Сертификация полиграфических предприятий по ISO 12647
В современных условиях жесткой конкуренции между производителями полиграфической продукции одной из ключевых проблем экономического развития становится обеспечение выпуска высококачественной продукции, повторяющейся во времени, с минимальными потерями в производстве. Возрастающие требования заказчика к сокращению сроков производства и постоянному повышению качества требуют от производителей постоянного роста уровня производства и внедрения разнообразных процедур по контролю и оптимизации производственных процессов.
В Европейском полиграфическом сообществе сложилась устойчивая тенденция привлечения и удержания потребителей (заказчиков) «стабильным качеством» как самым веским аргументом предлагаемых услуг. Именно поэтому для подтверждения соответствующего уровня услуг многие предприятия прибегают к помощи специалистов из независимых международных исследовательских центров, таких как UGRA (Швейцария), FOGRA (Германия), IDEAlliance (США).
Современные системы управления качеством на предприятиях создаются и работают в соответствии с требованиями стандартов ISO серии 9001 и пересекающихся с ними других стандартов, в том числе утвержденных в Российской Федерации в качестве государственных регламентирующих документов.
Стандарты ISO серии 9001 являются документами рекомендательного характера, допускают значительные вариации, определенные структурой, принципами работы, профилем и отраслью каждого предприятия. Несмотря на рекомендательный характер, эти стандарты приняты в качестве национальных почти в ста странах мира, в том числе в России в 2001 году. Срок действия сертификата соответствия на систему управления качеством не превышает 3 лет.
Необходимо отметить, что выполнение требований ISO серии 9000 не может дать стопроцентной гарантии качества выпускаемой продукции, но призвано обеспечить гарантированное устранение недостатков процесса производства и правильного документооборота, которые влияют на качество безотносительно к отрасли субъекта. Зарубежный опыт показывает, что следование только системе управления качеством решает лишь 30% проблем, с которыми приходится постоянно сталкиваться. Поэтому ведущий швейцарский научноисследовательский центр UGRA совместно с немецким Fogra в 20052006 годах предложил проводить сертификацию не системы управления, а непосредственно качества выпускаемой полиграфической продукции (Process Standard Offset Printing, PSO). За основу был взят стандарт на выпуск печатной продукции офсетным способом из общего раздела стандартов для печатных стандартов ISO 12647 Graphic Technology. Process control for the manufacture of halftоnе colour separations, proofs and production prints (Технология полиграфических процессов. Контроль процесса при цветоделении, цветопробе и печати тиража). В их число входят:
- ISO 126472:2004. Part 2. Offset lithographic processes (Часть 2. Процессы офсетной плоской печати);
- ISO 126473:2005. Part 3. Coldset offset lithography on newsprint (Часть З. Офсетная плоская печать без сушки и высокая печать в газетном производстве);
- ISO 126477:2007. Part 7. Proofing processes working directly from digital data (Часть 7. Цветопроба).
С помощью разработок оригинальных методик и научного подхода UGRA является сегодня ведущим международным научным центром, признанным во всем мире, чьи независимые экспертные оценки распространяются на производство всей полиграфической продукции, начиная от экранной цветопробы и заканчивая послепечатными процессами.
Необходимо также отметить, что следовать только одному стандарту 12647 не представляется возможным, так как он определяет только выходной результат безотносительно ко всему рабочему потоку. Поэтому необходимо внедрять в рабочий процесс дополнительные стандарты, например ISO 12646, ISO 126467, ISO 3664, ISO 13655 и частично ISO 9000, как основу процесса управления.
Именно поэтому процедура сертификации ProcessStandard Offset (PSO) включает все указанные выше стандарты и дает предприятиям четкое понимание того, как и с какими параметрами функционирует весь рабочий (производственный) поток.
Более того, организация производственных отношений внутри предприятия претерпевает изменение. Контент нормативных документов дает предприятию возможность быть более гибким в кадровых вопросах, так как при увольнении сотрудник не уносит с собой все знания, а новый работник в состоянии включиться в производственный процесс без значительных потерь для компании.
Сертификация может быть адаптирована к различным процессам, например к газетному производству — ProcessStandard Newspaper (PSN) и/или к глубокой печати — ProcessStandard Rotogravure (PSR). Флексографское производство, трафаретная и цифровая печать также могут быть адаптированы для сертификации и в настоящее время находятся в стадии разработки. Скорее всего, эти процессы увидят свет в следующем, 2010 году.
Сертификация (аудит) предприятия обычно проводится за одиндва дня специалистами UGRA, однако подготовительный этап может занимать весьма продолжительное время и зависит от состояния производства и функционирования внутрифирменных связей. Подготовительный этап выполняется только сертифицированными экспертами и независимо от страны примерно одинаков. На протяжении нескольких месяцев специалист консультирует предприятие с целью отладить в нем все механизмы внутреннего и внешнего взаимодействия, помочь с подготовкой регламентной документации, оснащением производства измерительной техникой и программным обеспечением, а также правильным его использованием и интегрированием в процесс. От серьезности подхода компании к этому этапу полностью зависит успех всего сертификационного процесса.
После аудита на производстве часть отпечатанного материала поступает для дальнейшей обработки в UGRA, которая проводит все необходимые операции по контролю на территории научноисследовательского центра в Швейцарии.
Формально процесс сертификации можно разделить на три основные стадии:
- подготовка компании к прохождению аудита (проводится только сертифицированными специалистами);
- аудит на производстве — выполняется специалистами UGRA (на базе заказчика);
- финальная оценка, анализ результатов и выпуск сертификата — осуществляются специалистами UGRA (Швейцария).
Сертификация делается индивидуально для каждой из печатных машин и, по сути, является именной. В сертификате указываются название и серийный номер машины.
Как показывает практика, существуют определенные моменты, которые не все руководители предприятий четко осознают перед началом сертификации, например человеческий фактор — он порой может сыграть злую шутку. Например, не доведя до сведения подчиненных важность проводимых действий, можно провалить аудит, так как работники, не понимая значения мероприятий, просто не захотят показывать правильный путь работы или следовать советам консультанта. Или другой пример из жизни: при отсутствии у сотрудников глубокого понимания работы, которую они совершают, невозможно создать стабильный рабочий поток, чтобы получить стопроцентную пользу от проводимого мероприятия.
Процесс рассмотрения, разработки и описания всех стадий производственного процесса наиболее тяжел как для руководителя, мотивирующего работников, так и для работников, старающихся угодить начальству. Тем не менее основной целью сертификации является всетаки выстраивание стабильного производственного процесса, для которого сертификация является инструментом точной настройки для достижения его максимальной эффективности.
Если рассматривать основные положительные моменты PSOсертификации, то для предприятий можно выделить следующие преимущества:
- международное подтверждение качества выпускаемой продукции согласно ISO 12467;
- снижение производственных издержек и увеличение прибыли;
- улучшение управляемости предприятия;
- гарантия сроков выполнения заказов;
- стабильность качества во времени;
- более гибкий подход к ценообразованию;
- создание конкурентного преимущества и получение дополнительных заказчиков, в том числе международных брендов.
Конечным потребителям продукции работа с сертифицированным полиграфическим предприятием также дает дополнительные преимущества, а именно:
- гарантию качества выпускаемой продукции;
- выпуск продукции в соответствии с международными нормами;
- однозначность оценки качества для различной печатной продукции;
- гарантированную повторяемость качества работ;
- возможность контроля качества печати по всему тиражу и его прозрачность;
- меньшее количество времени на согласование.
К сожалению, одного лишь желания руководителя предприятия недостаточно для успешного проведения сертификационных работ. Прежде всего необходимо понимать, что этот сертификационный процесс не является формальной процедурой получения очередной бумаги, подтверждающей возможности предприятия. Процесс сертификации направлен на реальное улучшение производственного процесса и оздоровление внутрифирменных связей, чтобы в конечном счете гарантировать потребителю полиграфических услуг стабильное качество выпускаемой продукции согласно международным стандартам и на протяжении длительного времени.
Для достижения положительного результата на предприятии должны быть проведены мероприятия по улучшению производственного процесса и введения процедур контроля качества для каждой из производственных стадий. Поскольку только измеренные данные представляют собой объективный показатель рабочего процесса, одним из обязательных элементов для сбора данных являются системы автоматического сканирования отпечатанного материала с сохранением всех результатов измерений.
Документооборот предприятия должен быть систематизирован в электронном виде для каждой из стадий. Для проведения измерений или использования измерительных устройств необходимы регламентирующие инструкции по проверке и калибровке с возможностью протоколирования процедур. На производстве должны действовать специальные инструкции, описывающие последовательность передачи и обработки данных от стадии приема заказа до отправки заказчику.
Процесс стандартизации на предприятии касается также производственных помещений. Например, источники освещения как в допечатном, так и в печатном отделении должны согласовываться друг с другом и отвечать стандарту ISO 3664. Контроль же параметров освещения должен осуществляться с помощью люксметра и/или специальных световых индикаторных полосок. Другими словами, весь процесс должен быть описан, опираясь на международно признанные нормы, что положительным образом скажется на компании, резко уменьшит количество рекламаций и замечаний со стороны заказчиков и будет способствовать улучшению имиджа компании, а следовательно, повышению продаж услуг и сокращению производственных издержек.
В конечном счете от процесса сертификации или, лучше сказать, стандартизации производства выигрывают все — как производство, так и конечный пользователь.