества пробного оттиска одной из лотерей

КА: Теперь поговорим о требованиях к заказчикам. Должен ли заказчик иметь лицензию на выпуск такой продукции, или у нас любой человек может заказать тираж лотерейных билетов? Как государство осуществляет контроль за выпуском лотерейных билетов? Какое ведомство конкретно контролирует выпуск этой продукции?

В.Т.: Конечно, заказать тираж лотерейных билетов в типографии любой человек не может. К тому же необходимо отметить, что изготовление билетов — это не первая и не последняя стадия в лотерейном бизнесе. Все лотереи, проводимые на территории Российской Федерации, независимо от их вида и территориального статуса, подлежат государственной регистрации. Даже стимулирующие лотереи требуют регистрации, правда по упрощенной схеме и уведомительным порядком. Одним из наиболее важных моментов в лотерейном бизнесе является распространение лотерейных билетов. Потому что какими бы хорошими ни были помыслы устроителей лотереи, если билеты не нашли своего игрока и не куплены, они становятся фантиками, которые можно выбросить. Из этого можно сделать вывод, что изготовить лотерейные билеты может «любой», а вот организовать полноценную лотерею со всеми вытекающими отсюда последствиями — это огромнейшее и очень трудное дело.

Лотерейных билетов в мире ежегодно реализуется на сумму, составляющую примерно 150-160 млрд долл., например в США годовой оборот лотерейного бизнеса достигает 30 млрд долл., в Германии — почти 6 млрд долл., в Японии — почти 8 млрд долл. — можно привести и большее количество примеров. Характерно, что в таких небольших странах, как Чехия и Израиль, статус национальных лотерей в общем объеме всех выпускаемых за год достаточно велик. Доходы государств с развитым лотерейным бизнесом позволяют правительствам этих стран удерживать налоги на более низком уровне и к тому же реализовывать различные гуманитарные и благотворительные программы.

В России ситуация с лотерейным бизнесом прямо противоположная: участие государства в лотерейной деятельности ограничивается главным образом выдачей разрешений и регистрацией правил проведения лотереи. Доходы в бюджет от проведения лотерей настолько незначительны, что не выделяются отдельной строкой в структуре доходов государства. Хотя до 1990 года в стране насчитывалось всего восемь лотерей и они регламентировались специальным постановлением Совета министров СССР, это было одной из статей дохода государства. По различным экспертным оценкам, РФ могла бы иметь за счет лотерей постоянный источник пополнения казны в размере 2-3 млрд руб. в год с перспективой довести эту составляющую до 10-15 млрд руб.

Контроль за деятельностью лотерейных компаний фактически ведет Федеральная налоговая служба. Все же аспекты налогообложения отражены в Налоговом кодексе РФ и в законе «О лотереях». В Государственной думе при Комитете по бюджету и налогам создан Экспертный совет по вопросам регулирования в сфере игорного и лотерейного бизнеса, в задачу которого входит проблематика совершенствования лотерейной сферы.

КА: Кто разрабатывает дизайн и элементы защиты билета — заказчик или дизайнеры типографии?

В.Т.: Разработкой внешнего вида лотерейного билета может заниматься лотерейная компания, но только его лицевой стороны. В большинстве случаев все элементы защиты располагаются на оборотной стороне, и это является прерогативой типографии. Даже в тех редких случаях, когда макет билета был, например, разработан коллегами по цеху, все равно приходится его переделывать, если можно так выразиться, «под себя». Связано это не с какими-то амбициями, а с тем, что всё необходимо подогнать под свою производственную базу. Естественно, любые вопросы, касающиеся цветового решения, согласуются с заказчиком. Это относится как к лицевой, иллюстративной, так и к оборотной стороне лотерейного билета, на которой находятся практически все или большинство элементов защиты.

Рулонная офсетная печатная машина Drent (Vision)

Рулонная офсетная печатная машина Drent (Vision)

КА: Какое оборудование необходимо для реализации лотерей?

В.Т.: Предполагаю, что вопрос касается полиграфического, а не игрового оборудования, не многофункциональных лотерейных терминалов или специальных лотерейных киосков. Кстати, необходимо отметить, что в этом направлении проводится большая работа, потому что распространение — это ахиллесова пята в организации лотереи.

Полиграфическое оборудование, применяемое для изготовления лотерейных билетов, всем хорошо знакомо, поэтому не вижу причин скрывать его. Печатная и резальная машины, установка для фальцовки, принтер или нумератор — это те виды технологического оборудования, которые используются при изготовлении лотерейных билетов. Особенность, как правило, заключается в том, что это оборудование требует специальной настройки. Например, всем известно о применении ирисового (в переводе с английского — радужная печать) способа печати при изготовлении как банкнот, так и других документов. Так вот, в зависимости от поставленной задачи его получают специальными настройками печатной машины. Если говорить о персонализации, то она выполняется на принтерах, но отнюдь не на любых. Если грамотно подходить к этому вопросу, то необходимо это делать на струйных принтерах с водными или водно-спиртовыми чернилами. Что касается фальцевальных машин, то о них тоже всем хорошо известно. Однако, когда на входе лист размером 7 Ѕ14 см, требующий два сгиба по стороне 7 см и один по стороне 14 см, приходится задуматься о подходящем по многим критериям фальцаппарате, да еще с учетом того, что в смену нужно производить 200 тыс. билетов, имеющих скрепление металлической заклепкой (люверсой). А в целом это всем известное полиграфическое оборудование. Даже на Гознаке, думаю, более половины — это обычное полиграфическое оборудование.

КА: Расскажите о применяемых защитах в красках, в бумаге. Нужны ли вообще элементы защиты, если информация о подлинности билета хранится в базе данных?

В.Т.: Мне до сих пор задают вопрос, можно ли напечатать билет, чтобы в нем было не менее шести элементов защиты. В ответ я предлагаю взять нашу чистую бумагу — она будет удовлетворять этому требованию. Сегодня, как и вчера, все защиты базируются на пяти китах: техника, технология, материалы, специальная химия и информационная защита. Отошли в сторону и устарели: гильоширный рисунок, микротекст, элементы совмещения, защита от копирования с использованием копировальных аппаратов. За счет глобально введенной еще в начале прошлого века монополии на металлографское печатное оборудование искусственно сохраняется приоритет этого способа печати в защите документов.

Павел Мещерин, главный контролер фирмы «ЭПО»

Павел Мещерин, главный контролер фирмы «ЭПО»

В Европе к защите лотерейных билетов подходят иначе, чем у нас, — там как раз в первую очередь основываются на информационной защите. Позволяют им это делать развитые средства коммуникации, а мы пока до этого не доросли. Хотя в силу того, что приходится делать заключение по выигрышным билетам, хотел бы предупредить поддельщиков. В мгновенных лотереях конвертного типа очень часто встречается игровая комбинация, когда необходимо набрать слово. Естественно, какие-то буквы встречаются очень редко, и тогда предпринимаются попытки сделать из буквы «В» букву «Б». Мне в своей практике доводилось видеть исключительные подделки. Как говорится, не отличишь. Но как жалко человека, который над этим трудился, — бедняге для получения результата надо было подделать еще и штрих-код, ведь именно в нем находится вся необходимая информационная защита. Поэтому, когда нам отдают билет на экспертизу, заведомо известно, что он поддельный. Вот вам примеры информационной защиты, и никакой гильоширный рисунок тут не нужен. Под этим лежит, кстати, и экономическая составляющая — в Европе затраты на производство билетов ниже, поскольку количество краскопрогонов у них меньше, чем у нас.

КА: Как происходит печать переменных данных? Кто разрабатывает генераторы случайных чисел? Как хранится информация?

В.Т.: Печать переменных данных происходит на основе программы печати, а вот ей предшествует определенная работа по равномерному, или, как выражаются математики, однородному, распределению и независимости в появлении чисел. Распределение чисел в некой последовательности должно быть однородным — это означает, что частота появления каждого числа должна быть приблизительно одинаковой, а независимость — что ни одно значение в последовательности не должно зависеть от других. Последовательность случайных чисел пришла к нам вообще из криптографии (кому это интересно, тот может найти соответствующую литературу). Хочу только сказать, что когда в начале 90-х меня какими-то немыслимыми путями привели и познакомили с людьми, занимающимися этими проблемами, предварительно проверив более десятка раз мой паспорт, на меня смотрели, как на человека, свалившегося с Луны. Во всех кабинетах, в которых мне довелось побывать, мне задавали один и тот же вопрос: «Неужели вам это необходимо? Кто бы мог подумать, что для изготовления лотерейных билетов нужны генераторы случайных чисел».

Доступ к этой информации ограничен, и она, на мой взгляд, сегодня является более важной, чем все вместе взятые полиграфические защиты. Естественно, это касается лишь той сферы, где применяется информационная защита, и не следует мои соображения относить огульно ко всему спектру изделий, требующих защиты.

КА: Как вы взаимодействуете с заказчиком — как проводится экспертиза на подлинность выигрышного билета?

В.Т.: Я уже упоминал, что заказчики, с которыми мы работали, к нам, естественно, и обращаются за необходимым в таких случаях заключением. В штате нашей организации есть главный контролер, к которому и попадают на экспертизу все билеты и другие документы, выпущенные типографией независимо от срока давности. Не было случая, чтобы какой-то из организаций было отказано.

Бывают и экзотические случаи, про такие обычно говорят — «и смех и слезы». Мужчина из Омской области купил лотерейный билет. Состоялся тираж, он проверил и понял, что выиграл огромную сумму — 300 тыс. руб. На радостях он прибежал в сберкассу. Там проверили билет и подтвердили, что билет выиграл, но, чтобы получить причитающуюся сумму, необходимо передать билет на экспертизу в Москву. Какой нормальный человек расстанется с упавшим на его голову богатством? «Я сам поеду в Москву», — решил россиянин. Придя домой, он с порога крикнул жене: «Гладь мои брюки, я еду в Москву». Женщина поступила по-хозяйски — быстро выгладила его брюки, в кармане которых был счастливый билет на термобумаге…

КомпьюАрт 10'2009

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства