Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

10 - 2009

Источник совершенного наслаждения

Екатерина Суслова Екатерина Суслова

Меня всегда удивляла способность некоторых иллюстраторов сочетать земную адекватность суждений и поведения с возможностью создавать
при этом сказочные иллюстрации из совершенно иной вселенной. Елена Долгова именно такой иллюстратор. На ее счету опыт работы с крупными клиентами, солидная профессиональная подготовка, множество международных выставок и звание одного из 25 лучших российских иллюстраторов. Остается только позавидовать ее заказчикам. Елена любезно согласилась ответить на наши вопросы.

КомпьюАрт: Елена, расскажите, пожалуйста, немного о себе: где вы родились, учились.

Елена Долгова: Я родилась в Екатеринбурге в семье архитекторов. Родители дали мне в руки карандаш, как только я научилась сидеть. Моя мама вела детскую изостудию «Радуга». С этого места и началось мое освоение ремесла.

В 12 лет я поступила в класс книжной графики Ивана Геннадьевича Мосина в ДХШ № 1. Он был не только прекрасным художником, но и добрейшим человеком с тонким чувством юмора. Надо иметь огромный педагогический талант и понимание детской души, чтобы не отравить ребенку жизнь гипсом, горшками, пластиковыми яблоками и не отвратить тем самым от любимого дела.

После основных четырех классов художественной школы я проучилась год в пятом архитектурном, где, к великому огорчению своего папы — заслуженного архитектора и реставратора России, поняла, что зодчество — совсем не то, чему бы мне хотелось посвятить жизнь. Хотелось просто рисовать.

В программе факультета дизайна одежды в Уральской государственной архитектурно-художественной академии часов изобразительных дисциплин оказалось больше, что и определило мой выбор. Так я познакомилась с практикующим модельером Лидией Борисовной Орловой. Главное, что мне привила Лидия Борисовна, — это критическое отношение к плодам своего труда, способность пахать до победного конца и вызывать вдохновение согласно рабочему графику. После шести лет обучения у Орловой и двух дипломных проектов, на которых она была моим руководителем, мне стал не страшен любой, даже самый капризный заказчик.

Мои годы, проведенные в академии, были насыщенными и счастливыми. Я познакомилась со многими известными людьми, поучаствовала в уйме конкурсов, организовала несчетное количество выставок и обрела настоящих друзей и единомышленников.

Мне бы хотелось сказать спасибо каждому преподавателю, который работал со мной, — все они уникальные личности, превосходные профессионалы и фанаты своего дела. Мой красный диплом с отличием — это и их заслуга, так как мне было действительно интересно.

КА: Я знаю, что у вас довольно серьезный список курсов и мастерских, которые вы посещали. Расскажите об этом.

Е.Д.: Посещение всевозможных мастерских, классов, курсов помогает держать себя в тонусе и не вариться в собственном соку, а также расширять сферу своей деятельности. Я не могу рассказать обо всех, так как сама уже потеряла счет этим мероприятиям, поэтому упомяну только самые интересные мастер-классы.

Моей самой большой любовью и привязанностью остается курс, который читает всемирно известный историк моды Александр Васильев. Первый раз его лекцию я посетила, когда еще училась на третьем курсе. Она была посвящена его любимой теме — дягилевским «Русским сезонам». С тех пор я стараюсь не пропускать его мастер-классов, когда он приезжает в Екатеринбург. Также у него есть выездные школы, куда мне посчастливилось попасть в Париже. Это была самая насыщенная неделя в моей жизни — прекрасный город, лекции Васильева «на натуре» от рассвета до заката, дома Saint-Laurent, Hermes, музеи моды и интеллигентнейшие люди рядом.

Екатерина Суслова

В 2007 году я закончила курс Wordshop «TV-production» в рекламном агентстве BBDO в Москве. Это были самые полезные занятия для моей иллюстраторской карьеры. Я почувствовала эту захватывающую творческую атмосферу тотального мозгового штурма, поняла, как качественно решать проблему клиента без ущерба для душевной гармонии, узнала, какая гигантская работа стоит за несколькими строчками моего иллюстраторского брифа. Я рекомендую курсы BBDO всем, кто так или иначе хочет посвятить себя рекламе или попробовать свои силы на этой ниве. Светлана Майбродская и ее команда растят настоящих профессионалов, «готовых к употреблению».

КА: Вы ведь и сами преподаете на мастер-классе. Можно подробнее узнать об этом?

Е.Д.: Я веду мастер-класс по коммерческой иллюстрации. За шесть лет работы накопилось довольно много информации, которой регулярно кто-нибудь из начинающих просил меня поделиться. Из вопросов страждущих сформировался очень интересный экспресс-курс для тех, кто уже умеет рисовать, но не знает, как применить свои навыки на практике. Курс состоит из двух частей: история иллюстрации, где я даю обзор всем существовавшим в этой области стилям с конца XIX века и по сей день, и основы фриланса — формирование собственного стиля, портфолио, поиск профессиональной ниши и тонкости работы с клиентом на различных рынках — от издательского до рекламного. Подробная программа есть на моем сайте. Не секрет, что когда учишь, то сам учишься вдвойне. Ответственность перед моими слушателями заставляет меня быть в курсе последних тенденций и постоянно углублять свое знание предмета. К тому же нет большей радости, чем успехи учеников, появляется чувство, что живешь не зря, делаешь что-то нужное.

КА: В сущности иллюстрация — это ведь и работа, и увлечение. Наверное, вы очень счастливый человек?

Е.Д.: Да, я счастливый человек, но работа и увлечение — это не всё, из чего состоит счастье. К тому же я все-таки разделяю работу и то, что я делаю не по брифу. Коммерческая иллюстрация — это прежде всего решение задачи клиента. То, что я рисую для себя, — либо душевная терапия, либо реализация своих творческих амбиций.

Екатерина Суслова

КА: Расскажите о своем сотрудничестве со студией Лебедева.

Е.Д.: В студию Лебедева меня пригласили, когда я еще училась на четвертом курсе института и о профессии иллюстратора практически ничего не знала. Я безмерно благодарна студии и людям, с которыми работала, за бесценный опыт и доверие, которое они оказали мне, студентке, почти без опыта и четко сложившегося стиля. Всю кухню профессии я постигала в студии, именно там мне открылись двери в именитые рекламные агентства, именно там мне помогли сформировать собственный стиль и внушили уверенность в своих силах. Работая в студии, я поняла, что иллюстрация — это именно то, чем я хочу заниматься.

КА: Как бы вы описали тот стиль, в котором работаете, и как вы пришли к нему?

Е.Д.: До определенного времени я в основном копировала уже существующие популярные стили, согласно пожеланиям клиентов. Постепенно меня стал мучить философский вопрос: «А где во всем этом я?» Да и для эффектного портфолио на сайте студии стали нужны работы однородного стиля и одинаково высокого качества исполнения, как это принято во всех зарубежных агентствах. Такая система позволяет клиенту быть уверенным в выбранном художнике и существенно ускоряет процесс производства. Всем неопределившимся со стилем иллюстраторам давали три месяца на то, чтобы собрать хотя бы минимальное новое портфолио. В наставницы нам дали Яну Франк. Под ее чутким руководством сформировался мой стиль, она помогла мне понять, что я действительно люблю и хочу делать, к чему меня тянет и что у меня лучше всего получается. Поскольку больше всего мне нравится культура эпохи ар нуво, образование у меня модельерское, а рисовать я люблю людей, получилось то, что я имею сейчас. Наверное, есть что-то еще из личного опыта уже за пределами профессии, что я не могу передать словами, но что отличает меня от всех других художников, использующих похожие изобразительные приемы.

КА: Вы работаете только как иллюстратор, или у вас есть опыт работы, например, дизайнером?

Е.Д.: У меня есть опыт работы дизайнером одежды, но в нашей стране, к сожалению, очень трудно полностью реализоваться в этой профессии в силу отсутствия индустрии моды как таковой, поэтому в свое время я выбрала иллюстрацию — она дает больше свободы и независимости, являясь конечным продуктом сама по себе. Еще я люблю делать игрушки, пока, к сожалению, в единственном экземпляре, а не серийно — опять же из-за трудностей, связанных с производством.

Екатерина Суслова

КА: Расскажите, кто ваши клиенты.

Е.Д.: Известные рекламные агентства и бренды, которые они представляют: BBDO, Leo Burnett, McCann Ericsson, Oscar, Rap collins, Red keds, Instinct, Mart, Sony, Martini, Lowe Adventa, R1, Lucia, Rich, Gillette, Raffaello, Nestcaffe, Calve, Diva, Mary Kay… Иногда я сотрудничаю с журналами Abak press, Elle, Mini, Seventeen, Shine, Auto news, Sigar Clan, TimeOut...

КА: Как вы находите своих заказчиков?

Е.Д.: Заказчики находят меня сами и бережно передают из рук в руки.

КА: Чем отличаются заказчики из России от зарубежных?

