Золотой век тиснения
Критерии оценки качества тиснения фольгой
История тиснения началась еще на заре человеческой цивилизации, когда появились первые печатки-штампы. Их стали одновременно изготавливать в разных уголках земного шара. С помощью такого штампа оттискивали рисунки, а впоследствии — тексты на влажной глине или коже. Эти рельефные изображения были знаками, удостоверяющими личность человека или его имущество, собственность.
Принцип тиснения также издавна применялся при изготовлении монет, которые чеканили из сплавов серебра и золота.
Тиснение использовалось для футляров древнейших рукописных свитков, а затем для книжных переплетов в I-IX веках нашей эры. Тогда же переплеты стали украшать орнаментальными узорами, которые вырезали на коже. Уже в VIII веке для украшения переплетов начали применять слепое тиснение. А в XIV веке, кроме орнаментов, на книжном переплете появились надписи, оттиснутые штампами. В конце XVI века для тиснения стали использовать натуральное золото.
Позже рельефные тисненые изображения появились на бумажных деньгах и ассигнациях. В XIX веке данная технология стала широко применяться для украшения визиток в Европе и России.
Вообще, тиснение — это вид нанесения изображения с помощью клише и фольги (или краски) на изделие. Основу технологии составляет обработка поверхности температурой и давлением.
Горячее тиснение сегодня используется в основном для персонализации сувенирной продукции, нанесения логотипа на изделия из кожи, кожзаменителя, ткани, бумаги, картона, дерева, пленки и пластика. Горячее тиснение применяется и для ежедневников, планнингов, визитниц, записных книжек, открыток, этикеток и переплетов дорогих изданий. Оно имеет свои плюсы и минусы. Преимуществом этой технологии является то, что она может передать металлический блеск, придать логотипу рельеф, причем как вогнутый, так и выпуклый, существенно изменить внешний вид изделия.
Правда, этот вид тиснения не дает возможности печатать полноцветные изображения, передавать полутона и оттенки и отображать плавные переходы цветов.
Горячее тиснение с использованием фольги может быть плоским или объемным. При этом объемное тиснение может быть вдавленным, то есть ниже уровня носителя, и выпуклым.
Фольга для тиснения
Высокое качество фольги является одним из основных условий получения качественного оттиска. Основа фольги, обеспечивающая стабильность ее размеров, изготавливается из полиэфирной пленки. Разделительный слой связывает основу с окрашенным слоем и способен расплавляться под действием температуры штампа. Слой лака обеспечивает глянец тисненого металлизированного изображения и может придавать ему тот или иной цветовой оттенок. Слой цветного пигмента или мелкодисперсного металла (чаще всего алюминия) определяет колориметрические и оптические свойства фольги. Он соединяется с запечатываемым материалом слоем термоадгезива, который активируется горячими печатными элементами штампа. Печатные свойства фольги зависят главным образом от свойств и толщины адгезионного слоя.
Ассортимент фольги для горячего тиснения исключительно широк — фольга может иметь традиционный металлический золотой или серебряный цвет, может быть цветной, может иметь различные текстуры (камня, кожи и т.п.), может быть глянцевой или матовой. Все большую популярность в отделке печатной продукции приобретает голографическая и перламутровая фольга. Основными характеристиками фольги, кроме ее цвета, являются механическая и химическая стойкость, светостойкость, кроющая способность. Выпускается фольга для работ разной сложности и для тиснения на различных материалах.
Горячее тиснение фольгой позволяет наносить металлизированное или цветное изображение на широкий спектр материалов, в том числе на имеющие неровную поверхность. Единственное требование к запечатываемому материалу — стойкость к температуре штампа. К сожалению, этому требованию не отвечают многие полимерные пленки, поэтому нанесение на них изображения методом горячего тиснения фольгой, как правило, невозможно.
Клише
Инструментами для горячего тиснения являются плоскорельефные клише и штампы, печатные элементы которых возвышаются над пробельными. Штампы для тиснения изготавливаются из полимеров, цинка, магния, меди, латуни и стали. Выбор материала штампа определяется сложностью дизайна, величиной тиража и характеристиками материала, который нужно тиснить.
Наиболее простым и дешевым является клише, сделанное из фотополимера. Для изготовления такого клише нужны макет изображения на пленке, источник УФизлучения и раствор для промывки. Клише из фотополимера обычно используют для простых работ, например для тиснения золотом по бумаге. Достоинство такой формы — возможность быстрого изготовления. Однако годится оно только для небольших тиражей, причем повторное применение полимерного клише не гарантирует качества.
Из металлических клише наименее тиражестойкие — цинковые. Магниевые штампы характеризуются низкой стоимостью и хорошо подходят для коротких тиражей — до 5 тыс. оттисков. Однако они не обеспечивают высокого разрешения. В частности, углы на оттиске могут воспроизводиться немного закругленными.
Медные штампы обеспечивают лучшее разрешение, чем магниевые, и имеют тиражестойкость от 50 до 100 тыс. оттисков. Они пригодны и для конгревного тиснения с небольшой глубиной рельефа.
Для получения наиболее качественных отпечатков с подробной проработкой деталей используется самый дорогой вид форм — латунные.
Изготовление латунного клише — процесс длительный и сложный. Высокая прочность латунного сплава не позволяет травить пластины кислотой с удовлетворительным качеством и скоростью. Поэтому необходима механическая обработка на специальных станкахграверах. Затем этот процесс может продолжаться вручную для получения высокохудожественных клише с тонкой проработкой деталей. Тиражестойкость латунного клише очень высока. Латунные формы используют в основном для конгревного тиснения.
Латунные клише выдерживают тиражи свыше миллиона оттисков. Они позволяют воспроизводить графические элементы с резкими, четкими краями. Очень высокой тиражестойкостью характеризуются и стальные штампы.
Штампы изготавливаются методами травления или механически — фрезерованием и гравированием.
Существуют материалы, на которые нанести фольгу трудно. Как правило, они имеют прорезиненную основу. Так, с фольгой не сочетаются некоторые виды кожзаменителей.
Слепое, или блинтовое (от нем. blint — слепой), тиснение обычно используется для получения рельефного бескрасочного изображения. Полученный оттиск выглядит вдавленным и часто имеет более темный оттенок, чем сам материал. Это объясняется чувствительностью материала к температуре.
Слепое тиснение обычно подходит ко всем материалам. Но иногда материал слишком твердый (например, некоторые виды пластика), и выполнить на нем тиснение бывает проблематично. В этом случае больше подойдет фольгирование.
Виды рельефных тиснений
При горячем тиснении фольгой возможно создание рельефного изображения за счет пластической деформации материала. Различают плоское и конгревное рельефное тиснение. В первом случае рельеф формируется только за счет воздействия штампа, во втором — материал зажимается между штампом и матрицей (контрштампом). Плоское тиснение применяется в основном при работе с толстыми материалами, например с переплетным картоном. Конгревное тиснение обеспечивает эффект рельефности на материалах любой толщины. При конгревном тиснении, в зависимости от конфигурации штампа, тисненые элементы могут лежать как в одной, так и в нескольких плоскостях.
Тигельная машина
Для придания оттискам запоминающегося вида и повышения степени их защиты от подделки в полиграфии используются так называемые радужные голограммы — микрорельефные изображения на фольге. Существующие радужные голограммы условно можно разделить на три типа:
- плоские;
- объемные — содержащие несколько уровней, создающих 3Dэффект объема изображения;
- полностью объемные трехмерные изображения.
В последнее время разрабатываются всё новые оптические защитные элементы на базе фольги: цифровые голограммы, гелиограммы, Trustseal и т.п.
Вид датчика отслеживания голограмм
Конгрев — многоуровневое выпуклое тиснение (названное так в честь своего разработчика Уильяма Конгрева), при котором применяется матрица (верхнее зеркальное клише) и контрматрица (пуансон). Таким методом тиснят только листовой материал, который способен изменять свою форму. Материал, на короткое время зажатый между штампом и матрицей, принимает форму клише и остается в таком положении. В результате получается красивый объемный трехмерный оттиск. Недостатком конгрева является то, что толстый материал, формируемый между штампом и матрицей, не передает тонких деталей, а тонкий материал не держит объемную форму достаточно долго. |
Голограммы для горячего тиснения имеют структуру, аналогичную структуре обычной фольги для горячего тиснения. Одно из основных требований при нанесении голограмм на оттиск — точное соблюдение приводки относительно запечатанного изображения, поэтому для их припрессовки используются специальные прессы, оснащенные сложными системами контроля приводки и совмещения.
Критерии оценки качества тиснения фольгой
Качественное тиснение фольгой должно иметь следующие характеристики: проработка всех линий, четкие контуры оттиска, отсутствие продавленных элементов на обороте бумаги. Почему же качество тиснения не всегда отвечает этим требованиям?
Например, нечеткое тиснение по краям может возникать при неправильно выставленной температуре или слишком высоком давлении.
«Неприлипание» фольги по краям оттисков возникает в результате того, что фольга была преждевременно отделена от носителя. Для того чтобы устранить этот брак, необходимо увеличить давление в непропечатанных местах.
Пример цилиндрового пресса на основе машины высокой печати
Иногда фольга может осыпаться. Это объясняется тем, что она не соответствует используемому материалу по техническим характеристикам (например, слишком мягкая фольга). В этом случае надо выбрать более подходящий тип фольги.
Во избежание проблем многие моменты нужно учитывать еще при разработке макета под тиснение. К примеру, нужно помнить, что фольга будет целиком заполнять тисненые углубления и линии в результате будут выглядеть немного толще, чем на макете.
Для горячего тиснения фольгой применяются тигельные, плоскопечатные и ротационные прессы. Тигельные прессы для горячего тиснения различаются в зависимости от характера движения тигля, который может перемещаться как прямолинейно, так и совершать сложное движение: в одной фазе качательное, в другой — прямолинейное. Плоскопечатные прессы для горячего тиснения базируются на основе стопцилиндровых машин. Ротационные прессы отличаются наивысшей скоростью работы и вместе с тем требуют использования самых дорогих штампов. На практике для тиснения фольгой достаточно часто применяются переоборудованные машины высокой печати.