Е.Д.: Те, с которыми мне довелось работать, — почти ничем, так как я сотрудничаю в основном с крупными сетевыми агентствами, а их условия и потребности везде примерно одинаковы, разве что с иностранным клиентом бриф и обсуждение задачи идет на английском. Исходя из анализа сборников американских и европейских иллюстраторов, я прихожу к заключению, что их арт-директора доверяют художнику гораздо больше и не боятся нестандартных решений, новых стилей и рискованных тем (к чему я только могу призывать наших арт-директоров), а клиенты готовы платить за такие услуги в разы больше. Но робость решений часто не является виной арт-директоров — причина в непросвещенности наших клиентов. Заказчик хочет то, что уже видел, иногда не понимая, что кем-то единожды найденное решение может совершенно не сработать в ситуации, с которой он обратился к исполнителю или в агентство. Часто клиент хочет поучаствовать в создании дизайна или картинки («сам бы нарисовал, если б умел»), забывая о том, что картинка в первую очередь должна нравиться и быть понятной потребителю товара.

Екатерина Суслова

КА: Елена, на вашем сайте (http://albicocca.ru/) есть довольно внушительный список выставок, в которых вам довелось участвовать. Расскажите об этом подробнее.

Е.Д.: Я, как почти любой художник, — эксгибиционистка в хорошем смысле этого слова, поэтому стараюсь не пропускать возможности выставиться офлайн или принять участие в каком-нибудь интересном проекте. К  сожалению, музейные площадки России, расположенные за МКАДом, все еще с большим недоверием относятся к компьютерной графике, не зная, как ее представлять и, тем более, продавать. Часто от наших кураторов слышишь: «Ой, а чем вы это делаете? Компьютер? (Это слово обычно произносится с трепетанием в голосе и ужасом в глазах.) Всё прекрасно, только перерисуйте это, например, гуашью». Зато Америка и Европа принимают мои работы с распростертыми объятиями. Из последних выставок, которыми я очень горжусь, могу назвать: Grafuck 4, проходившую в апреле 2009 года в Калифорнии, и Art undressed, которая с июня колесит по самым крупным городам США. Обе эти выставки проводятся по результатам международного конкурса эротической графики. Все победившие участники получают возможность выставиться в стенах престижных галерей и засветиться на страницах популярных тематических сборников рядом с такими «небожителями», как Marguerite Sauvage, James Jean и Audrey Kawasaki. Сейчас я готовлю свою большую персональную выставку в Вене.

КА: Расскажите об истории вашего никнейма — Albicocca.

Е.Д.: Albicocca — это абрикос по-итальянски. Я считаю этот фрукт источником совершенного наслаждения для всех органов чувств. Очень люблю абрикосы, к тому же слово звонкое и вызывает только положительные эмоции.

КА: На вашем сайте есть раздел «Магазин». Какие там представлены товары, и как часто их покупают?

Е.Д.: Я примерно год сотрудничаю с австрийским сервисом Posterlounge. Они печатают только постеры по предоставляемым им файлам и обеспечивают доставку готового изделия заказчикам. Я имею небольшую комиссию с каждой продажи. Магазин существует не столько для получения прибыли (здесь работа на заказ пока вне конкуренции), сколько для анализа спроса и доступности моих работ всем желающим.

КА: Вы признаны одним из 25 лучших иллюстраторов России по версии независимых экспертов Behance Network. Расскажите, что это за эксперты и как вам удалось попасть в данный список? Кто туда еще входит, помимо вас?

Е.Д.: Behance. net — в первую очередь очень полезный и востребованный сервис для представителей творческих специальностей, который объединяет арт-директоров, дизайнеров, иллюстраторов, фотографов и копирайтеров со всего мира. Сделать свое портфолио на этом ресурсе можно либо по приглашению, либо отправив ссылку на свой сайт смотрителям ресурса. Такой подход обеспечивает высокое качество представленных работ. Подробнее можно прочесть на самом сайте. Основное достоинство Behance состоит в том, что они держат уровень и не опускаются до свалки, как это произошло с большинством подобных проектов. Также интернациональная команда делает очень много для раскрутки действительно талантливых людей абсолютно бесплатно, публикуя избранные работы в отдельной галерее, составляя списки самых-самых и сотрудничая со многими другими престижными ресурсами, которые обеспечивают приток посетителей (а значит, и потенциальных клиентов) на сайты людей, чьи портфолио представлены в проекте. Куратор русской секции на Behance — Арсений Веснин, известный также как основатель всеми любимого designcollector.net. Со списком избранных (который регулярно обновляется) можно ознакомиться по адресу: http://www.adme.ru, а следить за обзорами — на designcollector.net.

КА: Как вы считаете, каковы особенности современной российской иллюстрации?

Е.Д.: Я не верю в какие-либо географические особенности искусства вообще и иллюстрации в частности в век Интернета и доступности любой информации. Мастера есть везде, они и делают погоду, работая по всему миру. На российском рынке трудно выживать — здесь полное отсутствие профессиональной этики, много дилетантства, отсюда демпинг и всевозможные проблемные ситуации, да и среди заказчиков в основном всё еще бытует мнение, что художник должен быть голодным.

КА: В последнее время всё чаще говорят о том, что современные иллюстраторы подражают друг другу и что становится все сложнее выделиться среди коллег, найти свой неповторимый стиль. Согласны ли вы с этим утверждением?

Е.Д.: Такая тенденция была всегда, за счет нее мы сейчас можем хоть как-то, пусть и весьма условно, периодизировать историю искусств. Художнику во все времена жилось непросто, а уж выделиться и сказать что-то новое удавалось совсем немногим. Индивидуальный стиль иллюстратора — это не набор «спецэффектов», а в первую очередь искреннее выражение сугубо личного отношения к теме, объекту или состоянию, о котором идет речь.

КА: У вас есть кумиры в профессии среди отечественных и зарубежных иллюстраторов?

Е.Д.: Эрте, Билибин, Бакст, Муха, Бердслей. Есть и современники, чьи работы очень нравятся, но кумирами для меня являются только те, чей жизненный путь уже завершен и тоже представляет собой произведение искусства.

КА: А среди традиционных художников?

Е.Д.: Врубель, Серов, Репин, Климт, Шиле — самые любимые. А вообще я очень всеядна и могу найти то, что мне будет близко, в любом направлении — от иконописи и ренессанса до соцреализма и различных радикальных течений современного искусства.

КА: Над чем вы работаете сейчас?

Е.Д.: В данный момент дорисовываю свой «долгоиграющий» проект — колоду игральных карт, о которой я мечтала много лет. Это не обычная колода — она иллюстрирует различные маски сексуальности и перверсии. Композиция каждой карты построена на противопоставлении личины повседневной, «классической» и той, что живет в человеке за официальным «фасадом». Я постаралась обыграть эту тему с юмором. Хочу, чтобы проект нашел свое материальное воплощение, поэтому сейчас ищу издателя, спонсора, качественную типографию и распространителей.

КА: Есть ли какой-то проект, который вы мечтаете выполнить в будущем?

Е.Д.: Как любой иллюстратор, я мечтаю о Книге, точнее о Михаиле Булгакове и Борисе Виане. Но пока это, увы, только мечты.

Екатерина Суслова

КА: Какими из своих работ вы особенно гордитесь?

Е.Д.: Один из последних, очень масштабный проект — оформление витрины ресторана. Я горжусь, как справилась с поставленной арт-директором Мариной Москвиной очень непростой, но интересной задачей: создать гармоничную композицию, учитывая многочисленные архитектурные и технологические особенности объекта; передать атмосферу Аргентины 20-30-х годов ХХ века. К сожалению, из-за финансовых затруднений заказчика реализация проекта в материале откладывается на неопределенное время.

КА: Какие сюжеты вам нравится иллюстрировать больше всего?

Е.Д.: Те, где я чувствую за текстом личность автора, а не набор штампов и масок. Что касается рекламы, то тут я не буду оригинальна — красивые люди и вещи. Хорошо, если в моем брифе креативной группой все же была заложена хоть какая-то идея, помимо традиционного приема — сыграть на «основных инстинктах» потребителя. Но такое случается крайне редко.

КА: Что бы вы посоветовали начинающим иллюстраторам?

Е.Д.: Научиться рисовать — именно с владения ремеслом начинается карьера иллюстратора, даже самый талантливый самопиар не затмит арт-директору и заказчику глаза, так как в результате от исполнителя нужен просто качественный продукт. Не идти тотально на поводу у рынка, сдавая свои умения в рабство чужому стилю. Такой подход приносит со временем только разочарование и совсем немного денег. Поймите себя, кто вы, что вы любите и готовы делать всю жизнь, будьте откровенными и несите свой свет и свое мнение — уникальность дорогого стоит. А найдя это сокровище, никогда не сдавайтесь, ничего не бойтесь, верьте в себя, цените свой труд и работайте, работайте, работайте... Не забывайте при этом хорошо высыпаться, вкусно есть, кого-то любить и жить полноценной жизнью.

КА: Какие у вас планы на будущее?

Е.Д.: Хочу реализовать себя в дизайне текстиля и аксессуаров. Проект уже набирает обороты, но пока продукт не появится в магазине, подробно распространяться по этому поводу не буду. Если не в этом году, то в следующем я найду способ реализовать эту свою давнюю мечту. В октябре хочу уехать надолго в любимую Вену — за счастьем, идеями и знаниями. Каждый новый день дает интересные возможности для самореализации, надо только не лениться.

КомпьюАрт 10'2009

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства